Добавлено:
21 окт 2004, 22:51
Юлли
Подвеска со знаком Рюриковичей
Роль Ладоги в истории Восточного пути из стран Скандинавии в Гардарики, к конунгу Ярцлаву, вряд ли можно переоценить. Тем важнее каждый новый штрих в судьбах этого города - северных воротах Руси.
В погребении 3 сопки I Победищенской южной группы близ Ладоги, раскопанной петербуржским археологом Валерием Пертенко, среди прочего инвентаря была найдена подтрапециевидная подвеска из бронзы с изображениями знаков в форме трезубца на обеих сторонах. Знак на стороне "а" идентичен знакам на монетах великого князя киевского Владимира Святославича (Святого), а знак на стороне "б" может быть соотнесен со знаком на монетах Ярослава Владимировича (Мудрого).
Большинство российских исследователей согласны в том, что подвески, сходные с подвеской из Победищенской сопки, являлись официальными регалиями власти княжеских чиновников Руси - своего рода верительными знаками типа пайцзе. Таким образом, подвеска из Победищенской сопки являлась регалией власти чиновника, выступавшего в своей деятельности одновременно от лица и Владимира Святого, и его сына Ярослава. Единственным объяснением наличию двух различных знаков на подвеске является гипотеза о дуумвирате их владельцев. И так, как Ярослав Владимирович никогда не был соправителем своего отца на великокняжеском киевском престоле, речь может идти о получении им статуса сопровителя одновременно с получением самостоятельного княжеского стола, подконтрольного Киеву.
Ладога в конце X в., безусловно, находилась под верховной юрисдикцией Владимира Святого: именно в таком качестве она подверглась около 997 г. осаде и разрушению со стороны войска Эйрика Хаконарсона. Археологические следы этого события зафиксированы пожаром, в котором погибло поселение при впадении р. Ладожка в Волхов. Достоверность информации саг о военных действиях конунга Эйрика против Вальдемара, конунга Гардарики - тех самых военных действиях, в ходе которых была разрушена Ладога, по мнению Татьяны Джаксон подкрепляется известиями скальда, автора Бандадрапы, ялявшегося современником событий.
Таким образом, управление в Ладоге в конце X в. должен был осуществлять полномочный представитель Владимира Святого. Теоретически, это мог быть особый чиновник, получивший полномочия непосредственно от великого князя. Однако более вероятным представляется предположение о деятельности в Ладоге чиновника, подотчетного Новгороду - территориально ближайшему из тех центров Северной Руси, которые Владимир Святой контролировал в конце X - начале XI вв. руками своих сыновей, представлявших великокняжескую администрацию "на местах".
После сказанного я считаю возможным расценивать владельца подвески в качестве представителя Ярослава Владимировича в Ладоге, полномочного управлять городом и его округой в новгородский период деятельности Ярослава - в те годы, когда Ярослав представлял в Новгороде власть своего отца, Владимира Святославовича, т.е. в 1010-1015 гг.
Погребение 3 сопки I в Победищенской южной группе связано со вторым ярусом захоронений: оно совершено позднее погребения 2 и 4, но - ранее погребения 1. Иными словами, владелец подвески был подхоронен в уже существовавшее погребальное сооружение, которое продолжало использоваться и после смерти владельца подвески. Предполагая династийный характер усыпальницы можно думать, что владелец подвески принадлежал к коренным ладожанам. В таком случае речь должна идти не сколько о том, что этот чиновник представлял в Ладоге интересы новгородского князя, сколько об утверждении новгородским князем в должности своего представителя родовитого ладожанина, представлявшего Ладогу перед великокняжеской администрацией. И, таким образом, появляются основания считать, что Ладога, хотя и была включена в область верховной юрисдикции Владимира Святого, но сохраняла на рубеже X-XI вв. значительную степень автономии, причем такое положение было юридически узаконено представителем великокняжеской власти в Новгороде.
