Homo Sapiens писал(а):"Давно уже стало" - это не довод. Мои определения - из википедии, то же конечно, спорный источник. Но приведите свой, и, возможно, договорившись об определениях, спор разрешиться сам собой?
В той же самой википедии дается определение разума (в одноименной статье), с которым я не то чтобы однозначно согласен (это требует тщательного обдумывания, я не уверен, что оно исчерпывающее), но которое всё же кажется мне очень тонким и взвешенным: "Основа синтезирующей творческой деятельности, создающая новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем, дающая способность открывать и целеполагать". Рассудок ("ratio") есть компонент разума, но не является ему тождественным. Одно из свойств разума - способность удерживать противоречия. Иными словами - в том числе действовать, исходя из постигаемого, скажем, интуитивным, эмоциональным или иным НЕ логическим и Не эмпирическим путём. Т. е. из недоказанного и, быть может, недоказуемого.
Эмоциональный интеллект действительно уже является принятым в психологии понятием, и имеются даже тесты, предназначенные для его проверки. К слову, я по своей профессии - психолог с педагогическим уклоном, так что знаю это не понаслышке.
Homo Sapiens писал(а):"Гармоничная система", "сочетается и взаимодействует" - это, извиняюсь, "разговоры в пользу бедных". Следует определить и "гармоничность" и поименовать "взаимодействие" - я знаю только 4 вида взаимодействий: Электромагнитное, Гравитационное, Сильное и Слабое, простите за занудство.
А разве не бывает взаимодействий, например, хотя бы социальных, эмоциональных, интеллектуальных?... И надо ли вообще определять "взаимодействие" и "гармоничность", не первичные ли это по смыслу термины? Разве что можно заменить их, соответственно, но "интеракцию" и "слаженность". Взаимодействия, правда, бывают разных типов (один из них - борьба), я же здесь имею в виду взаимодействие кооперативное, т. е совместное и направленное на достижение общей цели функционирование различных дополняющих друг друга компонентов. Такое функционирование компонентов есть, в свою очередь, условие и признак гармоничности системы. Любой системы - хоть исправно едущей машины, хоть спортивной команды.
Homo Sapiens писал(а):Дальнейший Ваш посыл мне вовсе не понятен: "Ratio пришлось определиться с кем пребывать в единстве, чтобы в процессе познания стать "партнером". "Партнер" - отрицание "халявщика". "Халявщик" - ухватил краешек и думает, что ухватил все. Значит "Партнер" - не ухватил и краешка или не думает, что ухватил все. Т.е. Ratio пришлось стать тем, кто ничего не понимает, или тем кто не думает, что все понимает. Со вторым вариантом это, действительно так, но не следует ли это из определения рационализма, суть которого есть метод познания не претендующий по своей сути на полноту (т.к. всегда подразумевает наличие "непознанного" - или возможность "фальсификации", если хотите), в отличии от иррациональных откровений, видений и прочего экзорцизма, т.е. таков рационализм по-существу, а не в силу того, с "кем он пребывает в единстве".
Я имею в виду вот что. "Халявщиком" был бы тот, с позволения сказать, рассудок, который полагал бы себя самодостаточным и способным постигать мир без той самой кооперации с другими составляющими разума. Логическими и эмпирическими методами мы изучаем существующие в природе закономерности, которые стараемся использовать в своих интересах. Но ведь само побуждение исследовать эти закономерности имеет не "рассудочные" истоки. Сначала, например, люди мечтали научиться летать, фантазировали на тему полета, не имея сколько-нибудь твердых рациональных оснований предполагать доступность воображаемого. Эта мечта, если прибегнуть к метафоре, поманила рассудок и побудила его карабкаться - ступенька за ступенькой, - по лестнице познания и попыток свершения: крылья, которые мастерил Леонардо да Винчи, потом воздушный шар, и т. д. Таким же образом сейчас всерьез обсуждается возможность - в далеком будущем, правда, - полетов к другим звездным системам, вопреки совершенно рациональному, признаваемому в физической науке, факту, что скорость света является предельной (а значит, до Проксимы Центавра четыре года лететь, если даже с этой самой скоростью... а куда уж там в центр галактики...). И, допустим, эфира, о котором Вы упоминали, нет, но в фантастике - научной, стало быть, претендующей на принципиальную реалистичность выдвигаемых моделей, - мы встречаемся с "гиперпространством" (сквозь которое совершаются "прыжки") либо с "подпространством" (у Сергея Снегова - "Люди как боги"). И как знать, может быть, мечта возьмёт за руку рассудок и поведет его действительно к нахождению некоего пути к дальним звездам. Но все серьезные научные прорывы планируются и финансируются поначалу теми, кто умеет делать ставку на недоказанные возможности. И серьезные научные модели разрабатываются - зачастую на очень глобальной, включающей элементы наития, основе, - прежде, чем подтверждаются.
Кстати, насчет "ставок" (я на это раньше не успел ответить): конечно, если человек во что-то верит, он делает ставку, но не общая ли это участь всех людей? Мы живём и действуем, исходя из множества неопределенностей. Человек доверяет, скажем, своим друзьям; а если они предадут? В дружбе, в любви, в научной деятельности всё время делаются ставки - не в меньшей степени, чем в вере.
Homo Sapiens писал(а):Как же получилось - не благодаря, но вопреки.
А насмерть стояли и под Сталинградом. Сравните мужество смертного человека и безрассудство разного рода "бессмертных": под Сталинградом победили бы во всех войнах, бывших до этой.
С атеизмом люди не то что океаны, с верой в ту же корысть, а на Луну слетали в жестяной банке. Зная, при этом, о риске.
И в хоккей всех делали и в шахматы. Так то.
P.S. Строить собор и думать при этом, что "с неба" его все одно увидишь лучше, да и зачтется в корысть богоугодное дело - это одно, а заниматься, например, поносимой генетикой при сталинском режиме, как Тимофеев-Ресовский, это - другое.
Но таким же образом и про атеистов можно сказать: не благодаря, а вопреки. Я сейчас по этому пункту подробно не успею, но если вкратце... Один из американцев, слетавших на Луну - Олдрин, - вроде бы не атеист, а пресвитерианин (это я наскоро в интернете посмотрел, поэтому пишу "вроде бы"); насчет Армстронга, правда, не знаю. Далее, насколько уж завзятыми атеистами были советские космонавты? Вот интервью с Алексеем Архиповичем Леоновым - первым человеком, вышедшим в открытый космос.
http://www.pravoslavie.in.ua/cht32.phpИ поездка Гагарина в Троице-Сергиеву лавру - известный факт. Декларируемая в СССР идеология действительно была атеистической, но отдельные люди были зачастую не "однозначно верующими" и не "однозначно атеистами": имеется множество промежуточных состояний, когда человек вроде ни в церковь, ни в синагогу не ходит, но надеется, что Высшая Сила всё же есть и что душа бессмертна. Вы пишете о Великой Отечественной? Но чтО чувствовали люди, писавшие "Ожиданием своим ты спасла меня" или "Верю в тебя, дорогую подругу мою, - эта вера от пули меня тёмной ночью хранила... Ты меня ждёшь и у детской кроватки сидишь, и поэтому знаю - со мной ничего не случится..."? Не действовал ли на них в сильнейшей степени тот образ Заступницы, который культивировался столетиями в душах их предков? И не присутствует ли здесь невысказанная надежда на бессмертие? Мы не можем, конечно, проверить, но на что я уж точно не сделал бы ставки, так это на предположение, что люди, стоявшие тогда насмерть, в большинстве своём думали, что уйдут в полное небытие.
Продолжение следует.