http://www.humanities.edu.ru/db/msg/45750
Абу Аль Хассан Махмуд Бакри Муса
Город Аратта в шумерском эпосе
(вопрос иранско-месопотамских взаимоотношений и локализации)
Город Аратта неизвестного местонахождения упоминается много раз в шумерском эпосе. В поэмах об Энмеркаре, Лугальбанде и Гильгамеше, главных героях шумерской литературы…
Город Аратта, как полагают, находится на территории Иранского плато, скорее всего в горах восточнее Элама, так как гонец Энмеркара в поэме «Энмеркар и верховный жрец Аратты», прежде чем попасть в Аратту, проходит через города Элама – Сузы и Аншан – и переходит через семь гор.
Локализация Аратты. Как говорилось выше, локализация Аратты неясна. Но, судя по тексту поэм, она находилась, скорее всего, в горах (за горами) восточнее Элама, так как гонец Энмеркара, прежде чем попасть в Аратту, проходит через города Элама – Сузы и Аншан – переходит через семь гор. До сих пор нет точного определения этого иранского города. По этой проблеме высказывались различные мнения, каждое из них имеет свои причины.
Первое мнение высказал С.Н.Крамер [xii] : город Аратта находился около озера Урмии и даже восточнее. Он опирался на упоминание горы Хурум в поэме «Лугальбанда и гора Хурум». Эта гора находилась по пути между Уруком и Араттой и, по мнению Крамера, была родиной хурритов, которые обитали поблизости от озера Ван. С другой стороны, С.Н. Крамер в другом месте сказал, что Аратта находилась в современной провинции Луристан в юго-западном Иране [xiii] .
Второй исследователь, который столкнулся с этой проблемой, Г. Херрманн, когда она рассматривала торговлю лазуритом, который находился в Аратте, отметила: «Где-то на юге и юго-востоке Каспийского моря» [xiv] .
Еще одно предположение было сделано Сол Кохэном в его диссертации [xv] о том, что Аратта находилась на территории современных районов Хашадан-Нахавенд-Керманшах-Санан-даж.
В.И. Сирианиди [xvi] в одной из статей о пути, по которму шла торговля лазуритом на Древнем Востоке, предположил, что Аратта находится на севере Афганистана близ хорошо единственного известного источника лазурита в Бадахшане [xvii] . Он опирается на несколько предложений в поэме «Энмеркар и Верховный жрец Аратты» таких, как «лазурит из кусков», «лазурит у его месторождений для нее (Инанны) собирают» [xviii] , «лазурит, добываемый из гор». Таким образом, Аратта, богатая лазуритовыми источниками (по поэме), может сравниваться с районом севера Афганистана, где находится богатый источник лазурита.
Мы не можем полностью согласится с этим предположением по двум причинам: описание социально-политической системы поэтом, которая существовала в городе Аратте ни в коем случае не может совпадать с примитивной системой племенных групп, находящихся в этом районе (северный Афганистан, Бадахшан), во-вторых, до сих пор не было открыто ни одно поселение в Бадахшане, датируемое тем временем (первая половина III тыс. до н.э.). Однако, может быть, найденные памятники в Ак-Купри на севере Афганистана [xix] дадут нам новые доказательства.
Еще одно предположение было сделано Ж.Ф. Хансманом, в двух разных работах [xx] , о том, что город Аратта в шумерских поэмах идентичен поселению Шахр-и-Сохте, археологическому памятнику, находящемуся на юго-востоке озера Хелман, в котором были найдены тысячи кусочков лазурита и сердолика [xxi] .
Пытаясь доказать, что Шахр-и-Сохте был древней Араттой, Хансман опирается на то, что было сказано поэтом в поэме «Энмеркар и Верховный жрец Аратты» следующим образом. В одной части поэмы поэт описывает поездку гонца Энмеркара после того, как пересек семь гор из Урука в Аратту. Если мы обратим внимание на слова «подобно дракону, рыскающему в степи, соперников не имел», то можно интерпретировать эту строку так: под драконом здесь подразумевается, что гонец Энмеркара проезжал равнину (не имевший соперников) до его приезда в Аратту, и после того, как он перевалил через семь гор. Этот путь в Аратту был описан в поэме «Лугальбанда и Энмеркар» таким образом: «у подножия горы, на высоких горах, вниз в сторону равнины». Здесь имеется в виду, что Лугальбанда после того, как он перевалил через семь гор Аншана, шел на равнину. Эта равнина, по предположению Хансмана, может быть идентична равнине Дашт-и Лут, которая ведет в район Шахр-и-Сохте [xxii] .
Вместе с тем местонахождение Шахр-и-Сохте вблизи источника лазурита в Бадахшане с одной стороны, также существование в Шахр-и-Сохте обработки лазурита, с другой, могут быть сильным аргументом, что Аратта находилась в этом поселении.
