Борисовы (Рогволодовы) камни

Модератор: Лемурий

Борисовы (Рогволодовы) камни

Сообщение Евгений Беляков » 10 сен 2009, 17:49

Борисов камень

В московском метро есть станция «Коломенское». Это место, где некогда был старинный дворец русских царей. Теперь там парк и изумительный храм с высоким изящным конусом шатрового навершия, вырастающего из многорядных округлых закомар, как из горящих пламенных языков…
В парк Коломенское в свое время перевезли так называемый Борисов камень, найденный в районе Полоцка (на границе бывшего княжества Полоцкого) в деревне Болотки (Миорский р-н). Камень был вытащен из реки и в 1887-88 гг. перевезен в Москву. Высказывалась мысль даже, что этот и подобные ему камни – суть межевые знаки, поставленные князем Борисом (Рогволодом) Всеславичем на границе своей вотчины.
Но есть и другая точка зрения на Борисовы камни.
Отец Бориса Всеславича – хорошо известный нам по «Слову о полку Игореве» полоцкий князь Всеслав, прадед, кстати, Марии Васильковны, возможного автора «Слова о полку Игореве». Рассказ о Всеславе в «Слове о полку» совсем не случаен. Всеслав там показан как кудесник, волшебник. Даже как оборотень, - он превращается в волка и обвешивается синим туманом («обесися сине мгле»). Однако – ничего негативного в этом автор «Слова о полку» не видит. И это удивляет.
Известно, насколько много в «Слове о полку Игореве» аналогов к Библии. Очевидно, что автор, если и не клирик, то прекрасно образованный христианин (или христианка, если, как предполагает Сумаруков, это Мария Васильковна). Но тогда его отношение к магии в принципе должно быть отрицательным. Этого нет. И не только при оценке Всеслава, но и в рассказе о Ярославне, плач которой, скорее, есть молитва совсем не традиционным христианским святым…
«Да, - говорят исследователи «Слова о полку», - но в отличие от других древнерусских произведений «Слово о полку» носит светский характер». Светский?! Но там все время идер речь о сопоставлении событий «нижнего», земного плана с «верхним», небесным! Притом последний – это вовсе не Святая Троица, как положено, да как и изображается на православных иконах, - а отчасти другие «божества»: Хорс, Велес, Див, Карна, Жля… Это – религия, только какая? Ответ один: это своеобразное «языческое христианство»… А если так, не здесь ли один из корней того своеобразного синтеза христианства и язычества, на который не решалась византийская греческая иерархия, но к которому стремилась «народная» религия и многие русские религиозные мыслители того времени?
Собственно, эти размышления и приводят к предположению, что Борисовы камни – не есть межевые знаки. Если у правнучки Всеслава сохранились столь яркие «анахронизмы» язычества, то уж его сын, коим и был Борис, должен быть настоящим кудесником, и камни, установленные в годы, близкие к году его смерти, должны были носить магический характер.
В действительности, камни, по всей видимости, установлены в год жестокого голода - 1129. В летописи под этим годом значится: «Преставился князь полоцкий Борис. В се же лето была велика вода, потопила людей и жито, и в хоромы влилась». В этом же году киевский князь Мстислав Владимирович, сын Мономаха, отправил полоцких князей в ссылку в Царьград вместе с семьями. В том числе и Василько, в то время князь витебский, сын Святослава, внук Всеслава . Марии Васильковне тогда было всего 2 года (по другой версии она и родилась в Константинополе).
Если предположить, что голодный год наступил непосредственно после кончины князя-мага, то смысл поставленных в его честь камней – поклонение его образу, молитва с целью вызвать дождь на поля, сохранить вотчину Бориса от засухи, не дать облакам разбежаться по другим княжествам. Увидев камень, облако с дождем должно отстановиться, затем повернуть назад и окропить живоносной влагой хлебные поля Полоцкого княжества…
Вернемся теперь к Борисову камню, которое уже в наше время перенесли в Коломенское. Я специально съездил в Коломенское и перерисовал надпись на этом камне. Вот что там изображено.

