Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Модератор: Лемурий

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение Homo Sapiens » 06 ноя 2009, 18:29

Новый писал(а):
Гиви Чрелашвили писал(а):...Несколько непонятно, каким образом Шу и Тефнут пролезли и иудейскую мифологию.

А они в иудейскую систему преданий и не пролезали. Homo Sapiens считает, что процитированный им египетский отрывок содержит концепцию, прототипную для трёх первых стихов евангелия от Иоанна. Я же связи по существу здесь не усматриваю и думаю, что идеи, выраженные в этих стихах (кроме "...слово было Бог") преемственны началу кн. Бытия, где сотворение вершится СЛОВОМ и качественно отличается от какого бы то ни было "порождения". И где присутствует "дух Божий", что усиливает впечатление преемственности.


Еще вот тут, кстати, в тему нашего спора. Другой вариант сотворения мира (мемфис):

Возникла в сердце (мысль) в образе Атума, возникла на языке (мысль) в образе Атума. Велик и огромен Птах, (унаследовавший свою силу от) всех (богов) и их духов через это сердце... в котором Гор превратился в Птаха, через этот язык... в котором Тот превратился в Птаха.

Случилось, что сердце и язык получили власть над (всеми) членами, ибо они познали, что он (Птах) в каждом теле, в каждом рту всех богов, всех людей, всех зверей, всех червей и всего живущего, ибо он мыслит и повелевает всеми вещами, какими желает. Его Девятка богов пред ним в виде зубов и губ. Это - семя и руки Атума, ибо возникла Девятка богов Атума через его семя и его пальцы, Девятка же богов (Птаха) - это зубы и губы в этих устах, называвших имена всех вещей и из которых вышли Шу и Тефнут. Девятка создала зрение, слух ушей, дыхание носа, чтобы они осведомляли сердце. Ибо это именно оно дает выходить всякому знанию, а язык повторяет все задуманное сердцем.

И были так созданы этим словом духи Ка и определены духи Хемсут, которые творят всю пищу и всю еду...

И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства, труды рук, хождение ног, движение всех членов согласно этому приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение всех вещей.


Тут наглядно видно, что игра идет со "словом неизреченным, но задуманным" и "соловом изреченным", вполне себе в духе Августина Блаженного. Как-то так.

Да и творение словом - видно, что это именно египетская традиция.
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Re: Re:

Сообщение Homo Sapiens » 08 ноя 2009, 20:53

Облезлый кот писал(а):
Новый писал(а): в Библии не прослеживается, на мой взгляд, тенденция нарекания персонажей именами, и характеризующими их личность или положение

Я с Вами согласен - авторы не придумывают имена своим героям. В библейских рассказах можно увидеть другую тенденцию - сами рассказы "выросли" на созвучии некоторых имен. Зерном, которое послужило началом развития некоторых из библейских рассказов, является близость каких-то слов. Здесь нужно заменить, что древние авторы, в оличие от нас, ничего не знали об этимологии, им было чуждо предстваление об эволюции языка. Явление множественности языков они понимали как результат непосредственного вторжения божества (рассказ о вавилонской башне), а первый язык был придуман в ходе Творения (рассказ об Адаме).

Поэтому близость слов понималась не в смысле их этимологического родства, а как некая магическая связь между понятиями. Более того, имя было не просто обозначением предмета, не еще и его символом, магическим ключем к пониманию сущности этого предмета.

Слово "адам" - человек созвучно слову "адама" - земля. Эта связь является зерном для рассказа о создании человека из земли (Быт.2). Название города Бавел (Вавилон) созвучно глаголу балал (смешал). Так родился рассказ о смешении языков. (Быт. 11).


Очень много я думал об этом Вашем посте, уважаемый Облезлый Кот.