Ситуация значительно изменилась к 1019 г. В рассказе о сватовстве конунга Ярицлейва из Хольмгарда к Ингигерд, дочери конунга свеев Олава зафиксированном в "Круге земном" Снорри Стурлуссона, приводится пожелание Ингигерд получить "в свадебный дар себе Альдейгьюборг и то ярлство, которое к нему относится". Ярослав выполнил пожелание невесты, а Ингигерд передала управление в Ладоге своему родичу (сыну тетки по матери), Ярлу Регенвальду. Как ни расценивать этот рассказ, но очевидно, что вскоре после смерти Владимира Святого степень автономии Ладоги значительно сократилась: Ярослав распоряжается городом и его округой на правах собственности, и это воспринимается современниками как нечто само собой разумеющееся. Напомню, что Ярослав Владимирович к 1019 г. только-только закрепился на великом киевском столе, окончательно разбив войско своего кузена Святополка Ярополчича (Окаянного), а впереди еще была борьба за власть с братом Мстиславом Тмутараканским, завершившаяся мирным договором 1026 г. и установлением на Руси дуумвирата Ярослава и Мстислава Владимировичей.
Все вышеизложенное дает мне основание расценивать погребение 3 в сопке I Победищенской южной группы близ Ладоги как место упокоения последнего (?) представителя того рода, который находился у власти в Ладоге по крайней мере во время правления на Руси Владимира Святого. А сама подвеска, найденная в этом погребении, позволяет, как кажется, приблизиться к решению проблемы административного устройства Ладоги в период от потери городом функций столицы Руси и до преобразования Ладоги и ее округа в "ярлство Регенвальда". До окончательного же включения Ладоги в состав древнерусского государства оставалось еще около столетия.
Белецкий С. Подвеска со знаком Рюриковичей//Восточный путь (Austvegr), 1996, №2. С.30-31.
Добавлено:
21 окт 2004, 22:54
Юлли
Найдены враги Рюрика
// Археологи изучили самое древнее поселение славян на севере России
Как стало известно Ъ, в субботу археологическая экспедиция Института истории материальной культуры Академии наук (ИИМК РАН), которая под руководством профессора Евгения Рябинина с 1997 года ведет раскопки древнего городища близ Старой Ладоги, пришла к сенсационному выводу: в 860-е годы н. э. в этих местах произошло кровопролитнейшее столкновение между племенами южных и северных славян. Вероятно, именно в этой войне северяне призвали себе на помощь дружины Рюрика.
Экспедиция профессора Рябинина ведет раскопки в двух километрах ниже Старой Ладоги, где в Волхов впадает небольшая речка Любша. В годы Великой Отечественной войны здесь располагался полевой госпиталь Волховского фронта, и древний культурный слой был сильно нарушен при возведении фортификационных сооружений. Поэтому археолого-разведочные работы, которые ученые начинали еще в конце 1960-х годов, были тогда свернуты.
В 1997 году Евгений Рябинин вернулся к устью Любши и без особой надежды на успех стал исследовать местность, выкапывая шурфы. В одном из раскопов и был обнаружен фрагмент сухой каменной кладки, густо утыканной стрелами (10-15 наконечников на кв. м). Характер кладки указывал на то, что стены строились племенами южных славян, выходцев из Великой Моравии и Подунавья (ныне -- юг Чехии) по образцу римских защитных сооружений.
Данные радиоуглеродного анализа показали, что поселение построено в первой половине VIII века н. э. Городище занимало 1,5 тыс. кв. м, в нем располагалась княжеская усадьба с помещениями для дружины и мастерскими. Как уже выяснили специалисты ИИМК РАН, городище южных славян возникло на месте еще более древнего финского рыбацкого лагеря -- под культурным слоем VIII века археологи нашли пепел, рыбью чешую и металлические предметы, относящиеся к III веку н. э. Найденное профессором Рябининым поселение наверняка попадет в десятку самых крупных мировых археологических открытий последних лет -- по крайней мере это самый древний комплекс построек на севере России. Ранее ученые находили поселения, возведенные в XII веке и позднее.
Хотя обнародование результатов многолетнего изучения городища специалистами Института истории материальной культуры состоится только осенью этого года, Ъ стало известно, что ученые намерены связать судьбу обнаруженного поселения с одной из самых знаменитых легенд русской истории -- призванием на Русь трех скандинавских конунгов Синеуса, Трувора и Рюрика. Предполагается, в частности, что поселение южных славян развивалось параллельно со "староладожскими славянами", среди которых преобладали представители скандинавского этноса -- археологи нашли более 800 предметов индивидуального пользования, подтверждающих эту гипотезу.
