Смерть за царя.

Модератор: Analogopotom

Смерть за царя.

Сообщение Gosha » 14 дек 2008, 18:25

Изображение
Иван Осипович Сусанин
Иван Осипов сын Сусанин — крестьянин Костромского уезда села Домнина, принадлежавшего Романовым; известен как спаситель жизни царя Михаила Федоровича Романова. Так же мы знаем, что Иван Осипович был старостой в этом боярском селе. Двор у него был исправный, то есть по крестьянским меркам Иван Осипов был довольно зажиточным. Крестьяне его уважительно прозывали с отчеством как господ благородного происхождения. Сусанин так же занимался мелкой торговлей, и был поставщиком разной снеди к столу архимандрита местного Ипатьевского монастыря. Долгое время единственным документальным источником о жизни и подвиге Сусанина была жалованная грамота царя Михаила Федоровича, которою он даровал в 1619 году.
Грамота была выдана "по совету и прошению матери" молодого царя Ксении Ивановны Романовой урожденной Шестовой женой Федора Никитича Романова. Филарет (Федор Никитич Романов) — провозглашенный патриархом московским Лжедмитрием II в октябре 1608 года, в миру Феодор, старший сын боярина Никиты Романовича.
Предполагают, что он родился от второго брака Никиты Романовича, между 1554 и 1660 годом. Чтобы завершить вступление нужно сказать еще пару слов о Федоре Никитиче Романове, в октябре 1600 года царь Борис Федорович Годунов приказал разгромить подворье Романовых. Этот погром был связан с «колдовским процессом» братьев Романовых, обвиненных в покушении на жизнь царя. При обыске были найдены «некие коренья». Конечно, все было инспирировано царем Борисом, который только перед этим сослал Богдана Бельского в Нижний Новгород. Федора Никитича насильственно постригли в монахи. К 1608 году Федор Никитич Романов – Филарет уже стал митрополитом Ростовским. Именно в Ростове Филарет был захвачен сторонниками Лжедмитрия II и отправлен под Москву в Тушино, где стоял табором «тушинский вор».
У Ивана Осиповича Сусанина была Антонида Иванова дочь Сусанина, которая состояла в замужестве за крестьянином села Домнина Богданом Сабининым. Именно ему, крестьянину Костромского уезда, села Домнина, "Богдашке" Сабинину была отписана половина деревни Деревищ за то, что его тесть Иван Осипович Сусанин, которого "изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками, а пытали, где в те пори великий государь, царь и великий
князь Михаил Феодорович..., ведая про нас... терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти".
Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 годов, данные потомкам Сусанина, только повторяют слова грамоты 1619 года. Царская жалованная грамота помимо почета, давала немалые материальные льготы в налогах их обладателям. Именная грамота, выданная на имя Кузьме Минину в том, что он является думским дворянином. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII века почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нем существовали и передавались из рода в род. До начала XIX века никто не думал, однако, видеть в Иване Сусанине спасителя царской особы.
Таким впервые его представил Щекатов напечатавшим в своем "Географическом словаре" статью о месте прибывания царя Михаила Федоровича Романова до его избрания царем Российским; за ним Сергей Глинка в своей "Истории" прямо возвел Сусанина в идеал народной доблести. Рассказ Глинки буквально повторил Бантыш-Каменский в "Словаре достопамятных людей Русской земли". Вскоре личность и подвиг Сусанина стали любимым предметом и для поэтов, написавших о нем целый ряд стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов и тому подобное, и для музыкантов (наиболее известны "Иван Сусанин" — дума Рылеева, "Костромские леса" — драма Н. Полевого, "Иван Сусанин" — опера Кавоса, "Жизнь за Царя" — опера М. И. Глинки).
В 1838 г. в Костроме по повелению императора Николая I воздвигнут Сусанину памятник "во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина — спасение жизни новоизбранного русскою землею царя через пожертвование своей жизни — спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения".
Изображение
Скудость источников и разногласие авторов, повествовавших о подвиге Ивана Сусанина, побудили Н. И. Костомарова отнестись критически и к личности самого Сусанина, и к его подвигу. Исходя, главным образом, из того, что о нем не говорится в современных или близких к его времени летописях и записках, что существующими источниками не подтверждается присутствие польско-литовского отряда близ села Домнина, и что в начале 1613 года Михаил Федорович Романов жил со своею матерью не в селе Домнине, а в укрепленном Ипатьевском монастыре, он видит в Сусанине "одну лишь из бесчисленных жертв, погибших от разбойников в Смутное время". Ему горячо возражали С. М. Соловьев ("Наше время", 1862). М. П. Погодин ("Гражданин", 1872, № 29 и 1873, № 47), Домнинский ("Русский архив", 1871, № 2), Дорогобужин и другие; но все они руководствовались большею частью теоретическими соображениями и догадками.
С конца 1870-х и особенно 1880-х годах, с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий, стали обнаруживаться новые документы о подвиге Ивана Осиповича Сусанина. Открылись почти современные ему "Записки" и многочисленные рукописные "предания" XVII и XVIII веков, в которых очевидно преклонение писавших пред подвигом Сусанина. Иные писавшие о нем прямо называли его "мучеником".
В 1882 году Самарянову, собравшему немало не изданных до него источников, удалось доказать, что поляки и литовцы целым отрядом подходили к селу Домнину с целью убить или пленить молодого царя Михаила Федоровича Романова. Михаил Федорович "скрылся от ляхов" в Ипатьевском монастыре по совету именно Ивана Сусанина из села Домнина, после появления польско-литовского отряда. Положения Самарянова подтверждаются и позднейшими находками документов, относящихся к Сусанину и хранящихся в костромской архивной комиссии, в Археологическом институте.
Сущность преданий о подвиге Сусанина сводится к следующему. После разгрома городской усадьбы Романовых в 1600 году Ксения Ивановна Романова – Шестова с малолетним сыном Михаилом была сослана царем Борисом Годуновым в Костромское имение, где должна была прибывать неотлучно. Некоторое время после избрания на престол Михаил Федорович ещё жил со своею матерью в селе Домнине, родовой своей вотчине. Мать все никак не хотела отдать своего сына, боялась за его жизнь. Помнила рассказы о том, как бояре убивали царя Федора Борисовича, задушили его мать Марию Григорьевну Годунову – Скуратову, надругались над сестрой Ксенией Борисовной.
Изображение
В это время пришли в Костромскую область польские и литовские люди с целью убить нового соперника польского королевича Владислава; недалеко от села Домнина им попался Иван Сусанин на своей заимке (даче), который взялся быть их проводником, но завел в противоположную сторону, в дремучие леса, предусмотрительно послав перед уходом своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Федоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре; утром он раскрыл полякам свой обман, несмотря на жестокие пытки, не выдал места убежища царя и был изрублен поляками "в мелкие куски".
Из прямых потомков Сусанина переписная ландратская книга, хранящаяся в московском архиве министерства юстиции, под 1717 годом называет Федора Константинова, Анисима Ульянова (Лукьянова) и Ульяна Григорьева, живших в селе Коробове, пожалованном дочери Ивана Осиповича Сусанина, Антониде Ивановне, в 1633 году.
Сравните с; Н. И. Костомаров, "Исторические монографии и исследования" (т. I, СПб., 1867); его же, "Личности Смутного времени" ("Вестник Европы", 1871, № 6); Самарянов, "Памяти Ивана Сусанина" (Кострома, 1884, 2-е изд.); И. Холмогоров, "Заметка о потомках Сусанина" ("Труды Археографической комиссии при Императорском московском обществе", т. I, вып. I, 1898); Д. И. Иловайский, "Смутное время Московского государства" (М., 1894).
Удивительно, но за весь XX век была добавлена тонюсенькая книжица, Костромского книжного издательства и две три журнальных статьи. Несчастье Российской истории только в том, что ее хотят переписать и переписывают всуе. Это делалось многократно и официально, придворными «угодниками».
Георгий Ильин.
01.03.2008 года.
Последний раз редактировалось Gosha 01 авг 2012, 15:02, всего редактировалось 1 раз.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Смерть за царя.

