Экспедиция "Мелькарт"

Война, торговля и пиратство...

Модератор: Dedal

Экспедиция "Мелькарт"

Сообщение Dedal » 15 июл 2006, 21:30

Ещё один материал в копилку финикийского вопроса, на этот раз от экспериментальной археологии.

Современным Хейердалам посвящается :)

--------------------------------------------------------

И.К. Мельник "Путешествие в прошлое ("Мелькарт")"

Как построить корабль?

...Маленькие и юркие лодки украшались на носу головой морского конька. Строились такие суда из нескольких пород деревьев. Киль изготавливался из дуба, шпангоуты - из дуба или акации. Обшивку делали из кедра или других деревьев хвойных пород.
Длина кораблей достигала 18-20 метров, ширина - 6-7 метров. Высота борта от киля до палубы - 2,5 метра. Грузоподъёмность таких судов могла превысить 100 тонн.
Друзья прервали меня.
- Так эти "коньки" и есть тот самый прототип судна, которое ты хочешь строить?
- А как вы догадались?
- Слишком уж ты подробно о них рассказываешь.
- Да, суда-"коньки" это именно тот тип, который меня заинтересовал.
- И чем же они так примечательны?
- я считаю, что это первые в истории кораблестроения настоящие суда, построенные на базе продольно-поперечного набора, в первую очередь, и, во вторую, это те самые суда-"поплавки", ходкие, маневренные и непотопляемые. И появились они своечастно, именно тогда, когда началось активное освоение всего Средиземноморья предприимчивыми финикийскими торговцами.

- Как же будет выглядеть корабль снаружи? - спросил Сергей.
- Скажу честно, изучая материалы, связанные с кораблестроением в те далёкие времена, я постарался остановиться в первую очередь на внутренней конструкции, том самом каркасе, благодаря которому проектируемый корабль-"поплавок" в любом случае сохранял свою прочность. После многих раздумий вырисовалась определённая конструкция, уже не теретическая, а та, что будет заложена в основе "Мелькарта".
- Рассказывай, рассказывай, это уже ближе к теме, а то одна история, - зашумели ребята.
- В основу судна будет уложен киль. Киль - это и есть основная несущая балка всей конструкции корабля. Поперёк неё мы уложим шпангоуты состоящие из трёх частей, плоское днище будет плавно переходить в вертикальные борта. Я убеждён, что как ни старались финикийцы, их торговые суда, как и суда следовавших их технологиям карфагенян, греков и римлян, были похожи на ящики, заострённые в нос и корму.
Рёбра-шпангоуты крепятся также бронзовыми или железными костылями. Наш "Мелькарт" будет иметь палубу, и верхние края шпангоутов мы состыкуем поперечными бимсами. Так будет образован поперечный набор.
Для создания продольной прочности внутри каркаса будут закреплены длинные стрингеры. Вместе с досками обшивки эти связи составят основную продольную жёсткость, и их также будет скреплять металлический крепёж, хотя древние применяли и деревянные шипы.
Нос и корму "Мелькарта" составят два мощных бруса, закреплённые почти вертикально. Наше судно обязательно будет иметь палубу, которая скрепит корпус как по длине, так и по ширине. Во внутреннее помещение мы сделаем несколько люков для подачи грузов и перемещения команды.
Как и финикийские суда, мы вооружим "Мелькарт" мачтой с прямым парусом на одной рее.
Управляться он будет рулевыми и гребными вёслами. Гребные будут поворачиваться в уключинах - неповотных прорезях в специально закреплённых на борту брусках. Рулевое весло, в отличие от египетских судов, пройдёт сквозь корпус внутри деревянного подшипника.

За архитектурную основу был взят прототип малых финикийских судов, чьи изображения найдены в Ассирии. Архитектурное отличие этих судов от других известных изображений состоит в том, что их форштевень украшен головой, а ахтерштевень - хвостом морского конька-гиппокампуса.
Первое изображение судов-"коньков" находилось на рельефе ворот царского дворца Салманасара III (859-825 гг. до н.э.). Второе было обнаружено во дворце Саргона II (722-705 гг. до н.э.) в ряду рельефов, прославляющих походы царя. Хотя изображения схематичны, отчётливо видно, отчётливо видно, что суда эти похожи на морского конька, голова и хвост которого подняты, а тело является корпусом судна.
Подобные суда могли транспортировать как на палубе, так и за собой двадцать-тридцать крупных стволов древесины, а также другой груз или людей. Хотя указанные изображения открыты во дворцах ассирийских правителей, они заимствованы с натуры художниками, видевшими их в покорённых финикийских городах и там, где финикийским кораблестроителям ассирийские правители приказывали строить для них торговые и военные флоты.
В готовящемся проекте мы будем стремиться придать судну максимальные размеры. Основной задачей станет - создать прочный , но лёгкий парусник, способный автономно совершать дальние походы, перевозя грузы и людей.

