Море как элемент русского этноландшафта

Модератор: Лемурий

Море как элемент русского этноландшафта

Сообщение Евгений Беляков » 11 янв 2009, 16:56

Выкладываю свое сочинение с целью услышать критику.



МОРЕ КАК ЭЛЕМЕНТ РУССКОГО ЭТНОЛАНДШАФТА



К ВОПРОСУ О ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ РУССКОГО ЭТНОСА



Человек может покидать родину и возвращаться. Он любит родину, и это – природное свойство человека. Но слово «родина» имеет два смысла: это может быть «малая родина», место, где человек родился и вырос, к чему прикипела его душа. А есть «историческая родина», которую я, как сказано выше, называю этноландшафт. Это – родина культуры, предков. А так как поколения уходят и уходят «под землю», а народы меняют свою этническую территорию, то и этноландшафт с течением времени меняется, причем более древние слои уходят в этническое подсознание точно также, как детские травмирующие воспоминания вытесняются в бессознательное отдельного человека. Но они стремятся возвратиться в символах, снах, искусстве и неосознаваемых компонентах и интенциях этноса. И именно они, эти невидимые слои становятся важнейшим фактором, определяющим как фон и орнамент исторических событий, так и часто вообще саму судьбу народов земли.



Этносы мигрируют так же, как и люди. Археологи ведут происхождение славян от тшинецко-комаровской культуры, датируемой XV-XII веками до н.э., и расположенной в Восточной Европе от Одера до Днепра, то есть на территории современных Польши и Украины. Предание же говорит по-другому. Автор «Повести временных лет» ведет славянский род с побережья Адриатики, от нориков, иллирийцев и венедов, оттуда, где нынче расположена Венеция, прежде город венедов.

Конечно, это совсем другая природная среда, если конечно, древние авторы не ошибаются (а мы их правильно толкуем). И уже даже в русских сказках почти не осталось следа морских этноландшафтов. В русских сказках этноландшафт чаще всего представлен как густой дремучий лес, куда выезжает Иван-царевич на своем богатырском коне, это искры озер, топкие болота, пригорки.

Только откуда-то с самого дна души у некоторых художественных натур вдруг всплывают странные воспоминания о «другой родине». Однажды русский художник Петр Чахотин реставрировал часовню в горах близ Пьемонта, построенную ещё до разделения церквей. Часовня считалась чудотворной, и каждый раз, когда случалась чума или иная эпидемия, народ стекался сюда. После же выздоровления, фрески рисовали заново, новым слоем, чтобы уничтожить заразу. И вот Петр Чахотин, снимая слой за слоем, добрался до 12-го века… Все это само по себе очень интересно, но к теме нашей не имело бы отношения, если бы неожиданно в книжке о Чахотине я не наткнулся бы на такую сказанную им фразу: «О, как северная Италия похожа на русский север!» В этот момент я перевел взгляд на экран работавшего телевизора и вдруг услышал, что говорил диктор: «Псков предстал как русская Венеция!»

Я был поражен. И действительно, старинный русский Псков, ровесник Киева, построенный в месте слияния Псковы и Великой, причем под острым углом, кажется весь покоящимся «на воде»… А ведь в Адриатическом море, сравнительно неподалеку от Венеции, есть развалины древних городов, затопленные морем в древние времена.

Публицист П.Перцев писал в 1905 году (я цитирую по книге «Россия распятая» Ильи Глазунова): «Каждый из нас (русских, Е.Б.), не бывая в Венеции, знает Венецию… Венеция – именно огромный, заброшенный дом без хозяина. Его теперешние жильцы не более как случайные пришельцы, которых не замечаешь, глядя на него, и забываешь, думая о нем». И Глазунов продолжает: «…Войдя в собор Сан-Марко, испытываешь чувства, близкие от посещения Софии Киевской, построенной приблизительно в то же время, в XII веке…Я обратил внимание, что в капителях первого этажа дворца Дожей, выходящих на море, изображены разноликие скульптурные барельефы, среди которых угадываются знакомые черты славянина. Никто не может по сей день объяснить, что они означают и почему древний скульптор изобразил эти барельефы…

Венеция основана древними венедами в незапамятные времена переселения народов. Большинство из них, основав на сваях свой удивительный город, ушли на север, расселившись по всей протяженности Балтийского моря, которое в старину называлось Венедским. Историки всех времен и народов – даже советские – подтверждают, что венеды – предки славян. Не в первый раз хочу напомнить читателю, что до сих пор наши северные соседи, например финны, называют Россию страной вендов, а нас, русских, вендами. Венецианцы не были похожи поначалу на расовый тип итало-латинских племен, населявших полуостров «итальянский сапог». Светловолосые женщины, воспетые Тицианом и несравненными колористами венецианской школы, характерны для Венеции, но не для континентальной Италии. И не случайно герб господина Великого Новгорода походил на герб Венеции».

На северном побережье Европы, венеты построили город Винету (северную Венецию), которую И.Г.Гердер в свое время называл «славянским Амстердамом». Справочный отдел книги Гердера «Идеи к философии истории человечества», М., 1977, с. 672, сообщает, что Винета - «древний славянский город на острове Волин, в устье реки Одер, по легенде ПОГЛОЩЕННЫЙ МОРЕМ».

Итак, давайте подумаем: как же примирить имеющиеся данные? С одной стороны – автохтонные «славянские» племена тшинецко-комаровской (XV-XII вв. до н. э.), пшеворско-зарубинецкой (II до н. э. – II в. н. э.), пражско-корчакской (VI в. н. э.) культур, ареалы которых совпадают, и которые вообще очень похожи, так что можно предполагать, что на самом деле речь идет об одной праславянской культуре. С другой – венеты (и какие-то ещё многочисленные русы, руги, русены – с корнем «рус» - вместе с ними), которые распространились на эту географическую зону гораздо позднее, где-то в первые века нашей эры. Эти русы и венеды были членами «мобильных отрядов», гулявших по Европе и вокруг в поисках добычи. Они очень напоминали казаков, описанных Гоголем в «Тарасе Бульбе», даже такой же чуб, как был у Тараса, носил рус Святослав, киевский князь. Вероятно, эти совпадения отнюдь не случайны.

Происхождение слов «рус» и «вене» вызывает споры, но, скорее всего, они означают «кровное братство»: «рус» – это КРАСНАЯ кровь, а «вене» – тоже кровь, от чего произошло слово «вена» (сравни также венок, венец – атрибуты русской свадьбы, символ принятия в род). Эти слова в прошлом означали клятву и братство (например, итальянская вента – тайное братство).

Не следует ли, примиряя обе точки зрения, объявить, возможно, первый век нашей эры – временной точкой РОЖДЕНИЯ славянской этнической группы в результате СЛИЯНИЯ венетской и автохтонной, протославянской этнических ветвей? И, возможно, это слияние МОРЯ и ЛЕСА в дальнейшем ретранслировалось и в наших летописях, и стало легендой о призвании варягов, то есть русов или венедов, славянскими (а на самом деле праславянскими) князьями.

Древнейшую историю венедско-предславянского синтеза можно реконструировать так. В начале тысячелетия протославяне представлены зарубинецкими древностями. Затем, в I-II вв. на их земли мигрируют венеды и другие народы римской периферии (черняховская культура). Её составляли беженцы. Они не имели оружия, и их клады содержали только серебряные римские монеты при полном отсутствии медных. Зарубинецкие протославяне продвинулись на север и взаимодействуют с балтами («балто-славянское единство»). Черняховская культура была завоевана в IV веке готскими племенами, частично включившими ее в свой состав. При этом венеды рассеиваются организованными военизированными группами по всей восточной европе. Это и были русы. В дальнейшем, в V-VI веке, после гибели готского королевства от гуннов, зарубинецкие протославяне возвращаются южнее на старые места (культура пражского типа), а русы оседают на тех же и близлежащих территориях. Значит именно русы-венеды принесли любовь к морю: их, русов, даже и хоронили в ладье!