Возникновение таких значимых для цивилизации явлений, как религия, на основании созвучия слов, т.е. мышления "по аналогии" в рафинированном виде мне как-то крайне неприятно предположить. По некоторым признакам я предполагаю за Вами физическое образование (или математическое), следовательно предполагаю, что и Вы неизбежно должны были столкнуться с плеядой полоумных теорий универсума и их адептов, которые практикуют исключительно "рассуждения по аналогии". Впрочем, их достаточно и на этом форуме, увы. Впадения человека в такую крайность, как полное неприятие логики, неспособность критически мыслить, есть свидетельство о глубоком психическом расстройстве. Принимая все то отрицательное и губительное, все то невежество, что олицетворяет собой религия и религиозность в наше время, я, все-таки, решительно не согласен с априори отрицательной ролью религии в истории, а следовательно предположить за ней полностью шизофреническую подоплеку было бы для меня крайне неприятно, как-то обидно очень за людей. С какой-то точки зрения, безусловно, можно при желании найти много аналогий между общими чертами религий и психическими расстройствами. Так, например, обязательные для любой религии "ритуалы" содержат в себе характерные повторы каких-то действий - аналогичным образом ведут себя люди при неврозах: и тех и других это, видимо, успокаивает. Да и само религиозное чувство, на мой взгляд, психический след от восприятия родителей в младенческом детстве - некие могущественные персоны, удовлетворяющие все потребности, успокаивающие и т.д. Но, тем не менее, религия есть не персональное переживание, не осмысление какого-то личного мистического (иррационального) опыта, а, как минимум, его некоторое обобщение, как максимум - внутренне непротиворечивая система представлений об окружающем мире и месте в нем человека, не основанная, однако ж, на опыте, а базирующаяся на чем-то ином, на традиции, предании, политической системе и т.д., на чем то к реальному миру не относящемуся, но все же, являющемуся следствием рациональной, рассудочной деятельности человека, к его лучшей стороне. Минимальное же предположение о религии возможно проиллюстрировать аналогией с "игрой в бисер", где по правилам игры были запрещены личные ассоциации, и разрешены только интерсубъективные, т.е. предполагающие некое обобщение общечеловеческих представлений. Так же, на мой взгляд, шло и мифотворчество, лежащие и в основе Библии, и в основе рассказа о сотворении Адама (ведь это по сути миф, включенный в гигантскую антологию). Подобное обобщение неизбежно предполагало за собой согласование разнообразных представлений, выделение общей части, устранение противоречий и т.д. - уже, безусловно, рациональную деятельность. Но и отталкиваться оно должно было из какого-то боле-менее общего представления людей, которое те могли получить только посредством опыта (который не субъективен), т.е. это должно быть представление эмпирическое, а ни как не полученное посредство лингвистических аналогий. Так например в случае с Адамом, мне представляется более вероятным, что древние люди сами умели создавать из глины подобия окружающих предметов, животных, а возможно и себя, а так как богов, в определенных культурных традициях - и в иудейской в том числе, люди создавали по своему образу и подобию, то, следовательно, такие же фигурки людей и животных делали и боги, но только умели их оживлять (боги все-таки). И так как первого человека сделали из глины, то глиной его и назвали, как и Бога, который почал существование назвали Сущий, вслед за египетским Хепра (от "хепер" - существовать). Из этого имени собственного впоследствии выросло и самоназвание людей, уже под влиянием мифа. Это представляется мне логичным. То, о чем Вы пишите, о магическом восприятии соответствия терминов одного языка или совпадении слова обозначающего в разных языках разные предметы, - явления все же несколько более поздние. По чему-то мне представляется, что для устойчивого возникновения подобных ассоциаций необходима грамотность - т.е. есть необходимость какой-то начальной рефлексии над языком, необходимо его абстрактное понимание. Это, все же, пришло сильно позже. Возникновение же представлений о "первом человеке" должно соответствовать самым первым результатам применения языка, той его фазы, когда он еще активно формировался, на мой взгляд, поэтому цепочка глина-Адам-человек могла повлиять и на сам термин "человек".