Изображение

Прочесть, казалось бы, легко. Получается «СУЛИ- БОРЬ ХРЬ-СТЪ», то есть «Сулиборов крест». Якобы под камнем похоронен некий Сулибор. Такое имя действительно существовало в Древней Руси. Направление чтения как в букве И. Только при чем здесь Борис?
Но это чтение не единственное. Если читать в направлении как в букве Z, то получим «СУЛИ ХРЬ БОРЬ СТЪ». Некоторые буквы могли читаться по-разному. Например, Н как И и как N, У могло быть Ъ. Можно представить, что за прошедшие века надпись могли «обновлять». Кроме того - слова могли значительно сокращаться. Получится «СЪЛН ХРЪ БОРЬ СТЪ», что можно прочесть как «Славный, храбрый, Борис святъ».
Здесь мы встречаемся с своеобразным «двойным чтением» - по горизонтали одно, по веритикали другое. Текст начинает двоиться, он похож на таинственный кроссворд, загадку. Зачем и кому? В действительности, очевидная надпись «Сулиборов крест» совершенно безопасна. Тогда как если камень действительно посвящен никакому не Сулибору, а князю Борису, то здесь уже возникают у правоверного христианина некие вопросы. Например, где и когда князь Борис сделался святым? Дальше, и это самое главное. Борис похоронен совсем не в этом месте. Какова же цель такого камня? Очевидно – это магия, магия вызывания дождя! Люди идут не в Церковь Христову (византийскую), они устраивают какие-то шабаши с камнями. А значит – это ересь, страшный грех. Известно, что ждало колдунов на Руси, да и не только на Руси. Тут само собой объясняется, по какой причине текст был «зашифрован».
Можно возразить: второе прочтение довольно-таки произвольно. Но посмотрим на другие Борисовы камни. На одном из них из деревни Наковники (Верхнедвинский р-н). Надпись гласит «Х[ристо]с Ника. Г[оспод]и помозi рабу своему Борисоу».
А теперь – сопоставим. Изяслав Мстиславич (который поставил Климента Смолятича митрополитом) – это тот самый князь, который был поставлен в Полоцке после того, как Мстислав отправил полоцких князей в ссылку. Сразу этот человек оказался под влиянием св. Евфросинии, а через нее и со всем «колдовским» миром древнего Полоцка. Не даром исследователи пишут, что в те годы своеобразного «безвластия» на полоцкой земле именно женщины возимели огромное влияние на ход управления всеми государственными делами. Возник своего рода матриархат.
В 1132 г. умер Мстислав, на его место садится Ярополк. Изяслав «переводится» в Переяславль, на его место ставят брата Изяслава Святополка. Однако своевольные полочане выгнали Святополка и поставили Василько, который в это время вернулся из ссылки в Царьград. Еще 15 лет до вокняжения Изяслава в Киеве, но он обязательно вспомнит заветы старины, преподанные ему в Полоцке, не забудет и магические самоцветы на знаменитом кресте св. Евфросинии. И встреча с Климентом Смолятичем, получившим те же заветы из другого равноценного источника (из Заруба) докажет Изяславу со всей ясностью единство всего славянско-русского «языческого» мира, его самобытность и величие.
Поэтому когда в захваченном Киеве он встретит молодую княжескую пару, Святослава Всеволодича и Марию Васильковну, он не будет рассматривать Святослава как соперника и претендента на киевский престол, но воспримет их как единомышленников, а не врагов. Незаметная роль Марии Васильковны в киевских событиях 1147 года не была отмечена ни современниками, ни последующими историками. Тем не менее можно себе представить, что ее мягкая ирония, умные советы, обычное для нее глубокое проникновение в суть происходящего и умение выражаться намеками, которые можно как понимать, так и игнорировать не могли не привлечь к ней внимание великого князя. Но еще сильнее должно было быть сближение Марии Васильковны и другого выдающегося писателя того времени… конечно же – самого Климента Смолятича. Мне думается, именно в киевский период возникла тесная дружба между ними, если можно назвать дружбой отношения 20-летней княгини и 47 летнего монаха-схимника, ставшего митрополитом всея Руси.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2901
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Борисовы (Рогволодовы) камни

Сообщение Лемурий » 11 сен 2009, 07:42

Евгений Беляков писал(а):Изображение
Прочесть, казалось бы, легко. Получается «СУЛИ- БОРЬ ХРЬ-СТЪ», то есть «Сулиборов крест». Якобы под камнем похоронен некий Сулибор. Такое имя действительно существовало в Древней Руси. Направление чтения как в букве И. Только при чем здесь Борис?
.
Не "СУЛИ", а "СОЛН" с полумесяцем - Солнце и месяц - от сына ОТЦУ.
БОРЬ = БОРИС
ХРЬ-СТЪ = "Хрьстъ"

:arrow: итого: Отцу Борису вечная память. Подробно здесь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 17319
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 28 сен 2009, 23:40

Изображение

Как видите, "гамма" тут совсем не похожа на солнце и луну.
Скорее - на ананас! :lol:
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2901
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Борисовы (Рогволодовы) камни

Сообщение Лемурий » 29 сен 2009, 10:38

Евгений Беляков писал(а):Как видите, "гамма" тут совсем не похожа на солнце и луну. Скорее - на ананас! :lol:

Вот видите, Евгений, как важно быть точным (это про первый рисунок). По поводу Луны и Солнца это к Татьяне Зинченко, ибо красивая версия (отец-сын) её.

В данном случае на фото обозначение "ОУ" (оукъ) одним символом:
Вот похожие слова по Срезн.:
Изображение

Варианты:
- Супруг (сожитель, второй брак не регистрировали, пока Куръ Олексий (Алексей Комнин) это правило (см. Ипат. 1114) не "прерыскал").
Другие варианты:
Соулеи - предпочтительный. Предпочел Борис Крест (Смерть) - вряд ли;
Это же слово имеет другие значения:
- Лучший - Лучшему Борису - не содержательно;
- Более легкий (о болезни):
Изображение

Например так: Умер Борис легкой смертью.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 17319
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Борисовы (Рогволодовы) камни

Сообщение Евгений Беляков » 29 сен 2009, 14:44

Там еще буковка "Н", которая может оказаться "И". У меня под рукой нет ни Срезневского, ни ссылки на него в инете. А вот - из "Словаря др. русского языка":
Изображение

Получается не славный, а добрый - а разница?
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2901
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Борисовы (Рогволодовы) камни

Сообщение Евгений Беляков » 29 сен 2009, 15:11

Я этот пост вообще переделал, извините, Лемурий, я несколько запутался... :-)
---
А что если СУЛИ - это "посул" или "сулил". Тогда одно из чтений будет СУЛИЛ БОРИС ХРИСТУ (чтение по схеме И).
ХРЬ-СТЪ - это Христос все-таки.
---
Возможно, такие "обеты" (посулы) рассматривались как магическая практика, что и естественно, если учесть известые слова

Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: "да, да" и "нет, нет", дабы вам не подпасть осуждению.
Последний раз редактировалось Евгений Беляков 29 сен 2009, 16:45, всего редактировалось 2 раз(а).
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2901
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Борисовы (Рогволодовы) камни

Сообщение Лемурий » 29 сен 2009, 16:00

Евгений Беляков писал(а):Там еще буковка "Н", которая может оказаться "И". У меня под рукой нет ни Срезневского, ни ссылки на него в инете. А вот - из "Словаря др. русского языка"


:arrow: Измаил Иванович Срезневский «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Том 1.»

:arrow: Измаил Иванович Срезневский «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Том 2.»

:arrow: Измаил Иванович Срезневский «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Том 3.»

А вот Ваш словарь, судя по примерам, СТАРОСЛАВЯНСКИЙ, ств и значения у него немного другие и "оукъ" пишется как "ОУ", а не в одну букву.

А "Хрь-стъ" - это КРЕСТ, а не Христос.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 17319
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Борисовы (Рогволодовы) камни

Сообщение Евгений Беляков » 29 сен 2009, 21:38

Изображение
А это - просто любопытно.
Храм в Коломенском. Над самым крестом - месяц.
Може быть, плохо видно - но это так![/url]
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2901
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Борисовы (Рогволодовы) камни

Сообщение Лемурий » 11 апр 2013, 10:57

Евгений Беляков писал(а):Борисов камень
В парк Коломенское в свое время перевезли так называемый Борисов камень, найденный в районе Полоцка (на границе бывшего княжества Полоцкого) в деревне Болотки (Миорский р-н). Камень был вытащен из реки и в 1887-88 гг. перевезен в Москву. Высказывалась мысль даже, что этот и подобные ему камни – суть межевые знаки, поставленные князем Борисом (Рогволодом) Всеславичем на границе своей вотчины...

Изображение

Получится «СЪЛН ХРЪ БОРЬ СТЪ», что можно прочесть как «Славный, храбрый, Борис святъ».

Возвращаясь к теме "Борисовых", правильнее "Рогволодовых камней", хочу обратить особое внимание на места их находок:

А. Первый камень лежит в пяти верстах от Полоцка, на левом берегу Двины, против имения Герахты, лежащаго на правом берегу реки. В высоту он имеет 4 1/4 арш., в длину 5 1/2 арш. Камень этот, вероятно напором льда, опрокинут так, что в настоящее время запись и крест на нем представляются основашем вверх. Надпись на немъ и на двух следующих гласить: ГИ ПОМОЖИ РАБУ СВОЕМУ БОРИСУ...

В. Второй камень, изображенный на рисунке, лежит в 5 верстах ниже города Дисны, на правом берегу, близ деревни Наковники, имеет въ длину 5 1/2 арш., в высоту 2 3/4 арш. Надпись и форму креста я срисовал на месте в августе месяце минувшаго 1868 года. В 1818 году управление путей сообщения, для очищения фарватера, предположило взорвать порохом большие камни...

В. Третий камень лежит в 2 верстах от вышеописаннаго камня почти на середине русла реки; высота его от дна ровно 3 1/2 арш., длина 5 3/4 арш. На плоской поверхности его высечен шестиконечный крест, а по обеим сторонам надпись: ГИ ПОМОЗИ РАБУ СВОЕМУ БОРИСУ...

Г. Четвертый, самый меньший камень, лежит на левом берегу Двины, почти рядом с вышеописанным третьим камнем, близ впадения речки Повянушки; длина его равна 2 арш. 2 вершк., ширина—1 3/4 арш., высота 12 вершк. На нем высечен четырехконечный крест, по обеим сторонам коего надпись, изображенная на рисунке 4. По моему мнению надпись эта выражает.: сильный, храбрый Борис свят. Камень этот бывает виден весьма редко; так в 1858 году, при очень низком уровне воды, он едва на один вершок выступал над водою...

Изображение

Д. О пятом двинском камне мы находить сведения у А. Сементовскаго (Памятники, стр. 67), который пишет, что «в 1865 году, в самом городе Витебске, насупротивъ древней Успенской церкви, шагах въ 25 от подошвы круто подымающагося берега Двины, найден пятый камень, с глубоко высеченным на нем шестиконечным крестом, размер верхней перекладины коего, а также часть от вершины до большой перекладины имеют по одному футу длины...
--------
Выписки из протоколов заседания Первого археологического съезда в Москве в 1869 г.

Обратите внимание, что ВСЕ камни связаны с полноводными реками.

:!: Как рабочая версия: не отмечали ли эти камни уровень воды и не служили ли "заклинанием" от засухи ?

Изображение
"Рогволодов камень" из музея Коломенское (Москва). До 1887 года находился в среднем течении Западной Двины(!)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 17319
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Борисовы (Рогволодовы) камни

Сообщение Лемурий » 15 апр 2013, 09:18

Лично мне видится наиболее правдоподобной версия такая: эти камни назывались "Борис-Хлебник", так как увидеть их можно было начиная с мая, когда спадала вода.

"Камень этот бывает виден весьма редко; так в 1858 году, при очень низком уровне воды, он едва на один вершок выступал над водою..."

В язычестве этот день назывался:


После голодной зимы 1170-1171 гг друцкий князь Рогволод Борисович приказал "освятить" языческие камни (видимо те, что были на отмелях рек, по которым жители определяли начало "Праздника первых ростков") и выбить на них кресты. Появление этих камней свидетельствовало о крайне низком уровне реки и предстоящем неурожайном годе. Видимо в мае 1170 года обнажились эти камни и среди крестьян началась паника, что могло привести к поклонению языческим идолам. После голодной зимы 1170-1171 года Рогволод Борисович приказал эти камни "освятить", чтобы раз и навсегда положить конец языческим предрассудкам.

Наиболее полная запись на большом "Рогволодовом камне" гласит:

Изображение

«В лето 6679 [1171] месяца мая в 7 день доспен крест сей. Господи помози рабу своему Василию в крещении именем Рогволоду сыну Борисову»

"Доспен" (от доспети - окончить, соорудить) сей крест на камне 7 мая через 5 дней от начала праздника первых ростков 2 мая ( Бориса-Хлебника).

Осталось ответить на вопрос: что означают монограммы СУЛН - БОРЪ-ХРЪ-СТЬ ? Предполагаю, что это может быть заклинание от понижения уровня воды, признаке сухого лета и неурожайного года.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 17319
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Борисовы (Рогволодовы) камни

Сообщение Лемурий » 02 фев 2016, 09:25

Уточню.

    "А на Боришь день отда Верхуславу дщерь свою великыи князь Всеволодъ..." (Ипат. 1187)
"Борисовом днём" на Руси называли 24 июля - мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1015) - день убиения князя Бориса, убитого 24.07.1015 года в шатре на берегу Альты наёмниками Святополка.

24 июля - день самого жаркого периода лета. Омелевшие реки, из которых показывались крупные камни дна, наводили на крестьян ужас, предвещая гибель урожая. Поэтому после голодной зимы 1170-1171 года друцкий князь Рогволод приказал сделать на этих знаковых камнях христианские надписи - обереги.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 17319
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква


Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 2