Крест с полумесяцем: истоки символа

Модератор: Лемурий

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Лемурий » 11 янв 2015, 22:09

Не похожа первая буква на "яд", да и "шем" не подходит. Здесь бы как минимум иврит был:

Изображение

Медные столбы, сделанные тирским художником Хирамом, назывались Боаз (Вояз) (=сила) и Иахин (=он утвердит):

Изображение

    И поставил столбы к притвору храма [Соломона]; поставил столб направой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз. (3Цар. 7:21)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19694
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Сабина » 12 янв 2015, 12:12

Лемурий писал(а):Не похожа первая буква на "яд", да и "шем" не подходит. Здесь бы как минимум иврит был:


Боаз (eвр.) - Прадед Давида. Это слово состоит из Б, означающего "в", и оз - "сила".
http://dic.academic.ru/dic.nsf/relig/1373
Чем не "яд" по ветхозаветному "классификатору" стел?
Яхин (Иахин) ( да утвердит Он (Бог) ): 1) сын Симеона (Быт 46:10; Исх 6:15), прародитель одного из родов колена Симеона (Чис 26:12). 2) глава 21 й чреды священников во времена Давида.
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Лемурий » 12 янв 2015, 14:10

Сабина писал(а):Боаз (eвр.) - Прадед Давида. Это слово состоит из Б, означающего "в", и оз - "сила".
http://dic.academic.ru/dic.nsf/relig/1373
Чем не "яд" по ветхозаветному "классификатору" стел?
Яхин (Иахин) ( да утвердит Он (Бог) ): 1) сын Симеона (Быт 46:10; Исх 6:15), прародитель одного из родов колена Симеона (Чис 26:12). 2) глава 21 й чреды священников во времена Давида.

Я брал из Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона:

    Иахин и Воаз
    (древнееврейск. слова, переводятся обыкновенно: "Он [т. е. Бог] утверждает" и "в Нем сила") — название двух медных столбов, вылитых тирским художником Хирамом и поставленных к притвору Соломонова храма. Полые внутри, они имели 18 локтей в вышину, 3 9/11 локтя в диаметре и венцы вышиною в 5 локтей; толщина стенок — в 4 пальца. При взятии Иерусалима, в 586 г., столбы эти похищены были халдеями.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19694
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Karl » 17 фев 2015, 15:54

Про два столба с луной - напомнило фото мечети короля Абдаллы, Амман
Изображение
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 884
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Арсений » 25 мар 2015, 22:24

Вот как объясняют наличие полумесяца сами православные. Крест в круге древний символ и означает "воскресение, возрождение". Поэтому и крестят, давая надежду на будущее возрождение (души). На купольных крестах церквей можно увидеть и круг, и полумесяц вместе. Крест в круге есть на одеяниях некоторых святителей.

"Неудивительно, что часто задается вопрос о кресте с полумесяцем, так как "накупольники" расположены на самом видном месте храма. Например, такими крестами украшены купола собора Святой Софии Вологодской, построенного в 1570 году.
Типичная для домонгольского периода, эта форма купольного креста часто встречается на Псковщине, как-то на куполе церкви Успения Богородицы в селе Мелетово, воздвигнутой в 1461 году. Вообще же символика православного храма необъяснима с точки зрения эстетического (а посему статического) восприятия, но, напротив, вполне раскрываема для осмысления именно в литургической динамике, так как почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, усваивают себе разные значения.
"И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, - говорится в Откровении Иоанна Богослова, - под ногами ее луна" (Апок. 12;1), а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц - это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц - это чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц - это корабль церковный, ведомый Кормщиком Христом; полумесяц - это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц - это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа." (http://biblia.org.ua/help/cross.html )

Знак замкнутого креста с четвероконечными крестиками по сторонам, выходящими за пределы круга, был еще у древних славян под названием Кресень-коло. Именно Крест в круге на заре православия на Руси был рельефно начертан над вратами первых белокаменных храмов: церкви Покрова на Нерли в Боголюбове, церквах Спаса Преображения на Илъине и Петра и Павла в Кожевниках в Великом Новгороде. Тому, кто хоть немного знаком с древнерусским языком, прочесть этот символ не составит труда. Коло означает круг. Но еще больший интерес представляет собой древнерусское слово крес» («кресить»), что буквально означает «оживание» («оживлять»). Поговорка «Не бывать ему на кресу» (не ожить, не набраться сил) и выражение «кресный пот», то есть критический, разрешающий болезнь, говорят сами за себя. В слове «Воскресение» находим тот же корень. фасадные Кресты в круге и тем более надглавные Кресты такого рода весьма редкое явление. Вероятность обнаружить их тем вернее, чем древнее храм. Эти пришельцы из глубины веков раскрывают нам вселенское значение миссии Спасителя и приближают к пониманию структуры мира и небесной иерархии." (http://russkiysobor.com/krest18.htm )

