Новый писал(а):Homo Sapiens писал(а):"Давно уже стало" - это не довод. Мои определения - из википедии, то же конечно, спорный источник. Но приведите свой, и, возможно, договорившись об определениях, спор разрешиться сам собой?
В той же самой википедии дается определение разума (в одноименной статье), с которым я не то чтобы однозначно согласен (это требует тщательного обдумывания, я не уверен, что оно исчерпывающее), но которое всё же кажется мне очень тонким и взвешенным: "Основа синтезирующей творческой деятельности, создающая новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем, дающая способность открывать и целеполагать". Рассудок ("ratio") есть компонент разума, но не является ему тождественным. Одно из свойств разума - способность удерживать противоречия. Иными словами - в том числе действовать, исходя из постигаемого, скажем, интуитивным, эмоциональным или иным НЕ логическим и Не эмпирическим путём. Т. е. из недоказанного и, быть может, недоказуемого. <... и далее, про "Халявщика" и т.д.>
Теперь понятно. Соглашусь с Вами, так как и сам об этом не раз писал. Вообще процесс познания нельзя свести только к логическим выкладкам - необходимо, действительно, существование "механизма", или, лучше, "метода", позволяющего сознанию выходить "за рамки" той системы координат, или ценностей, в которых пребывает рассудок. Все сие, так или иначе следует из (наверное я уже всем с ней надоел ) теоремы Гёделя о неполноте. Действительно, разуму иногда полезно нести чушь, образно говоря, так как подобная чушь может казаться чушью только с позиции той парадигмы, которую утвердил рассудок, но которая, естественно, не может объяснить всего. Т.е. нам необходим выход за любую логически стройную систему взглядов, в силу того, что в этой системе всегда будет возможность истинного недоказуемого утверждения. Более того, по-видимому, такой "выход" необходим и в случае попытки доказать какую-нибудь новую математическую теорему, ну или, по крайней мере, в некоторых случаях. Что это за процесс, или метод - вопрос сложный. В точных науках, как правило, его можно свести к, так скажем, "интуитивной дедукции" - т.е. логически некорректного обобщения, или размышления "по аналогии". В Вашем примере про полеты - "раз птицы и мыши летают, то может полететь и человек". Помню так же анекдот про какого-то нашего математика, что бился с доказательством какой-то теоремы и ему ночью приснилась голая всадница на лошади, скачущей по арене цирка, и, проснувшись, он сразу догадался, что в задаче следует перейти к полярной (круговой) системе координат, и т.д.
В общем случае интуиция может включать в себя так же и менее очевидные мотивы, например "красоту", которую Вы, как я понимаю, называете "гармоничностью". Причем это, на мой взгляд, характерно - в гармонии прежде всего важен некий ритм, или пропорция - отношение ли это длин звуковых волн, или золотое сечение античных статуй - не суть важно, но главный мессадж такой гармонии - её искусственное, человеческое, происхождение, и вполне рациональная природа. Так же и "красота" для меня (вслед за Ефремовым(?)) - неосознанная целесообразность, т.е. некое комплексное восприятие потенциальной полезности, что ли. Т.е. вместо того, чтобы пройти всю цепочку от "хороший лужок" - через "если его вспахать и засеять" к вкусной булочке и личному удовольствию, мозг может сразу получить положительную эмоцию, т.к. "лужок" соответствует каким-то критериям. Или, более удачный пример, как рыбак - рыбаку: место для хорошей рыбалки всегда выглядит красиво.
Т.е. на "гуманитарном" уровне методы выхода за пределы логически стройной системы взглядов, на мой взгляд, выглядят весьма рационально. Бог в них появляется при чрезмерной поэтизации и экзальтации чувств, т.н. ложной аффектации. Чрезмерно лирическое отношение к природе, или женской красоте, требует, по-видимому, слишком сильных метафор. И в этом нет ничего плохого, безусловно. Просто, когда о Боге говорит поэт, это надо понимать, и воспринимать все его религиозные мотивы, как метафоры и эвфемизмы, и возможно, даже, с улыбкой.
На "физическом" уровне проблема гораздо сложнее. Все это так или иначе связанно с феноменом "свободы воли". Т.к. "свобода воли" есть безусловно акт такого вот "выхода за пределы логической стройной системы взглядов", т.к. если, паче чаяния, такая система бы существовала (например ТаНаХ или катехизис ) ), то что человеку делать в той, или иной ситуации было бы предопределено, и он поступал бы всегда "праведно", как душа в раю. Но это все было бы, во-первых, безмерно скушно, во-вторых, не было бы возможно познание какого-либо объекта в эту систему не входящего ( например мобильного телефона ). Меж тем всего этого нет и в помине и "свобода воли" у нас налицо, как и нелогичное поведение, в т.ч. и пресловутый "эмоциональный интеллект". Так вот, такой "выход" на физическом уровне должен быть "оформлен" через некий индетерминизм, коих у нас пока два: редукция волновой функции квантового состояния, при переходе от детерминированного (!) формализма квантовой механики к классической (включая релятивистскую) и термодинамический переход - переход от механики к термодинамике (к физике большого количества объектов). Отмечу сразу, что природа обоих переходов до конца не понятна, хотя термодинамический переход, возможно, сводится к редукции волновой функции, т.к. статистическая физика обосновывает все положения термодинамики, исходя из классической физики и, собственно говоря, статистики, оперирующей с понятием "случайности", природа которой остается за скобками теории. Соответственно, возможно говорить о природе случайности как о результате редукции волновой функции, которую при термодинамическом переходе мы наблюдаем в следствии суперпозиции большого количества испытаний, например. (Хотя подобная гипотеза, возможно, порождает больше вопросов, чем дает ответов.) Внутри же таких больших разделов физики, как квантовая механика, теория относительности или термодинамика существует строгий детерминизм - т.е. при заданных условиях процесс будет развиваться строго определенным образом. Только объекты будут разными - для термодинамики - термодинамические потенциалы, для квантовой физики - волновые функции. И только при попытке измерить состояние квантово-механического объекта произойдет коллапс волновой функции и результаты нашего измерения будут иметь вероятностный характер. Таким образом принципиальная возможность существования датчика действительно случайных чисел в природе есть, однако пока не понятно, как наш мозг может ее использовать. В принципе, нейроны мозга - это клетки, и все процессы, что в них протекают суть процессы термодинамические (какие-то биохимические реакции), статистическая, т.е. случайная основа которых, в принципе, нам известна. Но механизм этой случайности, ее физическая причина - это вопрос. Есть, кстати, и более изощренные теории, например гипотеза Пенроуза, согласно которой возможно существование квантово механического объекта внутри цитоскелета нейрона. Дело в том, что в последнее время в лабораторных условиях получают квантовомеханические объекты макроскопических размеров, их еще называют "запутанными", и, таким образом, есть гипотетическая возможность (с точки зрения Пенроуза) существования такого состояния внутри микротрубочек цитоскелета нейронов. С моей точки зрения, это слишком эксцентричная теория, т.к. тепловые колебания таких больших молекул, как белок тубулин, да ещё и большое количество водородных связей вносят в систему слишком большие флуктуации, чтобы она могла быть квантовомеханической, но, тем не менее, и такая теория есть.