В 860-х годах городище южных славян подверглось жестокому нападению. Ученые пришли к выводу, что, вероятно, именно во время этого вооруженного конфликта с "южным" поселением ладожане призвали на помощь трех скандинавских братьев. Правда, каких-либо останков кого-нибудь из братьев ученым еще не удалось найти.
КоммерсантЪ
Добавлено:
21 окт 2004, 23:14
Юлли
Сказание о Словене и Русе и городе Словенске
(из Хронографа 1679 года).
(Публикуется по Полному собранию русских летописей. Т. 31. Л., 1977).
В лето от сотворения света 2244, во второе же лето по потопе, по благословению Ноя праотца разделися вся вселенная на три части трем сыном его, Симу, Хаму и Афету. Низвержеся от нерадения Хам от благословения отца своего Ноя, зане упився вином. И потом истрезвися Ной от вина, и разуме, елико сотвори ему менший сын Хам, и рече: "Проклят буди Хам отрок и да будет раб братома своима". И благослови Ное дву сынов своих, Сима и Афета, иже покрыта наготу отца своего, опак зряще, наготы же его не видеша. И благослови Сифа, сына Арфаксадова, да вселится в пределех Ханаановых. Афету же по благословению отца своего Ноя излиявшуся на западныя и на северный страны даже и до полунощия. По мале же времени правнуцы Афетовы Скиф и Зардан отлучишася от братий своих и от рода своего от западных стран, и коснушася полуденных стран, и вселишася во Ексинопонте, и живяху тамо многа лета, и от сих породишася сынове и внуцы и умножишася зело, и прозвашася по имени прадеда своего Скифа Скифия Великая. И бысть между ими распря и междоусобица и крамола многа и тесноты ради места. Начальницы же тогда родители их княжаху единого отца сынове пяточислении кровницы, им же имена: 1) Словен, 2) Рус, 3) Болгар, 4) Коман, 5) Истер. От сих же племене во время последнее и каган сыроядец изскочи, о нем же греческая история последи изъяснит. Мы же на предлежащее возвратимся, Князем убо скифским Словену и Русу, мудростию и храбростию в роде своем всех превозшедшим, и начаша размышляти со ближними своими премудре, рекоша же сице: "Или толико всего вселенныя, иже ныне под нами? Еда несть во жребии праотца нашего Афета еще части земли благи и ко вселению человечю угодны? Слышахом бо от предков своих, яко благословил праотец наш Ной прадеда нашего Афета частию земли всего западнаго и севернаго и полунощнаго ветров, и ныне убо, братие и друзи, послушайте совета нашего, оставим далече от нас вражду сию и несогласие, еже ныне тесноты ради творится в нас, и подвигнемся убо, и идем от земля сея и от рода нашего, и пойдем по вселенной света, сущей во жребии прадед наших, иде же нас приведет счастие ли благословение праотца нашего благословеннаго Афета и подаст нам землю доброплодну во обитание нам и родом нашим". И люба бысть сия речь Словенова и Русова всем людем, и вей яко единемы усты реша: "Благ совет князей наших и добра речь и угодна премудрых держателей".