Мышление же "по аналогии" не есть, безусловно, какое-то убожество - оно необходимо человеку, без него невозможно думать - нельзя думать только и исключительно логически, таким способом нельзя выйти за рамки изначальных представлений, нельзя обойти противоречия и т.д., есть на это и теорема Гёделя, в конце концов. Так что в крайности уходить нет никакой возможности - новые представления легетимно рождаются и под действием аналогии (и верифицируются логикой в т.ч.), но, все же, предполагать возникновение подобных базовых представлений в читстую из таких абстрактных аналогий, как своеобразный "текстологический" анализ - не материалистично, это уже каббала какая-то. :)

Возможно, что я слишком идеализирую людей и слишком о нас высокого мнения, и правы в этом вопросе Вы, но есть ли какие-либо поддерживающие рассуждения (или даже факты) у Вашей точки зрения? Разочаруйте меня,,, - пойду в запой. ;)

В защиту "чистого разума" скажу лишь еще только то, что в той литературе, что до нас дошла с косматых времен, люди не позволяют себе подобных абстрактных аналогий, а выводят свою мысль (к их чести) гораздо более приземленно-рационально. Даже тот же Геродот, например, хотя к его годам определенные абстрактные понятия были уже вполне развиты.
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение фома » 08 ноя 2009, 23:32

Любое имя собственное можно перевести на современный русский язык - хитрый лис, мудрый змей, соколиный глаз и т.д.
Согласны? Имя дается человеку по его отличительным качествам.
Названия животным и растениям то же даются по отличительным качествам: гипопотам, помидор и т.д.- то же можно перевести на современный русский язык.Согласны?


Слова не абстрактный набор звуков, а конкретная характеристика объекта отличающая его от других объектов .
Очень важно "называть вещи своими именами". Надеюсь, что найдется человек , который выскажет ту же мысль более красиво и более многословно.
фома
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1095
Зарегистрирован: 17 фев 2007, 23:55

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение Homo Sapiens » 09 ноя 2009, 01:14

фома писал(а):Любое имя собственное можно перевести на современный русский язык - хитрый лис, мудрый змей, соколиный глаз и т.д.
Согласны? Имя дается человеку по его отличительным качествам.
Названия животным и растениям то же даются по отличительным качествам: гипопотам, помидор и т.д.- то же можно перевести на современный русский язык.Согласны?


Слова не абстрактный набор звуков, а конкретная характеристика объекта отличающая его от других объектов .
Очень важно "называть вещи своими именами". Надеюсь, что найдется человек , который выскажет ту же мысль более красиво и более многословно.


В какой-то момент - да, термин что-то значит, имеет очевидную этимологию, Но с течением времени - он просто абстрактное понятие. Что означает "лис"? Что означает "лес"? Можно, конечно, возвести сии словеса к санскриту, обретя их тамошнее трактование (возможно), но суть ли дело до того крестьянину, что называет помидор "золотым яблоком", того не ведая?
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Re: Re:

Сообщение Analogopotom » 09 ноя 2009, 02:10

Homo Sapiens писал(а):Принимая все то отрицательное и губительное, все то невежество, что олицетворяет собой религия и религиозность в наше время, я, все-таки, решительно не согласен с априори отрицательной ролью религии в истории, а следовательно предположить за ней полностью шизофреническую подоплеку было бы для меня крайне неприятно, как-то обидно очень за людей. С какой-то точки зрения, безусловно, можно при желании найти много аналогий между общими чертами религий и психическими расстройствами.

Ох и трудно Вам, поди, сохранять здравомыслие в нашем ненормальном мире.
А Вы, что ж, даже пятак под пятку не подкладывали перед экзаменами, будучи студентом? :shock:
Кстати, Вам знаком принцип «уловки –22»? :P
Homo Sapiens писал(а):С какой-то точки зрения, безусловно, можно при желании найти много аналогий между общими чертами религий и психическими расстройствами. Так, например, обязательные для любой религии "ритуалы" содержат в себе характерные повторы каких-то действий - аналогичным образом ведут себя люди при неврозах: и тех и других это, видимо, успокаивает.

