Календари в странах Европы

Модератор: Лемурий

Сообщение Analogopotom » 26 окт 2008, 21:25

Кудер
2 глава

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Гиви Чрелашвили » 27 окт 2008, 02:22

"На 62 стр. (из отсканированных) нашла, что annus mundi означает "индиктион", а что означает anni mundi? "

Однако...
Странно, что Василий ответа вам не дал, Саша.
То есть, вопрос, если annus mundi - это индиктион, то что такое anni mundi ?
Вот и Таня не смогла ответить, попросила всё предложение.
А меж тем, всего предложения не надо.
Не нужно даже знать особо латинский, который я почти и не знаю.
Надо просто знать, что такое падежы в латинском языке.
И что такое основа в латинском.
Если в русском языке основа - это именительный падеж, то в латинском - родительный. Anni mundi - это то же самое, что annus mundi, но только в родительном падеже. А annus mundi - падеж именительный.
Annus - именительный падеж слова "год" (род. anni)
Mundus - именительный падеж слова "мир" (род. mundi)
Соответственно, дословный перевод annus mundi означает "год мира",
а дословный перевод anni mundi означает "года мира".
Anno mundi - это может быть как дательным, так и творительным, и предложным. То есть, или "году мира", или "годом мира", или "в годе мира". Но еще может быть родительным, но в смысле удаления (то есть, если употребляется с предлогом "от"), т.е., "от года мира".
В латинском, как такового, предложного падежа нет. Шестой падеж называется звательным (соответствует нашему "О, Бог !".
Вот, кстати, если кому интересно.

Падеж:
Nominativus – именительный падеж (N.)
Genitivus – родительный падеж (G.)
Dativus – дательный падеж (D.)
Accusativus – винительный падеж (Acc.)
Ablativus – аблатив (соответсвует русскому творительному, предложному и родительному в значении удаления) (Abl.)
Vocativus – звательный падеж (V.)

Существительные мужского рода с окончанием -us соответствуют 2-му склонению первой модели (2-е склонение вторая модель - это окончивающиеся на -er).

Вот вам таблица окончаний для тех, кто окончивается на -us. После чего вы сможете понять, что это одно и то же слово, но в разных падежах. Может, даже сможете установить какой это падеж. А то больно смотреть, как, увидя другое окончание в латыни, вы пытаетесь найти родственное, но другое слово. Я еще понимаю англоязычных, им труднее, у них падежей нет. Но у русских-то падежи есть.
Более того, в латинском так вообще первые четыре падежа совпадают с русским.

Мужской род, 1 модель

Падеж Singularis Pluralis
Nominativus -us -i
Genitivus -i -ōrum
Dativus -o -is
Accusativus -um -os
Ablativus -o -is
Vocativus -ĕ -i

Думаю, понятно, что Singularis - единственное число, а Pluralis - множественное.
Да, вот еще.
Понятное дело, что эти выражения являются как бы идиоматическими.
То есть, употребляются как бы в отдельном словосочетании, но не в целом контексте. Дело в том, что в латинском тексте определяемое слово в родительном падеже вообще-то ставится перед определяющим словом в именительном падеже, то есть, правильней сказать не annus mundi, а mundi annus (это только для родительного падежа).
Но, насколько я помню, правило это не строгое, а просто приоритетное. То есть, сказать наоборот тоже можно.
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Сообщение sasha a » 27 окт 2008, 17:08

Всем - огромное спасибо!

anni mundi - это "года мира" (мн. число). Правильно?

то есть 7058 г - это точка отсчета при эре летосчисления в 5511 лет.

(Любопытно, что эра летосчисления в 5511 лет считается специалистами "крайне необычной". (Цыб. http://new.hist.asu.ru/biblio/imk/cib.shtml ))

В переводе на летосчисление от Р.Х. - 1547 г.
- год вступления на престол Ивана Грозного.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Гиви Чрелашвили » 27 окт 2008, 17:49

Это один из вариантов (годА мира).
Первое существительное во мн. числе и в именительном падеже, второе в ед. числе в родительном падеже.
У существительных мужского рода, окончивающихся на -us, i на конце появляется либо в родительном падеже ед. числа, либо в именительном падеже мн. числа.
Но если и другой вариант: гОда мира.
То есть, оба существительных в родительном падеже и в единственном числе.
Пример: понятие (чего ?) гОда (чего ?) мира.
Вот это уже точно зависит от контекста.
Но если это просто словосочетание, отдельно существующее, тогда да:
это годА мира.
Могу только добавить, что anno mundi - это только вариант, когда оба существительных в единственном числе, причем если второе однозначно в родительном падеже, то первое может быть или в дательном
(году мира), или в аблативе, то есть, в трех вариантах: творительном
(годом мира), предложном (в годе мира) либо в родительном с предлогом "от" (от года мира).
Если это отдельно существующее словосочетание, то тогда однозначно
"от года мира", что есть то же, что и "от сотворения мира".
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Сообщение sasha a » 28 окт 2008, 00:21

sasha a писал(а):Anni mundi
Ruthenorum 7058
Latinorum 5511
Christi 1549
more then the latins by 1546

Такая же запись находится еще в одной английской рукописи, неизвестного автора (рукопись представляет собой список некоторых статей из Судебника Ивана Грозного 1550 г.). Выглядит запись так: "The Yeare from Adam as the Greke Church writeth 7058: but after accompt of the latine Church from the beginning of the World: 5511: which was in the Yeare after Christs incarnation 1549 and were dated the second day of June".


Итак, первая запись (с учетом второй цитаты) может быть переведена след. образом:

ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА
по русскому летосчислению - 7058 год
при католической эре летосчисления в 5511 лет
от Рождества Христова - 1549 г.
Больше, чем католиков - к 1546 г.

При пересчете получается следующее:
от С.М. 7058 - 5511 = 1547 г.
от Р.Х. 1549 (2 июня -?)
больше чем католиков к 1546.

Очччень интересно и интригующе. Дело в том, что официальной точкой отсчета русско-английских отношений считается 24 августа 1553 г., когда английский корабль пристал к берегу Белого моря у монастыря св. Николая. Однако в различных документах как русского, так и английского происхождения имеются оговорки, которые позволяют отнести начало англо-русских отношений на более ранний период.

К примеру, в 1559 году купец Ричард Грей, занимавшийся строительством канатной фабрики в Холмогорах, в своем письме сообщал, что вслед за холмогорскими купцами он собирается посетить ярмарку в Лампожне, которая в этом году «будет больше, чем в предыдущие десять лет» . Оговорка Грея свидетельствует, что англичане имели достоверное представление о размерах товарооборота на лампожской ярмарке по крайней мере за десять предыдущих лет, то есть c 1549.

Получается, что эти две записи имеют отношение к началу активных сношений Англии с Россией, которые к 1546 г. уже превышали уровень торгового обмена России с католическими странами.
Похоже, что мы тут с вами сделали небольшое эпохальное открытие!
Поздравляю!
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Василий » 28 окт 2008, 06:06

Да интересно. Но с годами какая-то путаница. Июнь 7058 года в России - 1550 в Англии. Соотношение 7058/1549 могло быть только на интервале 1 сентября - 25 марта. И непонятно, к чему тут эра 5511.
Аватара пользователя
Василий
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1080
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 21:41

Сообщение sasha a » 28 окт 2008, 18:21

Да, с годами какая-то полная ерунда. При пересчете пользовались эрой в 5508 лет. Почему же 5511?

Вторая приведенная мной цитата из английского перевода Судебника 1550 г., по наблюдениям специалистов, относится к 1598-1601 гг.. Эта цитата поясняет, когда был написан Судебник:

"The Yeare from Adam as the Greke Church writeth 7058: but after accompt of the latine Church from the beginning of the World: 5511: which was in the Yeare after Christs incarnation 1549 and were dated the second day of June".

Из этого пояснения вытекает, что Судебник был написан 2 июня 1549 г.
Историкам известно, что решение о составлении нового Судебника было принято на Соборе, который состоялся в 1549 г. Но в 1549 г. было по крайней мере три Собора, о которых сохранились весьма скудные сведения.

Первый Собор происходил 24 февраля 1549 года и был посвящен разбору старого дела о ереси сподвижника Максима Грека - Иосифа Собаки. На Соборе он был осужден вторично и отправлен в заточение на Белоозеро в Нилову Пустынь.

Второй Собор состоялся 10 марта 1549 г. На нем утверждались кандидатуры святых для последующей канонизации. (вряд ли на этом Соборе занимались "градскими" делами)

И наконец - третий Собор, на котором и было принято решение о создании нового законодательства.
Выходит, последний Собор состоялся 2 июня 1549 г.?

Новый виток борьбы с ересью, уже осужденной в 1531 г., массовая канонизация новых святых (среди которых был и Пафнутий Боровский, которого Максим Грек публично отказался считать святым, так как тот "судил, кнутьем бил и деньги в рост давал"), появление Избранной Рады и всплеск законодательного творчества юного царя Ивана Васильевича - все это приходится на 1549 г.
Такое впечатление, что государь решил резко поднять авторитет Веры, улучшить нравы подданных (вспомним "Домострой" Сильвестра, тоже датируемый 1550 г.) и подтянуть Россию до европейского уровня в вопросе внутреннего устройства.
На кого он равнялся?
Не напоминает ли вам, уважаемые геродотцы, Избранная Рада английский Парламент?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Серж » 08 ноя 2008, 14:25

В мае 1923 года восточные православные церкви (русская, греческая, сербская и румынская) отказались от юлианского календаря и следующим днем за 30 сентября 1923 года стало 14 октября.