И в лето от сотворения света 3099 Словен и Рус с роды своими отлучишася от Ексинопонта, и идоша от роду своего и от братия своея, и хождаху по странам вселенныя, яко острокрилаты орли прелетаху сквозе пустыня многи, идуще себе на вселение места благопотребна. И во многих местех почиваху, мечтующе, но нигде же тогда обретше вселения по сердцу своему. 14 лет пустыя страны обхождаху, дондеже дошедше езера некоего велика, Моикса зовомаго, последи же от Словена Илмер проименовася во имя сестры их Илмеры. И тогда волхвование повеле им быти населником места оного.И старейший, Словен, с родом своим и со всеми, иже под рукою его, седе на реце, зовомей тогда Мутная, последи ж Волхов проименовася во имя старейшаго сына Словенова, Волхова зовома. Начало Словенску граду, иже последи Новъград Великий проименовася. И поставиша град, и именоваша его по имени князя своего Словенеск Великий, той же ныне Новъград, от устия великаго езера Илмеря вниз по велицей реце, проименованием Волхов, полтора поприща. И от того времени новопришельцы скифстии начаху именоватися словяне, и реку некую, во Илмер впадшую, прозваша во имя жены Словеновы Шелони. Во имя же меньшаго сына Словенова Волховца преименова оборотню протоку, иж течет из великие реки Волхова и паки обращается в него. Больший же сын оного князя Словена Волхв бесоугодник и чародей и лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищреньми мечты творя многи, и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодила, и залегаше в той реце Волхове путь водный, и не поклоняющих же ся ему овых пожираше, овых же испроверзая и утопляя. Сего же ради людие, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицая и Грома его, или Перуна, рекоша, руским бо языком гром перун именуется. Постави же он, окаянный чародей, нощных ради мечтаний и собирания бесовскаго градок мал на месте некоем, зовомо Перыня, иде же и кумир Перунов стояше. И баснословят о сем волхве невегласи, глаголюще, в боги сел окаяннаго претворяюще. Наше же християнское истинное слово с неложным испытанием многоиспытне извести о сем окаяннем чародеи и Волхове, яко зле разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтаньми бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег противу волховнаго его градка, иде же ныне зовется Перыня. И со многим плачем тут от неверных погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним велми высоку, яко же обычай есть поганым. И по трех убо днех окаяннаго того тризнища проседеся земля и пожре мерзкое тело коркодилово, и могила его просыпася с ним купно во дно адово, иже и доныне, яко ж поведают, знак ямы тоя не наполнися. Другий же сын Словенов малый Волховец живяше со отцем своим во граде своем великом Словенцы. И родися Волховцу сын Жилотуг, и протока проименовася во имя его Жилотуг, в ней же той утопе еще детеск.
Другий же брат Словенов Рус вселися на месте некоем разстояннем Словенска Великаго, яко стадий 50 у соленого студенца, и созда град между двема рекама, и нарече его во имя свое Руса, иж и доныне именуется Руса Старая. Реку же ту сущую едину прозва во имя жены своея Порусии, другую ж реку имянова во имя дщери своея Полиста. И инии градки многи Словен и Рус поставиша. И от того времени по имяном князей своих и градов их начахуся звати людие сии словяне и руси. От создания мира до потопа лет 2242, а от потопа до разделения язык 530 лет, а от разделения язык до начала создания Словенска Великаго, иже ныне Великий Новъград, 327 лет. И всех лет от сотворения света до начала словенскаго 3099 лет. Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Такоже по них сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком. Обладаша же и северными странами, и по всему Поморию, даже и до предел Ледовитого моря, и окрест Желтовидных вод, и по великим рекам Печере и Выми, и за высокими и непроходимыми каменными горами во стране, рекома Скир, по велицей реце Обве, и до устия Беловодныя реки, ея же вода бела, яко млеко. Тамо бо берущи дорогою скорою звери, рекомаго дынка, сиречь соболь. Хождаху ж и на Египетъския страны воеваху, и многое храбрьство показующе во еллинских и варварских странах, велий страх от сих тогда належаше.Начальницы же в Словенех во время Александра царя Македонскаго. Начальнейшии же тогда во Словянех и Русех князи быша, им же суть имена: первый Великосан, вторый Асан, третий Авесхасан. Сии же бяху храбръством и мудростию многих превзошедше. Всея же вселенныя тогда самодержец бысть многосчастный Александр, сын Филиппа Македонскаго. О сих же вышереченных словенех и русех от всех стран жалостен слух и самому самодержцу во уши провозгреме. Премудрый же самодержец и всесветлый царь нача розмышляти с подданными своими: "Что сотворити подобает с сыроядцы сими? Ратьми ли многими ополчитися и розбити сих и покорити в вечную работу? Но неудобно сему быти никако ж зелнейшаго ради дальняго разстояния пуста и неудобпроходных морских вод и превысоких гор". Но обаче посылает к ним з дары многими и писание, всякими похвалами украшено и самого царя высокодержавною десницею златопернатыми писмены подписано. Писание же имяше образ сицев: Послание Александра царя Македонскаго. "Александр, царь царем и над цари бичь божий, презвитяжный рыцарь, всего света обладатель и всех, иж под солнцем, грозный повелитель, к покорным же мне милосердый пощадитель, к непокорным же яростный мечь, страх всего света, честнейший над честнейшими, в далекоразстоятельном и незнаемом крае вашем от нашего величества честь и мир и милость вам и по вас храбросердому народу словенскому, зацнейшему колену русскому великим князем и владцом от моря Варяжского и до моря Хвалимского, велебным и милым мне храбрственному Великосану, мудрому Асану, счастному Авехасану вечне поздравляю, яко самех вас лицем к лицу любезне целую, сердечно приемлю яко други по сердцу моему и нагреднейшии подданицы нашему величеству и сию милость даю вашему владычеству. Аще каковый народ вселится в пределех вашего княжества от моря Варяжскаго и даже до моря Хвалимского, да будут вам и потомку вашему подлежимы вечной работе, во иныя ж пределы отнюдь да не вступит нога ваша. Сие достохвалное дело замкнено сим нашим листом и подписано нашею цысарскою высокодержавною правицею и за природным нашим государьским златокованным гербом привешеным. Дано вашей честности в вечность в месте нашего дела в Великой Александрии изволением великих богов Марша и Юпитера, и богини Верверы, и Венуса месяца примоса начальнейшаго дня". А припинье царские руки верх строк златопернатыми писмены написано сице: "Мы, Александр, царь царем и над цари бичь, сын великих богов Юпитера и Венуса в небе, земский же Филиппа силнаго царя и Алимпиады царицы, нашею высокодержавною правицею утвердих вечне". Сии ж князи словено-рустии, иж таковыя высокия чести сподобишася от всего державнаго того самодержца прияти и сию пречестнейшую епистолию почитаху вельми и обесиша ю в божницы своей по правую страну идола Велеса и честно покланяхуся ей, и праздник честен творяху в началный день примоса месяца".
По сих же многим летом прешедшим, восташа от рода сих во языце словенстем два князя, Лалох и Лахерн, и сии паки воевати начаша земли скипетра греческаго. Приходиша же и под самый той царствующий град и много зла и кровопролития сотвориша скипетру греческаго царствия. И храбрый князь Лахерн под царствующим градом убиен бысть близ моря, место же то и доныне зовется Лахерново, на нем же монастырь честен возгражден во имя Пречистыя Богородицы, и множество тогда безчисленно руских вой под стенами града падоша. Князь же Лалох язвен велми со оставшими возвратися во своя со многим богатством. Живяху же отнюд погании, яко скот, не имуще закона. О них же свидетельствует в хожении своем блаженный апостол Андрей
Первозванный, яко отнюдь невегласи тогда поганы беша. В Синдерех же тогда княжаху два брата, единому имя Диюлел, а другому Дидиядакх, невегласи боги их тогда нарицаху за то, иже пчелы им налезоша и борти верх древия устроиша. По мале ж времени прииде на землю Словенскую посланный праведный гнев божий, измроша людей без числа во всех градех и в весех, яко некому ужепогребати мертвых. Оставшии же люди пустоты ради избегоша из градов в дальныя страны, овии на Белыя воды, иже ныне зовется Бело езеро, овии на езере Тинном, и нарекошася весь, инии же по иным странам и прозвашася различными проимяновании. Овии же паки на Дунав ко прежним родом своим, на старожитныя страны возвратишась.
Первое запустение Словенску. А великий Словенеск и Руса опустеша до конца на многия лета, яко и дивиим зверем обитати и плодитися в них. По некоих же временех паки приидоша з Дунава словяне и подъяша скифи болгар с собою немало, и начаша паки грады оны Словенеск и Русу населяти. И приидоша же на них угры белыя, и повоеваша их до конца, и грады их раскопаша, и положиша Словенскую землю в конечное запустение.