"Изначальный графический символ, в генезисе своем отразивший меняющееся религиозное понимание древними земледельцами, а затем и индоевропейцами, отношений между божеством земли (крест) и божеством неба (круг).
Возникавшая в глубинах тысячелетий и культур семантическая связь «бессмертие – душа – птица – крест» выкристаллизовала языческое понимание этого символа как «бессмертное солнце», а в христианском толковании – «Бог, бессмертный светоч небесный». Этим объясняется устойчивость иконографии многих Отцов церкви и святых, русских святителей, одеяния которых украшены правильными рядами этих символов." (http://mygallary.at.ua/news/krest_vpisa ... -08-19-169 )
Арсений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1360
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Арсений » 25 мар 2015, 22:50

Сабина писал(а): Это древняя традиция возведения мемориальных стел, уводящая от древних евреев аж к шумерам.


К шумерам это вряд ли, так как традиция молиться на выложенных белым известняком площадках "бамот" на холмах, где были алтарь и "бетили"-столбы, существовала у доиудейских ханаанеян и финикийцев. Высокие цилиндрические столбы символизировали мужскую силу, а невысокие пирамидальные-женскую ипостась. От таких высоких столбов и позаимствована традиция ставить колоннады. У шумеров не было семитских богов. У ханаанеев был бог Кен (Хна по хурритски-пурпурный), сын бога Баала, внук Илу (аккадская форма имени шумерского бога Энлиля). От имени Кена ханаанеи и получили свое название (кен-а ан). Авраама с Адамом в этой родословной нет. С именем Кена большая часть ханаанев ушла из Палестины. Оставшиеся 160 тыс. строили Первый Храм.
Арсений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1360
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Лемурий » 03 апр 2015, 08:48

"Ищущий обрящет!"(с)

Пока искал символы по тетрадрахме с грифоном и саранчой нашел вот что:

Изображение

Киликия, Тарс, Мазей, 359-336 годы до Р.Х., статер.
AR статер, вес 10,75 гр., диаметр 23 мм
Время чеканки: 359-336 год до Р.Х.
Место чеканки: Тарс.

Аверс: финикийская легенда, бог Баал, сидящий на троне влево, голова прямо, в протянутой правой руке держит ветку с гроздью винограда и сидящего на ней орла, левой опирается на скипетр.

Реверс: финикийская легенда; лев кусает за шею быка, лежащего на земле; обращены влево.

Состояние: Extremely Fine / Extremely Fine.
Ссылки: SNG Levante 106; SNG France 334; SNG PfPs 1268.
Происхождение: Gorny&Mosch. Auction #195, lot 281

Дело в том, что бык с рогами полумесяцем - символ Луны, а Лев, также как и крестообразные перекладины колеса в дохристианскую эпоху - символ Солнца.

Огнегривое Солнце ассоциировалось со Львом. Полумесяц Луны с рогами Тельца.

Изображение

http://host.themorgan.org/collections/c ... 1&id=Seals

Борьба Луны и Солнца
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19694
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Лемурий » 03 апр 2015, 10:05

В нашу страну символизм борьбы Луны с Солнцем пришёл со скифами, правда, уже в измененном виде, но суть осталась та же:

Грифон (символ бога солнца Ойтосура) терзает Оленя, атрибут Артимпасы (богини Луны).

ИзображениеИзображение
Грифон, терзающий Оленя. Пазырыкский курган на Алтае.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19694
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Евгений » 03 апр 2015, 11:17

Лемурий писал(а):В нашу страну символизм борьбы Луны с Солнцем пришёл со скифами, правда, уже в измененном виде, но суть осталась та же:

Грифон (символ бога солнца Ойтосура) терзает Оленя, атрибут Артимпасы (богини Луны).

Грифон, терзающий Оленя. Пазырыкский курган на Алтае.[/size]

Гойтосир и Артимпаса никак с пазырыкскими татуировками не связаны, так как скифы, о которых писал Геродот, и восточные сарматы, от которых остались п. курганы - разные народы. Связи солнца и Гойтосира, солнца и грифона, грифона и Гойтосира более чем сомнительны, Луна-Артимпаса-Олень - аналогично.

Чьи фантазии за истину в последней инстанции выдаёте?
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1161
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Лемурий » 03 апр 2015, 11:27

Евгений писал(а):Чьи фантазии за истину в последней инстанции выдаёте?

