Модератор: Лемурий
sasha a писал(а):(стесняюсь сказать: у меня есть хорошее цветное фото этого портрета, но я не знаю, как его сюда повесить)
Лемурий писал(а):Святой Георгий на коне.
Перед городом [Псковом] мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой - огненный луч (Эти идолы, почитаемые во Пскове в конце XVI века, очень интересны. Крест изображению могли придать со временем - для приличия или безопасности 2, а “Корса” или “Корс”, безусловно, отождествим с языческим богом солнца Хорсом, упоминаемым в “Слове о полку Игореве”, где князь Всеслав Полоцкий “Великому Хръсови влъком путь перерыскаше”. Подобно богу солнца Аполлону, он попирает, то есть побеждает, олицетворение тьмы - змея, да еще держит в руке огненный луч...
---
ИОГАНН ДАВИД ВУНДЕРЕР ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДАНИИ, РОССИИ И ШВЕЦИИ С 1589 ПО 1590 ГОДЫ
К высшему уровню Славянской мифологии относились два праславянских божества, чьи имена достоверно реконструируются как *Регипъ (Перун) и *Velesъ (Велес), а также увязываемый с ними женский персонаж, праславянское имя которого остаётся неясным. Эти божества воплощают военную и хозяйственно-природную функции. Они связаны между собой как участники грозового мифа: бог грозы Перун, обитающий на небе, на вершине горы, преследует своего змеевидного врага, живущего внизу, на земле. Причина их распри - похищение Белесом скота, людей, а в некоторых вариантах - жены громовержца. Преследуемый Велес прячется последовательно под деревом, камнем, обращается в человека, коня, корову. Во время поединка с Белесом Перун расщепляет дерево, раскалывает камень, мечет стрелы. Победа завершается дождём, приносящим плодородие...
Согласно "Повести временных лет", князь Владимир Святославич совершил попытку создать в 980 общегосударственный языческий пантеон. В Киеве на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы богов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла (Семаргла) и Мокоши. Главными божествами пантеона были громовержец Перун и "скотий бог" Велес (Волос), противостоящие друг другу топографически (идол Перуна на холме, идол Велеса - внизу, возможно, на киевском Подоле), вероятно, по социальной функции (Перун - бог княжеской дружины, Велес - всей остальной Руси). Единственный женский персонаж киевского пантеона - Мокошь - связан с характерными женскими занятиями (особенно с прядением). Другие боги этого пантеона известны меньше, но все они имеют отношение к наиболее общим природным функциям: Стрибог, видимо, был связан с ветрами, Дажьбог и Хоре - с солнцем, Сварог - с огнем...
---
В.В. Иванов, В.Н. Топоров. Славянская мифология
Лемурий писал(а):Это НЕ Хорс, а Перун, с огненными стрелами, а змей - Велес
Когда открывали памятник, говорить о Велесе в романовские времена было нельзя. Фигурка на памятнике 1000-летию скромно стоит, прикрытая спиной Рюрика.
На макете-проекте памятника, находящемся с Государственном Историческом Музее, фигура Рюрика отсутствует, и славянское божество можно разглядеть в подробностях.
...
На голове прильвицкой фигурки - солнечный лучистый венец.
Karl писал(а):Упс.. а как же памятник 1000-летия Руси в Новгороде? Там Велес - солнечный бог вроде..
Толстокосов писал(а):Лемурий писал(а):Святой Георгий на коне.
В Венеции-пешком.Возможно ,стоящий там Георгий-переиначенный на христианский манер Аполлон-Купала.(Вспомним,что Купала-бог любви и практикует очищение огнем).
Лемурий писал(а):Вон у него на груди, в виде амулета, подсказка.
Лемурий писал(а):Заметьте, снова единство Перуна и Велеса.
Лемурий писал(а):Karl писал(а):Упс.. а как же памятник 1000-летия Руси в Новгороде? Там Велес - солнечный бог вроде..
А что памятники XXI века аргументами считаются? Вон у него на груди, в виде амулета, подсказка.
Уж кто-кто, а Велес точно не солярный бог, а скотий:"...да имѣемъ клятву от Бога, в неже вѣруемъ — в Перуна и въ Волоса, бога скотья, да будем золотѣ, якоже золото се, и своимъ оружьемь да иссѣчени будемъ, да умремъ... (ПВЛ 970)
Заметьте, снова единство Перуна и Велеса.
Paulius писал(а):Перун - божество небесное, а Велес хнотическое, у литовцев его звали Вяльнис, сейчас чёрта называют вяльнисом. Вилна - шерсть, вялена - дёрн, то есть шкура земли, всё, что под дёрном, подземный мир, принадлежит Вяльнису.
Пяркунас громовержец, молния так и называется - пяркунас.
Лемурий писал(а):
Портрет Марии Старицкой ( фото с оригинала), музей Розенборг, Копенгаген.
Paulius писал(а): Можно ли увеличить детали?
Лемурий писал(а):Paulius писал(а):Перун - божество небесное, а Велес хнотическое, у литовцев его звали Вяльнис, сейчас чёрта называют вяльнисом. Вилна - шерсть, вялена - дёрн, то есть шкура земли, всё, что под дёрном, подземный мир, принадлежит Вяльнису.
Пяркунас громовержец, молния так и называется - пяркунас.
А как с литовского переводится " vėlės " и есть ли связь с Велесом.
Так понимаю, по литовски это значит тоже самое, что и Lemury на латыни.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4