Лемурий писал(а):Здесь[/url] более подробно...
Ознакомился с указанной Вами темой. Не останавливаясь на некоторых фактических ошибках, закравшихся в текст той дискуссии (не имеющих, впрочем, непосредственного отношения к излагаемой Вами версии), хочу сказать, что предположение Ваше о том, что на картине «Св. Анна с Марией и младенцем Христом», изображена не Анна, а Елизавета, и не Иисус, а Иоанн, выглядит, на первый взгляд, правдоподобно.
Однако, этому предположению противоречит возраст изображённой женщины. Ведь Елизавета, как известно, родила Иоанна, будучи в преклонном возрасте. (Лк. 1:7). Хотя, справедливости ради, следует сказать, что и Анна должна была бы выглядеть лет на 50 (или чуть более). И действительно, в первоначальных набросках к этой картине Леонардо рисовал Марию более молодой, а Анну более пожилой.
Жест младенца, на основании которого Вы предлагаете считать его Иоанном, не представляется мне чётким и убедительным. Рука младенца изображена в обычном движении, и при таком ракурсе и освещении указательный палец оказывается несколько выделенным по естественным законам анатомии и оптики.
Св. Анна с Марией, младенцем Христом. Париж. Лувр. Фрагмент - правая рука младенца. 1500-1510 г.
Ваш довод о том, что Леонардо мог сделать жест неявным -
Лемурий писал(а):(обратите внимание - вытянутый палец правой руки прикрыт овечьей шерстью) и теребит голову Агнца Божего (символ Иисуса)
не соответствует отношения и требования самого Леонардо к жестам изображаемых персонажей: «То движение, которое задумано как свойственное душевному состоянию фигуры, должно быть сделано очень решительным и чтобы оно обнаруживало в ней большую страсть и пылкость. В противном случае такая фигура будет названа дважды мертвой: мертвой, так как она изображена, и мертвой еще раз, так как она не показывает движения ни души, ни тела.» (Леонардо да Винчи. Избранные произведения. 679. Т. Р. 297.)
«Руки и кисти во всех своих действиях должны обнаруживать намерения того, кто движет ими, насколько это только возможно, ибо тот, кто обладает страстным суждением, сопровождает ими душевные намерения во всех своих движениях.» (Леонардо да Винчи. Избранные произведения. 681. Т. Р. 368)
Да и мог ли Иоанн так бесцеремонно обращаться с Иисусом, который, как знал Иоанн, был истинным Сыном Божьим и Спасителем? В других произведениях Леонардо, как предварительных, так и законченных, Иоанн оказывает почтение Иисусу.
Наброски Богоматери, поклоняющейся Христу. Фрагмент листа. Мария и Иоанн, поклоняющиеся Христу. 1483 г.
Св. Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем. Картон Бурлингтонского дома. Фрагмент - Христос и Иоанн. 1499 г.
Мадонна в скалах.Лувр. Фрагмент - Иоанн и Христос. 1483 г.
Мадонна в скалах. Лондон. Фрагмент Иоанн и Христос. 1506 г.
На картине же «Св. Анна с Марией и младенцем Христом» мы видим младенца, фигура которого местами почти сливается с фигурой агнца и чуть ли не врастает в неё, как будто младенец пытается влезть в шкуру агнца, словно Леонардо пытается отразить их общность. По моему мнению, это может указывать именно на Иисуса.