Когда возникла мода?

Модератор: Лемурий

Сообщение Nik_Nikols » 23 окт 2008, 23:08

Сабина писал(а):Что-то совсем запуталась... в последнее время популярность чёрно-белого, звёздочек, черепов и костей и т.п. символики известного происхождения - это и есть мода или же всё-таки культурная традиция? На мой взгляд без понимания зачем эти звёздочки зажигают, в бизнесе моды делать нечего.


Ну, бизнесу мало дела до точной семантики слов.
Думаю, явление можно понимать так: "символика известного происхождения" использовалась в молодежной субкультуре как маркер принадлежности к группе "готов"; в этом смысле она (символика) является не модой, а прямым потомком тотемных татуировок и раскрасок.
С другой стороны, "готишные" мотивы подхватываются индустрией собственно моды и продолжают существование уже без связи с первоначальной функцией.
В поиске истины
Есть ли союзник?
Прыгнула лягушка.
Аватара пользователя
Nik_Nikols
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 06 окт 2007, 08:30
Откуда: Москва

Сообщение Scaevola » 23 окт 2008, 23:25

Nik_Nikols писал(а):Ну, бизнесу мало дела до точной семантики слов.
Думаю, явление можно понимать так: "символика известного происхождения" использовалась в молодежной субкультуре как маркер принадлежности к группе "готов"; в этом смысле она (символика) является не модой, а прямым потомком тотемных татуировок и раскрасок.
С другой стороны, "готишные" мотивы подхватываются индустрией собственно моды и продолжают существование уже без связи с первоначальной функцией.

До семантики, возможно, модной индустрии дела и нет, а вот до символики... :wink: С символами она всегда готова поиграть с пользой для бизнеса :wink: Кстати, "готы" - это не чёрно-белый, чёрно-чёрный стиль :wink:
Что касается того, что мода, подхватывая символы, лишает их 80% первоначального смысла - Вы правы полностью и до конца. Не так давно разговаривал с одним немецким знакомым о тамошних неонацистах:
- Есть?, - спрашиваю.
- Имеются...
- Много?
- Достаточное количество...
- И как к ним у вас относятся?
- Недолюбливают...
- И за что же?
- Да уж очень сильно от них "гомосятиной" несёт.
Я так и сел :shock: :shock: :shock:
В общем, оказалось, что высокие ботинки на шнуровке, узкие чёрные джинсы, белые футболки в обтяжку и чёрная кожа в заклёпках в совокупности с бритым черепом у современных немцев в большей степени ассоциируется не с нацизмом, а с сексуальными меньшинствами :wink:
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Aristoteles » 24 окт 2008, 07:43

Женской одеждой интересуются только мужчины, которых не интересуют женщины. ФРАНС Анатоль
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Сообщение Серж » 26 окт 2008, 21:38

Друзья, спасибо за высказанные мысли, хочу уточнить, что я имел ввиду. Я ни на секунду не сомневался, что во всех обществах (кроме первобытных) есть "цветовая дифференциация штанов". Более того, я понимаю, что практически во всех мне известных доиндустриальных обществах показной роскоши в одежде высших классов было несравнимо больше, чем сейчас. Опять же, если мы имеем в виду моду как принятые в том или ином обществе или социальном слое правила внешнего вида в конкретный момент времени, тут тоже все очевидно - понятно, что в 1500 году русские аристократки одевались не так, как французские или японские, а боярская одежда радикально отличалась от крестьянской. Наконец, я считаю, что тщеславие и зависть достаточно общечеловеческие ценности, потому стремление перещеголять другого и одеться получше, чем другие, у части людей были всегда.

Вопрос в другом - менялась ли мода в течение короткого промежутка времени - настолько короткого, чтобы люди понимали, что вкусы переменчивы и следили за тем, чтобы попасть в струю?