А вот примеры "просвечивания" древнего морского этноландщафта в русской поэзии и прозе.

В стихотворении «Венеция» А.Блок грезит о другой родине, помещая ее из прошлого в будущее:



…Очнусь ли я в другой отчизне,

Не в этой сумрачной стране?

И памятью об этой жизни

Вздохну ль когда-нибудь во сне?



Кто даст мне жизнь? Потомок дожа,

Купец, рыбак иль иерей

В грядущем мраке делит ложе

С грядущей матерью моей?



Быть может, веницейской девы

Канцоной нежной слух пленя,

Отец грядущий сквозь напевы

Уже предчувствует меня?



И неужель в грядущем веке

Младенцу мне – велит судьба

Впервые дрогнувшие веки

Открыть у львиного столба?…



В «Слове о полку Игореве» Ярославна шлет свою молитву-плач на море, где томится князь Игорь.



…И расплескалось МОРЕ ко полуночи,

Понесло мглу-туман к северу.

То сам Бог указывал путь Игорю

На землю Русскую, ко златому престолу отчему…



Создается впечатление, что это Азовское море или Керченский пролив. Но мы знаем, что Игоря не увозили так далеко. «Море» «Слова о полку» – это озера (возможно, Торское озеро, расположенное в самом центре земли Половецкой). Вот так и град Китеж погрузился не в море, а в озеро. Море само погрузилось в море русской души. Вспомним стихи Пушкина:



Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго помнить буду

Твой гул в вечерние часы.



В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.



Именно так и сделали наши венедские предки. Из глубины исторической памяти русского человека как бы просвечивает прежняя морская родина венетов-мореплавателей, открывших путь по рекам и морям «из варяг в греки», средиземную кругосветку. Русский человек перенес «в леса, в пустыни молчаливы» образ морских просторов, и в русских лесных просторах он – вечный мореплаватель.

Лермонтов в стихотворении «Родина» вдруг неожиданно вспоминает о море. Да! В это трудно верится, но откройте сами томик его стихотворений:



…Но я люблю – за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, ПОДОБНЫЕ МОРЯМ…



Море Лермонтов видит и в небе:



На воздушном океане,

Без руля и без ветрил,

Тихо плавают в тумане

Хоры стройные светил…



Как и Борис Пастернак в стихотворении «Сосны»:





В траве меж диких бальзаминов,

Ромашек и лесных купав,

Лежим мы, руки запрокинув,

И к небу головы задрав.



…И столько широты во взоре,

И так покорно все извне,

Что где-то за стволами море

Мерещится все время мне.



Там волны выше этих веток,

И, сваливаясь с валуна,

Обрушивают град креветок

Со взбаламученного дна.



…Смеркается, и постепенно

Луна хоронит все следы

Под белой магиею пены

И черной магией воды…



Или – в стихотворении «Ветер».



…И ветер, жалуясь и плача,

Раскачивает лес и дачу.

Не каждую сосну отдельно,

А полностью все дерева

Со всею далью беспредельной,

Как парусников кузова

На глади бухты корабельной.



У Паустовского:

"В сумерки луга похожи на море: как в море, садится солнце в травы и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Так же, как в море, над лугами дуют свежие ветры и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чащей".

Таким образом утверждение, будто этноландшафт – чисто «географическая» часть этноса не совсем верно. Когда этнос мигрирует, его первоначальная родина остается с ним в воспоминаниях, в символах, в метаформах, погружается в глубину психики, в бессознательное…

Мне кажется, в этом контексте по-новому можно посмотреть и на порыв Петра Великого построить русскую флотилию и новую столицу на берегу моря (попытку восстановить древний путь «из славян в греки»), и на роль в русской литературе Александра Грина, на явление Коктебеля в поэзии «серебряного века», и на выход Гагарина в Космос на космическом фрегате. Ведь даже само название «космический корабль» происходит от сравнения Циолковским управляемого дирижабля с кораблем. Характерно, что космические миры К.Э.Циолковский называл «эфирными островами».