Это с какой же точки зрения Вы такую аналогию нашли? Чуть выше не Вы ли сетовали на «полоумные теории универсума». И тут же – раз! – ставите диагноз образу жизни наших предков. А они ведь не умели жить по-другому.

И у неандертальцев тоже существовали религиозные обряды, поскольку научными методами познания мира они не обладали, а представления об окружающей среде и необъяснимых явлениях так или иначе должны были выражать, то есть суеверный страх неминуемо накладывал отпечаток на их бытие.


Н.Б. Мечковская «Язык и религия»

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение Analogopotom » 09 ноя 2009, 02:12

фома писал(а):Слова не абстрактный набор звуков, а конкретная характеристика объекта отличающая его от других объектов .
Очень важно "называть вещи своими именами". Надеюсь, что найдется человек , который выскажет ту же мысль более красиво и более многословно.

Источник тот же, что выше.

ИзображениеИзображениеИзображение
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Re:

Сообщение Homo Sapiens » 09 ноя 2009, 15:39

Analogopotom писал(а):Ох и трудно Вам, поди, сохранять здравомыслие в нашем ненормальном мире.
А Вы, что ж, даже пятак под пятку не подкладывали перед экзаменами, будучи студентом? :shock:
Кстати, Вам знаком принцип «уловки –22»? :P


Спасибо за сочувствие, уважаемая Analogopotom, хоть я в нем и не нуждаюсь. Трудно жить людям с ложными мотивациями, они, как правило, беднее, чем могли бы быть и материально и духовно - неэффективная парадигма вытягивает у них время на сущие безделицы и жизнь их проходит за отправлением смешных ритуалов. Но что нам до них, гиперборейцам? ;)

Пятак под пятку не подкладывал - я делал шпаргалки, так надежнее - во-первых пока напишешь - выучишь, во-вторых обычно хватало и первого. :)

Уловка 22? Кино смотрел как-то (давно)... но в чем принцип?

Analogopotom писал(а):Это с какой же точки зрения Вы такую аналогию нашли? Чуть выше не Вы ли сетовали на «полоумные теории универсума». И тут же – раз! – ставите диагноз образу жизни наших предков. А они ведь не умели жить по-другому.

И у неандертальцев тоже существовали религиозные обряды, поскольку научными методами познания мира они не обладали, а представления об окружающей среде и необъяснимых явлениях так или иначе должны были выражать, то есть суеверный страх неминуемо накладывал отпечаток на их бытие.


Н.Б. Мечковская «Язык и религия» <..>


Спасибо за статью, уважаемая Analogopotom, только в ней пропущена 49 страница, хотя смысл понятен и без того.

Я так понимаю, что статья где-то подтверждает мой тезис, что ритуал и протомиф предшествуют языку и влияют на его образование, в т.ч. на возникновение непосредственных терминов. Собственно говоря, если Вы помните, я спорил с положением Облезлого Кота, который миф о сотворении Адама из земли наоборот выводил из созвучия слова "человек" и "земля".

На тему же причины возникновения ритуала, как основы для мифа, в данном отрывке не говориться, посему продолжаю ее считать медицинской. :)

Есть ли характерный рисунок ритуалов религиозных и невротических следствие психологической борьбы со страхом путем периодически повторяющихся действий, или же экзальтированное невротическое поведение адептов вгоняло соплеменников в состояние близкое к началу мифотворчества - это, конечно же, вопрос. Но, так или иначе, а способность человека психологически преодолеть состояние страха (не важно религиозного, вызванного невежеством, или невротического, вызванного отклонениями в психике) путем периодически совершаемых специфических действий - своего рода "якорей" - это почти что факт.

По поводу неандертальцев.

Как Вы думаете, в чем смысл позитивизма? В том ли он, что научил наконец-то людей методу научного познания, или в том, что объяснил этот (уже существующий) метод? На мой взгляд он (позитивизм) ничего не изобретал, как не изобретал до этого материю материализм. Так что, то, что Вы называете "научный метод", существовал всегда, и это именно тот метод, с помощью которого человек осваивал окружающую среду. Какое отношение магия или ритуалы имели к овладению огнем?, который, конечно, потом оброс своим культом - но все действия, совершаемые человеком с огнем (даже в рамках магических ритуалов) весьма рациональны и приобретены в результате сопряженного с этим рациональным пониманием опыта. Те люди, что поддерживали огонь полагались не на молитву, а на дрова, грубо говоря, что бы они перед огнем там не причитали, а дровишки-то подбрасывали, иначе б потух, милостью божьей. Более того, "научный метод познания", то, что в современной философии прочно связанно с позитивизмом, вовсе не предполагает невозможность использования каких-то мистических концепций, для объяснения мира, вовсе нет. Если из этой концепции можно сделать операционно полезные выводы, что-то, что выходит за рамки концепции и подлежит положительной проверке на практике - то это вполне приемлемая концепция. Если религия позволяла предсказывать разливы Нила и собирать большой урожай - то это и есть следствие работы механизмов позитивизма, научного познания. Другое дело, что в современном нам мире религия уже ничего такого предложить не может - на смену ее разработанным и уже вполне абстрактным понятиям пришел разработанный математический аппарат, уже не внутренне противоречивый и использование которого сильно перспективней в сравнении с древними заклинаниями. ;)
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение Analogopotom » 10 ноя 2009, 00:51

Homo Sapiens писал(а):Спасибо за сочувствие, уважаемая Analogopotom, хоть я в нем и не нуждаюсь.

Не извиняюсь, так как не за что.
Вы не можете знать мое отношение к Вам, поскольку я его не высказывала. Ведь так? Поэтому любой Ваш вывод относительно моих эмоций, основывается исключительно на Ваших предположениях. Уж не знаю, какой метод Вы используете, чтобы делать подобные умозаключения - психоаналитический ли, дедуктивный, телепатический, интуитивный, может, от обратного, не суть важно, - тут, главное, не ошибиться с оценкой исходных данных. :wink: :)
Homo Sapiens писал(а):Трудно жить людям с ложными мотивациями, они, как правило, беднее, чем могли бы быть и материально и духовно - неэффективная парадигма вытягивает у них время на сущие безделицы и жизнь их проходит за отправлением смешных ритуалов. Но что нам до них, гиперборейцам?

Противоречий в своем ответе не замечаете? :roll:
Более того. Если б Вам до этого всего не было дела, уважаемый Homo Sapiens, то Вы не принимали бы активное участие в обсуждения данной теме и соседних, имеющих прямое или косвенное отношение к религии.
Homo Sapiens писал(а):Пятак под пятку не подкладывал - я делал шпаргалки, так надежнее - во-первых пока напишешь - выучишь, во-вторых обычно хватало и первого.

Понятно, что как атеист к суевериям Вы относитесь, мягко выражаясь, скептически.
Уж не хотите ли Вы сказать, что на протяжении всей жизни, всегда игнорировали плохие приметы, и в студенческие годы (про детство не спрашиваю) не выполнили ни одного «ритуала на удачу»?
На этот вопрос можете не отвечать, потому что, во-первых, он носит личный характер, а во-вторых, для таких вопросов на форуме есть функция «ЛС».
Homo Sapiens писал(а):Уловка 22? Кино смотрел как-то (давно)... но в чем принцип?

Надо поискать цитату. :D Позже.
Homo Sapiens писал(а):Спасибо за статью, уважаемая Analogopotom, только в ней пропущена 49 страница, хотя смысл понятен и без того.

Делюсь, когда есть возможность. Статья, в самом деле, интересная. Страницу 49 вставила.
Чувствовала же, что что-то не так со сканами. Но перепроверять сил уже не был.
Вашей деликатности отдаю должное. «Пропущена 49 страница…» Да нет. Это 50-я продублирована. Те же 8 страниц в сумме. А я - растяпа.
Homo Sapiens писал(а):Я так понимаю, что статья где-то подтверждает мой тезис, что ритуал и протомиф предшествуют языку и влияют на его образование, в т.ч. на возникновение непосредственных терминов. Собственно говоря, если Вы помните, я спорил с положением Облезлого Кота, который миф о сотворении Адама из земли наоборот выводил из созвучия слова "человек" и "земля".

Тоже жду ответ уважаемого Облезлого Кота.
Насколько мне известно, вопрос остается дискуссионным. Имя «Адам» созвучно `ādāmāh ( евр. жен. род - «земля», возможно, краснозем). Но является ли связь народной этимологией, или имеет общий корень – не установлено. Кстати, как и в случае с латинскими "homo" (человек) и "humus" (земля).
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение Облезлый кот » 10 ноя 2009, 12:31

Адам и адама - неудачный пример механизма развития эпоса, о котором я говорил. Здесь я согласен с ув. Новым - миф скорее основан на представлении о земле, как о первоисточнике жизни. Как показывает сравнение с шумерскими текстами, где один из вариантов - непосредственное произраствание людей из земли, источником мифа может быть наблюдение за растительнстью. Кроме того, созвучие между словами человек и земля в шумерском отсутствует.

Более удачный пример - балал и бавел (смешал и Вавилон). Для автора мифа о Вавилонской башне близость этих слов означает магическую связь понятий, которую он выражает в виде элемента о смешении языков. Кроме того, элемент сюжета о собственно башне тоже основан на размышлении о значении слов. Эсагила - дословно - дом с поднятой головой. Древнееврейский текст (Быт. 11:4) "башня, голова ее до неба" почти буквально повторяет название вавилонского храма.
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение фома » 10 ноя 2009, 23:54

В тексте первой главы Торы ( сотворение мира) термин "земля" употребляется исключительно в виде слова - "эрец".
Слово " адама" встречается один раз при описании шестого дня творения в словосочетании - " ремеш адама", которое переводится - " ползаюшие по земле",хотя в следующей фразе есть выражение более соответствующее переводу - " ремеш ромеш аль аарец" с использованием слова "эрец". (В словаре слово "ремеш" переводится как " насекомое". )
Далее говорится о сотворении "адам"а по образу и подобию элохим мужчиной и женщиной. Слово "подобие" передано словом "дмиют" с тем же корнем "дм", что и в слове "адам" и "адама".
Делаю предположение, что выражение "ремеш адама" было в свое время переведено неверно. Возможно речь шла об "семейных" или "общественных" насекомых - муравьях, пчелах и т.п.
фома
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1095
Зарегистрирован: 17 фев 2007, 23:55

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение Homo Sapiens » 11 ноя 2009, 00:45

Облезлый кот писал(а):Более удачный пример - балал и бавел (смешал и Вавилон). Для автора мифа о Вавилонской башне близость этих слов означает магическую связь понятий, которую он выражает в виде элемента о смешении языков. Кроме того, элемент сюжета о собственно башне тоже основан на размышлении о значении слов. Эсагила - дословно - дом с поднятой головой. Древнееврейский текст (Быт. 11:4) "башня, голова ее до неба" почти буквально повторяет название вавилонского храма.


Отнюдь. Смешения языков в таком мегаполисе нет нужды выдумывать - достаточно съездить в Баб-илу в командировку :), гораздо проще сменить название в рассказе под более подходящее, более смачное, как в присказке: "... а в деревне Гадюкино - дожди".

Так что материя - первична, уважаемый Облезлый Кот. ;)
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение Analogopotom » 11 ноя 2009, 01:49

Несмотря на то, что автор или авторы Бытия исходили из предопределенности смешения языков (по числу колен, языков – 70), перевод топонима «Вавилон» был им известен, если не дословный - «Врата божьи», - то, по крайней мере, смысл этого названия. Кроме того, древние евреи видели зиккураты, ступени которых напоминают лестницу, были знакомы с религией Междуречья и знали, что местным верованиям, эти сооружения соединяют землю и небо, жрецы могут подняться к богам, а боги сойти к жрецам и правителям.

Подобное представление нашло отражение в стихах о сне Иакова.
Быт. 28:12-13
И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.
И вот, Господь стоит на ней…

В предании о Вавилонской Башне имеет место игра слов, прием, неоднократно встречающийся в книге Бытия, как и «народная этимология». Поддерживаю уважаемого Облезлого Кота в том, что древние люди придавали большое значение «магии слова» и созвучиям. К именам и названиям было особое отношение.

Примечательно, что в данном случае, в русском языке есть аналогия: «столпотворение» («вавилонское творение [башни до небес] столпа»), помимо того, что созвучно, является синонимом слова «толпа».
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение Облезлый кот » 11 ноя 2009, 11:23

Homo Sapiens писал(а):Смешения языков в таком мегаполисе нет нужды выдумывать - достаточно съездить в Баб-илу в командировку

Это мнение основано на как раз на рассказе о Вавилонской башне. Среда в Паслестине была не менее (а скорее, более) многоязычной, чем в Вавилоне.
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение Homo Sapiens » 12 ноя 2009, 02:15

Analogopotom писал(а):Несмотря на то, что автор или авторы Бытия исходили из предопределенности смешения языков (по числу колен, языков – 70), перевод топонима «Вавилон» был им известен, если не дословный - «Врата божьи», - то, по крайней мере, смысл этого названия. Кроме того, древние евреи видели зиккураты, ступени которых напоминают лестницу, были знакомы с религией Междуречья и знали, что местным верованиям, эти сооружения соединяют землю и небо, жрецы могут подняться к богам, а боги сойти к жрецам и правителям.

Подобное представление нашло отражение в стихах о сне Иакова.
Быт. 28:12-13
И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.
И вот, Господь стоит на ней…

В предании о Вавилонской Башне имеет место игра слов, прием, неоднократно встречающийся в книге Бытия, как и «народная этимология». Поддерживаю уважаемого Облезлого Кота в том, что древние люди придавали большое значение «магии слова» и созвучиям. К именам и названиям было особое отношение.

Примечательно, что в данном случае, в русском языке есть аналогия: «столпотворение» («вавилонское творение [башни до небес] столпа»), помимо того, что созвучно, является синонимом слова «толпа».


Про Лестницу Иакова - это к нашему спору с Новым еще один кирпичик в аргументацию синкретизма иудаизма (в конечном счете - любой религии) - а следовательно ее несостоятельность как оригинального учения, откровения, от бога и т.д., т.е. в вперед, к победе атеизма!, Спасибо.

Примечательно, что "столпотворение" и "толпа" есть пример (возможно, в лучшем случае) происхождения именно самого термина "столпотворение", а ни как ни мифа, который, к тому моменту, уже выдержал не первую редакцию.

Игру слов в Библии и "народную этимологию" приветствую повсеместно, однако ж это явления скорее обратные (т.е. игра слов - наоборот) к мифотворчеству. Одно дело, когда из мифологического сюжета возникает идиома "вавилонское смешение", и эта идиома выражается в этимологии нового термина "вавилон", взамен неблагозвучного старого "баб-илу". Другое дело, когда из созвучия "А" и "Я" рождается: "Я есъмь А и Я", и вся история от рождества до воскресения - мощность предположений не соразмерна. АргУмент нужон.
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение Homo Sapiens » 12 ноя 2009, 02:23

Облезлый кот писал(а):
Homo Sapiens писал(а):Смешения языков в таком мегаполисе нет нужды выдумывать - достаточно съездить в Баб-илу в командировку

Это мнение основано на как раз на рассказе о Вавилонской башне. Среда в Паслестине была не менее (а скорее, более) многоязычной, чем в Вавилоне.


При всем моем уважении к Палестине - одно дело столица империи, другое - провинция. Как минимум все те, кто жили в Палестине жили тогда и в Вавилоне (как в столице), обратное же не верно. Строгости ради нужно конечно определиться со временем образования этого мифа - на мой взгляд это как раз период "вавилонского пленения",
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8