Годовщина порабощения (Люблинская уния)

Модератор: Лемурий

Годовщина порабощения (Люблинская уния)

Сообщение Aristoteles » 03 июл 2009, 12:55

Еще одна черная дата- выдаваемая за пэрэмогу Украины.
Годовщина порабощения – Праздник для Ющенко
Александр ФИДЕЛЬ
Любовь нашего президента к памятникам, отмечанию различных исторических дат давно стала притчей во языцех. Вот и на будущей неделе у Гаранта нашелся повод заняться любимым делом.

Как сообщили агентству УНИАН в Посольстве Украины в Варшаве, Виктор Ющенко по приглашению польского Президента Леха Качинского планирует 1 июля принять участие в торжествах по случаю 440-й годовщины Люблинской Унии.

Напомним, Лю?блинская у?ния — соглашение об объединении Королевства Польского и Великого княжества Литовского в федеративное государство (Rzeczpospolita Obojga Narodów — Речь Посполитая Обоих Народов). Было заключено 28 июня 1569 и 1 июля того же года было утверждено раздельно депутатами польского и литовского сеймов в городе Люблин.

Поскольку большая часть нынешней Украины входила в те времена в состав Великого Княжества Литовского, то понятно, что памятная дата имеет к нашей стране самое непосредственное отношение. Дабы оценить её значение для украинского народа необходимо вспомнить некоторые важные вехи из истории украино-литовско-польских отношений.

Литовско-русское государство

Великое княжество Литовское возникло на грани XII–XIII столетий. Объединению разрозненных земель и княжеств этого региона в начале XIII века способствовала немецкая агрессия, угроза монголо-татарского нашествия. Пути и средства включения в Великое княжество Литовское земель Западной Руси были разные: дипломатические договоры, брачные связи, захват и добровольное вхождение.

С середины ХIII в. вследствие монголо-татарских завоеваний, используя феодальную раздробленность русских земель, литовские князья стали присоединять белорусские, украинские и русские земли. В княжение Гедимина (1316–1341) литовцы проявляют большие успехи в военном деле, что объясняется также влиянием русского элемента. Русским поручаются посольства литовских князей к соседним государствам. Значение русской народности сказывается и в титуле «великого князя литовского, жмудского и русского». Две трети территории Литвы при Гедимине занимала русская народность. С Москвой у Гедимина существовал мир. Он сносился также с Польшей, германскими городскими общинами и папой, но попытка последнего крестить Гедимина не имела успеха. Все стремления сына Гедимина Ольгерда, христианина, женатого на княжне витебской, а затем княжне тверской, сосредоточены на завоевании русских областей и на приобретении влияния в русских землях. Его государственная система была заимствована из Руси. В этот период значительно расширилась территория Великого княжества Литовского за счет русских земель. Таким образом, для разрозненных западнорусских территорий Гедимин и его наследники создали государственный центр, сплочение вокруг которого предоставляло возможность вести успешную борьбу против татар.

Исторически сложилось так, что русское население основную надежду вынуждено было возлагать на литовских князей, ибо русские из-за тактики золотоордынских правителей вели друг с другом междоусобную борьбу. В XIV в. под власть Литвы попали Минск, Восточная Волынь, Подолье, Киев, Брянск, Чернигов, Луцк. С присоединением Юго-Западной и Западной Руси Литовское княжество стало великим Литовско-русским государством. 9/10 его населения составляли «русичи». Главным фактором процесса создания Великого княжества Литовского было не завоевание, не насилие, не разграбление, а «приязнь», умение устанавливать отношения литовских князей с русским населением. Характерно, что не изменилась система княжеского управления. Русские бояре охотно шли в литовское войско, поступали на службу к новому правительству. Государственным языком был древнерусский. «Русская Правда» Ярослава Мудрого являлась основным источником права. Представители литовской знати крестились русскими именами, принимали православную веру. Русские земли с их высоким уровнем культуры и правом оказали огромное влияние на политическую и общественную жизнь Литвы.

Сохранение на первом этапе развития Великого княжества Литовского древнерусских традиций, административно — территориального деления и местного управления, восприятие литовскими князями русской культуры, религии и языка позволили ученым сделать вывод, что к концу XIV в. Великое княжество Литовское стало, по сути, Литовско-русским государством. В этой стране «покоренная» нация фактически стала главенствующей не только в культурной, но и в государственно-правой жизни. Можно утверждать, что русская государственность стала основой Литовского княжества.

Первая Уния

Однако, в тоже самое время началось литовско-польское сближение. Литовские князья и польские короли имели общего противника в лице немецких рыцарских орденов, осуществлявших экспансию на балтийском побережье, кроме того, на русских землях у литовских правителей появился мощный соперник в лице крепнущего Московского Княжества.

В этих условиях Литвой и Польшей в августе 1385 г. была заключена Кревская уния. Уния носила династический характер – литовский князь Ягайло вступал в брак с польской королевой Ядвигой и получал польскую корону. В соответствии с этим договором литовский князь должен был: перевести Литву на латинскую азбуку; принять меры по возврату утерянных Польшей и Литвой земель; возвратить Польше земли, отобранные у нее кем-либо; освободить заключенных поляков; присоединить литовские и русские земли к Короне Польской. Католицизм, находившийся в Литве в зачаточном состоянии, был возведен в ранг государственной религии Великого княжества Литовского, в том числе и «во всей подвластной ему Руси».

Тем не менее, Литовское Княжество сохранило значительную самостоятельность не только во внутренней политике, но и во внешней. Фактически, существовало два государства под властью одного правителя. Последующие два столетия ознаменовались сложными политическими процессами, связанными с экспансией на литовско-русские земли поляков и католической церкви и сопротивлением этому со стороны литовской и русской православной знати. Уже в 1387 году Великий князь Литовский и король Польский Ягайло издает ряд привилеев, которые не только утверждали права и преимущества церквей, духовенства, магнатов и шляхты исключительно римского обряда, но и допускали к занятию государственных должностей только лиц католического вероисповедания. 20 февраля 1387 г. он издает Грамоту о привилегиях феодалам за переход в католическую веру.

Однако, несмотря на притеснения, в Литве православие оставалось сильным и авторитетным. Активное противостояние нововведениям литовско-русского боярства и рост его роли в государственной жизни обусловили появление привилея 1434 г., которым была сделана попытка сгладить конфессиональные различия. В этом документе говорилось: «мы желаем наши земли Литовские и Русские упорядочить и дела их привести в наилучшее состояние…, чтобы между народами этих земель не было никакого раздора, или ненужного ущерба в будущем, чтобы не ухудшалось состояние названных земель». Поэтому привелей уравнял русских князей и бояр с литовскими. Однако, этот привилей, как и последующие, фактически не изменил правовой статус русской знати, ибо условием получения шляхетских вольностей было, по-прежнему, принятие католической веры.

Законодательным актом, который имел большое влияние на политический строй Великого княжества литовского был Виленский привилей 1447 г. Он оформил правоспособность не только шляхты, но и других свободных классов, юридически оформил их основные права. Этот привилей был составлен вопреки интересам поляков и поэтому не содержал, например, упоминаний о конфессиональных различиях. Он запрещал «призывать иностранцев, а с ними и поляков в Раду литовских господарей».

До середины XVI ст., несмотря на усиление польского влияния в литовском обществе, литовской знати удавалось отстаивать самобытность и самостоятельность княжества от всяких попыток со стороны Польши усилить унию и крепче привязать Литву к Польской короне.

Поглощение и порабощение

Обстоятельства изменились в середине XVI в. Литва вступила в войну с Москвою из-за Ливонии и вела ее очень неудачно Иван Грозный взял Полоцк, опустошил добрую половину Литовского княжества и угрожал дальнейшими завоеваниями. В прежнее время литовская знать сама охотно шла под московскую власть; теперь же князья и паны литовские страшились и ненавидели Ивана Грозного за его жестокости против бояр и не желали ему подчиниться, боясь его опричнины. Они поэтому искали помощи против Москвы у Польши, а польское правительство воспользовалось этим в своих видах.

В то время королем Польским и великим князем Литовским был бездетный Сигизмунд II Август. С его смертью прекращался род Ягайловичей (Ягеллонов) и возникал вопрос о судьбе Польского и Литовского престолов. Пользуясь затруднительным положением Литвы, король и поляки стали настойчиво проводить мысль о вечной унии на общих сеймах литовской и польской знати и шляхты. До 1569 г. Литва сопротивлялась. Но в 1569 г. на сейме в г. Люблине сопротивление литовских патриотов было сломлено и после больших споров и неудовольствий составлен был акт о вечной унии обоих государств, образовавших отныне одно нераздельное государство — Речь Посполитую.

По Люблинской унии южная половина Литовского княжества (т.е., входившая в состав Литвы часть нынешней Украины)) была прямо присоединена к Короне, то есть вошла в состав Польского королевства. Остальная же Литва образовала особое Княжество в реальной унии с Короною. Характерно, что в период предшествовавший заключению Унии, король Сигизмунд, дабы привлечь к её поддержке украинскую шляхту, издал целый ряд актов, существенно снимавших дискриминационные ограничения для православных. Особенно привлекала знать возможность распространения на литовские земли польских законов, обеспечивающих шляхте максимум прав (особенно в отношении низших классов) при минимуме обязанностей перед государством.