Все эти разнородные явления можно объединить единым названием: русский морской романтизм (маринизм) - мировоззрение, в котором «просвечивает» первоначальная морская родина русов-мореходов.
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение sasha a » 11 янв 2009, 23:44

Идея интересная, но абсолютно недоказуема.
С таким же успехом можно говорить, что прародиной человека является Небо, ибо какой поэт/писатель/художник не обращал свой взор к небесным светилам?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Евгений Беляков » 12 янв 2009, 23:50

Русская равнина расположена на некотором удалении от морей, поэтому подавляющее большинство славян (но не тех, кто жил по берегам морей)
в жизни своей могли и не увидеть морской стихии. Но она богато представлена в фолклоре и "проецируется" на ЛЕС в живом русском языке. Можно найти множество других примеров проявления схемы "лес как море". А небо - оно и в Африке небо... Впрочем в России - небо - тоже суть море ("...на небесном окияне без руля и без ветрил...", "космические корабли бороздят океаны Космоса", "галактики - это острова Вселенной" (Циолковский) и т.д.)
Создается впечатление, что для славян само завоевание Космоса ("космоПЛАВАНИЕ") - это нечто, вытекающее из вышеуказанного замещения, из подсознательной ТОСКИ ПО МОРЮ. Если нет моря, приходится заменить его небом, Космосом, и плыть по просторам Вселенной.
Для всех народов существовало небо, но именно для славян небо ассоциировалось в основном с морем. (Кстати, Коперник - славянин, отсюда произошла коперникианская революция ;-), Федоров - Циолковский - Королев - Гагарин - славянская (русская) цепочка мечтателей о космоплавании + деятелей, в результате именно русские вышли первыми в Космос, да и сейчас, несмотря на длительный национальный кризис, космические технологии - это м.б. одно из немногих, что не отстало от мирового уровня.
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Новый » 13 янв 2009, 10:00

Уважаемый Евгений, Ваша идея о сильно ощутимом в русской фольклорной и поэтической традиции "образе моря" действительно очень интересна. Мне в связи с этим вспоминаются и народные заговоры ("...на море-окияне, на острове Буяне..."), и "на то щука В МОРЕ, чтоб карась не дремал" (нет в море ни щук, ни карасей, это речные рыбы, но море, видимо, было более выразительным образом водоёма), и "кровь - от моря" из "Голубиной книги", и то, что в сказке Ивану-царевичу щука выносит яйцо, упавшее опять-таки в море, а не в реку... Вместе с тем, мне кажется очень сомнительной версия насчет Венеции и связи "венедов" и италийских "венетов". Не является ли всё-таки это созвучие просто совпадением? Дело в том, что научно обоснованной модели, которая подтверждала бы эту преемственность, пока не создали. Я лично считаю более вероятным, что компонент русской предыстории, тесно связанный с морем и оставивший печать этой связи в национальном подсознании, - скорее всего, сарматы, часть которых входила в эллинизированное и находившееся близ Чёрного моря Боспорское царство. В другой теме я когда-то писал, что "поляне", на мой взгляд, - это не "сидящие в поле" (вокруг Киева "бяше лес и бор велик"), а "потомки пришедших из ПОЛЯ, из степи", т. е. тех самых сарматов. А "древляне" - потомки живших ДРЕВЛЕ в Приднепровье: тогда их название - естественное противопоставление "старожилов" - "пришлым". Вероятность того, что одно название является откликом на другое, усиливается тем, что суффикс один и тот же... Как бы то ни было, "черноморская" версия тоже согласуется с "тоской по морю", о которой Вы пишете.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Евгений Беляков » 12 фев 2009, 18:24