Уже после своего первого поста почитал Костомарова – «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях» и сделал вывод, что в этом смысле в России в описываемую эпоху не было (если верить автору). Судите сами:

«О том, чтобы платье сидело хорошо, не имели понятия. По большей части, одежды кроились и шились дома: отдавать на сторону не считалось признаком хорошего хозяйства. Русские не заботились не об изяществе формы, ни о вкусе, ни о согласии цветов, лишь бы блестело и пестрело»
«Как мужские, так и женские дорогие одежды почти всегда лежали в клетях, сундуках…Только в большие праздники и в торжественные случаи… их доставали и надевали; в обычные воскресные дни русские ходили в менее богатом наряде, а в будни не только простой народ, но и люди обоего пола среднего сословия и дворяне не щеголяли одеждой. Часто дворяне и их жёны ходили в платьях из грубого холста или сукна, притом грязных, поношенных и часто с заплатками.
Зато, когда надобно было показать себя, русский скидывал свои отрепья, вытаскивал из клетей отцовские и дедовские одежды и навешивал на себя, на жён и на детей всё, что собрано было по частям им самим, отцами, дедами и бабками. Иметь хорошее платье считалось необходимым для сколь-нибудь зажиточного хозяина».

Т.е. если характеристика верна хотя бы относительно, то мы видим:
1)Даже богатые носят одежду дедов и бабок, значит фраза «в этом сезоне (и даже в этом десятилетии) такое не носят», не канает.
2)Нет каких-то общепринятых представлений о хорошем вкусе, значит, оценивают одежду только по тому, насколько она дорогая. А цены на материалы, пущенные в ход, меняются слишком медленно, чтобы человек в течение своей жизни заметил серьёзные изменения в одежде.
3)Одежда шьётся на дому, значит, она индивидуальна и общий стиль не вырабатывается.

Добавим, что описанное Костомаровым общество отличалось консерватизмом и подозрительным отношениям ко всякого рода новшествам. Но ведь это не уникальная черта России XVI-XVII вв., а в той или иной степени характерно в целом феодальному обществу. И вообще, мне кажется, описание Костомарова подходит, например, и для европейского средневековья (но это мне кажется, описаний тамошней жизни пока под рукой нет).

В общем, закрадывается у меня подозрение, что мода как переменчивость вкусов – явление не вечное, а порожденное буржуазным обществом (об этом Ник Николс уже писал). Правда, пока это скорее умозрительное суждение. Потому и жду от уважаемых форумитов каких-то свидетельств по другим эпохам и странам.
Для камердинера нет героя, но не потому что последний - не герой, а потому что первый - камердинер. Гегель
Аватара пользователя
Серж
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 337
Зарегистрирован: 24 мар 2008, 08:31
Откуда: Барнаул

Сообщение Scaevola » 26 окт 2008, 23:10

Серж писал(а):Добавим, что описанное Костомаровым общество отличалось консерватизмом и подозрительным отношениям ко всякого рода новшествам. Но ведь это не уникальная черта России XVI-XVII вв., а в той или иной степени характерно в целом феодальному обществу. И вообще, мне кажется, описание Костомарова подходит, например, и для европейского средневековья (но это мне кажется, описаний тамошней жизни пока под рукой нет).

В общем, закрадывается у меня подозрение, что мода как переменчивость вкусов – явление не вечное, а порожденное буржуазным обществом (об этом Ник Николс уже писал). Правда, пока это скорее умозрительное суждение. Потому и жду от уважаемых форумитов каких-то свидетельств по другим эпохам и странам.

Приведённое Костомаровым оспорить трудно. Лично я считаю, что проблемы с эстетикой на Русь пришли вместе с татаро-монгольским нашествием 8) И это специфическая русская беда. В связи с этим часто приводят пример собора Василия Блаженного русских зодчих Бармы и Постника и Успенского собора Аристотеля Фиораванти - с одной стороны разудалые "многие пестроты" и величественные строгие пропорции с другой.
Если обратиться к европейским источникам, то там и эстетическому вкусу и моде уделялось большее внимание. Вальтер Скотт в "Айвенго" приводит оригинальную цитату кого-то из известных исторических персонажей того времени (XIII век) по поводу моды на короткие норманские плащи: "Скажите, Бога ради, зачем нужны эти кургузые плащи? Они не защитят вас от холода, не укроют от непогоды... и т.д." (цитирую по памяти, извините). Как-то в "Науке и жизни" попадалась интереснейшая статья об английском языке эпохи Шекспира. В числе прочего там было приведено описание 14-ти оттенков серого цвета, в том числе "серый мышиный", "серый голубиный", "серый нищенский", "серый королевский". Люди той эпохи владели этими описаниями свободно (разумеется, речь о высшем, образованном классе). Даже по сегодняшним меркам, это очень-очень хороший уровень (работа с цветом - моё ремесло). Если взять другое полушарие, Японию, то придворная дама конца X - начала XI века Сэй Сёнагон оставила изумительный дневник "Записки у изголовья"(есть в Сети), где чуть не половина посвящена описанию нарядов, комбинациям различных элементов одежды и аксессуаров, их цветовым сочетаниям как у женщин, так и у мужчин, а также модной критике (иногда очень жёсткой 8) ).
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Analogopotom » 27 окт 2008, 01:05

Мысли об одном качестве моды – ее возможности быстро реагировать на политические события, отражать изменение в массовой идеологии и духовной сфере.

