Gosha » 27 сен 2012, 12:19
ВОСТОК ИЛИ ЗАПАД
Главное движение шло по речному пути (по воде или вдоль берегов рек) Днепр, верхнее течение Западной Двины, Ловать, озеро Ильмень, Волхов, Ладога на этом, по тогдашним меркам, гигантском, намного более чем тысячеверстном пути возникали древние селения, сравнительно быстро ставшие укрепленными городами, — Канев, Переславль Русский, Киев, Вышгород, Чернигов, Любеч, Смоленск, Витебск, Полоцк, Холм, Ладога и другие. В X веке эта основная дорога восточнославянского расселения предстала как «путь из варяг в греки»; следует отметить, правда, что еще ранее, уже в IX веке, сложился «путь из варяг в арабы», Волжский путь.
Ко времени прихода славян северную часть этой территории населяли финно-угорские племена, срединную — балтские, южную (степные земли) — тюркские и иранские. Нет сведений о значительных и острых конфликтах, между, пришедшими или же вернувшимися сюда славянами и этими племенами, что может иметь основательное «экономическое» объяснение. Славяне были, как это доказано в последнее время, прежде всего земледельцами и — что нераздельно связано с этим главным занятием — оседлыми скотоводами, смотри хотя бы коллективный труд «Очерки русской деревни X—XIII веков». — М.1950 (Gosha) Между тем тогдашние финно-угры и балты занимались преимущественно охотой, рыболовством и собиранием природных плодов, а тюрки и иранцы — кочевым скотоводством. Именно несовпадение жизненно необходимых «экономических» интересов во многом ослабляло возможные столкновения разных племен.
В высшей степени характерно, что государственность, складывавшаяся на этой территории, с самого начала была и воспринималась ее создателями, как многонациональная, или, точнее, многоэтническая. В знаменитом летописном тексте о «призвании варягов» утверждается: «862 год. Руси, то
есть в данном случае «варягам» (Gosha) сказали; чудь, словене, кривичи и весь (но не «все»): земля наша велика и обильна, а власти в ней нет… «Приходите княжить и володеть нами». Не будем пока касаться вопроса о достоверности и конкретном смысле этого предания; заметим только одно: финские племена чудь и весь выступают в нем как совершенно равноправные инициаторы создания государственности (чудь вообще стоит здесь на первом месте!). И пусть даже перед нами легенда; сообщение летописца, в котором, без сомнения, так или иначе, сказались общенародные представления, ясно выражается мысль о том, что его страна по своей сути — многонациональная, и различные племена и народности совместно действуют в ее истории. Вернемся в нашем изложении немного назад. Дело в том, что в летописном тексте нам сообщается о чуди, словенах, кривичах и веси, это племена северо-запада Руси, менее экономически развитые племена, которые к середине IX веку уже были готовы объединиться в союз племен. Поэтому можем предположить, что возможно призывали варягов в Полоцк, но не в Ладогу и тем более не в Новгород. Западная Двина – Даугава стратегически более доступный водный путь из Рижского залива, как для вторжения, так и для оказания военного и политического давления, а владея Полоцком можно контролировать среднее течение Днепра малыми силами и с большей выгодой, чем контролирование пограничного пункта, хотя и важного, такого как Ладога.
В записи под 907 годом в «Повести временных лет» сказано, что легендарный князь Олег идет на Царьград, взяв с собою «множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мери (финское племя — Gosha), и древлян, и радимичей, и полян, и северян» и так далее. Или в записи под 985 годом: «Пошел, Владимир Святославич, на болгар, в ладьях, а торков (южнорусский тюркский народ — Gosha) привел берегом на конях». Такого рода факты постоянны и типичны в истории Руси.
Важно добавить к этому, что люди самого разного этнического происхождения не просто участвовали в истории Руси, но и входили в круг наиболее влиятельных лиц государства. Опираясь на дошедшие до нас свидетельства, М. Б. Свердлов писал об «иноязычной знати» Древней Руси. На Руси не только младшая, но и старшая дружина, то есть немногие наиболее знатные сподвижники князя в X—ХIII веках были открытыми социальными группами. В которые входили представители разных народов Восточной Европы, на что указывают их имена: Георгий Угрин, Бяндюк, Кунуй, Улан, Анбал Ясин, Чудин, Тукы, Кульмей, Торчин, Шварн, Василий Половчин, Олбырь Шерошевич и многие другие. Причем некоторые из них жили на Руси во втором поколении, например: Иванко Захарич Козарин, Матвей Шибутович, Юрий Толигниевич, основой высокого положения этих людей была служба князю. М. Б. Свердлов исходит из достоверных письменных источников, поэтому говорит о времени, начиная с X века, но присутствие людей различного происхождения в высшей сфере власти имело место с самого начала, с рубежа VIII — IX веков.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов