Страница 2 из 4

СообщениеДобавлено: 03 окт 2008, 19:32
giga-11
Меня удивляет другое -
почему в грузинском есть слово кит -
вешапи -
если кита нет и в Чёрном море -

кита хоть наши предки и не видели но слово пришлось позаимствовать, возможно при переводе библии. надо же было описать историю и китом и Ионой

СообщениеДобавлено: 25 фев 2009, 15:45
хетт
догреческ.asp-is «змея»,аsp-al-os «рыба» – Есть и такая версия.

СообщениеДобавлено: 01 июн 2009, 13:20
Nikolay
Tibaren плохо разбираюсь в теме про вишабы, просто правка по поводу приведенного вами текста.. "..К свидетельствам Страбона и Диона Кассия можно добавить также информацию албанского историка (?) Моисея Каланкатуйского о происхождении "пришлого" народа албан от каких-то северных племен..."


Мовсэс Каганкатваци (Каланкатуаци) (VII или X вв.) — армянский историк, автор или редактор «Истории страны Алуанк» — компилятивного, скорее всего, сочинения, приписываемого ему или Мовсэсу Дасхуранци. Если не считать тех немногих упоминаний о Мовсэсе Каганкатваци, которые встречаются у армянских историков XIII в. (у Мхитара Анийского, Киракоса Гандзакаци и Мхитара Айриванского), биографические данные о нем отсутствуют. Также почти ничего неизвестно о времени его жизни. Исходя из того, что Мовсэс говорит о событиях VII в. как очевидец, некоторые исследователи (Шахназарян, Борэ, Эмин и др) относят время его жизни к VII в. Другие исследователи (Патканов, Абегян) полагают, что Мовсэс Каганкатваци жил в X в. и написал самостоятельно только III книгу «Истории страны Алуанк», а в I и II книгах он пересказал события VII в, основываясь на сведениях, заимствованных у Мовсэса Хоренаци, Егише, из житийной литературы, посланий и канонов. Это предположение основывается на том, что в III книге «Истории страны Алуанк» имеется упоминание факта взятия Партава русами в 943 или в 944 г. — события, описанного арабским писателем Ибн Мискавейх (X — XI вв.). Из сообщения самого Мовсэса Каганкатваци известно, что он был уроженцем области Утик, города Каланкатуйка, от названия которого и происходит его имя (см. Мовсэс Каганкатваци, «История страны Алуанк», кн. II, гл. 11). По происхождению он был либо утийцем, писавшим на армянском языке, либо армянином, что весьма вероятно, так как в этот период бо́льшая часть Утика была уже арменизована. Судя по приписке, имеющейся в одной из рукописей (№ 667, список 1855 г.), автор «Истории страны Алуанк» был монахом. [b]

http://www.vehi.net/istoriya/armenia/albanskymif.html
http://www.vehi.net/istoriya/armenia/kagantv/index.html

СообщениеДобавлено: 01 июн 2009, 13:41
Tibaren
Nikolay,

Правка вполне справедливая. :D Следует учесть, что текст написан азербайджанским ученым...

СообщениеДобавлено: 20 июн 2009, 14:01
хетт
Nikolay, это из-за Карабаха, азербайджанские ученые "албанизируют" истоиков, и других деятелей Арцаха, не имея никаких основании на это.

СообщениеДобавлено: 20 июн 2009, 21:57
Nikolay
хетт, я в курсе, собственно об этом и ссылки которые я привел уважаемому Тибарену)

Re: Вишапы (из темы "Багратуни")