В конце можно упомянуть, что Хансман приводит еще одно доказательство своего предположения. Отсутствие или крайняя редкость лазурита в поселениях находящихся между Шахр-и-Сохте и Месопотамией, усиливают предположение, ощущаемое в шумерских эпосах, что существовала система прямой торговли между Араттой и южной частью Месопотамии. Это предположение о том, что Аратта, упоминающаяся в шумерских эпосах, могла находиться в поселении Шахр-и-Сохте и Месопотамии раннединастического периода. Подкрепляется данными археологии в период I в поселении Шахр-и-Сохте были обнаружены оттиски цилиндрической печати, указывающие на связи с Месопотамией начала III тыс. до н.э [xxiii]
Поэтому можно прийти к выводу о том, что если существовал культурный обмен или торговля между этими регионами в этот период, то раскопки показали бы керамику или печати или другие материалы, имеющие параллели или сходные черты с изделиями, происходившими из слоев раннединастической Месопотамии. По этой причине нельзя согласиться с предположением Хансмана.
В конце важно упомянуть интересное предположение, сделанное Ю. Мажидзаде [xxiv] о том, что древний город Аратта мог находится на территории современной иранской провинции Кермана. Кажется, что это предположение является вполне логичным и самым близким к правде. Если вкратце говорить о доказательствах этого предположения, то можно сказать: согласно поэме «Энмеркар и Верховный жрец Аратты» гонец Энмеркара должен был проехать Сузы (современный Хузистан) и Аншан (современный Фарс). Затем мы знаем, что после Аншана, гонец должен был перевалить через семь гор, чтобы проехать в Аратту [xxv] . Такое географическое описание совпадает с особенностями горного района, находящегося между Фарсом и Керманом [xxvi] .
Относительно лазурита, следует упомянуть, во-первых, что существование этого минерала было доказано в двух средневековых сообщениях. Первое сообщение исходит от Хамдаллах-Мостауфи из Казвина, государственного бухгалтера султана Абу Саид (1316-1336 гг.) [xxvii] , а другое датируется 1295 г. и сделано Чан Те, китайским путешественником [xxviii] , вместе с тем, что в Сеистане, в частности в поселении Шахр-и-Сохте было обнаружено большое количество изделий из лазурита, имевших сходство с лазуритом, добытым в Бадахшане.
Все это указывает, что лазурит в Шахр-и-Сохте был импортирован из Бадахшана и был отправлен в Урук через Керман, Аншан и Сузы [xxix] . Керман находился между Шахр-и-Сохте и Уруком, таким образом, лазурит из Бадахшана (источник) попадал в Урук через Аратту, как это показано в поэме [xxx] . Существует еще указание на то, что лазурит из Бадахшана был использован местным населением Кермана в ходе перевозок в Урук (одно из возможных указаний в раскопках в Шахдаде, на северо-востоке Кермана) [xxxi] . Здесь было обнаружено огромное количество бусин из лазурита, связанных с изделиями, имевшими параллели в Месопотамии раннединастического периода II, III [xxxii] .
Археологические раскопки в Кермане открыли нам новые поселения в этом районе, указывающие на то, что Кеpман был высокоразвитым и относительно плотно населенным регионом в первой половине III тыс. до н.э. Из огромных поселений в этом регионе можно упомянуть Тепе-Яхья и Тал-и-Иблис [xxxiii] .
Осталось упомянуть об элементах близости культуры Кермана и культуры Месопотамии того времени: это изображения на хлоритовых сосудах, привозных из Тепе-Яхья; это огромное количество великолепных произведений искусства. Покрашенные статуэтки с руками, сжатыми на груди в позе молящихся, этот вид статуэток очень сильно сходен со статуэтками Месопотамии раннединастического периода; украшенные медные пластинки; хлоритовые украшенные сосуды; цилиндрическая печать, тщательно украшена сидящей богиней и другие материалы и изделия, обнаружены в погребениях Шахдада [xxxiv] – все это указывает, с одной стороны, на некоторую близость культуры Шахдада и Месопотамии, и, - что представляется важным, - на то, что в Шахдаде жили очень умелые ремесленники. Это напоминает нам о том, что было сказано поэтом в поэме «Энмеркар и Верховный жрец Аратты». Энмеркар обращается к богине Инанне: «Госпожа моя, Инанна, для Урука люди Арaтты золото, серебро для меня искусно пусть обработают» [xxxv] .
Такие культурные близкие контакты между Керманом , Сузами и Месопотамией усиливаются больше в поздний протописьменный период (Сузы С) и раннединастический период II, III (проотэламский = Сузы Д) [xxxvi] .
Можно прийти к выводу о том, что современная иранская провинция Керман остается единственным регионом, который можно точнее по сравнению с другими поселениями считать местонахождением древнего иранского города Аратта. Это предположение, подкрепляется тем фактом, что Аратта находилась по дороге перегрузки лазурита из его источников [xxxvii] . Таким образом, лазурит из Бадахшана был привезен в Шахр-и-Сохте, и там, после первичной переработки, был привезен через Аратту в Урук без прямого контакта между Шахр-и-Сохте и Месопотамией [xxxviii] .
