Гены, инстинкты и прочее (из темы "Общий предок.."

Модератор: Лемурий

Гены, инстинкты и прочее (из темы "Общий предок.."

Сообщение Analogopotom » 11 июл 2006, 17:14


Toetomi писал (а)
Не имеет значение, что кажется вам хиромантией или еще что-то?
Женщины выбирают партнеров по разным признакам, тут и фигура и голос, и ногти тоже кстати...
Детали в данном случае неважны... Если такое имеется (ногти и волосы) значит таких выбирают себе в партнеры...


Вы забыли упомянуть о запахе.
Притом, что отпала надобность искать пищу по запаху, обоняние у человека все же сохранилось и улавливать ферамоны мы способны. При выборе партнера запах играет немаловажную роль.
Запах может запустить в организме биохимический процесс, когда мозг начинает вырабатывать окситоцин и амфетамины. Эти эндокринные вещества воздействуют на нервные центры в коре головного мозга, вызывая реакцию, похожую на эйфорию, опьянение, блаженство и т.п. (Лирики придумали много аллегорий для этого ощущения). Так как в процессе задействованы амфетамины, влечение к объекту любви, подобно наркотической зависимости. При этом объект может обладать множество очевидных недостатков, но влечение настолько сильно, что внешность и характер являются вторичными факторами. «Любовь зла – полюбишь и козла», - прекрасно характеризует это явление.

На самом деле процесс возникновения влечения гораздо более сложный – в нем участвуют память, представление об идеале и много других сопутствующих факторов, но, повторю, что именно запах может стать толчком для начала реакции.
Информация о запахе поступает в мозг быстрее, чем мы ощущаем боль, потому что мозг, собственно, и развился из примитивного обонятельного органа.

Примечание (для тех, кто читал Фрейда, и, возможно, увидит фрейдистский подтекст): Я не связываю слова «память» и «запах». Хотя работа Ференци «Море: теория сексуальности», безусловно, любопытна.

О ногтях. Напрасно, вы так. Некоторые детали очень даже важны. Женщина не станет определять здоровье по ногтям, но если они будут грязные и обкусанные, она это непременно заметит, если только нее самой ногти не в таком же состоянии.
Могу Вас заверить, что половина женщин (особенно, женщин претенциозных) при выборе партнера обращают внимание на руки, особенно, на пальцы. Форма некоторых производит на женщин отталкивающие впечатление (это происходит на интуитивном уровне, и я не буду объяснять: почему так происходит), и соответственно исключает из списка предполагаемых партнеров.


Toetomi писал (а)


Analogopotom писал (а):
В природе самцы, как правило, красивей самок, но у людей-то все наоборот. По большей части, женщины стараются привлечь мужчину и облекаются в красивую упаковку.


Это никак не говорит о том, что у людей все иначе... Есть племена, где красивыми считаются мужчины, и выставляют себя на показ мужчины, а женщины блеклые и незаметные...


Вот именно, что «считаются».
Племя бороро в Нигере, и ему подобные, где устраивают «ярмарки женихов» - это исключение из правил. И женщины у них не такие уж и блеклые. Если учесть, что во многих африканских племенах сохранился обычай многоженства, то там женщине надо прилагать усилия, чтобы выйти замуж - иметь привлекательный внешний вид (если это в данной культуре имеет какое-то значение) или являть всякие другие свои достоинства, коими, по местным убеждениям, должна обладать жена.


Toetomi писал (а)

Тут все дело в институте брака. Сейчас по большей части в европейском мире моногамия, один мужчина - одна женщина... В животном же мире распространена полигиния. И поэтому все самки в любом стаде являются востребоваными и задействованы в брачном процессе - нет, как правило, конкуренции среди самок. А моногамия в европейском обществе делает степень востребованности женщины гораздо меньше, а природой заложено, что самка должна быть обязательно востребована. Таким образом, конкуренция за некоторых мужчин появляется и у женщин. Поскольку люди не роботы, они не могут просто разбиться на пары, здесь играют роль предпочтения, эмоции, симпатии, в общем, любовь...
Человек - существо, наделенное сознанием, поэтому женщины пользуются этим, благодаря косметике подчеркивают свою фертильность - красные губы, ярко выраженные глаза, румянные щеки, подчеркнутая фигура.


Не понимаю, чему Вы, собственно, возражаете?
Женщины выглядят привлекательней мужчин. Стараются привлечь их внимание. Среди женщин начинается конкуренция из-за некоторых мужчин. Следовательно, все происходит иначе чем в природе.

Конечно, это утверждение применительно только к современному, постхристианскому миру, где женщина пользуется определенной свободой и может выбирать партнера.

Если уж сравнивать, то главным отличием людей от зверей, является то обстоятельство, что первые используют секс не только для воспроизведения себе подобных, а просто ради удовольствия.
А иногда занимаются воспроизведением себе подобных не по любви и не из-за любви к детям, а исключительно с целью обзаведения законным наследником, которому потом можно будет оставить свой капитал. Обыкновенный расчет. Это явление рамках института брака не имеет отношение ни к чувствам, ни к инкстинктам.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Сабина » 11 июл 2006, 18:40

"Женщина не станет определять здоровье по ногтям, но если они будут грязные и обкусанные, она это непременно заметит, если только нее самой ногти не в таком же состоянии. "

Современная женщина прежде всего смотрит даже не на здоровье, а на состояние кошелька.
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Сообщение Toetomi » 14 июл 2006, 03:23

Analogopotom писал(а):Не понимаю, чему Вы, собственно, возражаете?
Женщины выглядят привлекательней мужчин. Стараются привлечь их внимание. Среди женщин начинается конкуренция из-за некоторых мужчин. Следовательно, все происходит иначе чем в природе.