СообщениеДобавлено: 29 ноя 2009, 00:55
vanakan
Большое заблуждение считать что слово вишап имеет иранского происхождение. Данное слово имеет хуритское происхождение основа слова VS . У хурритов есть божество, вишаишап-вишашаи. Название вишап было заимствована фарсами. С течением времени мифологический образ вишапов претерпел изменения, и в мифологии разных народов стал ассоциироваться со злыми духами, драконами и др., зачастую сохраняя первоначальную связь с водой.
Вишап ровной мере распространен на нашем ареале .Вопрос в том откуда берет вишап свое начало.Вероятнее всего, вишап относятся ко 4-му тыся челетию до н. э. В Армении вишапы (Аждахаки) находились около русел рек и озёр. В древности статуи Вишапов имели одну задачу беречь истоки вод и были связаны с культом божеств Mihr. Армяне всегда считали эти колоссальные статуи изображениями не обузданных сил и называли их вишапами, т. е. драконами. Вишапы зафиксированы на территории Грузии /Шипяк-Саномер, Гандза, Гюмбат/, Армении/ Аждаха-юрт, Гел-юрт, Текмаган-гел, Джангир-ага /Турции/Чорох-Зиарет/, Азербайджана /Фархад-еви/, Ирана/Нехавенд/.Вишапы известны как вашаб, у нахо-дагестанских народов так же вашип у абхазов – агулшап, груз. гвелешапи. Исследователи отмечали сходство вишапов Закавказья .
Абсолютно не правильно считать что вишапы были установлены в основном скотоводческими племенами на летних пастбищах где Вишапы где скотоводческие племена.Вишапы из Армении имеют ритуально религиозное значение. Учитывая это, а также сравнительную малочисленность этих памятников скульптуры в ареале можно смело утверждать, что они принадлежали этнической группе huri-mitani. Действительно по письменным источникам, киммерийцы они же скифи они же аргузай –Azguzai в VIII в.до н.э. уже являлись постоянными жителями Передней Азии.
Древняя армянская литература и мифология содержат неоднократные упоминания о «вишапах». Эти существа могут появляться и образе людей или змей, а с помощью быков могут даже взмывать в небеса. Они любят воровать зерно стоков, принимая облик мулов или верблюдов, или же увозить зерно на собственных настоящих мулах и верблюдах. Вишапы могут сосать молоко прямо из вымени коров. Некоторые вишапы любят охотиться верхом и живут в роскошных поместьях. Они держат в плену князей, царевичей и героев. В числе таких пленников был царь Армении Артавазд. Иногда вишапы являются в виде великанов и принуждают людей покоряться им.У подножия Масиса, то есть горы Арарат, было целое их поселение, и Ваган с ними боролся... В армян ской мифологии вишапы «владеют водными источниками» .

Re: Вишапы (из темы "Багратуни")

СообщениеДобавлено: 29 ноя 2009, 16:10
Tibaren
vanakan писал(а):Большое заблуждение считать что слово вишап имеет иранского происхождение. Данное слово имеет хуритское происхождение основа слова VS .

1. Где Вы взяли такую "хурритскую основу VS"?
2. Какова её хуррито-урартская и шире- восточнокавказская этимология?

Название вишап было заимствована фарсами.

О каких фарсах Вы говорите?
Это слово в значении "дракон" зафиксировано в северовосточно-иранских, юговосточно-иранских и восточноиранских:
Авестийск. vīšāpa-,
Хотанск. gukṣapa-
Ваханск. yukš,
что позволяет говорить об её исконно общеиранском характере.

Re: Вишапы (из темы "Багратуни")

СообщениеДобавлено: 29 ноя 2009, 18:35
vanakan
В разбросанных словах huri mitani основа VS дает понятие дракон, данный архе тип имеет свое продолжение в армянском языке.

Её восточно кавказская этимология связана с носителями huri mitani языкового субстрата.
Фарсы это народ который создал государство Иран.
Авеста написана на языке Авеста, для создания своей религиозной системы были заимствованы много слов и устойчивых фраз, один из них Авестийск. vīšāpa.

Re: Вишапы (из темы "Багратуни")

СообщениеДобавлено: 04 дек 2009, 15:08
Tibaren
Рекомендую ознакомиться вот с этим:
ENCYCLOPAEDIA IRANICA
http://www.iranica.com/newsite/index.is ... a071a.html

iv. Iranian Influences in Armenian
• Historical background.
• History of the problem.
• Layers of Iranian borrowings.
• Classified list of selected loanwords.
• Linguistic analysis.
• Proper names.

Re: Вишапы (из темы "Багратуни")

СообщениеДобавлено: 05 дек 2009, 15:11
vanakan
Tibaren писал(а):Рекомендую ознакомиться вот с этим:
ENCYCLOPAEDIA IRANICA
http://www.iranica.com/newsite/index.is ... a071a.html

iv. Iranian Influences in Armenian
• Historical background.
• History of the problem.
• Layers of Iranian borrowings.
• Classified list of selected loanwords.
• Linguistic analysis.
• Proper names.


С вами интересно общаться .
Данный сайт на мой взгляд не плохой но имеет одну существенную проблему подход устаревший.
Если возникнет необходимость я выскажу мое мнение.

Re: Вишапы (из темы "Багратуни")

СообщениеДобавлено: 05 дек 2009, 18:56
Tibaren
vanakan писал(а): В разбросанных словах huri mitani основа VS дает понятие дракон, данный архе тип имеет свое продолжение в армянском языке.
Её восточно кавказская этимология связана с носителями huri mitani языкового субстрата.

