Откуда пришёл Рюрик в историю Руси

Модератор: Analogopotom

Откуда пришёл Рюрик в историю Руси

Сообщение Gosha » 03 авг 2013, 07:44

Персона Рюрика является как бы пограничной отделяющий документальный период от преддокументального периода. Все персонажи русских летописей и других письменных источников до Рюрика по достаточно единодушному мнению научного сообщества признаются персонами полулегендарными, персонами, не имеющими прямых документальных свидетельств в отечественной истории. Все персонажи после Рюрика, начиная с его непосредственного преемника Вещего Олега, великого князя русского, по столь же единодушному мнению признаются реальными лицами, жившими примерно в указанное летописцем время и совершившими хотя бы частично указанные летописцем деяния. Так, например, за Олегом может признаваться захват Киева и не признаваться поход на Царьград и так далее.
Относительно князя Рюрика можно утверждать, что эта персона, искусственно внедрённая в летописный текст. Нет документальных подтверждений кроме отечественных летописных списков о правление этого князя не только в Ладоге, но и в Новгороде. Скандинавское присутствие в этих городах никто не опровергает, так же как и в других городах Киевской Руси. Наёмные скандинавские (варяжские) дружины использовались массово до конца XI века. Личная княжеская дружина на протяжении веком была интернациональным братством. Скандинавские купцы были всегда посредниками, и активными участниками в Европейской торговле. После невольников (рабов), следующим по ценности товаром было оружие. От оружия никто не отказывается, его всегда не хватает. На поле боя его не оставляют даже если оно пришло в негодность. Качественное оружие переходило по наследству из рук в руки. Никакого исторического влияния на Русь скандинавское присутствие оказать не могло, так как Киевские (Русь) князья проводят самостоятельную политику, которая не зависит от желаний и стремлений местных князей, а так же отдельных городов.
Какое деяние совершил исторический Рюрик, и почему все же он отмечен в отечественной летописи. В 839 году отправляется представительное посольство, к Людовику Благочестивому византийское правительство посредничает в этой дипломатической миссии Руси. Что это могло значить? Из летописных статей, греческих, латинских хроник и арабских свидетельств можно сделать предположение, договор обновляется, когда на престоле появляется новый каган (хокан) Русов. С 839 года проходит более двадцати лет, когда взаимоотношения между Византией и Русью резко осложняются. Русь осуществляет грандиозный поход на Царьград. Греки сообщают о разграблении Вифинии и осаде самого Царьграда. Военный поход Руси был событием не ординарным, возможно повлёкший за собой ещё большие события для самой Руси. По крайней мере, события 862 года были вызваны именно походом 860 года. События 860-867 годов в Византии привели к власти Василия I Македонянина, взамен Михаила III сына Феофила, на Руси после смерти Дира в 861-862 году пришёл к власти Аскольд. Именно он изгнал Варягов из Ладоги 863 году. Был среди варягов князь Рюрик, наверняка нет. Иначе об этом инциденте написали все хроники, и наша летопись в стороне не осталась. К 863 году относится мирный договор с Византией заключённый Аскольдом с Михаилом III. В 874 году Аскольду пришлось обновить свой договор с Византией (863 г.), заключив его уже с Василием I Македонянином. Аскольд принимает христианскую веру в промежутке между 874 годом и 881 годом, его христианское имя Николай. В это время в Киеве строится церковь в честь святого архиепископа Николая Мир Ликийского (Византия).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Откуда пришёл Рюрик в историю Руси

Сообщение Gosha » 03 авг 2013, 07:46

Наши летописи сообщают, что в 882 году в Киеве начинает править Олег I Вещий пришедший из Новгорода. По приданию волхвы предсказали, что князь Олег примет смерть от коня своего. Князя, который не смог избежать смерти, предсказанной волхвами, называют Вещим. Возможно, князя Олега именовали не Вещим, а Вящим – Старым, Именитым, Знатным, Благородным. Подобная ошибка, кроется в переводе Мусин-Пушкина текста «Слова о полку Игореве», где имя русского сказителя Баяна, указана не совсем точно, необходимо читать БоЯн, в значение, Как Ян. Имя князя Олега тоже вызывает сомнение, на это указывают Иловайский и Гедеонов. Они утверждают, что имя князя возможно Волеб, Олеб или Улеб. Олег I был родственником, Аскольду (Оскольду), именно с этим связано правление его с начала в Ладоге (863), а позже в Новгороде (873). После смерти Аскольда 882 году Олег I становится Великим Киевским князем. После торжественных похорон Аскольда – Николая у церкви святого Николая Угодника (Чудотворца) в Киеве князь Олег I начинает военные действия против Хазарского каганата. В 883 году Олег I окончательно присоединяет к Руси племя северян. Древляне, поляне, радимичи в это время временно подпадают под власть хазар, то есть платят им дань, правда чисто символическую. Возможно, с этим связано обострение политических взаимоотношений между Русью и Византией. Есть свидетельства о участии хазар в походе Руси на Византию в 860 году. В 884 – 885 году Олег I воюет с племенем сулян. В 885 году подконтрольная территория Руси увеличивается и идёт по рекам Самаре, Ориль и Осколу на восток. В 886-887 году отправлено Русское посольство к новому Византийскому императору Льву VI Мудрому. Олег I заключает мирный договор не 907 году, а в 887 году. Вся эта двадцатилетняя сдвижка связана с первым Русским Самозванцем Рюриком и с действительным Киевским князем Игорем, отчасти с Олегом I, который из полноправного Русского князя становится, не то шурином Рюрика, не то его душеприказчиком, не то пестуном малолетнего князя Игоря.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Откуда пришёл Рюрик в историю Руси

Сообщение Gosha » 03 авг 2013, 07:47

Персонажи, современные Рюрику, разделяются на две группы. Аскольд и Дир, как оппоненты Олега, выступают на страницах исторических исследований, по преимуществу, как лица реальные, несмотря на то, что одни историки, вслед за польским автором XV в. Яном Длугошем, считают их славянами, другие, следуя летописной традиции, варягами-норманнами. Ещё большую реалистичность придаёт им упоминание о славянском князе Дире у арабского автора X века Ал-Масуди. Другая же группа – братья Рюрика Синеус и Трувор, жена Ефранда, восставший против них Вадим – почти без исключений относятся к миру легендарному.
Казалось бы, ключевое положение основателя, если уж не самого Русского государства, то его первой правящей династии должно бы было вызвать к этой фигуре повышенный интерес. Однако ситуация с Рюриком в настоящее время стоит ровно на том месте на котором ее оставил в 1836 году профессор Дерптского университета Ф. Крузе, выяснив, что известный в Западной Европе Рёрик, графа Ютландский из клана Скъёдлунгов по прозвищу «Язва христианства» (Jel Christianitatis) исчез со страниц западноевропейских хроник ровно тогда, когда появился в Восточной Европе. Идею Ф. Крузе развил в эмиграции Н.Т. Беляев. Противниками норманистской теории были Степан Гедеонов, Дмитрий Иловайский, Михаил Ломоносов.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Откуда пришёл Рюрик в историю Руси

Сообщение Gosha » 03 авг 2013, 07:49

Столько копий сломано по поводу начала Руси, нет другой страны, которая так же как Русь из небытия веков явилась удивлённой Европе в ареоле вечной славы во второй половине IX века. Может быть для академической науки XVIII века, это было допустимо по причине открытия новых земель, образования колоний, деление на Мир цивилизованный и Мир цивилизуемый. Европейскую науку мало интересовало, насколько древняя была история Мезоамерики до открытия её Колумбом, конкистадоров интересовали материальные богатства, а не история туземных племён. Точно так же Академическая наука Европы, поступила с историей Руси, сделала Правящему дому России великолепный подарок, дозволила породниться со всеми Правящими домами Европы, через историческое посредничество Рюрика.
Высокомерное отношение стран Европы к России, как к государству Азиатскому прослеживалось с времён Московии. Русь, а где это? Понятна забота Великого Новгорода, обособиться от Московии – Ордынской, мол, мы Русь у нас Рюрик княжил, нас Ганза ведает, а вы кто татарский Улус. Новгород был авторитетен на Руси для XII-XIII веков. Он многое сохранил для будущей России. Но возводить Новгородскую частную историю в ранг общегосударственной истории не правомочно. Даже если все факты и персонажи Новгородской летописи являются истинными, это не исключает приоритет Киева в русской истории. Если Новгород абстрагируется от общей истории Руси, то по какой такой веской причине исторически достоверный князь Олег захватывает Киев в 882 году. Только после этого Олег становится хаканом (каганом) Руси. События 839 года исторически важнее для Руси, чем события, 862 года.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Откуда пришёл Рюрик в историю Руси

