Составил исторический труд на персидском языке Джами ат-таварих («Сборник летописей»), являющийся важнейшим историческим источником, особенно по истории Монгольской империи и Ирана Хулагуидов. Большую источниковедческую ценность представляет также переписка Рашид ад-Дина.
Действительно, татары, будучи многочисленным и агрессивным народом, и опытными воинами, постоянно воевали с соседями, грабили их, обращали в рабство захваченных в плен противников. Тем, видимо, и были славны. Но они в отличие от действительно великих степных народов, таких как хунну, тюркюты, уйгуры, огузы, кыпчаки, монголы и др., не решили ни одной крупной задачи, поставленной перед ними историей. Они не сумели сделать даже самого необходимого, а именно: объединиться и создать татарскую державу. По данным Рашид ад-дина, у татар было шесть самостоятельных владений. И не они, а тюрки долгое время господствовали над ними. И не они взимали дань с китайцев, а последние сделали их своими вассалами и с их помощью пытались держать в узде степные племена. «Большую часть времени они (татары), — констатирует Рашид ад-дин, — были народом, повинующимся и платящим дань хитайским императорам…» Так что неудивительно, что «…слово татар… в Китае считалось унижительным…» Не сумев создать могучую державу на востоке Великой Степи и объединить обитавшие там этносы, татары ушли в историческое небытие, так ничем себя и не прославив. Из вышеизложенного однозначно вытекает, что Рашид ад-дин весьма преувеличил величие татар и почет, который им оказывали другие народы. Так то оно так, согласятся большинство читателей, но почему все-таки соседи (и не только они) называли данную группу монгологоворящих племен обобщенным термином «татар». «В X-XII веках термин «татары» — отмечает один из ведущих специалистов средневековой истории Великой Степи, профессор Санкт-Петербургского университета Т. И. Султанов, — был хорошо известен также в Средней Азии и Иране; название «татары» упоминается в «Худуд ал-алам» анонимного автора X века, «Диван лугат ат-тюрк» Махмуда Кашгарского (XI века) и достаточно часто — у ряда известных персидских поэтов XI — XII веков». Мне представляется, что ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Термин «татар», как обобщенное название ряда (но не всех!) монгологоворящих этносов, распространился в степях Центральной Азии и далее на запад тюрками, в VI веке завоевавших их основное объединение, известное как Огуз-татары. Отсюда все и пошло, пока в XIII веке не достигло Руси, а затем и Центральной Европы. Там, правда, татар именовали тартарами, то есть выходцами из Ада. Здесь европейцы ошиблись дважды: вторгнувшиеся сначала в русские княжества, а затем и в Европу племена не были ни татарами, ни, тем более, выходцами из Ада. Это были в основном монгольские и кыпчакские племена.