Далее, обладая "случайной" добавкой к логике принятия решения мы не попадаем в просак как Буриданов осел и способны на "принятие решений", даже не верных . "Случайность" является, по-видимому, и генератором "идей", которые проходя цензуру подсознания, воспринимаются нами уже в не слишком противоречивом (самим себе и общеизвестным фактам) виде. Этот процесс, безусловно, не эмпирический и не логический, но, тем не менее, может быть вполне физичен, и рационален в этом смысле. Т.е. ничего иррационального в нем нет.
Я понимаю, что все это может показаться весьма сложным, но ведь мы же не стремимся найти простой ответ (типа: все по воле Ацетил-ко-ацетля) на сложные вопросы (?), иначе следовало ли начинать задавать простые?
Новый писал(а):Homo Sapiens писал(а):Как же получилось - не благодаря, но вопреки.
А насмерть стояли и под Сталинградом. Сравните мужество смертного человека и безрассудство разного рода "бессмертных": под Сталинградом победили бы во всех войнах, бывших до этой.
С атеизмом люди не то что океаны, с верой в ту же корысть, а на Луну слетали в жестяной банке. Зная, при этом, о риске.
И в хоккей всех делали и в шахматы. Так то.
P.S. Строить собор и думать при этом, что "с неба" его все одно увидишь лучше, да и зачтется в корысть богоугодное дело - это одно, а заниматься, например, поносимой генетикой при сталинском режиме, как Тимофеев-Ресовский, это - другое.
Но таким же образом и про атеистов можно сказать: не благодаря, а вопреки. Я сейчас по этому пункту подробно не успею, но если вкратце... Один из американцев, слетавших на Луну - Олдрин, - вроде бы не атеист, а пресвитерианин (это я наскоро в интернете посмотрел, поэтому пишу "вроде бы"); насчет Армстронга, правда, не знаю. Далее, насколько уж завзятыми атеистами были советские космонавты? Вот интервью с Алексеем Архиповичем Леоновым - первым человеком, вышедшим в открытый космос.
http://www.pravoslavie.in.ua/cht32.php
И поездка Гагарина в Троице-Сергиеву лавру - известный факт. Декларируемая в СССР идеология действительно была атеистической, но отдельные люди были зачастую не "однозначно верующими" и не "однозначно атеистами": имеется множество промежуточных состояний, когда человек вроде ни в церковь, ни в синагогу не ходит, но надеется, что Высшая Сила всё же есть и что душа бессмертна. Вы пишете о Великой Отечественной? Но чтО чувствовали люди, писавшие "Ожиданием своим ты спасла меня" или "Верю в тебя, дорогую подругу мою, - эта вера от пули меня тёмной ночью хранила... Ты меня ждёшь и у детской кроватки сидишь, и поэтому знаю - со мной ничего не случится..."? Не действовал ли на них в сильнейшей степени тот образ Заступницы, который культивировался столетиями в душах их предков? И не присутствует ли здесь невысказанная надежда на бессмертие? Мы не можем, конечно, проверить, но на что я уж точно не сделал бы ставки, так это на предположение, что люди, стоявшие тогда насмерть, в большинстве своём думали, что уйдут в полное небытие.
Продолжение следует.
Да, и на светлой стороне силы есть свои черные пятна - что ж Вы хотите, "слаб человек!". Космонавты те же - очень мужественные ребята, спору нет, но ведь протащили на МКС уже какие-то иконы - психика, значит, не выдерживает - хочется и им призрачной надежды. Это, конечно, печально. Вдвойне печально, когда это такие люди как Леонов. Но в целом и общем, занимаясь всеми нашими новыми технологиями, основанными на точных науках и рафинированном рационализмом знании, пользовать при этом религию можно только для сугубо личных целей, т.к. в работе нашей ей место нет. Ни одна профессия не нуждается в Боге, как концепции. По поводу же того, что такой выдающийся и героический человек, как Леонов, считает возможным публично поддерживать враждебную делу всей своей жизни парадигму, можно высказать только очень глубокие сожаления.
Но это ничего, ведь главное, что те люди, что делают космические корабли, в своих расчетах на Бога не наедятся, не правда ли?