Период Революции и директории во Франции.
Во время террора французы одевались напоказ небрежно. Аристократы и богачи «маскируясь» под бедноту стали носить короткую куртку-карманьолу (как и якобинцы). Отличительной частью гардероба революционеров-пролетариев были длинные до лодыжек панталоны, а не короткие штаны (cullotte). Отсюда и пошло название – санкюлот (от слова "sans culotte", т.е. "без кюлот"; кюлоты — мужские военные брюки).

Изображение

Ф. Коммисаржевский «История моды»: «В течении десяти лет революции (1790 – 1801гг) костюмы парижан менялись ежемесячно, а иногда даже ежедневно; «для того, чтобы описать костюм какого-нибудь парижанина, мало знать его вкус, нужно быть в курсе даже его политических убеждений».
В 1792 году появились подтяжки.
В женскую моду, которая с 1790 до 1794 года изменялась лишь по высоте линии талии и бюста, входит античный стиль. Исчезает корсаж на китовым усе.

Илл. Из книги « История костюма» В. Брун, М. Тильке
Изображение

Таблица 116
РЕВОЛЮЦИЯ И ДИРЕКТОРИЯ 1790 — 1795 гг. ОДЕЖДА ПАРИЖАН
Верхний ряд
1. Господин в шелковом фраке. Короткий жилет с брелоками.
2. Дама в жакете и жесткой фетровой шляпе с серебристым краем. Февраль 1790 г.
3. 4. Дамы, декабрь 1790 г.
5. Дама в чепце и круглой остроконечной шляпе с перьями. Сентябрь 1791 г.
6. Господин в суконном фраке, коротком шелковом жилете с брелоками и круглой шелковой шляпе с бантом цветов Франции (синий, белый, красный).
Средний ряд
7. Дама, 1791 г.
8. Дама, июль 1792 г.
9. Господин в открытом фраке с большим вырезом и в круглой шляпе. Август 1791 г
10. Дама в костюме цветов Республики и чепце.
11. Дама в шелковом платье и круглой остроконечной соломенной шляпе.
12. Дама в куртке, коротком жилете и шляпе с лентой цветов Республики. Все — мужского фасона.
Нижний ряд
13. 14. Дама и господин, 1795 г. («удивительная» и «невероятный»).
15. «Удивительная» в частично антикизированной одежде. 1795 г.
16. Горожанка. 1795 г.
17. 18. Щеголи, подобные «невероятному», — нувориши, биржевики и спекулянты периода Революции.

Другой пример из истории моды, когда перемены в государственном устройстве и «брожение в умах» нашли отражение в стиле костюма как женского, так и мужского – это одежда «германского Ренессанса». И в этом случае, мода диктовалась не высшим светом, а пришла, так сказать из низов.
Толчок этой тенденции – очень оригинальному средневековому милитари-стилю - задали ландскнехты, наемники императора Максимилиана, по бедноте шившие себе одежду из лоскутов разного цвета, и перекраивавшие, комбинировавшие старые или трофейные вещи.
Костюмы отличались пестротой, асимметрией и многочисленными - продольными, поперечными, прямыми, диагональными, волнистыми, в виде звезд, розеток, цветов – разрезами, которые делались везде, где возможно, и в разных направлениях. Сквозь разрезы проглядывала рубашка или нижнее платье другого цвета.
Небольшой период времени этой моде следовала вся Европа. Стиль совершенствовался. Одежда богато декорировалась, для ее пошива брались дорогие ткани.