Очень показательно мнение об этом событии известного канадского историка украинского происхождения Ореста Субтельного: Люблінська унія 1569 р. стала для українців подією величезної ваги. Попри всі свої недоліки Велике князівство Литовське протягом двох століть створювало для них сприятливі умови існування. Українські князі хоч і підпорядковувалися литов- цям, однак мали великий вплив у суспільній, економічній, релігійній та культурній царинах життя. Проте, як свідчила доля Галичини, що першою потрапила під вла- ду Польщі, з переходом українських земель від Литви до Польщі було поставлено під сумнів саме існування українців як окремої етнічної спільності. (http://uahistory2006.narod.ru)

К мнению Ореста Субтельного стоит прислушаться, поскольку идеологическая ориентация этого канадского историка, ученика Александра Оглоблина (первого нацистского бургомистра Киева) общеизвестна и никаких сомнений не вызывает.

И действительно, как только Уния вступила в силу, все предыдущие обещания были забыты. Особенности польского шляхетского строя, распространяясь на все Литовско - Русские области, усилили бесправие и зависимость от шляхты простого народа. По статуту 1588 г. крестьяне закрепощались, устанавливался 20-летний срок розыска крестьянина-беглеца. После Люблинской унии усилилась дискриминация украинского населения. Украинцев подвергали всевозможным притеснениям: ограничивали территорию их проживания, не позволяли вступать в ремесленные цехи, запрещали заниматься торговлей и т. п. На вновь приобретенную для Польши «украйну» (именно с этого периода появилось и закрепилось это название) ринулись в поисках земли, богатства и власти тысячи польских шляхтичей.

Даже Михаил Грушевский вынужден был признать, что именно Люблинская уния «широко открыла двери» полякам, которые двинулись «широким потоком» на украинские земли, неся с собой католическую веру и «пренебрежительный взгляд на все русское», православное (Грушевський М. Iсторiя Украiни-Руси. К., 1993. Т. 4. С. 386–423).

Но самое главное, по акту Люблинской унии, Литва и Польша должны были соединиться в одно государство и в один народ, а единства не надеялись достигнуть без единства веры. На украинских и белорусских землях в массовом порядке появилось католическое духовенство, которое по своему социальному положению приравнивалось к шляхте. В то же время русский православный священник относился к разряду тягловых людей, то есть к зависимым холопам. Поскольку назначение высших православных иерархов также входило в компетенцию польских властей, закономерным последствием католического наступления стало провозглашение Брестской церковной Унии в 1596 году.

Православие было сочтено упраздненным и ревнителей православной веры сочли нужным подвергнуть гонениям как ослушников духовного начальства и еретиков. Православные церкви, особенно сельские, не вошедшие в унию, закрывались; на них не смотрели более как на храмы и отдавали их иногда на откуп, для извлечения дохода. Православные были лишены политических прав, рассматривались как «хлопы» (простонародье), и самая вера их именовалась «хлопскою» и вызывала презрительное отношение со стороны высших классов общества.

Естественно, столь резкое ухудшение экономического положения, усиление эксплуатации и жестокая дискриминация по национально-религиозному признаку не могли не вызвать ответной реакции! В конце XVI и начале XVII в. начинаются казацкие восстания и походы, переросшие впоследствии в восстание Богдана Хмельницкого. Но это, как говорится – совсем другая история.

Мы же вернемся в наши дни и зададимся вопросом – что же собрался праздновать в Люблине президент Украины Виктор Ющенко со своими польским и литовским коллегами? Ведь участие в торжествах подразумевает и произнесение соответствующей речи. Не претендуя на «лавры» президентских спитчрайтеров, рискну набросать её основные тезисы. Итак, мы наверняка услышим о: «кроке» на пути в Европу (неважно, в каком качестве), о вековых «нерасторжимых» узах, связывающих украинский и польский народы («узы», напомним, один из синонимов слова – кандалы), о выборе между азиатской деспотией и европейской свободой – т.е., о возможности для «благородной» шляхты максимально грабить «хлопов» при минимуме обязанностей перед государством (кстати, в конечном итоге, «шляхетские вольности» ни к чему хорошему Речь Посполиту не привели) и т.п. Можно провести и исторические параллели, особенно по последнему пункту, который в современной Украине реализуется весьма успешно, правда, и конечный результат может получится такой же, как и у Речи Посполитой, в конце концов поделенной между соседями, только куда в более короткий исторический срок.

