edvins » 19 янв 2020, 12:35
Отрывок из Рождественской проповеди, произнесенной Иоаном Златоустом 25 декабря 386 года по Р.Х. в Антиохии:
"... Я очень хорошо знаю, что многие даже теперь все еще спорят о нем. Одни "за", другие "против". Со всех сторон слышны разговоры об этом празднике. Придирчивые указывают на то, что еще слишком рано решать: отмечать его или нет. Сторонники говорят, что это очень древний праздник: разве пророки не пророчествовали о рождении Господа, и разве этот день не был хорошо известен и не отмечался с древних времен от Тарса до Кадиса? Пусть рождество Христово и будет темой моей проповеди. И если к этому празднику вы так расположены, хотя еще продолжаются споры об обоснованности его празднования, то вы еще больше украсьте его своей ревностью, стоит вам только больше сообщить о нем. И когда ваше познание возрастет, для чего и предназначено это поучение, тогда у нас появится еще больше расположения к этому празднику.
Я хочу привести аргументы, из которых станет ясно, что именно в этот день наш Господь Иисус Христос, Божественное Слово, родился, как всякий человек. Первый аргумент я вижу в том, что этот праздник за довольное короткое время приобрел широкую известность и очень многие одобрили его празднование. Гамалиил однажды сказал относительно благовествования: "... если это дело... от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его" Д.А.5:38-39. Я дерзаю придерживаться такой же точки зрения в отношении сегодняшнего празднования, потому что оно от Бога. Вместо того, чтобы быть преданным забвению, этот день с каждым годом становится все более значительным и торжественным. В течении нескольких лет проповедь Евангелия распространилась по всему обитаемому миру, хотя проповедниками были делатели палаток, рыбаки, совершенно простые и порой малообразованные люди, которые всюду несли благовествование. Простота и незначительность служителей Евангелия не играли никакой роли. Именно внутренняя сила Слова Божия, которые они провозглашали с присущей этому Слову властью, овладевала людьми и преодолевала препятствия.
Если, однако, кто-либо, желая спросить, не склонен согласится с тем, что было сказано, то у меня есть другой довод. Что он из себя представляет? "В те дни, - повествует евангелист, - вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Это перепись была первая в правлении Квириния Сирею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлиемом, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученную ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала его, и положила Его в яслях, потому что не было им место в гостинице" Лк.2:1-7.
Из этого следует, что Господь родился во время первой переписи. Всякий, кто желает прочитать в древних манускриптах хранящихся в Риме, об этой переписи, может точно узнать, когда она проводилась. Но вы скажете: "какое это имеет отношение к нам, ведь мы не живем в Риме и не собираемся туда идти?". Однако послушайте внимательно и не будьте настолько неверующими. Об этом празднике нам известно от людей проживавших в Риме и точно знавших об этом событии. Именно римляне, которые уже долгое время отмечают Рождество, в соответствии с давними преданиями, теперь сообщили о нем и нам.