Изображение
Таблица 64

ГЕРМАНИЯ ЛАНДСКНЕХТЫ 1500 — 1540 гг. ОДЕЖДА С РАЗРЕЗАМИ
Ландскнехты пришли на смену рыцарству как современный род войск в конце XV в. Это наемные солдаты из среды горожан и крестьян, частично — обедневшие молодые дворяне.
Верхний и средний ряд
1 — 9. Одежда с участками разных цветов (т.н. «mi-parti »); разрезы на рукавах, куртке и штанах. Украшение из перьев на берете, который был особенно широко распространен ок. 1525 — 1530 гг. Кожаный колет, плащ-накидка. Широкие, мягкие плоские башмаки. Ок. 1520 г. одежда стала более броской — резких тонов, с разрезами и буфами. Вооружение: длинное копье, алебарда и секира наряду с мечом с прямой или S-образной гардой. Преимущества огнестрельного оружия вскоре привели к господству аркебуза и мушкета.
Нижний ряд
10. Знаменосец города Базеля ок. 1520 г.
11. Ландскнехт ок. 1530 г. в одежде со множеством разрезов.
12. Капитан ландскнехтов в длинном кафтане и широком берете с украшением из перьев.
13. Председатель военно-полевого суда ок. 1530 г. — юрист, состоявший при штабе полка.

Изображение

Таблица 65
ГЕРМАНИЯ ЛАНДСКНЕХТЫ 1520 — 1560 гг.
Верхний ряд
I, 2. Помощники палача, надсмотрщики.
3. Палач в шляпе с красным пером.
4. Фельдфебель, следящий за поведением маркитанток и солдатских жен в обозе ландскнехтов.
5. Его жена, маркитантка.
Средний ряд
6 — 15 — так называемая «оттопыренная одежда» более позднего бремени — примерно с 1540 г.
6. Профос, младший полицейский судья и исполнитель наказаний. Шаровары и короткий испанский плащ. Высокая шляпа.
7. 8. Трубачи в длинных шароварах и высоких шляпах.
9. Знаменщик.
10. Солдат, вооруженный пикой. Нижний ряд
II. Наемный «солдат на двойном жаловании» с аркебузом. Шлем с богатой чеканкой.
12. Палач в' шапке с красным пером.
13. Наемный «солдат на двойном жаловании» в доспехах. Грушевидный шлем.
14. 15. Солдаты с пиками.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4599
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 27 окт 2008, 01:15

Scaevola писал(а):Если обратиться к европейским источникам, то там и эстетическому вкусу и моде уделялось большее внимание. Вальтер Скотт в "Айвенго" приводит оригинальную цитату кого-то из известных исторических персонажей того времени (XIII век) по поводу моды на короткие норманские плащи: "Скажите, Бога ради, зачем нужны эти кургузые плащи? Они не защитят вас от холода, не укроют от непогоды... и т.д." (цитирую по памяти, извините).
Почти тоже самое, но об испанском плаще, говорится в "Генрихе IV" Г. Манна.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4599
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Сабина » 30 окт 2008, 14:09

Aristoteles писал(а):Вчера еще эта женщина была такая простая и добрая, сегодня она гордая и наглая!.. И только потому, что на голове у нее появилось перо, вырванное из хвоста страуса. Как же должна гордиться эта птица, у которой их много и к тому же собственных!
КАРР Альфонс


Как же должны гордиться те, кто попирают чёрно-белые клеточки пола, топчут, вытирают о них ноги - если все дамочки в этом сезоне облачаются в клеточки эти, словно... ресторанные критики!
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Сообщение Scaevola » 30 окт 2008, 23:40

Сабина писал(а):Как же должны гордиться те, кто попирают чёрно-белые клеточки пола, топчут, вытирают о них ноги - если все дамочки в этом сезоне облачаются в клеточки эти, словно... ресторанные критики!

Уважаемая Сабина! Чёрно-белые клеточки пола... э-э-э, как бы это поделикатнее :roll: ...служат определённым маркером у психологов и некоторых других близких им специалистов 8)
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Сабина » 31 окт 2008, 14:01

Scaevola писал(а):Чёрно-белые клеточки пола... э-э-э, как бы это поделикатнее :roll: ...служат определённым маркером у психологов и некоторых других близких им специалистов 8)


Я даже не собираюсь справляться: "Доктор, а откуда у вас такие картинки :shock: :?: " Если представить в графическом виде три закона диалектики, мы получим 1) пресловутые клеточки; 2) песочные часы (лабрис, грудь и т.п.); 3) змея или кадуцей.
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Сообщение Aristoteles » 31 окт 2008, 16:30

Последний писк моды- очки, как у Сары Пелин.
До 400 баксов цена доходит, потому, что модно.
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Пред.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1