Странная ошибка. Русская православная церковь однозначно до сих пор использует юлианский стиль (может, в 1923 на него перешли обновленцы?), сербская, по-моему, тоже.
Для камердинера нет героя, но не потому что последний - не герой, а потому что первый - камердинер. Гегель
Аватара пользователя
Серж
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 337
Зарегистрирован: 24 мар 2008, 08:31
Откуда: Барнаул

Сообщение Василий » 08 ноя 2008, 18:26

Серж писал(а):
В мае 1923 года восточные православные церкви (русская, греческая, сербская и румынская) отказались от юлианского календаря и следующим днем за 30 сентября 1923 года стало 14 октября.


Странная ошибка. Русская православная церковь однозначно до сих пор использует юлианский стиль (может, в 1923 на него перешли обновленцы?), сербская, по-моему, тоже.


И ошибки нет, и Вы, Серж, тоже правы.

В 1923 году по инициативе Патриарха Константинопольского была созвана Конференция, в которой участвовало большинство Поместных Православных Церквей, и было принято решение перейти на так называемый "Ново-Юлианский календарь". Он отличается от Григорианского некоторой большей точностью, но на практике совпадает с Западным календарем вплоть до 2800 года. Этот год будет високосным по Григорианскому календарю, но простым по Ново-Юлианскому.

Русская Православная Церковь по понятным причинам не могла принимать участие в этой Конференции, и не могла представить свою точку зрения по этому вопросу. Однако святейший Патриарх Тихон попытался следовать решению Конференции и издал постановление о переходе на новый стиль. Но в России это было воспринято просто как подчинение большевистской диктатуре. Начались волнения среди православных, и уже через три недели Патриарх Тихон отзывает действие этого постановления.


цитата из "Празднуем Пасху – какой календарь правильный?"
Аватара пользователя
Василий
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1080
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 21:41

Сообщение Michael » 09 ноя 2008, 21:10

sasha a писал(а):На одной из страниц карандашом указаны следующие года:

Anni mundi
Ruthenorum 7058
Latinorum 5511
Christi 1549
more then the latins by 1546

Такая же запись находится еще в одной английской рукописи, неизвестного автора (рукопись представляет собой список некоторых статей из Судебника Ивана Грозного 1550 г.). Выглядит запись так: "The Yeare from Adam as the Greke Church writeth 7058: but after accompt of the latine Church from the beginning of the World: 5511: which was in the Yeare after Christs incarnation 1549 and were dated the second day of June".

Что это за эра такая в 5511 лет?

Переводится это так: "год от Адама как считает греческая церковь 7058-й, по счету же латинской церкви 5511-й, он же год от воплощения Христа 1549-й". Скорее всего, документ написан 2 июня 1549 года - правда, по церковному стилю 7058-й год должен был начаться только в сентябре, но в гражданских документах год часто продолжали считать с марта, иногда предыдущего, иногда последующего.

Если автор говорит нам, что 1549-й год - это 5511-й год "по счету латинской церкви", это означает точку отсчета в 3963 году до н.э.. Скорее всего, это сотворение мира по расчетам Филиппа Меланхтона. Сложно сказать, почему автор называет это "счетом латинской церкви" -Меланхтон был лютеранином.
С уважением,
Michael
Michael
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 22 май 2004, 23:03

Сообщение Michael » 09 ноя 2008, 21:15

sasha a писал(а):больше чем католиков к 1546.
<...>
Получается, что эти две записи имеют отношение к началу активных сношений Англии с Россией, которые к 1546 г. уже превышали уровень торгового обмена России с католическими странами.

Фраза "more then the latins by 1546" переводится не "больше чем католиков к 1546", а "больше, чем у латинян на 1546". Если русская православная церковь считала за год сотворения мира 5509, а "латинская" - 3963, это означает, что русский счет лет на 1546 больше, чем "латинский". Фраза относится к счету лет, а не к товарообороту России с англичанами и католиками.
С уважением,
Michael
Michael
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 22 май 2004, 23:03

Сообщение sasha a » 10 ноя 2008, 06:31

Michael, спасибо за комментарии.
А где можно почитать по поводу эры Меланхтона?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Michael » 10 ноя 2008, 12:30

sasha a писал(а):Michael, спасибо за комментарии.
А где можно почитать по поводу эры Меланхтона?

Честно говоря, не знаю. Она у меня есть в списке дат творения мира, но каких-либо подробностей у меня нет. Понимаете, ведь в западной Европе счет лет от сотворения мира никогда не использовался. Многие исследователи делали какие-то расчеты, получали свои даты Творения, у всех получались разные даты, все они имели разную степень популярности, но официальными они не становились. Лютер считал, например, что мир был сотворен в 3961-м году, а его последоватль Меланхтона - что на два года раньше. В Европе ходили десятки таких дат. Почему авторы процитированного Вами документа взяли именно дату Меланхона - Бог его знает. Может, в том месте было много лютеран? Не знаю.
С уважением,
Michael
Michael
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 22 май 2004, 23:03

Сообщение Серж » 11 ноя 2008, 07:20

Василий, спасибо за пояснение.
Для камердинера нет героя, но не потому что последний - не герой, а потому что первый - камердинер. Гегель
Аватара пользователя
Серж
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 337
Зарегистрирован: 24 мар 2008, 08:31
Откуда: Барнаул

Пред.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19