Теперь - о Шумере и Египте. Вы приводите интересные выдержки, но я и не оспариваю того, что шумерская и египетская цивилизации - древнейшие в мире (может быть, наряду с североиндийской: были раскопки в районе Мохенджо-Даро, там обнаружен город, датируемый примерно рубежом 4-го и 3-го тысячелетий до н. э.), что они содержали много мудрого и утонченного и что созданное ими оставило свой след в более поздних культурах. НО (опять-таки НО):
Вы никогда не задумывались - почему после завоевания Египта Александром Македонским образовавшееся там царство было уже "эллинистическим", почему греческий язык и греческая культура очень быстро сумели занять там доминирующую позицию, между тем как древнейшая, имевшая уже тогда почти трехтысячелетнее прошлое местная культура стала играть роль экзотической, колоритной примеси - не более того? По большому счету, египетская культура пала перед эллинской.
И это, по всей видимости (если схематически сопоставить известные нам контуры произошедших перемен в обоих случаях), аналогично тому, чтО случилось в Шумере.
Имеются различные типы культур. Египетская культура была в высшей степени иерархична. Немногочисленное сословие жрецов - умных, волевых и накопивших знания, - сумело обрести практически абсолютную власть над массами и образовать, на основе этой власти, империю, в рамках которой было возможно, например, строительство пирамид (т. е. возможна была мобилизация множества людей на действия, личного смысла для них не имевшие и диктуемые им лишь авторитетом властвующей касты). Такое может состояться только если массы видят в высшем сословии носителей непререкаемого, основанного на особой мудрости авторитета. Иными словами, если в стране имеются "две культуры": одна - элитарная, другая - массовая. Так и было в Египте. Вы и сами пишете (я своими словами это передаю), что религиозная элита допускала поклонение простого народа "многим богам" (в том числе - в образе крокодила, павиана или скарабея). И приобщать массы к своей мудрости, или хотя бы приближать их в той или иной степени к более утонченной религиозной практике, жрецы и не стремились. В стране сосуществовали два совершенно несопоставимых культурных "этажа" - то, чтО в древности было необходимо для создания и упрочивания империи.
Это - "кастовая" цивилизация. Нечто подобное (по очертаниям) было в древней Индии и в Центральной Америке.
У греков же была цивилизация скорее "этническая". Конечно, и у них простонародью недоступны были элитарные философские учения, но здесь стержнем культуры всё-таки было национальное предание (мифология, Гомер, окологомеровские циклы и т. д.), достигшее литературной и отчасти философской обработки. Культурные основы у "верхушки" и "масс" были всё-таки одни и те же, и народ (в среднем) был, я думаю, намного более развитый, самостоятельный и способный не дать слишком сильно поработить себя.
Дам воображаемую иллюстрацию. Вы можете представить себе греков или, скажем, германцев строящими пирамиду для одного человека? Я - не могу.
У таких народов большие государства создаются труднее и медленнее, но сама общность сплоченнее и является носительницей более монолитной и единой - а стало быть, и более мощной, - культуры. И при столкновении кастовой цивилизации и этнической вторая побеждает. Этот экскурс в дебри культурологии понадобился мне для того, чтобы дать очень вероятную модель произошедшего - за две тысячи лет до эллинизма, - в Шумере. По всей видимости, шумерская цивилизация тоже была кастовой, столкнулась с аккадской цивилизацией "этнического" типа (более единая культура, меньше разницы между "верхами" и "низами" по типу мировоззрения, преобладание "национального" начала над "кастовым") и сдала позиции (оставив, правда, в наследство достаточно немало - в том числе язык, допустим, ставший чем-то вроде "латыни"). Иного объяснения тому, что аккадцы и примкнувшие к ним позже амореи практически ассимилировали шумеров, я не вижу. Дайте его, если можете. Но культурные достижения шумеров - не аргумент. Я согласен, что они были значительны. Объяснить вы должны (если не согласны с моей моделью), почему семитское начало всё-таки одержало верх...
Если же, наконец, вернуться к древним евреям, осталось сказать только одно. Сверхзадачей (соответственно - по определению, - сверхтрудной), осознанно-сформулированной целью процессов, описанных в Библии (той национальной истории, которая там излагается) было создание первой в мире НАЦИИ, исповедующей - в качестве единой, культурно ориентирующей религии, - монотеизм, веру в единого Бога. Создание монотеистической культуры в рамках не только малочисленной касты, а целого народа, в конечном счёте, во времена Эзры (в переводе - "Ездра") было достигнуто. Процесс был, мы знаем, крайне болезненным, длительным и, надо признать, временами жестоким. Но, признавая и учитывая все его характеристики, надо всё-таки уметь соотносить это с масштабом той цели. ради которой он происходил.
Добавлю здесь ещё один момент. На завоевание Иисусом Навином Ханаана никто не "молится". Так же, как, допустим, на историю в 4-ой Царств, 1, 9-12: там пророк Илья (Илия) призывает небесный огонь и губит два ни в чём не повинных пятидесятка воинов. Или на 4 Царств, 2, 23-25 (пророк Елисей проклял посмеявшихся над ним детей, и вслед за этим сорок два из них были растерзаны двумя вышедшими из леса медведицами). Это тяжелейшие места, они никому не "нравятся", и если вы меня спрОсите, как же это мыслимо, я отвечу: спросИте что-нибудь полегче, не могу я это объяснить, да и никто не может. Это так же не поддаётся объяснению, как, пожалуй, сама проблема зла. Библия - очень сложный источник, и её величие, помимо прочего, ещё и в том, что в ней ничто не "приглаживается" и не "подслащается". И если не даются ответы на "проклятые вопросы бытия", то, по крайней мере, сами проблемы эти ставятся в гигантских масштабах (взять хотя бы книгу Иова). И именно на почве этой культуры стали возможны и все "карамазовские вопросы" христианского мира.
Продолжение следует.