Конечно, это утверждение применительно только к современному, постхристианскому миру, где женщина пользуется определенной свободой и может выбирать партнера.

Я возражаю вашему подходу!
Ваш подход затрагивает лишь культурный (поверхностный) слой человеческого общества, не затрагивая инстинктивный (т.е. животный).
Женщины и мужчины вынуждены действовать в тех условвиях, которое само общество создало для них...Это аналогично дрессированным животным - от того, что животные в цирке делают все по указке дрессировщика - это не означает, что дрессированные животные уже другие и не похожи на родственников дикой природы...
Но это не так! Лев в цирке он все тот же лев, только дрессированный, и вынужден жить в тех условиях и так, как от него требуют люди...
Тоже самое и с людьми, живущими в обществе, которое придумало многие законы для ограничения реализации инстинктивных потребностей.
Опишу ситуацию!
В природе все самки востребованы. Все! Так было и в человеческом обществе до того, как человек стал цивилизованным. Самка - самое драгоценное существо в стаде, племени и т.п. И самка инстинктивно предрасположена к тому, чтобы быть востребованной, быть драгоценностью племени стада или общества. Это выражается в том, что самки более осторожны, избегают риска, больше заботятся о себе, и требуют заботы о себе от окружающих. Например, женщины в рамках данной инстинктивной предрасположенности более эгоцентричны, и больше доверяют интуиции и чувствам...
Человеческое общество развивалось, возникали законы, паралелльно с этим менялся институт брака, от группового брака до моногамного. И когда возник институт моногамного брака оказалось, что часть женщин оказывается не востребованной, а инстинкты требуют того, чтобы женщина была востребованной.
Давайте я разъясню по поводу востребованности
Я не думаю, что вы полагаете, что в животном мире все индивидуумы живут в согласии и гармонии, и представители разный полов живут парами с представителями противоположного пола... Если так думаете, то могу сказать, что касательно приматов это совсем не так, даже у пернатых не все так красиво как кажется внешне, я уж не говорю про другие виды...
Например, у морских львов всех самок "покрывают" лишь 5% всех самцов, остальные 95% остаются не у дел. У гориллы за всеми самками следит доминантный самец, и не подпускает к ним других самцов - его знаменитый стук в грудь, это лишь предупреждение рядом шатающихся самцов о том, что приближаться опасно. У бабуинов за самками следят патриархи племени, не подпуская молодежь к самкам... У шимпанзе - доминант и субдоминанты, но у шимпанзе самки более вольнолюбивы и позволяют себе за спиной у доминанта "флиртовать" с самцами низшего ранга.
Как вы видите, в стадах, племенах есть иерархическая система. Самый большой доступ к ресурсам и к сексуальным в том числе обладает доминант и его субдоминанты. Более того, самкам более менее выгодно иметь потомство от таких самцов, поскольку такое потомство будет тоже, скорее всего высокоранговым, способным добиться места "под солнцем".
Если вы думаете, что у человека все было иначе, то ошибаетесь..Долгое время человек и его предки, от которых он получил весь набор инстинктов, жил в животных условиях и не могло быть речи о какой-то моногамии... И женщины стремились выбирать тех мужчин, которые имели больший доступ к ресурсам, дабы их дети были такими же... Не зря же женщины засматриваются на музыкантов, политиков, богачей - это все люди обладающие доступом к ресурсам....
как бы там ни было - все женщины были востребованы.
Но с развитием общества институт брака изменялся. Я не буду здесь расписывать всю историю данного интитута, если вам надо вы найдете.
Смысл заключается в том, что когда возникла моногамия, то доступ к высокоранговым мужчинам стал ограниченным, поскольку мужчине разрешается иметь только одну жену. Когда женщины говорят что-то вроде мужчины измельчали, перевелись и т.п. они имеют в виду именно этих мужчин, так называемых в биологии высокоранговых.
Поскольку доступ к высокоранговым ограничен из-за налагаемых обществом условий, то самое логичное (к чему человек очень даже способен) - это конкурировать за таких мужчин, подчеркивая свою фертильность... А это можно сделать с помощью косметики...
Вот собственно и все!

Так что по природе своей люди оперируют по большей части теми же "категориями", что и животные, просто культурный слой накладывает свои ограничения, которые приходится обходить, как дрессированным...

Я постарался утрировано изложить, все конечно же более сложно!
Наука занимается поиском истины, в то время, как религия убеждена, что ее знает.
Аватара пользователя
Toetomi
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1040
Зарегистрирован: 04 июн 2004, 06:17
Откуда: Хабаровск

Сообщение Analogopotom » 14 июл 2006, 15:36

Toetomi писал(а):
Так что по природе своей люди оперируют по большей части теми же "категориями", что и животные, просто культурный слой накладывает свои ограничения, которые приходится обходить, как дрессированным...


По вопросам биологии человека я вовсе не спорю. Мы говорим почти об одном и том же, но в разном ключе. Меня интересует психолигоческий аспект, а Вас физиологическое наследие, доставшееся от предков.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 14 июл 2006, 15:45

Вот интересная статья, на эту тему.
Выделенное синим соответствует оригинальному тексту.

Хеннинг Энгельн

Биологи о «страсти нежной» или Вечные двигатели любви.

Неповторимость наших чувств покоится на общем для всех людей фундаменте страстей, уловок и инстинктов

Глен Вольфе любил женщин, особенно молодых. И чтил брак. Этот американский священник, родившийся на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, был женат 26 раз, причем лишь одна из его жен была старше двадцати двух лет (Вольфе в тот момент стукнуло 78...). От своих браков любвеобильный священник к концу жизни имел 41 ребенка.
Хотя история Вольфе подходит для книги рекордов, в ней нет ничего принципиально необычного. Обеспеченные, привыкшие к успеху мужчины часто влюбляются в молодых и бросают женщин, с которыми прожили много лет. Есть даже термин для обозначения образа жизни с частой сменой партнера: «серийная моногамия». В такой модели проглядывают черты архаического поведения: мужчины бессознательно ищут все новых и новых партнерш, молодых и более способных к деторождению. В этом они следуют образу жизни своих первобытных предков, когда сильнейшие представители мужского пола имели больше женщин, чем остальные. Но и прекрасная половина в этой «игре» ведет себя не менее архаично. Женщины интуитивно выбирают партнеров, чей общественный статус обещает преимущества для потенциального потомства. Чем же объяснить, что в выборе партнера современные люди руководствуются принципами, действовавшими еще во времена охотников на мамонтов и собирателей корешков? Что в эпоху противозачаточных средств и падения рождаемости союз мужчины и женщины по-прежнему основывается на интересах продолжения рода? И что такое сложное и, казалось бы, чисто человеческое чувство, как любовь, опутанное бесчисленными романтическими мотивами и сюжетами, по существу движимо примитивными биологическими импульсами? На вопрос о том, что такое любовь, человечество дает самые разные ответы. Африканка из пустыни Калахари объясняет это чувство просто и образно: «Вначале, когда два человека вместе, сердце горит, страсть очень велика. Через некоторое время жар остывает, но не уходит совсем. Они продолжают любить друг друга и потом, но уже по-другому - тепло и верно». Древнегреческий философ Платон назвал любовь «стремлением произвести на свет в прекрасном», а замечательный психолог, французский писатель Марсель Пруст как-то заметил, что истинная любовь всегда преображает желание обладать в самоотдачу.

Заботиться о потомстве оказалось выгодно

Дать определение любви пытаются и ученые. «Любовь есть преодоление сверхсильной связи с первичной группой (семьей) посредством образования новой связи с посторонним членом общества», - формулирует немецкий психолог Эрих Витте. Звучит суховато, но здесь кроется указание на еще одно социальное значение любви. Человек вырастает в узком, защищенном кругу семьи. Для выхода в «большой мир» ему необходима сильная мотивация, и привязанность к новому, постороннему человеку облегчает разрыв семейных связей (именно по этой причине в период первой любви у подростков нередки конфликты с родителями и отчуждение от дома).
Известна и важная чисто биологическая закономерность, которая, по мнению многих исследователей, стимулировала и развивала способность любить и вступать в длительную связь с партнером. В ходе эволюции одной из составных общей стратегии выживания вида стала забота о потомстве. Шансы опекаемого молодняка на выживание существенно повышались, и потому особи, наследовавшие комбинации генов, которые отвечали за этот «опекунский» тип поведения, размножались интенсивнее и вытесняли тех, в ком забота о потомстве не была заложена генетически.
Чтобы защищать потомство от хищников и прочих опасностей, нужно элементарно уметь отличать собственных детенышей и постоянно быть с ними рядом. Генетический код, определявший такое поведение матери, в силу своей результативности все больше проявлялся в следующих поколениях. Из установившейся тесной связи между самкой и детенышем впоследствии развилась материнская любовь. С течением времени тот же генетический отбор создал предпосылки к тому, чтобы и самцы принимали участие в заботе о детенышах, образуя длительный союз с самками. Такие союзы оказывались более продуктивными, и в потомстве закреплялись наследственные коды, определявшие потребность разнополых особей «жениться» — заключать долговременные союзы. Это уже выходило за рамки чисто сексуальной связи и явилось важной ступенью в возникновении чувства, которое мы называем любовью.

Любовь к детям – залог выживания человека как вида
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 14 июл 2006, 15:46