________________________________________
[i] Kramer S.N. Enmerkar and the lord of Aratta. A Sumerian Epic Tale of Iraq and Iran. Philadelphia, 1952.
[ii] Jestin R. Le poeme de’ En-me-er-kar/ Revue de l’histoire des religions. CLI. 1957. 2. P.145-220.
[iii] Канева И.Т. Шумерский героический эпос как исторический источник// ВДИ. 1964. №3. С.214-215.
[iv] Там же. С.215
[v] Kramer S.N. The Sumerians. Their history culture and character. Chicago. 1963. P.271.
[vi] Канева И.Т. Шумерский героический эпос как исторический источник// ВДИ. 1964. №3. с.217.
[vii] Там же. С. 217.
[viii] Wilcke C. Das Lugalbandepos. Weisbaden.1969; Kramer S.N. From the tablets of Sumer. P.235-237.
[ix] Kramer S.N. The Sumerians. Chicago. P.274.
[x] Kramer S.N. The Sumerians. Chicago. P.274.
[xi] Ibid P. 275.
[xii] Ibid P.275.
[xiii] Kramer S.N. Enmerkar and the lord of Aratta. P. 3.
[xiv] Herrmann G. Lapis lazuli: the Early phase of its trade//Iraq. 1968.P.54.
[xv] Cohen S. Enmerkar and the lord of Aratta. Diss. Univ. Pennsylvania. 1973.
[xvi] Sarianidi V.I. The Lapis lazuli route in the Ancient East// Archacology. 1971. 24(3). P.12-15.
[xvii] Sarianidi V.I. The Lapis lazuli route in the Ancient East// Archacology. 1971. 24(3). P. 15.
[xviii] Канева И.Т. Шумерский героический эпос как исторический источник. С.206.
[xix] Sarianidi V.I. The Lapis lazuli route in the Ancient East// Archacology. 1971. 24(3). P.15.
[xx] Hansman J. Elamites, Achaeminians and Anshan// Iran.10.1972. P.101-126; The question of Aratta// JNES. 1978. 37. P. 331-336.
[xxi] Tosi M. Excavations et Shahr-I Sohta. A chalcolithic settelement in the Iranian sistan. Preliminary report on the first compaign, October –december 1967// East and West. 1968. 18. P.9-66; Excavations et Shahr-I Sohta, Preliminary report on the second compaign, september –december 1968// East and West. 1969. 19. P.283-386; Shahr-I Sohta// Iran. 1970.8. P. 188-189; Shahr-I Sohta// Iran. 1972. 10. P. 174-175.
[xxii] Hansman J. The question of Aratta// JNES. 1978. 37. P. 333.
[xxiii] Lamberg-Karlovsky C.C., Tosi M. Shahr-I Sokhta and Tepe-Yahya. Tracks on the Earliest history of the Iranian plateau// East and West. 1973. 23.P. 21-53.
[xxiv] Majidzadeh Y. The land of Aratta// JNES. 1976. 35. P.105-113.
[xxv] Krammer S.N. Enmerkar and the Lord of Aratta. P. 17.
[xxvi] Majidzadeh Y. The land of Aratta. P. 107.
[xxvii] Hamd-Allah Mostawfi. The geographical part of the Nuzhat-al-Qulub, trans. G. le Strange. Cambridge. 1905. P.197.
[xxviii] Laufer B. Sino Iranica. Chicago. 1919. P. 250.
[xxix] Lamberg-Karlovsky C.C., Tosi M. Shahr-I Sokhta and Tepe-Yahya. Tracks on the Earliest history of the Iranian plateau// East and West. 1973. 23.P. 27,46.
[xxx] Cohen S. Enmerkar and the lord of Aratta. P.59.
[xxxi] Hakemi A. Shahdad// Irqn. 1973. 11. P. 201-203.
[xxxii] Majidzadeh Y. The land of Aratta. P. 110.
[xxxiii] Lamberg-Karlovsky C.C., Tosi M. Shahr-I Sokhta and Tepe-Yahya. P. 29; Caldwell J. Investigation at Tal-I Iblis. P. 16-21,73.
[xxxiv] Majidzadeh Y. The land of Aratta. P. 111.
[xxxv] Kramer S.N. Enmerkar and the lord of Aratta. P.9; Канева И.Т. Шумерский героический эпос как исторический источник. C. 206.
[xxxvi] Lamberg-Karlovsky C.C. The proto-elamite settlement of Tepe Yahya// Iran. 1971. 9. P.90.
[xxxvii] Hermann G. Lapis Lasuli: The Early phase of Trade. P. 36.
[xxxviii] Lamberg-Karlovsky C.C., Tosi M. Shahr-I Sokhta and Tepe-Yahya. P.56.