Обыкновенный миф

Модератор: Лемурий

Сообщение Athenaios » 28 фев 2006, 15:26

Lusor писал(а):
Но теперь предположим, что я не расслышал одно слово из фразы. Как тогда синтезировать смысл? Я сначала должен это слово каки-то образом домыслить. Это домысливание - совершенно субъективный процесс. Я домысливаю так, как мне удобнее по тем или иным обстоятельствам. И только после этого я подключаю контекст и синтезирую смысл. Так получается миф.


Далеко не всегда. Например, в грамматике индоевропейских языков эллипсис - выпускание подразумеваемых членов - вполне распространенное явление. Поэтому для понимания целого далеко необязательно наличие всех частностей...


Но это выпускание подразумеваемых членов вполне в контексте языка. Тут на помощь приходит ситуационный контекст. О нем я упомянул. Речь идет о том случае, когда не расслышан неопускаемый, существенный член.
Ο ΠΟΙΗΣΑΣ TO ΕΞΩΘΕΝ KAI ΤΟ ΕΣΩΘΕΝ ΕΠΟΙΗΣΕΝ

Администратор портала "Новый Геродот"
Аватара пользователя
Athenaios
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1037
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:03
Откуда: Бавария

Сообщение stalin » 28 фев 2006, 18:05

Athenaios писал(а):Но тогда получается, что создавая миф, мы грубо затрагиваем сам объект понимания, т.е. мы не говорим честно, что не расслышали слово, а заменяем его по собственному усмотрению. Так?


Насколько я понимаю, слово и становится "объектом понимания" лишь тогда, когда нами услышано (или недослышано) и "понято". Так что, никаким образом "затронуто" быть не может. Если же мы осознаем, что недослышали слово, значит процесс "понимания" еще не состоялся, и "объекта понимания" также пока не существует.
"Здоровое недоверие - хорошая основа для совместной работы" И.Сталин.
Аватара пользователя
stalin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1615
Зарегистрирован: 15 июн 2005, 01:46
Откуда: UA

Сообщение Athenaios » 01 мар 2006, 04:08

stalin писал(а):Насколько я понимаю, слово и становится "объектом понимания" лишь тогда, когда нами услышано (или недослышано) и "понято". Так что, никаким образом "затронуто" быть не может. Если же мы осознаем, что недослышали слово, значит процесс "понимания" еще не состоялся, и "объекта понимания" также пока не существует.


Нет, я не то имел ввиду. Мы недослышали всего одно слово (но существенное, которое не можт быть по ситуации однозначно восстановлено).
Ο ΠΟΙΗΣΑΣ TO ΕΞΩΘΕΝ KAI ΤΟ ΕΣΩΘΕΝ ΕΠΟΙΗΣΕΝ

Администратор портала "Новый Геродот"
Аватара пользователя
Athenaios
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1037
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:03
Откуда: Бавария

Сообщение stalin » 01 мар 2006, 04:18

Возможно я что-то недопонял (недослышал :) )?

Может быть, здесь понятнее был бы пример из другой "сферы осязания" (не слуха, а зрения к примеру). Или притча про трех слепых, ощупывающих слона?
"Здоровое недоверие - хорошая основа для совместной работы" И.Сталин.
Аватара пользователя
stalin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1615
Зарегистрирован: 15 июн 2005, 01:46
Откуда: UA

Сообщение Athenaios » 01 мар 2006, 16:12

stalin писал(а):Возможно я что-то недопонял (недослышал :) )?

Возможно 8) . Что именно?

stalin писал(а):Может быть, здесь понятнее был бы пример из другой "сферы осязания" (не слуха, а зрения к примеру). Или притча про трех слепых, ощупывающих слона?

Пример, с языком, как мне кажется, наиболее показателен, ибо в любую фразу смысл предварительно уже заложен произносящим ее и есть более или менее четкая процедура восстановления этого смысла. А про слонов, думаю, еще поговорим 8)
Ο ΠΟΙΗΣΑΣ TO ΕΞΩΘΕΝ KAI ΤΟ ΕΣΩΘΕΝ ΕΠΟΙΗΣΕΝ

Администратор портала "Новый Геродот"
Аватара пользователя
Athenaios
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1037
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:03
Откуда: Бавария

Сообщение stalin » 01 мар 2006, 21:14

Athenaios писал(а):Но тогда получается, что создавая миф, мы грубо затрагиваем сам объект понимания, т.е. мы не говорим честно, что не расслышали слово, а заменяем его по собственному усмотрению. Так?


Впрочем, кажется начинаю понимать...

Тогда вопрос: что в этом случае является для нас "объектом понимания"? Фраза с подставленным нами "недостающим" словом, или первоначальная, увечная? Видимо второе, ведь мы осознаем процесс подстановки (раз не "говорим честно").

Другое дело, если этот процесс происходит подсознательно. Тогда сознание воспринимает уже готовую, искаженную фразу.

Получается, что вырваться из-под власти мифа можно "тренируясь" в сознательном восприятии информации, в недопущении подсознания к ее "фильтрации". По-моему так... :)
"Здоровое недоверие - хорошая основа для совместной работы" И.Сталин.
Аватара пользователя
stalin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1615
Зарегистрирован: 15 июн 2005, 01:46
Откуда: UA

Сообщение Athenaios » 02 мар 2006, 03:46

stalin писал(а):Тогда вопрос: что в этом случае является для нас "объектом понимания"? Фраза с подставленным нами "недостающим" словом, или первоначальная, увечная? Видимо второе, ведь мы осознаем процесс подстановки (раз не "говорим честно").

Вы меня опередили :) . Я именно в таком ключе хотел повести рассуждение. Посмотрим, что скажет Младший 8)

stalin писал(а):Получается, что вырваться из-под власти мифа можно "тренируясь" в сознательном восприятии информации, в недопущении подсознания к ее "фильтрации". По-моему так... :)

Но это же невозможно :wink:
Ο ΠΟΙΗΣΑΣ TO ΕΞΩΘΕΝ KAI ΤΟ ΕΣΩΘΕΝ ΕΠΟΙΗΣΕΝ

Администратор портала "Новый Геродот"
Аватара пользователя
Athenaios
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1037
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:03
Откуда: Бавария

Сообщение stalin » 02 мар 2006, 04:01

Athenaios писал(а):Но это же невозможно :wink:


В том-то и дело. :? И еще в том, что такой "тренировки" требует, похоже, научный взгляд на мир. А как же быть со взглядом художника, где подсознание "главнее". И как это поэтам удается "говорить первыми, хотя они не знают, что говорят" (см.Трактат)?

Может дело в некоторой неопределенности терминов "сознание" и "подсознание"? Надо бы их поглодать...
"Здоровое недоверие - хорошая основа для совместной работы" И.Сталин.
Аватара пользователя
stalin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1615
Зарегистрирован: 15 июн 2005, 01:46
Откуда: UA

Сообщение Caesar » 02 мар 2006, 13:58

чистый научный взгляд на мир - миф, который реальностью не станет, по крайней мере пока люди остаются людьми :)
Caesar
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1121
Зарегистрирован: 24 янв 2005, 08:41

Сообщение Athenaios » 02 мар 2006, 15:55

stalin писал(а):В том-то и дело. :? И еще в том, что такой "тренировки" требует, похоже, научный взгляд на мир


Научный взгляд на мир - хорошая вещь, если речь идет о практике (см. мою дискуссию с Toetomi). Но о своих основаниях и о причинах такой их эффективности современная наука знает не больше мальчика-раба из платоновского Менона :D
Ο ΠΟΙΗΣΑΣ TO ΕΞΩΘΕΝ KAI ΤΟ ΕΣΩΘΕΝ ΕΠΟΙΗΣΕΝ

Администратор портала "Новый Геродот"
Аватара пользователя
Athenaios
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1037
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:03
Откуда: Бавария

Сообщение Младший » 03 мар 2006, 16:06

Уважаемые коллеги, искренне прошу прощения, что вынужден был на время оставить дискуссию.:oops: Вопросы видел, как только смогу, вернусь и включусь.
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение stalin » 07 мар 2006, 01:12

"Реальность вещей - это их дело; видимость вещей - это дело человека, и дух, наслаждающийся видимостью, радуется уже не тому, что он воспринимает, а тому, что он производит." (Фридрих Шиллер)

И еще: "Каким же явлением обнаруживается в дикаре вступление его в царство человечности? Как бы далеко ни шли мы вглубь веков, оно одно и то же у всех племен, вышедших из рабства животного состояния: наслаждение видимостью,склонность к украшениям и играм." Здесь почему-то позволю себе усомниться... Не глубже ли? И "человечность" ли это?:?

P.S. И еще. Оттуда же. Безнадежно актуально: "Большинство людей слишком утомлено изнуренной борьбой с нуждою, чтобы собраться с силами для новой и более тяжелой борьбы с заблуждением. Довольный тем, что избавился от неприятной необходимости мыслить, человек предоставляет другим право опеки над своими понятиями, и если в нем заговорят более высокие потребности, то он с жадной верой хватается за формулы, заготовленные на этот случай государством и духовенством."
"Здоровое недоверие - хорошая основа для совместной работы" И.Сталин.
Аватара пользователя
stalin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1615
Зарегистрирован: 15 июн 2005, 01:46
Откуда: UA

Сообщение Младший » 22 мар 2006, 15:28

Дорогие коллеги, знаю: грешен. :oops: Исправлюсь. :)

Athenaios писал(а):Но тогда получается, что создавая миф, мы грубо затрагиваем сам объект понимания, т.е. мы не говорим честно, что не расслышали слово, а заменяем его по собственному усмотрению. Так?


Ну что ж... Конечно, это так, но только необходимо поменять местами субъект и предикат: описанная Вами модель, конечно, модель мифотворческая, но это довольно узкий, хоть и весьма частый способ мифотворчества. И даже здесь есть свои допущения.

Примером таких допущений здесь могут служить, скажем, весьма распространенные способы поведения в любого рода дискуссиях, обычно подпадающее под широкую область логических вывертов, именуемую «софистикой». Повторюсь с примером из любимого Кэрролла (просто это наиболее кратко и сразу обнажает схему):

- Перейдем к Домоводству, - сказала она (Черная Королева. – Мл.) - Откуда берется хлеб? Отвечай!
- Это я знаю, - радостно начала Алиса. - Он печется...
- Печется? - повторила Белая Королева. - О ком это он печется?
- Не о ком, а из чего, - объяснила Алиса. - Берешь зерно, мелешь его...
- Не зерно ты мелешь, а чепуху! - отрезала Белая Королева.


Поскольку Миф существует в общем виде как объяснительная схема, в данном примере есть три возможных реципиента для Мифа.

1) Сама Белая Королева – при условии, что она убеждена в правоте собственных слов и в верности понимания слов Алисы, т.е является носителем Мифа;

2) Алиса – при условии, что на нее ведется манипуляционная атака с целью убедить ее в собственной неправоте (т.е. в конечном счете опять же – исказить контекст);

3) Возможные наблюдатели данной сцены – при том же условии с дополнением, что, предположим, Алису Королевам необходимо дискредитировать в их глазах.

Вообще, Миф намного шире такого рода примеров и сплошь и рядом, как у Жванецкого, «позволяет допустить наличие одного дружащего» :), т.е носителя и реципиента в одном лице. Много времени прошло, не знаю, интересна ли Вам дискуссия по-прежнему, если да – могу рассказать в этой связи небезынтересную историю о том, как я однажды один день в юности был «новым русским» :).


stalin писал(а):Насколько я понимаю, слово и становится "объектом понимания" лишь тогда, когда нами услышано (или недослышано) и "понято". Так что, никаким образом "затронуто" быть не может. Если же мы осознаем, что недослышали слово, значит процесс "понимания" еще не состоялся, и "объекта понимания" также пока не существует.

Тогда вопрос: что в этом случае является для нас "объектом понимания"? Фраза с подставленным нами "недостающим" словом, или первоначальная, увечная? Видимо второе, ведь мы осознаем процесс подстановки (раз не "говорим честно").


Конечно, вторая. А если такого вот осознания не происходит – второй фразы, считайте, и не существует. По сути дела, рефлексируя над собственным пониманием (т.е. занимаясь «пониманием понимания»), мы и должны прийти к пониманию того, насколько мы исказили изначальный Смысл. Если этого нет, то носители Мифа – мы сами. «И так происходит каждый день. Во всем мире» (с) «Зеленая миля». Потому что «мысль изреченная есть ложь» и «увечим» получаемую друг от друга информацию мы абсолютно всегда. Речь может идти только о степени этой увечности.

Другое дело, если этот процесс происходит подсознательно. Тогда сознание воспринимает уже готовую, искаженную фразу.

Получается, что вырваться из-под власти мифа можно "тренируясь" в сознательном восприятии информации, в недопущении подсознания к ее "фильтрации". По-моему так...


Ну да, но это, действительно, невозможно в принципе :).

Я, кстати, тут урывками читаю Юнга. «Душа и Миф. Шесть архетипов». Так он проводит вообще убойную идею (при условии, если, я конечно, опрокидывая ее на собственную концептуальную сетку, верно понял). Юнг, как, в общем, и я, грешный :) – приверженец телеологии, и полагает, что потенциально мифологические образы нашего бессознательного (типа образа Младенца – я почему-то сразу вспомнил «Солярис») природой предназначены для весьма важной операции: они... фактически работают как Логос, не давая возможности нашему сознанию слишком Логосом увлечься, и отойти от неких «законов и корней существования сознания», т.е. фактически некоей природной правды, иными словами... уйти в Миф. Убойная вещь: просто Инь-Ян какой-то - дихотомия :). Что же эт за «правда» такая - подробно Юнг в данной работе не объясняет (либо я еще просто до этого недочитал).

stalin, я, надеюсь, Вы не обидитесь, если пару Ваших постов ниже я пока не комментировать не стану – просто там очень много своих весьма интересных коннотаций. Давайте по очереди со всем разберемся :).
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение stalin » 23 мар 2006, 00:02

Младший писал(а): Много времени прошло, не знаю, интересна ли Вам дискуссия по-прежнему, если да – могу рассказать в этой связи небезынтересную историю о том, как я однажды один день в юности был «новым русским» :)

Все на месте. Вас ждали. :)
Младший писал(а): ...потенциально мифологические образы нашего бессознательного (типа образа Младенца – я почему-то сразу вспомнил «Солярис») природой предназначены для весьма важной операции: они... фактически работают как Логос, не давая возможности нашему сознанию слишком Логосом увлечься, и отойти от неких «законов и корней существования сознания», т.е. фактически некоей природной правды, иными словами... уйти в Миф. Убойная вещь: просто Инь-Ян какой-то - дихотомия :). Что же эт за «правда» такая - подробно Юнг в данной работе не объясняет (либо я еще просто до этого недочитал).:)

Вот-вот. И я о том же. Помните мои опыты над собаками? Осмелюсь привести еще ряд разрозненных цитат на ту же тему из дискуссии выше:

МЛАДШИЙ: Пример. Вот Уран. Урана оскопили. А можно было и убить. А можно и просто как-то обмануть. Можно было и вообще свергнуть без объяснения. Конечно, оскопление как мифологический сюжет имеет свои корни, и это психоаналитики прекрасно показали. Но само по себе, оскопление (а не убийство...) не несет никакого Смысла для понимания картины мира в целом...

СТАЛИН: Почему-то пришло мне в голову понятие ИНСТИНКТ. Поди пойми пробуждающий его Смысл: что это? Почти чистый Логос, или почти чистый Миф?...

МЛАДШИЙ: И всё же я допущу по отношению к философии великое кощунство и точку зрения свою выскажу. Я полагаю, что Логос в чистом виде действительно невозможен . Они с Мифом могут существовать только в неразрывной антиномии (Миф на деле тоже не может существовать без Логоса – почему, отдельный вопрос).

СТАЛИН: Допустим. Никакого опыта нет. Никакого допущения. Только голый инстинкт. Тогда что здесь довлеет - предданность или контекст. Что это - Великая Собачья Истина, или Великий Волчий Миф? "Собачья преДДанность" - тоже хорошо...


Именно здесь и я "уперся". Инстинкты оказывают огромное влияние и на человеческое сознание. "Технически" инстинкт действует как Миф (помимо сознания). Но является при этом голосом Логоса - некой "природной правды". Таки "Инь-Янь какой-то"...("...часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо..."). Граница философии и теологии где-то рядом (если допустить, что она вообще существует).

P.S. Странный случай с Ураном приобретает, похоже, некий смысл. Равно и странный случай в одном яблоневом саду.
"Здоровое недоверие - хорошая основа для совместной работы" И.Сталин.
Аватара пользователя
stalin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1615
Зарегистрирован: 15 июн 2005, 01:46
Откуда: UA

Сообщение Младший » 23 мар 2006, 18:37

Я уже засыпаю, как боевая лошадь, стоя: во Владивостоке половина второго ночи, и мне через четыре часа опять на работу! :twisted:

Каждый день шагают ноги,
Каждый день гремят тревоги,
И снаряды рвутся каждый день...



Похоже сегодня меня хватит только на вопросы.:(

1) В связи с инстинктами. Вам не попадалась случайно одна весьма занятная книжица. Такой Ю. Линден "Обезьяны, человек и язык"?

2) И еще. :oops: Что за яблоневый сад? Эдем, что ли? :)
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Пред.След.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 38