По мнению американского антрополога Элен Фишер, решающий шаг к нему был сделан на заре человечества, вероятно четыре миллиона лет назад, когда в саваннах Восточной Африки появились предки человека. В бескрайней саванне в поисках пищи им приходилось преодолевать расстояния куда большие, чем в лесу, где они, видимо, обитали раньше. В новом для них мире, полном сильных и быстрых хищников, первобытным людям не оставалось ничего другого, как выработать в себе привычку к взаимопомощи. А те женские особи, которые пользовались не только защитой племени, но еще и отдельного покровителя, оказывались в лучшем положении. Персональный защитник добывал пищу, мог уберечь от хищников и от назойливых соплеменников. Так развивалась более тесная связь между женщиной и мужчиной. Это странно звучит, но возникновение любви тесно связано с физиологической особенностью женского организма, неизвестной в мире животных, - с так называемой «скрытой овуляцией». Если у самок обезьян течка, то есть ясно распознаваемый сигнал готовности к продолжению рода, сводит с ума целый отряд самцов, то у женщин период, когда они могут зачать, внешне никак не выражается. Они значительно чаще бывают готовы к оплодотворению, но точный момент неизвестен ни окружающим, ни, как правило, даже им самим. В целях выживания первобытные люди были просто вынуждены часто совокупляться. Ведущую роль начинали играть мужчины, которые подолгу не расставались со своими подругами. А те, в свою очередь, предпочитали партнеров, от которых могли чего-то ожидать: пищи, защиты, заботы и так далее. В то же время женщина могла во время отлучки постоянного партнера вступать в отношения с другим мужчиной. А поскольку момент зачатия с точностью определить было невозможно, каждый из партнеров мог думать, что именно он является отцом ребенка.
За долгую историю союза мужчины и женщины у каждого из них выработалась своя роль. Мать тратила много сил на то, чтобы вырастить ребенка: месяцы беременности и период кормления (в первобытные времена длившийся гораздо дольше, чем сейчас) ослабляли женщину, и ей было трудно самой добыть пищу для себя и для ребенка. Совершенно иным было положение мужчины: акт зачатия требовал от него, прямо скажем, немногого. И развитие разных стратегий выбора партнеров было практически неизбежным. Женщины, по крайней мере, на то время, пока ребенок беспомощен, нуждаются в прочной связи с одним мужчиной. А у мужчины есть выбор: он может либо в постоянном союзе заботится о потомстве, либо «брать числом» — зачинать детей со многими женщинами, распространяя тем самым свои гены. Эти стратегии описал в свое время антрополог Джордж Питер Мердок. В подавляющем большинстве исследованных им обществ (чтобы быть точным: в 708 из 853) полигамия допускалась, но почти всегда это означает лишь право мужчины на одновременный союз с несколькими женщинами. На одновременное сожительство женщины с несколькими мужчинами «сквозь пальцы» смотрели только в 0,5 процента случаев - в одном обществе из двухсот!

Для женщины объект ревности – душа, для мужчины - тело

Но это в теории, а в реальной жизни большинство браков моногамны. Даже там, где традиции допускают многоженство, лишь немногие мужчины живут с несколькими женами сразу, и это, как правило, люди богатые и влиятельные. По-видимому, и в прошлом трудная жизнь наших предков не позволяла мужчине иметь больше одной жены - постоянно защищать ее и детей от жизненных невзгод и от посягательств соперников было совсем не легкой задачей.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 14 июл 2006, 15:48

Четвертый год брака — самый трудный
И тем не менее: как биологические особи люди едва ли созданы для пожизненного моногамного союза.. Редко в какой культурной или этнической группе запрещен развод. Любопытно, что повсеместно наибольшее число разводов приходится на четвертый год брака: угроза разрыва возникает как раз тогда, когда заканчивается период наиболее интенсивной заботы о ребенке. Мать уже не так сильно нуждается в помощи мужа и может осмотреться вокруг в поисках нового партнера. Разумеется, и генетическая склонность мужчин к полигамии играет тут большую роль: у кого еще есть на это силы и кто бессознательно ставит архаические инстинкты выше обусловленных культурой брачных обязательств, бросает стареющую жену и женится на молодой. Статистика утверждает: мужчины в возрасте от 39 до 47 лет во втором браке предпочитают женщин в среднем на 8 лет моложе себя. А вот женщины, вторично выходящие замуж в том же возрасте, напротив, предпочитают мужчин в среднем тремя годами старше, чем они сами. Объяснение тяги молодых женщин к зрелым и даже пожилым мужчинам американский психолог Дэвид Басс находит опять-таки в прошлом: кто сумел прожить так долго и доказал свою мужественность, может обеспечить жене и детям надежную защиту и гарантии выживания, независимо от того, были у него другие жены или нет.

Любовь с первого взгляда свойственна мужчине

Интересно, что любовь с первого взгляда встречается у мужчин намного чаще, чем у женщин. Мужчина может увидеть женщину и влюбиться, не успев даже перемолвиться с ней, - исключительно из-за ее внешней привлекательности. С женщинами такого почти не бывает. От природы они склонны проверять своего партнера. Во время одного эксперимента, проводившегося в Америке в 1989 году, привлекательные мужчины и женщины получили задание соблазнять студентов и студенток, не подозревавших о том, что служат объектом исследования. Пятьдесят процентов юношей сразу приняли приглашение выпить кофе. Из этих пятидесяти 69 процентов «клевали» на предложение пойти в гости, а 75 процентов из пришедших были в тот же вечер готовы к сексуальной близости. Из участвовавших в эксперименте студенток выпить кофе согласилась тоже половина, зато лишь 6 процентов приняли потом приглашение в гости, и ни одна из девушек не пожелала сексуальной близости.
В другом исследовании женщин и мужчин спрашивали о том, какого интеллектуального уровня они ожидают от незнакомца, с которым идут на свидание. Самым частым ответом представителей обоих полов было - «средний», «обычный». Но если речь шла о перспективе сексуальной близости, в ответах появлялась существенная разница: мужчины были готовы довольствоваться и малоразвитыми партнершами; женщины, напротив, предпочитали партнеров с высоким уровнем интеллекта.
Однако представление о том, что мужчины от природы «похотливы и разнузданны», а женщины «добропорядочны и осмотрительны», очень далеко от реальности: если, по существующим оценкам, от 30 до 50 процентов мужчин изменяют женам, то и от 20 до 40 процентов женщин имеют связи на стороне. Мужчина при этом следует двоякой, но достаточно примитивной стратегии: наряду с прочной парной связью ему нужна еще и возможность быстрого совокупления. Голос генетической памяти говорит ему: неважно, куда поместить свои гены, лишь бы поместить, - затраты в любом случае будут ничтожны. А у женщины с незапамятных времен выработалась более тонкая линия поведения: для того чтобы привязать к себе мужчину, нужно было ему внушить, что именно его гены необходимы ей для размножения. Однако имевшийся в распоряжении «прирученный» мужчина далеко не всегда своим телосложением обещал хорошую наследственность. Ведь «идеального отца» нелегко заманить в прочный союз. Привлекательность такого мужчины подталкивает его к полигамии, а потому женщина часто инстинктивно «хитрит»: устроив домашний очаг, она часто заводит связи на стороне, следуя бессознательному стремлению найти носителей лучшего генофонда.
Из разных стратегий полов при выборе партнера проистекают и два типа ревности. В одном эксперименте регистрировался пульс испытуемых, отвечавших на вопрос: что бы их сильней ранило - если бы их партнер вступил с кем-то в половую или в глубокую эмоциональную связь? Результат: для 60 процентов мужчин тяжелей оказалась мысль, что их партнерша имела с кем-то половые контакты, а 83 процента женщин, наоборот, сильней были задеты мыслью об эмоциональной неверности партнера. Такая реакция основана на древнем биологическом «фундаменте»: лишь тот самец, который строго следил, чтобы партнерша имела половые контакты исключительно с ним, мог рассчитывать на передачу своих генов следующему поколению. Для самок и для выживания потомства, напротив, случайные связи постоянного партнера на стороне принципиального значения не имели. Куда худшие последствия могло иметь появление новых эмоциональных привязанностей - тогда возникал риск лишится его поддержки.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 14 июл 2006, 15:50

Выражение женского лица для мужчины — загадка
То, что у женщин и мужчин разные поведенческие стратегии в любви, может быть также связано с различиями в строении их мозга. Как известно, у мужчин наблюдается функциональная асимметрия мозговых полушарий - с речью связано только левое, правое же отвечает за пространственно-математические способности. А у женщин в процессе речи в равной степени задействованы оба полушария — возможно, именно поэтому женщины лучше справляются с заданиями, требующими языковых способностей. Некоторые ученые предполагают, что асимметрия мозга возникает на эмбриональной стадии вследствие влияния мужского полового гормона тестостерона.
Однако недавно был пролит новый свет на возможные причины мозговой асимметрии: американские нейропсихологи обнаружили различия в лимбической системе - части головного мозга, управляющей инстинктами и такими эмоциями, как ярость, страх и симпатия. В этой системе есть появившийся на поздних стадиях развития человека отдел Gyrus cinguli, по мнению ученых несущий ответственность за образование пар у людей. Опыты показывают, что этот отдел мозга в большей степени задействован у женщин, в то время как мозг мужчин активнее использует более древнюю и более примитивную часть лимбической системы. Поскольку Gyrus cinguli расположен рядом с речевым центром, становится понятным и то, почему женщинам легче выражать чувства словами. Психологи обнаружили также, что женщины и мужчины по-разному «прочитывают» выражение лица: женщины быстрее и точнее распознавали радость и печаль на любых лицах, изображенных на фотографиях. А вот у мужчин не возникало проблем только с определением настроения представителей своего пола, а женские эмоции были понятны им далеко не всегда. Эволюционная теория объясняет этот факт вполне логично. В доисторические времена для женщин было жизненно важно правильно оценить настроение и намерения потенциального партнера. С тех пор женщины безошибочно «читают по лицам».

Аромат непохожих генов притягателен

С самого начала сближение двух людей протекает согласно жестким ритуалам. Сперва женщина посылает сигналы, которые сообщают о ее эротической заинтересованности: задержка взгляда на несколько секунд, откинутая голова или волосы — эти позы этнографы наблюдают и одинаково «расшифровывали» по всему миру. Активность женщины незаметна, но обычно именно она побуждает мужчину завести разговор, хотя ему кажется, что это он сам был инициатором общения.

Даже безобидный флирт – настоящая война сигналов.

«Происходит непрерывная война сигналов, - говорит австрийский исследователь Карл Граммер. - Например, на плечах у мужчин выступает пот, содержащий андростенол — вещество, обычно женщинам неприятное. Но во время овуляции их восприятие меняется и запах андростенола кажется женщине привлекательным». Женщины тоже пользуются химическими сигналами. Они выделяют другой тип веществ, так называемый копулин, от воздействия которого мужчины шалеют и начинают, как сказал Гете, «Елену видеть в каждой девке» (поэт имел в виду прекрасную Елену из древнегреческого мифа).
Недавно швейцарские исследователи обнаружили, что запах тела связан с определенными генетическими маркерами на поверхности клеток. С их помощью мужчины и женщины могут распознавать взаимное генетическое сходство или различие. При этом нам нравится запах людей, которые в генетическом отношении резко от нас отличаются. Как знать, может быть, запахи стоят на службе эволюционных механизмов, помогающих создавать новые комбинации генов в следующем поколении?
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение LeGioner » 14 июл 2006, 15:50

Analogopotom писал(а):Четвертый год брака — самый трудный


Хорошую вещь браком не назовут... :wink: :lol:
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Сообщение Analogopotom » 14 июл 2006, 15:51

И все-таки за что мы любим друг друга?
Эволюционная психология способна описать только возникновение общих для всех мотивов поведения, но не поступки каждого человека. Почему мы влюбляемся в того, а не в другого? Почему одни люди подходят друг другу, а другие - нет? Ответить на эти вопросы пытается психолог Роберт Штернберг из Йельского университета, США. В основе его подхода лежит концепция «любовного сюжета». «Суть в том, что взаимное влечение испытывают люди, которые бессознательно хотели бы пережить один и тот же сюжет», - объясняет Штернберг, различающий, например, «волшебную сказку», когда оба партнера хотят найти друг в друге сказочных принца и принцессу; «деловой сюжет», сторонники которого подходят к любовному союзу чисто практически; «сюжет зависимости», когда один из партнеров от чего-то зависит, а другой выступает в роли опекуна и помощника. «Полицейский», «военный», «порнографический», «таинственный» - всего Штернберг занес в свой список двадцать пять таких сюжетов. Если партнеры склонны к одному и тому же сюжету, сплошь и рядом случается, что они непрерывно ссорятся, сражаются, на первый взгляд даже ненавидят друг друга, а на деле образуют прочную пару - просто они выбрали «военный» сюжет. Другие же, казалось бы, воплощали собой идеальный, гармоничный брак и вдруг развелись - потому что кто-то из них вдруг встретил «настоящую» любовь. До этого оба просто не понимали, что им нужны разные сюжеты. Поэтому Штернберг уверен, что обычная связь на стороне менее губительна для союза, чем встреча с «родным» сюжетом.
Иначе рассматривает любовь психолог Эрих Витте, различающий две фазы любви — романтическую, крайне эмоциональную, полную страсти, и партнерскую, при которой важнее быть вместе, делать что-то общее. Чаще всего романтическая фаза через несколько лет сменяется партнерской. Если этого не происходит, возникает угроза разрыва. А стиль совместной жизни, от которого тоже зависит прочность партнерства, связан прежде всего с тем, какого рода союз мы в детстве видели в родительском доме. «Разводы наследуются не генетически, а социально», - заключает Витте.
Впрочем, те времена, когда ученые ломали копья из-за вопроса, что важнее - среда или наследственность, канули в прошлое. Во всяком поведении есть аспекты, неразрывно связанные и с тем, и с другим. Ярким примером этого может служить однополая любовь. Казалось бы, отсутствие потомства у гомосексуальных пар должно было привести к исчезновению признака - будь он наследуемым. Исследования близнецов показывают, что какую-то роль в гомосексуальности гены играют: если из двух однояйцевых близнецов (то есть таких, у которых все гены идентичны) один гомосексуален, то в половине случаев гомосексуален и второй. Некоторые ученые объясняют возникновение гомосексуальности у мужчин тем, что зародыш в утробе получил слишком мало полового гормона тестостерона. Другие, напротив, возводят гомосексуальность исключительно к социальным и психологическим факторам. В любом случае примечательно, что мужчины-гомосексуалисты любят и ревнуют точно так же, как гетеросексуалы, а лесбиянки - так же, как женщины с обычной сексуальной ориентацией. «Любовь - это невероятно сложная мозаика, в которой участвуют и взаимодействуют самые разные биологические и культурные факторы, - подытоживает психолог Карл Гриммер. - Мы никогда не сможем объяснить во всех деталях, почему кто-то выбрал именно этого партнера».
Так что, несмотря на все новейшие открытия ученых, любовь по-прежнему остается явлением загадочным. И, возможно, лучше всего понимает любовь не тот, кто ее исследует, а тот, кто ее испытывает...
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение tmt » 14 июл 2006, 20:13

почему выбирают того или иного партнёра? - об этом надо было спросить у Фрейда.. он знает... :)
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Analogopotom » 14 июл 2006, 21:08

Д. Аккерман
ФИАСКО ПЛЕМБНИ ИКОВ
Травма многолика. Порой она откровенна (скажем, удар по голове), но может быть и не столь очевидна, — например, длительное ущемление детского самолюбия. Если любовь является естественным, более того, главным чувством человека, автоматическим отзвуком семейных отношений, этого решающего фактора в формировании личности, то, должно быть, невозможно вытравить его у целого народа, не правда ли? Одно из наиболее любопытных описаний нарушений в области любви мы находим у антрополога Колина Торнбулла. В 1970-х годах Торнбулл провел два года среди иков, крохотного племени охотников, в отдаленном, пустынном горном районе Уганды. О прошлом иков он знал немного — лишь то, что их язык ближе к классическому древнеегипетскому языку Среднего Царства, чем к какому-либо живому языку. Он радовался возможности обосноваться в этом племени, потому что антропологу легче наблюдать за жизнедеятельностью именно небольшого и изолированного общества. Торнбулл вооружился известными представлениями антропологов о том, как работает общество, где основные занятия — это охота и собирание чего-либо годного в пищу. Обычно женщины собирают коренья, ягоды и прочие растения, составляющие основу рациона, а мужчины отправляются на охоту. Хотя охоте, связанной, в отличие от собирания ягод и прочего, с опасностью и треволнениями, предается огромное значение, промысел женщин воспринимается как столь же важное занятие, поскольку благодаря ему племени есть чем питаться каждый день. В соединении собирания и охоты — основа выживания. Подобные племена напрямую зависят от природы и в силу этого вступают в глубокие мистические отношения с окружающей средой. Члены племени обладают качествами, которые мы очень высоко ценим: они гостеприимны, великодушны, привязчивы, честны и милосердны. Все эти черты настолько значимы для нас, что мы объединяем их под общим именем «добродетели»; если нас попросят определить человеческое существо высшей пробы, мы перечислим ровно те же качества, дополнив список такими понятия, как сострадание, доброта и разумность.
Для членов же племени охотников все эти «добродетели» вытекают не из этических соображений. Ими движет не сознательный выбор, не идея предпочтительности именно такого поведения, но инстинктивная стратегия, направленная на выживание. Маленькое замкнутое общество требует сосуществования его членов, иначе оно распадется. Хотя наши предки также были охотниками и собирателями и от них мы унаследовали многие инстинкты и черты характера, теперь, в том обществе, где мы варимся, добродетели являются для нас малым подспорьем. Но мы все еще дорожим ими. Живя среди иков, Торнбулл вопреки своим ожиданиям сначала с грустью, а затем с гневом и ужасом наблюдал у детей, родителей и супругов отношение к любви не как к базовому чувству, а, скорее, как к «роскоши, позволительной лишь во времена излишеств». С этим племенем произошло нечто поистине чудовищное — ики разучились любить.
Ковга-то давно ики были удачливыми охотниками. Но затем правительство Уганды запретило им охотиться в Национальном парке Кидепо, где они чувствовали себя как дома, и им пришлось прилагать немало усилий, чтобы найти пропитание и устроить свое хозяйство на соседней гористой территории, на пересохшей каменистой почве. Горы морщинились расщелинами, и нельзя было пройти и сотни ярдов по этой пустоши, не опасаясь сверзиться в довольно глубокое ущелье. Но больше икам было некуда податься. Засуха и голод преследовали три поколения, и в иках проснулись враждебность, эгоистичность, скаредность. Любовь, как и все прочие так называемые добродетели, была ими забыта. Они не могли позволить себе любить. Причина тому была чисто экономическая. Каждая секунда бодрствования — проведенная на корточках в уборной, отданная сексу (крайне редко) или же еде — посвящалась чуткому обозрению горизонта в поисках пиши. «Однажды я видел, как двое юношей, забравшись на гребень горы, занимались мастурбацией. Возбуждая друг друга, они веселились, но умеренно, их действия никак не были продиктованы взаимной привязанностью. Они поглядывали по сторонам, боясь не заметить признаков чего-либо съестного». Шла постоянная жестокая борьба за каждый кусок. Базовые ценности утратили свою значимость. Приветствие, обращенное к члену семьи, к человеку того же племени и к чужаку, звучало одинаково: «Дай мне еды» или же «Дай мне табаку». Злорадство являлось высшей формой юмора, — ики с удовольствием строили козни друг другу, не делая исключения даже для своих детей, и, если злопыхательство имело успех, покатывались со смеху. Больше всего им нравилось врать, и как можно более убедительно, а также вынуждать других работать на себя. Успешно обманув кого-либо, они испытывали искренний восторг, но еще большее наслаждение получали, рассказывая о проделке и лицезрея муки несчастной жертвы. Стариков не кормили, считая, что на них не стоит переводить еду, их оставляли мучительно умирать в одиночестве. «На второй год засухи часто можно было видеть, как юноша разжимает зубы старику и извлекает еду, которую тот уже прожевал, но не успел проглотить».
Детей выгоняли из дома по достижении трех лет, и они жили стаей, предоставленные сами себе.
К родственникам, даже ближайшим, ики не испытывали привязанности. Смерть ребенка почиталась большой удачей. Торнбулл наблюдал, как мать положила ребенка на землю и отправилась по своим делам, а, вернувшись, обнаружила, что того утащил леопард. Происшествие напугало всех, в том числе и мать, но лишь потому, что это означало, во-первых, прекращение лактации у кормящей женщины, а во-вторых, угрозу, исходившую от притаившегося неподалеку хищника. Никто не горевал о судьбе младенца. Ики выследили леопарда, убили его и съели «с потрохами и с ребенком».
Нашедший что-либо съестное быстро пожирал добычу в укромном месте. Понятия «хотеть» и «испытывать необходимость» обозначались в их языке одним словом. Они хотели только то, что было совершенно необходимо, и если у них и возникало желание помочь кому-нибудь, то только тогда, когда такая помощь обещала выгоду. Все ритуалы были преданы забвению. Ритуалы влекут за собой устройство пиршества, а это усугубило бы голод. Самым неестественным, пожалуй, являлось то, что ики разучились смотреть друг другу в глаза. Даже в часы досуга, собираясь вместе, расщепляя ветки, они сосредоточивали свое внимание на движениях рук, а не на лицах. Если случайно их взгляды встречались — они тут же в замешательстве отводили глаза: не смели выказывать интерес к кому бы то ни было.
«Оказалось крайне сложно выявить у них хоть какие-то эмоции, — писал Торнбулл. Все разнообразие эмоций сводилось к эгоистическим импульсам. «Я не увидел семейной жизни в тех очевидных формах, в которых она представлена повсюду. Я не нашел ни одного намека на любовь, с ее стремлением к самопожертвованию, с сопутствующим ей осознанием собственной нецелостности и желанием соединиться с другим человеком. Даже то, что лишь отдаленно можно назвать привязанностью, я наблюдал в предельно редуцированной форме... В жизни племени не было места для такой роскоши, как семейные отношения и любовь. В царстве голода подобная роскошь оборачивается смертью... Личность ни в чем не заявляла о себе... В детях, как и в престарелых родителях, видели только обузу. Всякий, кто не мог сам позаботиться о себе, мешал выжить другим». С тяжелым сердцем Торнбулл покинул иков и пустился в обратную дорогу, назад к цивилизации. Спустя год он вернулся к икам. Сезон выпал очень плодородный, и поля принесли обильный урожай. Но, к своему ужасу, Торнбулл обнаружил, что в племени царили прежние нравы. Изобилие пришло слишком поздно. Равнодушие, подобно сорняку, пустило корни и цвело пышным цветом, распространяясь вширь. Семьи не возродились ни в эмоциональном плане, ни экономически. Ики по-прежнему не имели представления о дружбе и не испытывали уважения к жизни как таковой. Торнбилл, ужасаясь тому, что произошло с иками, думал и обо всем человечестве, которому, столкнись оно с такими же лишениями, придется аналогично этому племени совершать решительный выбор.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 14 июл 2006, 21:09

История иков леденит душу. Но если любовь можно так быстро вытравить из жизни целого племени, следовательно, она не является необходимостью, она только роскошь или даже выдумка. Этот вывод страшен. Он страшен потому, что поселяет сомнения в стойкости любви. Действительно, ики быстро избавились от любви и стали относиться к ней как к чему-то глупому и опасному, как к пустой трате энергии. Любовь властна не над всеми. Она может уйти навсегда, подобно сложной мелодии, которую некому воспроизвести.
Чему учит нас бедственное состояние иков? Находятся ли ему аналогии в западном обществе, где родители оказываются в домах для престарелых, дети проводят целый день в государственных учреждениях, где своекорыстие вытеснило заботу об общем благе, где мы тоскуем о больших семьях и надежных друзьях? Может ли так быть, что ценности, которыми мы дорожим, не присущи человеку как таковому, но являются лишь побочным продуктом определенной стратегии выживания общества? Я привела два примера. В одном случае любовь была убита мозговым нарушением, в другом она уступила приспособленческой линии развития. Оба они объединяются тем, что исчезновение эмоций связано с повреждениями, нанесенными нервной системе, и этот факт заставляет задуматься о последствиях такого скрытого зла, как детские психологические травмы, а также о том, к чему ведет голод или недоедание. Мало кто задается вопросом, что произошло бы с психикой детей из Сомали, если бы они остались в живых. Мы связываем
нарушения в развитии мозга с недоеданием, однако голод ассоциируется у нас только с нарушением прав человека. Любовь предполагает отстранение от бедствий. На примере иков мы видим, что представляет собой человек с такими нарушениями нервной системы, которые привели к ампутации способности любить.
Если способность к любви может быть поражена, следовательно, она является физической реальностью, материей. В какой части тела она сосредоточена? Когда У.-Г. Ауден писал о таинственном процессе, «когда усилием химической реакции любовь ширится и надежда прорастает в сердце», он, говоря о романтической любви, напоминал нам и об органике взаимной тяги. Люди отвели любви место в сердце, возможно, из-за его тяжелых, спасительно-регулярных ударов — степа, сопровождающего нас до и после первого вздоха. В древнеегипетском языке мы находим подтверждение того, насколько древни представления о сердце как о чертоге любви и вместилище других эмоций. Ab, иероглиф, означающий сердце, представляет собой фигуру танцующего человека. Сердце откликается на вздох и помысел любимого человека. Не зная, в каком именно органе нашего тела мужает любовь, мы предполагаем, что ее следует искать в той области, где под охраной ребер бодрствует самый неугомонный и шумный жилец. Разве не странно, что люди так часто размышляют именно о нем? Изображение сердца украшает почтовые карточки, донорские пункты, кофейные чашки, наклейки. Настоящее сердце, открывающееся, например, взгляду хирурга, кажется слишком невзрачным по отношению к тому количеству эмоциональных состояний, которое мы с ним связываем. Мы говорим: «Из самого средоточия сердца», словно речь идет о матрешке; словно в глубине подземелья проложен лабиринт наших чувств. Любовь настолько тиранична и упряма, что она обязательно должна иметь некий источник (если не вмешивать в дело властных богов и богинь или же колдунов), и этот источник находится в никому неведомом органе, в определенном сцеплении клеток. Не зарождается ли любовь в мозге человека? Или же ею управляют гормоны? Какой биологический механизм позволяет нам испытать любовь? И с чего начинается любовь?
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Dedal » 15 июл 2006, 17:31

Всё разум виноват.
Решили что животные главнее человека, вот и получили результат.
А всего то и дело, надо было сделать их смотрителями в заповеднике.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Analogopotom » 16 июл 2006, 20:26

Герберт Томас
Победа над страхом: освоение огня.
Первые неоспоримые следы использования огня были обнаружены 450 тыс. лет назад. Но, возможно, что его начали использовать гораздо раньше около полутора млн лет назад, о чем свидетельствуют раскопки в Сварткранс. Множество специалистов настаивают на том факте, что человек сначала должен был преодолеть страх перед огнем, который он разделял с животными. Таким образом, процесс освоения огня происходит прежде всего путем существенного изменения поведения, которое состоит в победе над собственным страхом. Начиная с этого момента, огонь стал широко применяться. Несмотря на то что мы более менее уверены, что Homo erectus многократно использовал раскаленные угли после лесных пожаров, неизвестно каким образом они научились разводить и подчинять себе огонь. Несомненно, Homo erectus быстро овладели простой технологией добывания огня, которую иногда используют сегодня, применяя, например два куска кремния или трение друг о друга двух деревянных палочек.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

След.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21