Читайте больше и воздастся!

viewtopic.php?f=65&t=14225

А про символы скифов:

см. А.С.Лаппо-Данилевский Скифские древности // ЗОРСА, т. 4, вып.1, СПб. 1887
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19694
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Евгений » 03 апр 2015, 11:52

Лемурий писал(а):
Евгений писал(а):Чьи фантазии за истину в последней инстанции выдаёте?

Читайте больше и воздастся!

viewtopic.php?f=65&t=14225

А про символы скифов:

см. А.С.Лаппо-Данилевский Скифские древности // ЗОРСА, т. 4, вып.1, СПб. 1887

Ну, воздавайте уже!

Я по вашим ссылкам на древние, как навоз мамонта, опусы даже сходил, и ничего, кроме противоречий не нашёл. Ваш Лаппо-Данилевский 1887 года выпуска имеет ценность только для букинистов.

Связь грифона с солнцем никак не обоснована. Ссылка имеющаяся на той же странице дискуссии на "древо жизни есть опора солнца" - без подтверждения, кто и где так говорил, ценность работы Цагараева с научной т.з.- ничтожна (он -художник), более того, с точки зрения логики - нелепость,так как дерево - статично, солнце -нет. Сами же там цитируете из другой работы, что
Современными исследованиями
установлено, что у скифских племен было широко распространено
представление о связи коня с солнцем.


Вы обоснуете, как скифы Геродота с Алтаем связаны? А как лось или горный баран - с луной?
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1161
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Лемурий » 03 апр 2015, 12:20

Евгений писал(а):Связь грифона с солнцем никак не обоснована.

Опять не там смотрели:

viewtopic.php?f=65&t=14225#p158837

см.Шлеев В.В.. К вопросу о скифских навершиях.// КСИИМК, вып. XXXIV, М.-Л., 1950, c.53-61

Евгений писал(а): Вы обоснуете, как скифы Геродота с Алтаем связаны? А как лось или горный баран - с луной?

Также как скифская культура связана с находками из Пазырыкских курганов:

А книги самые правильные из-под пера того, кто эти находки из земли доставал:

Изображение

:arrow: Руденко С.И.Горноалтайские находки и скифы. Итоги и проблемы современной науки. М.-Л.: 1952.


Изображение

:arrow: Руденко С.И.Культура населения Горного Алтая в скифское время, М.-Л.: 1953.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19694
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Евгений » 03 апр 2015, 14:47

Лемурий писал(а):
Евгений писал(а):Связь грифона с солнцем никак не обоснована.

Опять не там смотрели:

viewtopic.php?f=65&t=14225#p158837

Нет там ничего про солнце, кроме голословного заявления Л-Д. Шлеев ничего о постулируемой вами связи солнца с грифоном не говорит, не фантазируйте. И названия этих книг также не подтверждают того, что геродотовы Гойтосир и Артимпаса были известны сакским племенам на Алтае, а уж тем более что терзание грифоном копытного хоть как-то связано с луной и солнцем. Признайте, что ошиблись.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1161
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Лемурий » 03 апр 2015, 15:00

Евгений писал(а):Признайте, что ошиблись.

Только после Вашего признания своей ошибки:

Евгений писал(а):Гойтосир и Артимпаса никак с пазырыкскими татуировками не связаны, так как скифы, о которых писал Геродот, и восточные сарматы, от которых остались п. курганы - разные народы.


Ибо Пазырыкинские курганы - это СКИФСКАЯ культура.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19694
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Евгений » 03 апр 2015, 15:41

Лемурий писал(а):
Евгений писал(а):Признайте, что ошиблись.

Только после Вашего признания своей ошибки:

Евгений писал(а):Гойтосир и Артимпаса никак с пазырыкскими татуировками не связаны, так как скифы, о которых писал Геродот, и восточные сарматы, от которых остались п. курганы - разные народы.


Ибо Пазырыкинские курганы - это СКИФСКАЯ культура.

Скифская только в той мере, в какой русские и россияне - одно и то же. Европейские скифы времен Геродота - одно, азиатские - другое, всех вместе их называют скифами, но они разные, как русские и, скажем, татары, хотя и тех и тех называют россиянами. На процитированной вами моей формулировке продолжаю настаивать, монголоидных черт в пазырыкском населении куда больше.
Изображение

и Пазырыкские черепа:
Изображение

PS: вот более лекгое к восприятию отображение различий между этими популяциями:
Изображение
Но речь все же о грифоне и копытном.
Последний раз редактировалось Евгений 03 апр 2015, 15:59, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1161
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Пред.След.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3