Очень трудно понять что-нибудь в любви...

Модератор: Лемурий

Очень трудно понять что-нибудь в любви...

Сообщение Евгений Беляков » 13 янв 2009, 00:36

Текст, написанный сегодня утром, мне кажется, подойдет к "общим вопросам", т.к. рассматривается роль религиозного фактора в женской психологии XIX века. Хотя и с укосом в литературоведение...

Всем Татьянам посвящается.

Очень трудно понять что-нибудь в любви...

Изображение

Бледная, как полотно, девушка с венком на голове, старик-жених, тонкими старческими пальцами придерживающий свечу, усмехающиеся, прицеливающиеся, безжалостно созерцающая «клубничку» публика, священник, облаченный в тяжелую священническую ризу, совершающий абсурдный обряд… Чем не «социально-ориентированное искусство»?
Для 1862 года, когда была написана эта знаменитая картина, даже тот факт, что она высталялась не на выставках передвижников, коим ее автор Василий Пукирев никогда не был, какое-то другое толкование было бы, наверно, невозможно.
Девушка, считалось тогда, просто не могла бы согласиться на такое добровольно. Деньги и еще раз деньги – вот, что правит миром дореволюционной России. Такое толкование стало общепринятым, об этом нам твердили в советской школе, да и сейчас, спроси, так большинство учителей ответит также, хотя, может быть, и припомнят, что некая Татьяна Ларина из произведения совсем другого жанра – тоже вышла замуж за старика (генерала), но по совсем другой причине…
Когда недавно я листал страницы интернета, пытаясь найти «современные комментарии», то наткнулся на следующий весьма характерный текст из учебника «Практический курс успеха»: «Сегодня, через 150 лет после ее создания, эта картина вызывает противоречивые чувства. Да, по-прежнему никто не горит желанием выйти замуж за старика. Однако же видно, что жених с положением и отвечает главному условию многочисленных объявлений на тему: «Красивая девушка ищет богатого спонсора». Тягостный вопрос: «Что лучше, выйти за несимпатичного, но зато богатого, или за любимого, но бедного, а потом грустно смотреть, как любовная лодка разбивается о быт?» давно перестал быть актуальным, да и тягостным тоже. Судя по светской хронике, большая часть современных продвинутых девушек выбирает первый вариант – и, в отличие от невесты на картине, вполне добровольно».
Похоже, в наше время картина «Неравный брак» приобретает новое звучание…
И есть в ней все же некая загадка. Например. Почему Пукирев, заявивший о себе гениальной картиной, как мы полагаем, «социального» направления, в дальнейшем никогда не обращался к этой тематике, в отличие, например, от пого же Перова или Федотова? Нет. Он писал на тему религии – далековато будет от насущных вопросов и разоблачения нравов, царящих в правящем классе…
Следующий шаг в понимании «Неравного брака» я сделал того, когда провел на картине линию «золотого сечения». Что такое «золотое сечение»? Берем отрезок АВ, делим его точкой С на две неравные части так, чтобы АС относилось к СВ так, как АВ к АС. Если принять длину отрезка АВ за единицу, то АС приблизительно равно 0,618… Это число и есть «золотое сечение». Им сознательно и бессознательно пользуются многие архитекторы, художники, даже музыканты, чтобы сделать свои произведения гармоничнее. Золотое сечение исследователи находят даже в поэзии…
Так вот. Если провести горизонтальную прямую, разделяющую картину «Неравный брак» в золотом отношении, то мы получим поразительный результат. Все ухмыляющиеся, смеющиеся и «прицеливающиеся» физиономии во главе со стариком-женихом оказываются поверх этой линии. Лишь девушка-невеста и старый священник оказываются под чертой.
Попробуйте закрыть верхнюю часть картины – и вы поймете, что происходит некое глубинное религиозное действо, общение с Богом. Вверх как грязная пена всплывают бытовые, ничтожные для всего происходящего детали, лица, косые взгляды, ухмылки – все это остается «на поверхности». И теперь картина приобретает совершенно новый смысл…
Интересно, а если попробовать применить эту идею (о роли мистического, религиозного фактора в жизни женщины XIX века) к финалу «Евгения Онегина»? Могут сказать, да, но ведь в «Энциклопедии русской жизни» нет вообще такой статьи «священник»! Парадоксально, но нет! Тем не менее, почти та же коллизия – и где только были наши глаза и уши, почему этого сопоставления мы не сделали сразу? – в «Дубровском». Брак Маши был насильственным, неестественным, - но это для нее это не имело никакого значения: тут в жизнь людскую вмешивалась иная, высшая сила, соединявшая тех, кто ею избран. Люди могут лишь подчиняться ей.
Она отказывает Дубровскому. А Татьяна?!
Недавно, пытаясь понять «что-нибудь в любви», я написал: «Считая Татьяну «положительной героиней», мы думаем, что в последней сцене романа она все еще любит Онегина. Но ведь прошло немалое время. Психологи считают (причем на основании конкретных данных), что безответная любовь длится от двух до пяти лет, в зависимости от глубины чувства. Так вот к тому времени, когда Татьяна вновь встретилась с Онегиным на балу, прошло три с половиной года. И теперь, когда Онегин стоит перед ней на коленях, Татьяна испытывает лишь легкое чувство, которое преодолимо и которое она оценивает лишь как «мелкое». («Загадка Евгения Онегина», УГ №31 за прошлый год).
Сетка «Золотого сечения», наложенная на картину «Неравный брак», приводит к иному пониманию. Чувство Татьяны очень глубокое и очень сильное. Психологи, судящие по современным меркам, когда любовь такой глубины как и такие натуры встречается совсем редко, занизили сроки…
Давайте посмотрим на происходящее в последней сцене «Евгения Онегина» глазами Татьяны. Она полюбила Евгения. Дальше – дуэль, и Евгений уезжает. Надолго. Ей кажется – навсегда. Она убеждается, теперь уже «окончательно», что Онегин ее не любит. И тогда – ей становится все равно. Дальше она живет как автомат. Подчиняется всем, кто хочет ею руководить. Автоматически уезжает в Москву, на ярмарку невест. Автоматически выходит замуж за старика: точно так, как на картине Пукирева.
Так. Вот мы и пришли к главному пункту рассуждений. Если Татьяна выходит за старого генерала точто так, как у Пукирева, то, знаете, это уж не совсем «автоматически»… Фактор религии нельзя игнорировать – это открыло нам «золотое сечение». Татьяна заключает свой внутренний, глубоко интимный договор с Богом. Генерал тут не так важен. Это мог быть, например, и какой-нибудь «тайный советник», если бы появился первым, он будет «выше золотой линии».
Проходит некоторое время и тут неожиданно появляется Онегин, вернувшийся из путешествия, Онегин, которого она любила и все еще любит с огромной силой. И признается ей в любви! И что же она должна делать?! Конфликт трудно разрешим. И она решается на «отповедь», которая, в сущности, лжива от начала и до конца, и это Пушкин совершенно не скрывает, а Онегин не замечает. Когда это для Татьяны стал столь значим свет («нас за то ласкает свет»)? Когда это для нее любовь – «такая малость»? Где в ее душе истоки жестокости и мстительности: «Сегодня очередь моя»?...
Но она все это говорит, чтобы Евгений перестал ее преследовать, чтобы обида и боль остановила его. Она жертвует своей любовью. Своим любимым… По сути дела, она жертвует собой. Бог, которому она клялась, дал ей испытание, - и она его выдержала.
Только понял ли это Онегин? Конечно, трудно понять что-нибудь в любви, слишком все неоднозначно – в литературе, как, впрочем, и в жизни.




Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение sasha a » 13 янв 2009, 04:39

Спасибо, Евгений!
Очень интересный угол зрения...

С год, наверное, назад мне попалась статья Ольги Арановской (если не ошибаюсь) о Евгении Онегине. Меня поразила ее мысль: Евгений Онегин отверг юную Татьяну и всей душой полюбил замужнюю, повзрослевшую Татьяну, потому что... она была похожа на его мать (в поэме упоминается об отце Евгения, но ни одного слова - о его матери).

Может быть, автор права, и взрослая Татьяна поняла природу страсти Евгения?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3164
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Сабина » 16 янв 2009, 14:23

Если в нагрузку к золотому сечению рассмотреть ещё и символику цветового решения, то идеальную чёрно-белую пару составляет невеста и прекрасный молодой человек, возвышающийся над толпой. Все остальные изображены в грязно-бурых и жёлтых тонах и вызывают ассоциации с уличной грязью или с ещё не разложившимися мертвецами. Художник создаёт впечатление, что невеста как бы сама является источником света, словно Дух Святой, ей противопоставлен священник, как бы этот свет затмевающий. Поруганная женственность. Его отвратительный затылок как тлеющий уголь - тление - растление. Художник изобразил социальный конфликт,вызванный ложной трактовкой религиозного долга.
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Сообщение Евгений Беляков » 21 янв 2009, 17:36

Действительно, священник больше похож на... черта.
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение sasha a » 21 янв 2009, 19:55

Религиозный фактор - сильный рычаг. Особенно при воздействии на юную женскую психику. Хорошо известно, что в 19 в. резко возросло количество женских монастырей и, соответственно, - количество монахинь. Т.е., произошел массовый уход женщин в "христовы невесты". Как вы думаете, чем это было вызвано?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3164
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Scaevola » 21 янв 2009, 23:12

sasha a писал(а):Хорошо известно, что в 19 в. резко возросло количество женских монастырей и, соответственно, - количество монахинь. Т.е., произошел массовый уход женщин в "христовы невесты". Как вы думаете, чем это было вызвано?

Когда смотришь на Соловецкий или Валаамский монастыри, понимаешь, что, кроме подвига духовного, здесь ещё и невероятный подвиг телесный. Женщинам там просто физически делать было нечего. И сколько ещё таких монастырей было построено, пока Российская империя росла в ширь? А в XIX веке стало тихонько и смирненько, можно стало спокойно заниматься внутренним деланием.
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Сабина » 22 янв 2009, 02:54

sasha a писал(а):Религиозный фактор - сильный рычаг. Особенно при воздействии на юную женскую психику. Хорошо известно, что в 19 в. резко возросло количество женских монастырей и, соответственно, - количество монахинь. Т.е., произошел массовый уход женщин в "христовы невесты". Как вы думаете, чем это было вызвано?


От позора после 25 лет прослыть старой девой, женщина могла укрыться лишь в монастыре. Так что психика здесь абсолютно не причём - тогда и в 20 веке они бы массово уходили в монастыри. Мужчин слишком много полегло в войнах.
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига


Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1