Второе запустение Словенску. По мнозе же времени оного запустения слышаху скифские жителие про беглецы словенстии о земли праотец своих, яко лежит пуста и никим не брегома, и о сем зжалишаси вельми и начаша мыслити в себе, како б им наследити землю отец своих. И паки приидоша из Дуная множество их без числа, с ними же и скифы и болгары и иностранницы поидоша на землю Словенскую и Рускую, и седоша паки близ озера Илмеря и обновиша град на новом месте, от старого Словенска вниз по Волхову яко поприща и боле, и нарекоша Новград Великий. И поставиша старейшину и князя от роду же своего именем Гостомысла. Тако же и Русу поставиша на старом месте, и ины грады многи обновиша. И разыдошася кииждо с родом своим по широте земли, и овии же седоша в полях и нарекошася поляне, сиречь поляки, овии полочане речки ради Полоты, овии мазовшане, овии жмутяня, инии же бужане по реце Бугу, овии дреговичи, овии кривичи, овии чюдь, инии меря, инии же древляне, и инии морава, серби, болгари сих же от роды, и инии же северы, и инии лопи, и инии жн мордва, и инии же мурама, инии же в различная именования прозвахуся.
И тако начаша разширятися страна она вельми, а общим же имянем прозывахуся. Сын старейшаго князя новгородцкаго Гостомысла, именуемый младый Словен, сей отъиде от отца своего в Чюдь и тамо постави град во имя свое над рекою на месте, нарицаемом Ходницы, и нарече граду имя Словенеск, и княжив в нем три лета, и умре. Сын же его Избор, сей преименова имя граду своему и нарече Изборск. Сей же князь Избор змием изъяден умре. Земля же Руская тогда сверже с себя ризы сетованныя и паки облечеся в порфиру и виссон и к тому уже не вдовствуя, ниже сетуя, но паки по сем же и дети разилоди и на многа лета опочивая пребывши с премудрым Гостомыслом. Егда ж сии во глубокую старость прииде и не могий уже разсуждати, ниже владети таковыми многочисленными народы, ниже утишити многомятежных междоусобных кровопролитий в роде своем, тогда убо он премудрый, седый умом и власы, призывает к себе вся властели руския, иж под ним, и рече к ним осклабленым лицем: "О мужие и братие, сынове единокровницы, се аз уже состарехся вельми, крепость моя изчезает и ум отступает, но токмо смерть. А се вижду, яко земля наша добра и всеми благими изобильна, но не имать себе властодержца государя от роду царскаго. Сего ради в вас мятеж велик и неутишим и межъусобица зла. Молю убо вы, послушайте совета моего, иже реку вам. По смерти моей идите за море в Прускую землю и молите тамо живущих самодержцев, иже роди кесаря Августа, кровницы суще, да идут к вам княжити и владети вами, несть бо вам срама таковым покоритися и в подданстве у сих быти". И возлюбиша вси речь старейшинскую, и егда сей умре, тогда всем градом проводиша честно до гроба, до места, нарицаемаго Волотово, иде ж и погребоша его. По смерти же сего Гостомысла послашавсею Рускою землею послы своя в Прускую землю. Они же шедше и обретоша тамо курфистра или князя великого, именем Рюрика, рода суща Августова, и молиша сего, да будет к ним княжити. И умолен быв князь Рюрик, и поиде на Русь з двема братома своима, с Трувором и з Синеусом.
И седе Рюрик в Новеграде, а Синеус на Белеозере, а Струвор [так! – В.Д.] в Зборце. И по двою лету Синеус умре, потом же и Струвор, и бысть Рюрик единодержавен, над всею Рускою землею державствова лет 17. Новгородцы же видевше Рюриково доброродство и мужественное его остроумие, пророчествоваху к себе, глаголюще: "Разумейте, братие, яко непременно имамы быти под едином игом державнаго обладателя. От сего Рюрика и от рода его и не токмо упразднится им самовластие наше, но и раби им будем". Тогда Рюрик уби некоего храбра новгородца именем Вадима и иных многих новгородцев и советников его. Аще тогда и нечестиви бяху новгородцы, но обаче по пророчеству их, паче же благоволением божиим и доныне царствуют ими от Рюрикова семене благородное изращение. Яко же прежде в нечестии повиновася им и до блаженнаго Владимира, им же сподобишася познати сущаго Бога и просвещени быша святым крещением и сияют благочестием неподвижно и неотступно, веру христову держаще и непременно обладаеми Владимировыми благородными чады и внучаты в роды и роды.