http://news2000.org.ua/next_issue/63351
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Сообщение Aristoteles » 04 июл 2009, 11:04

Как оценивает это событие канадская дияспора?
Очень показательно мнение об этом событии известного канадского историка украинского происхождения Ореста Субтельного:
Люблінська унія 1569 р. стала для українців подією величезної ваги. Попри всі свої недоліки Велике князівство Литовське протягом двох століть створювало для них сприятливі умови існування. Українські князі хоч і підпорядковувалися литовцям, однак мали великий вплив у суспільній, економічній, релігійній та культурній царинах життя. Проте, як свідчила доля Галичини, що першою потрапила під владу Польщі, з переходом українських земель від Литви до Польщі було поставлено під сумнів саме існування українців як окремої етнічної спільності.
(http://uahistory2006.narod.ru)

К мнению Ореста Субтельного стоит прислушаться, поскольку идеологическая ориентация этого канадского историка, ученика Александра Оглоблина (первого нацистского бургомистра Киева) общеизвестна и никаких сомнений не вызывает.
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Сообщение Aristoteles » 05 июл 2009, 19:23

И действительно, как только Уния вступила в силу, все предыдущие обещания были забыты. Особенности польского шляхетского строя, распространяясь на все Литовско - Русские области, усилили бесправие и зависимость от шляхты простого народа. По статуту 1588 г. крестьяне закрепощались, устанавливался 20-летний срок розыска крестьянина-беглеца. После Люблинской унии усилилась дискриминация украинского населения. Украинцев подвергали всевозможным притеснениям: ограничивали территорию их проживания, не позволяли вступать в ремесленные цехи, запрещали заниматься торговлей и т. п. На вновь приобретенную для Польши «украйну» (именно с этого периода появилось и закрепилось это название) ринулись в поисках земли, богатства и власти тысячи польских шляхтичей.

Даже Михаил Грушевский вынужден был признать, что именно Люблинская уния «широко открыла двери» полякам, которые двинулись «широким потоком» на украинские земли, неся с собой католическую веру и «пренебрежительный взгляд на все русское», православное (Грушевський М. Iсторiя Украiни-Руси. К., 1993. Т. 4. С. 386–423).
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Сообщение Aristoteles » 06 июл 2009, 20:36

Для Украины Люблинская уния имела крайне негативные последствия. Оказавшись под властью феодальной и католической Польши, большинство украинских земель столкнулись с опасностью для самого собственно существования украинцев как отдельного народа. Как констатирует историк И. Крыпьякевич «Люблинская уния, устраняя с украинских земель литовскую власть, уничтожила также остатки государственных украинских традиций, которые скрывались под формою автономии в Великом княжестве Литовском... Все развитие жизни шло под тяжелым наступлением Польши».

Вследствие унии польские магнаты и шляхта получили огромные возможности к присвоению украинских земель. Украинскому народу приходилось прикладывать значительные силы, чтобы не позволить себя уничтожить.

Люблинская уния способствовала изменениям в административном управлении украинских земель. Высшая государственная власть в Речи Посполитой принадлежала королю и сейму, в состав которого входили магнаты, шляхта и высшее католическое духовенство. В особенности привлекало польскую знать возможность распространения на украинских землях польских законов, обеспечивающих шляхте максимум прав (особенно в отношении низших классов) при минимуме обязанностей перед государством.

Под влиянием унии изменилась и судебная система. В каждом уезде внедрялись городские и земские суды, в состав которых входили представители польской шляхты. Украинская судебно-административная система была полностью лишена автономии, высшей судебной инстанцией был Люблинский трибунал.

На украинских и белорусских землях в принудительном для местного населения порядке внедрялось католическое духовенство, которое по своему социальному положению приравнивалось к шляхте, как, в то же время, близкий нам православный священник относился к зависимым холопам.

И этого оказалось мало для поляков с целью наступления на нашу веру, и в 1596 году, провозглашением Брестской церковной Унии, православная вера на украинских землях фактически была запрещена. Родное для нас православие было признано католиками уничтоженным, а несгибаемых последователей православной веры подвергли гонениям как еретиков. Православные церкви закрывались и продавались польской шляхте под конюшни.

Закономерно, что радикальное ухудшение экономического положения, не имевшее аналога в украинской истории, дискриминация по национально-религиозному признаку не могли не вызвать сопротивления. За свободу от поработителей боролись в конце XVI и начале XVII веков казацкими восстаниями, в которых тысячи достойнейших казацких сынов Украины сложили свои головы на полях брани и на польских плахах.
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина


Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 22