tmt
"а что вы скажете про это, господин скептик?"
Тут всё собралось в одном флаконе
1) У Гомера: Фаэтон (пылающий) - эпитет Гелиоса.
2) У Псевдо-Эратосфена ("Катастеризмы",43 глава) так назван Юпитер ("по имени Солнца").
----------------------------------------
3)Сам миф:
http://www.sno.7hits.net/lib/graves/40-42/42.htm
"d. Однажды утром Гелиос уступил настойчивым просьбам своего сына Фаэтона и доверил ему управлять колесницей. Фаэтон захотел покрасоваться перед своими сестрами Протой и Клименой и, напутствуемый Родой (чье имя нельзя назвать со всей определенностью, поскольку ее называли и Родой и именами обеих ее дочерей), отправился в путь. Однако, не совладав с бегом белых лошадей, запряженных для него сестрами, Фаэтон сначала направил колесницу слишком высоко и люди на земле стали мерзнуть, а потом опустил ее так близко к земле, что жар стал выжигать поля. Увидев это, Зевс в припадке ярости поразил Фаэтона перуном и тот упал в реку По. Его опечаленные сестры превратились в тополя на берегах этой реки и роняли в нее янтарные слезы. Некоторые говорят, что они превратились в ольху."
а)Объясняет смену времён года в зависимости от видимого удаления Солнца от Полярной звезды, летом жарче - Солнце ближе, зимой - наоборот.
б)При этом ориентирами годичного цикла служат созвездия (некоторые из них известны до сих пор):
Фаэтон - Возничий
Колесница Гелиоса - Большая медведица и т.д.
Всё действо представляется как звёздная мистерия: каждое созвездие появляется согласно сюжета мифа в строго определённый срок.
Собственно это и есть разного рода "небесные", "божественные" знаки на которых обычно основывались "пророчества".
---------------------------------------------------
4)Согласно небесной механике, одно и тоже положение звёзд можно наблюдать трижды:
В течение суток
При смене времён года
В результате прецессии (примерно 25000 лет).
Последний "оборот" слишком велик, поэтому древние вычисляли меньшие периоды (например, Сотис - 1460 лет).
Поэтому миф повествует ещё и об одном таком астрономическом цикле, который так же как и год имеет свою "зиму", "лето" и т.д.
И по традиции, известной ещё со времён шумеров, с концом такого периода наступает "конец света" (если переводить буквально не только с языка, но и на наши реалии: "конец света"- это и есть "конец астрономического периода").
А уж что именно будет - "пожар" или "наводнение", зависит от национальных традиций (шумеры предпочитали "наводнения"
).
Но опять же, сия "катастрофа" в глобальных масштабах происходила не на земле, а на небесной сфере (так называемая "гибель богов"), так как она имела такое же устройство как и земная (но, замечу, не по причине глупости древних, а из соображений целесообразности), например современный "потоп" можно наблюдать весной когда начинается гелиакический восход "водяных созвездий" (Водолей, Рыбы, Кит и т.д.), постепенно заполняющих большую часть ночного неба.
А вселенский "пожар" начинался в Греции с восходом созвездия Льва (когда наступали самые жаркие дни).
На земле, как правило, такие "концы света" сопровождались не природными, а социальными потрясениями, то бишь реформами, достаточно вспомнить знаменитую "реформу Эхнатона", которая произошла вблизи (а может быть и непосредственно, т.к. существуют разные взгляды на египетскую хронологию) конца "периода Сотиса".
Если микенские таблички поняты правильно, то и, например, Пилос был покинут в конце годового и астрономического цикла.
После "конца света" начинался отсчёт следующего цикла ("рождение богов") и начиналась "новая" жизнь на земле (Эхнатон произвёл религиозную реформу, основал новую столицу и начал отсчёт новой эры).
---------------------------------------------------------
Так что в приведённом отрывке имеются ввиду все эти моменты (о чём прямо и говорится), а отнюдь не незвестная планета и тем более её падение на землю.
Собственно, именно благодаря выше изложенной универсальности, мифы и имели такое большой значение.
Однако без "научной" базы они превращаются в простой фольклор, сказки или "религию", в современном понимании этого слова (что и произошло с кельтской мифологией после уничтожения друидов, хотя барды продолжали сохранять песни, но уже не всегда понимая смысл).