Сообщение Scaevola » 14 дек 2008, 22:32

Gosha писал(а):Удивительно, но за весь XX век была добавлена тонюсенькая книжица, Костромского книжного издательства и две три журнальных статьи. Несчастье Российской истории только в том, что ее хотят переписать и переписывают всуе. Это делалось многократно и официально, придворными «угодниками».
Георгий Ильин.
01.03.2008 года.


А как же история с обнаружением костромскими археологами места гибели Ивана Сусанина?
Пару лет назад общегосударственные телеканалы носились с этой новостью и так и эдак... :roll:
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Gosha » 15 дек 2008, 19:34

Извините меня, но я не ошибся сейчас у нас идет уже 21 век. Все работы по розыску и сохранению места гибели проводили не власти, а энтузиасты. Многие народные герои сохранились в памяти народной, в былинах, и сказаниях.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Народная пямять историческая копилка.

Сообщение Gosha » 15 дек 2008, 19:51

Правильно пусть люди пишут и вспоминают чаще, что было. Дом купца Ипатьева снесен, царская семья похоронена с почестями. У некоторых «деятелей» есть желание вынести тело ВИЛ из мавзолея. Уберут всю Красную площадь. Этим вычеркнут 70 лет из истории страны. Скольких интересных страниц недосчитается наша отечественная история в связи с этими действиями и подобными этим.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Сообщение Scaevola » 16 дек 2008, 00:59

Gosha писал(а):Извините меня, но я не ошибся сейчас у нас идет уже 21 век.

Спасибо, Вопросов больше не имею.
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва


Вернуться в Новые теории

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 20