И где эта «восточнокавказская «основа «VS» и какова ее восточнокавказская этимология?
vanakan писал(а):.подход устаревший

Да ничуть. Посмотртите библиографию и ссылки.

Re: Вишапы (из темы "Багратуни")

СообщениеДобавлено: 05 дек 2009, 21:00
vanakan
Уважаемый давайте определимся кто ,что говорит .
Я утверждаю ,что слово вишап не заимствуемое слово и данное слово не имеет фарсы(в данном контексте форма иранский не правильно ) происхождение .
А Вы утверждайте обратно .
Если я правильно сформулировал суть вопроса жду комментарию.
Термин восточно кавказский для меня не приемлем.

Re: Вишапы (из темы "Багратуни")

СообщениеДобавлено: 06 дек 2009, 14:52
Tibaren
vanakan писал(а):Уважаемый давайте определимся кто ,что говорит .
Я утверждаю ,что слово вишап не заимствуемое слово и данное слово не имеет фарсы(в данном контексте форма иранский не правильно ) происхождение .

Пожалуйста, уважаемый. Для меня очевидно иранское (я бы даже сказал общеиранское) происхождение слова, поскольку оно представлено в совершенно разных ветвях иранских языков в закономерно дифференцированном фонетическом облике.
Термин восточно кавказский для меня не приемлем.

Приемлемость того или иного термина лично для Вас не влияет на то, что в лингвистке существует такой таксон - восточнокавказские языки, в которых рассматриваемый корень представлен в единичных языках и не имеет собственной этимологии.

Re: Вишапы (из темы "Багратуни")

СообщениеДобавлено: 07 дек 2009, 00:32
vanakan
Višaps религиозно культовый термин в армянской религиозной культуре образ не обузданной силы в лице огромной змеи .( также višaps см. Бенвенист и Рени, цит. Соч., P. 79 n. 1; Бенвенист, Ревю де études Arméniennes, 1927, с. 7-9; М. Бойс, зороастризм I, стр. 91 Н. 42; Н. Я. Марр, Я.. Смирнов, Les Vichaps, Л., 1931; на эпитет višapak ʿ др., см. Агатангелос 809 и Мовсеса 2,12; на легенде о рождении Ваагн, его višap-Хура и убийстве ее "огненные волос", см. Мовсеса 1.31 ) В Армянской религиозной культуре Vahagn является покорителем змея вишапа. Происхождение имени вишап привязывается к иранскому языку данный подход не правильный и глубоко ошибочный.Тема вишапаборства в армянский традициях имеет глубокие корни.Из территории Малатии (древний армянский горд Мелиду Мелит)была найдена фреска "Борьба со змей драконом2" Малатья, 10 До н.э.Довольно не логично иметь бога иметь змея дракона и при этом заимствовать термин.В Армянской мифологии вишап контролирует источники воды.Перейдем в Санскрит (Деванагари)в этом языке сохранились слова которые в архаике имеют характерные сближение с именем вишап
вешья -проститутка
вашам -контроль
вишну - хранител
Вишва -вселенная
Вишанти- падают
виша – яд
вишайя - объекты чувственных радостей; предмет переживания: объекты, воспринимаемые в состоянии бодрствования
вишва - "весь", "всё"; материальный мир; стадия бодрствования (воспринимаются объекты материального мира)
Вишва-ишвара - Бог, владыка всей вселенной
вишвакарта - космический труженик, всесоздатель
вишванара - "всечеловек"; тот, кто поддерживает всех людей
вишварупа - "обладающий всеми формами"; универсальная, вселенская форма
вишвуду (телугу) - физическое тело (как производное вишвы)
вишеша - особенность, "одиночное", первосубстанция, часть
вишиштадвайта - "отличная от двойственности"; философская система, согласно которой существуют два независимых начала: обладающая сознанием душа и не обладающий сознанием мир, являющиеся аспектами одного Божественного принципа
Вишну - один из трех главных богов индуистской Троицы, воплощение космических сил сохранения, поддерживания
вишнусмаранам - памятование Бога (Вишну)
Из истории образовании письменных алфавитов мы знаем что алфавитная система деванагари была создана на основе финикийского алфавита .После падения арийской культуры Huri-Mitani основные носители с ценными знаниями направились на восток . И вернулись обратно в свою колыбель с Зороастром. Хьюзинг, размещает упоминаемую в Авесте «прародину» Ariev ,Airyanam vaejanh («родина ариев») в Армении.