Продолжение следует...
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Winnie » 15 июл 2006, 22:39

Я и тогда и сейчас сильно сомневаюсь, что суда этого класса имели полноценную палубу, несущую нагрузку - слишком велика получается парусность борта в соотношении с площадью парусов и количеством весел. Все-таки для таких посудин парус - основной движитель.
Winnie
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 775
Зарегистрирован: 28 июн 2005, 19:12

Сообщение Dedal » 16 июл 2006, 07:32

Winnie писал(а):Я и тогда и сейчас сильно сомневаюсь, что суда этого класса имели полноценную палубу, несущую нагрузку - слишком велика получается парусность борта в соотношении с площадью парусов и количеством весел. Все-таки для таких посудин парус - основной движитель.


Этим и примечательна эта экспедиция, что показала как ведёт себя такое судно в океане, какова была тактика плавания древних.
О чём и будет рассказано далее 8)
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение lex7 » 16 июл 2006, 08:41

Аватара пользователя
lex7
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2384
Зарегистрирован: 09 янв 2005, 00:45
Откуда: Cyprus, Limassol

Сообщение Velhan » 16 июл 2006, 21:50

http://www.cyprusadvertiser.com/article.php?id=1788

Это реконструкция т.н. корабля из Кирении, потерпевшего крушение в начале IV века до н.э. и обнаруженного в 1967 г.
http://www.kyreniaship.agrino.org/
http://www.xlegio.ru/greekmerchant.htm
К финикийцам не имеет отношения.
Марио идет грабить банк! (с).
Аватара пользователя
Velhan
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 223
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 00:59
Откуда: Москва

Сообщение Dedal » 17 июл 2006, 11:32

Для сравнения.
Авторы проэкта, размерения судна:

http://www.nauticalpark.org/projectmelcartr.php

------------------------------------------------------

Изображение

"Мелькарт" во всей красе. Ходовые испытания.

Изображение

В испанском порту Кангас.

Изображение

Курс в Бискайский залив.

Изображение

Во время шторма. Большой парус сорван.
"Мелькарт" дрейфует к пляжу Фруэсейра.
Хорошо виден угол крена судна на волне.

Изображение

На пути в Брест.
Последний раз редактировалось Dedal 17 июл 2006, 11:44, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение thor » 17 июл 2006, 11:38

А на каких основаниях была сделана реконструкция "Мелькарта"? Уж очень своеобразный "экстерьер" у него, ни на что не похожий! :wink:
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение Dedal » 17 июл 2006, 15:41

thor писал(а):А на каких основаниях была сделана реконструкция "Мелькарта"? Уж очень своеобразный "экстерьер" у него, ни на что не похожий! :wink:


Да прямых аналогов, как у "Кирении", у "Мелькарта" нет. Финикийские корабли не сохранились.
Это собирательная реконструкция. Некоторые примеры (несчитая известного рельефа "доставка леса для строительства крепостей" с морскими "коньками"):

http://www.xlegio.ru/assphoen.htm

Известный финикийский транспорт 7 века до н.э., с рельефа "Бегство Лугальбанды".

http://www.xlegio.ru/assphoenmerchant.htm

Весьма примерная реконструкция, но дающая общее представление (оригинал плохо видно).
У Кассона - это "малоазийский военный корабль 7 века до н.э."

http://histseeship.narod.ru/ur.jpg

Модель лодки из Ура (Курти). Видны "квадратные" обводы корпуса и одинаковая форма оконечностей.

http://histseeship.narod.ru/erment.jpg

"Эрментская модель". Характерное расположение гребных ярусов и вид сверху.

Все вместе они и дают возможность реконструировать финикийское торговое судно таким образом.
На фотографиях "Мелькарта" не видно, но первоначально на релинги также планировалось вешать щиты как на "эрментской модели".

Можно сказать, что корпус судна обводами весьма напоминает скандинавские лодки, только викинги так и не решились оснастить свои корабли второй палубой :(
------------------------------------------

http://histseeship.narod.ru/photo3.html

И заодно, моя "финикийская бирема 7 века до н.э."
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01


Вернуться в История мореплавания и кораблестроения

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron