Предвижу возможный вопрос: почему я так уверен, что эти своды законов написаны именно во времена Моисея и Аарона (которых, в рамках выдвигаемой модели, считаю историческими лицами), а не позже?
Начну издалека. Независимо от точки зрения на Исход, то, что еврейский народ, во всяком случае к 10-му веку до н. э. не только владел территорией Ханаана, но и имел сильное централизованное государство, - факт безусловный. В историчности Давида и Соломона серьезные исследователи едва ли сомневаются. Если же так, то подумаем, сколько времени - ориентировочно, - должен занять процесс становления такого государства. Сопоставив с тем, чтО известно из истории, скажем, древнего Рима или средневековой Европы, логично предположить, что это требует столетий. Значит, вероятнее всего, так было и в нашем случае. Последовательность событий - это логически напрашивается, и можно указать немало аналогий, - должна быть такова: народ (допустим, даже состоящий ещё из родственных, но не слившихся до поры до времени между собой колен) завладевает существенной частью страны; далее - период междоусобиц и войн с инородными соседями; наконец, происходит окончательная консолидация, междоусобная рознь отодвигается на десятый план, поскольку народ осознает целесообразность единства, и возникает относительно прочная держава. ЧтО и описано в Кн. Иисуса Навина, Судей, 1 Царств и 2 Царств. Это естественно и правдоподобно.
Итак, на некоем этапе, отстоящем от державного расцвета на век-другой (памятуя о длительности подобных процессов), евреи завладели основной частью Ханаана. Вряд ли надо доказывать, что завладели СИЛОЙ. Страна изобиловала населенными пунктами, которые на тогдашнюю мерку считались городами, поскольку были укреплены и относительно многолюдны. Население стояло на достаточно высоком уровне развития (это же всё-таки между Египтом и Месопотамией), а значит, войска местных правителей были довольно прилично вооружены. Вывод: покорение подобной страны было мероприятием нешуточным и доступным не совокупности то и дело ссорящихся между собой кланов, у каждого из коих свои законы и обычаи, а только сплоченному, хорошо организованному, имеющему отлаженные механизмы управления народу.
Значит, успешно осуществившемуся завоеванию должно было предшествовать установление единого для народа законодательства, включавшего, конечно, в первую очередь религиозно-идеологический компонент, освящавший его, и содержавшего принципы содружества, а не антагонизма сословий. И те законы, которые мы видим в Пятикнижии, удовлетворяют этим требованиям вполне. Помимо прочего, очень тщательно оговариваются статус священников, их права и обязанности, и моменты "социального обеспечения" малоимущих (заповедь не дожинать до края поля, и т. д.). Более рационально отрегулировать отношения различных классов и прослоек внутри общности едва ли было возможно.
Всё это даёт, по-моему, веские основания считать реальным формирование данных законодательных сводов веке в 12-ом до н. э. или даже чуть раньше (по моей модели - во времена Моисея, поскольку я предполагаю, что Исход имел место).
Кроме того, дополнительное соображение. В кн. Иисуса Навина, в гл. 15-21, содержится подробнейший, с именованием множества населенных пунктов, протокол раздела страны между коленами. Такие протоколы пишутся обычно тогда, когда они злободневны. Не думаю, что погрешу против логики, если скажу, что сочинение подобных документов постфактум вряд ли очень правдоподобно. Значит, вероятнее всего, действительно имел место всенародно узаконенный раздел (именно всенародно: в результате конфликта между теми или иными коленами была бы локальная договоренность, не более; а здесь стилистически единый и охватывающий все общности документ), причем, разумеется, ДО эпохи объединенного царства, а когда деление на колена было в высшей степени актуально и значимо. Когда этот запротоколированный и всенародно принятый раздел мог произойти, если не сразу после завоевания? Добычу делят сразу, а не через годы; и делить её мирно легче всего будучи на пике сплоченности, т. е. опять же сразу после общего свершения.
И в этом протоколе, среди прочего, мы видим (гл. 21), что левитам предоставляются отдельные города в уделах, принадлежащих другим коленам, собственной же отдельной территории они не получают. И это - само собой разумеется: другим - да, а им - нет. Спрашивается, насколько могло бы разуметься само собой, если бы не было отрегулировано заранее? Вопрос, наверное, риторический... Но в том-то и дело, что это БЫЛО отрегулировано, - не буду цитировать, Вы знаете все места законодательства, где говорится о левитах. "Концы сходятся", если считать, что протоколу раздела предшествовало Моисеево уложение. Тогда всё стройно и логично.
Теперь о сюжетных частях Пятикнижия. Мне думается, были: 1). Отдельные записи космогонических и праисторических преданий. 2). Тексты сказаний о прародителях, скомпонованные ПОЗЖЕ формирования законодательных текстов (скоро поясню эту мысль). 3). Генеалогические списки - собственно еврейские и составленные на основе того, чтО имелось у соседних народов (например, кн. Бытия, гл. 36 - родословие Едома). ПризнаЮсь, что не имею четкого мнения об истории написания допотопных генеалогий и родословных сыновей Ноя: никогда не считал, что могу объяснить всё. 4). Событийные компоненты четырех книг - от "Исхода" до "Второзакония". Это, я считаю, восходит к хроникам, которые составлялись писцами - очевидцами событий, - так же, как, допустим, на любом корабле принято вести бортовой журнал. Формирование этих сюжетных текстов и их компоновка с законодательными - дело более поздних времен (думаю, что первая попытка систематизации источников была предпринята в царствование Соломона: об этом - в следующем посте); если держаться атеистических взглядов, можно считать, что по прошествии веков сказания о национальных истоках дополнились в воображении людей чудесами.
Продолжение следует.