Спасибо. Конечно, этот вариант тоже вероятен. А может быть, и оба действовали, но не одновременно. Когда я учился в школе, среди моих сверстников были очень популярны "Алые паруса" Грина, другие его вещи. Все ПРОСТО БРЕДИЛИ этими фок-бим-бом-брамселями и кливерами. Некоторые прекрасно знали, например, название всех парусов. Некоторые ходили в Клуб юных моряков и т.д (я тоже этим увлекался, но ходил в КЮИ - клуб юных искусствоведов в Пушкинском). Хотя я В ОТЛИЧИЕ ОТ БОЛЬШИНСТВА моих сверстников как раз видел море вживую, а не только в кино: родители возили меня в Крым. Но большинству моих друзей это было сродни несбыточному сну. Тем не менее - играли в пиратов и в морские приключения всегда и все. Не знаю, насколько это распространено теперь...
В общем - спасибо за хорошую оценку.
Кстати, стихотворений на тему о "прежней жизни" в русской поэзии столько, что можно сборник составлять... :)
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 12 фев 2009, 18:43

Кстати, в тексте я не очень это отметил.
Вот стихотворение Лермонтова:
…Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, ПОДОБНЫЕ МОРЯМ…
ЧТО подобно морям? В четверостишье управление устроено так, что подобны морям могут быть НЕ ТОЛЬКО разливы рек, но и степей холодное молчанье, и - тем более! - лесов безбрежных колыханье.
ИМЕННО БЕЗБРЕЖНЫХ! Потому что берега есть НЕ У ЛЕСОВ, А У МОРЕЙ. И именно море - безбрежно, если смотреть вдаль.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Aristoteles » 13 фев 2009, 03:21

Я не против Вашей теории, но позвольте добавить ложку дегтя, чтоб немного оживить монолог. Замечание по поводу Лермонтова: у него проблем с морем не было, все-таки шотландская кровь указывает, что его предки были знакомы с этой стихией.

Происхождение

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году. Он был потомком древней шотландской фа­милии, один из представителей которой в XVII столе­тии выехал в Россию и поступил на русскую службу. Впрочем, несмотря на древность происхождения, род Лермонтовых не занимал в России выдающегося поло­жения и принадлежал к числу обедневших и захуда­лых. Мать Лермонтова, напротив того, происходила из богатого и влиятельного рода Арсеньевых. Вскоре пос­ле рождения Лермонтова родители его поселились в имении бабушки. Здесь мать Лермонтова скоро умерла, когда сыну не было еще трех лет.


http://www.uvm.edu/~knalibow/RUS201Lerm ... raphy.html
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Сообщение Сабина » 13 фев 2009, 12:14

Евгений Беляков писал(а): Но большинству моих друзей это было сродни несбыточному сну. Тем не менее - играли в пиратов и в морские приключения всегда и все. Не знаю, насколько это распространено теперь...


Может быть это общечеловеческая потребность, ведь все люди носят море в своей крови.
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Сообщение Ilik » 14 фев 2009, 21:44

"Морской" элемент в русском фольклоре может быть отголоском существования Азовской Руси (она же Тмутороканское княжество).
Ну а Пушкин, Лермонтов и Паустовский, упоминая море в своих произведениях, могли просто опираться на личный опыт, а не на некую память поколений. Пушкин и Паустовский жили на берегах Черного моря, Паустовский даже совершил переход на корабле из Одессы в Севастополь. Лермонтов был на Тамани.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение pan » 14 фев 2009, 22:39

Ilik писал(а):"Морской" элемент в русском фольклоре может быть отголоском существования Азовской Руси (она же Тмутороканское княжество).
Ну а Пушкин, Лермонтов и Паустовский, упоминая море в своих произведениях, могли просто опираться на личный опыт, а не на некую память поколений. Пушкин и Паустовский жили на берегах Черного моря, Паустовский даже совершил переход на корабле из Одессы в Севастополь. Лермонтов был на Тамани.


Еще задолго до появления Тмутороканского княжества славяне были хорошо знакомы с морем.
На первой карте показана миграция славянских племён в I тыс до н.э.
Изображение
как видите - они достигли Балтики и Адриатики.
На второй – расселение славянских племен во второй половине I тыс. н.э.
Изображение
Как видим, часть их все ещё занимала полуостров Ютландия, а на берегах Адриатики славяне живут и по сей день.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Ilik » 15 фев 2009, 07:41

pan писал(а):как видите - они достигли Балтики и Адриатики.

На этой первой карте в Адриатику упираются стрелы кельтов, латинов и иллиров, а славяно-германское движение показано в сторону Ютландии.
Если же мы "ныряем" так глубоко в Древний мир, то мне больше по душе праславяне-сколоты (по Б.А.Рыбакову), которые возили хлеб к Ольвии и продавали его на "Торжище борисфенитов" где-то на берегу Днепро-Бугского лимана. Опять связь с Черным морем...
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Aristoteles » 15 фев 2009, 07:48

Ilik писал(а):
pan писал(а):как видите - они достигли Балтики и Адриатики.

На этой первой карте в Адриатику упираются стрелы кельтов, латинов и иллиров, а славяно-германское движение показано в сторону Ютландии.
Если же мы "ныряем" так глубоко в Древний мир, то мне больше по душе праславяне-сколоты (по Б.А.Рыбакову), которые возили хлеб к Ольвии и продавали его на "Торжище борисфенитов" где-то на берегу Днепро-Бугского лимана. Опять связь с Черным морем...


Это под современным Очаковом.
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Re: Море как элемент русского этноландшафта

Сообщение Ilik » 15 фев 2009, 08:27

Евгений Беляков писал(а):
Этносы мигрируют так же, как и люди. Археологи ведут происхождение славян от тшинецко-комаровской культуры, датируемой XV-XII веками до н.э., и расположенной в Восточной Европе от Одера до Днепра, то есть на территории современных Польши и Украины. Предание же говорит по-другому. Автор «Повести временных лет» ведет славянский род с побережья Адриатики, от нориков, иллирийцев и венедов, оттуда, где нынче расположена Венеция, прежде город венедов.

Автор "Повести временных лет" упоминает Иллирию рядом со "Словене" в своем перечислении наследства Иафета. По мнению Д.С.Лихачева -комментатора ПВЛ - это означает, что, по представлениям летописца, славяне первоначально сидели в Иллирии. Однако нет указания на побережье Адриатического моря как на место их обитания.
Иллирик простирался от Адриатики до дунайской границы на участке между Линцем и Белградом. Тот же автор ПВЛ пишет, что "сели суть словене по Дунаеви, где есть ныне Угорська земля и Болгарська."
То же самое можно сказать и о нориках - жителях римской провинции Норик по течению Дуная. В VI в. здесь уже жили славяне. Поэтому, очевидно, а может быть, и вследствие какого-либо предания, норики и были отождествлены на Руси со славянами, пишет Лихачев.
До своего расселения на Балканах славяне дальше Дуная не заходили на юго-запад. На восточной же окраине праславянского мира водная Днепровская дорога вела прямиком в Черное море. Полагаю, что морские мотивы в фольклоре связаны все же с Черным морем, а не с Адриатическим.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение pan » 15 фев 2009, 12:16

Ilik писал(а):
pan писал(а):как видите - они достигли Балтики и Адриатики.

На этой первой карте в Адриатику упираются стрелы кельтов, латинов и иллиров, а славяно-германское движение показано в сторону Ютландии.
Если же мы "ныряем" так глубоко в Древний мир, то мне больше по душе праславяне-сколоты (по Б.А.Рыбакову), которые возили хлеб к Ольвии и продавали его на "Торжище борисфенитов" где-то на берегу Днепро-Бугского лимана. Опять связь с Черным морем...


Венетов еще Иордан связывал со славянскими племенами.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Ilik » 16 фев 2009, 07:57

pan писал(а):Венетов еще Иордан связывал со славянскими племенами.

Связывал, но размещал их (венетов) к востоку от Вислы и Карпат. (Гетика, & 34). А те "венеты", которых обозначил автор приведенной вами карты европейских миграций бронзового века, - это, скорее всего, энеты Геродота, которых отец истории относил к иллирам. (I, 196; V, 9).
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

След.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron