Примечательно, что приведенный Analogopotom текст о войнах папуасов по духу схож с описанием "цветочных войн" между ацтеками и тлашкаланцами. Война (по ацтекски - йаойотль) у мешиков считалась одним из видов служения богам. Два знака - вода плюс огонь, которые обозначилось понятие "война" в ацтекских кодексах и которые в своем сочетании составляли выражение "атльлачинолли", - сами и по себе указывают на то, что в представлениях ацтеков война имела и какой-то второй, скрытый мистический смысл. Ведение "священной войны", естественно, подчинялось строгим правилам. Уже само объявление войны представляло собой сложную церемонию. Если тройственный союз решал подчинить себе какую-либо независимую страну или еще не покоренное племя, то к правителям этого города или страны одна за другой направлялись три делегации, которые должны были уговорить их добровольно присоединиться к конфедерации. Если город выражал согласие, посол от имени конфедерации безвозмездно передавал ему щиты и копья ("чтобы вы не могли сказать, будто мы напали на вас, когда вам нечем было защищаться"). Но и после этого военные действия начинались не сразу, а лишь в тот день, который жрецы-прорицатели находили особо благоприятным. На войне ацтеки предпочитали встречаться со своим противником в рукопашном бою один на один. В этом случае каждый ацтек имел возможность не только доказать свою личную воинскую доблесть, которая почиталась высшей добродетелью, но и взять в плен своего противника. Пленные и составляли ценнейшую военную добычу ацтеков. Приобретение пленных, которых можно было принести в жертву богам, являлось если не главной целью, то, во всяком случае, одной из главных целей военных походов ацтеков. Совсем особым установлением, в силу которого пленных водили к жертвенному камню даже в то время, когда ацтеки воевали, была так называемая цветочная война. Это было нечто среднее между современными маневрами и рыцарскими турнирами средневековья. В этих военных играх соревновались между собой "команды" дружественных городов. Эти цветочные войны могут служить самым несомненным доказательством того, что война у ацтеков "обычным" политико-экономическим назначением преследовала еще и другую чрезвычайно важную цель - быть самым великолепным, самым массовым и, следовательно, самым кровавым богослужением. "Обычная" война прекращалась в тот момент, когда войска конфедерации овладевали главным храмом неприятельской столицы. По представлениям ацтеков это означало, что их бог войны Уицилопочтли одержал победу над богами врагов, что "справедливость восторжествовала" и вражде можно положить конец. Понятно, что с такими воинскими обычаями ацтеки были совершенно не готовы к "тотальной" войне, которую им навязал Кортес.
Было бы хорошо, если бы здесь появился Дмитрий Беляев - он может дать подробную и новейшую информацию по вопросу.