Сообщение Gosha » 03 авг 2013, 07:50

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ЭРИКА (РЁРИКА).
Рёрик родился в 800 году. Его отец Хемминг неудачно оспаривал в 810 году трон у наследников первого датского короля Годфрида, вместе с братом Годфридом бежал к Карлу Великому и получили лен во Фрисландии (Голландия). После смерти Хеминга в 837 году Рёрик унаследовал вместе с дядей лен Рустинген в Фрисланде. Будучи наследником и соправителем Рёрик почти беспрерывно воевал с королями Дании, защищая своё и, захватывая чужое. В сорок три года в результате раздела империи Карла Великого он был обвинён королём франков Лотарем в измене, лишён лена и схвачен. Рёрику удаётся бежать к королю Людовику, получившему при разделе германские земли, но служба королю его не удовлетворяет - он сам хочет быть, королем. Рёрик уходит от императора. После чего и становится «персоной нон Грате» - Jel Christianitatis. Почти двадцать лет он воевал в Германии, Франции, Англии, Скандинавии, где также пытался создать собственное государство, его эскадры достигают 300 кораблей. Он заключал и разрывал договоры с Германским императором и королём Франции, получал земли и изгонялся своими подданными, крестился и возвращался к язычеству.
В конце концов, Лотарь вынужден был пойти на компромисс с Рёриком и дать ему новое владение, с условием защищать побережье от других викингов. Не добившись короны на западе, он уже шестидесятилетним, начал всё с начала на востоке. Преклонный возраст князя не смущает норманистов. Ещё больше проблем у даты рождения единственного сына и наследника Рюрика, князя Игоря в 866 году, если принимать во внимание легенду о захвате Олегом Киева в 882 году, и смерти его в 912 году, то Олег узурпировал власть на целых 46 лет. Если же продолжать связывать рождение Игоря с Рюриком и считать, что Игорь родился даже в 880 году, то благоразумный пожилой князь в возрасте 60 лет не будет обременять себя войной с Византией, это удел молодых и не терпеливых.
Продолжим, Рюрик - Рёрик устраивает большинство современных исследователей. Начиная с Б.А. Рыбакова отождествление Рюрика русских летописей Рёриком Ютландским (Фрисланским) в явном виде признавали Г.С. Лебедев, А.Н. Кирпичников, М.Б. Свердлов, И.Я. Фроянов, В.Л. Янин и другие. Особое мнение имеет В.Я. Петрухин, считающий трёх братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора, легендарными, и аналогичными Кию, Щеку и Хориву. Однако, как представляется, мнение даже группы ведущих специалистов, согласных принять отождествление Рюрика и Рёрика не заменит анализа имеющейся корпуса сведений.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Откуда пришёл Рюрик в историю Руси

Сообщение Gosha » 03 авг 2013, 07:52

ЛЕТОПИСНЫЕ ИСТОЧНИКИ
ПВЛ по Лавреньтьевской летописи.
В лето 6367 (859 г.) Имаху дань варязи изъ заморья на чуди и на словенех, на мери, и на всех кривичехъ. А козари имаху на полянех, и на северех, ина вятичехъ, имаху по беле и веверице от дыма.
В лето 6368 (860 г.)
В лето 6369 (861 г.)
В лето 6370 (862 г.) Изъгнаша варяги за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собЂ володЂти. И не бЂ в нихъ правды, и въста родъ на родъ, и быша в них усобицЂ, и воевати почаша сами на ся. И рЂша сами в собЂ: поищем собЂ князя, иже бы володЂл нами и судилъ по праву. И идоша за море к варягамъ, к руси. Сице бо звахуся тьи варязи русь, яко се друзии зовутся свеи, урмане, анъгляне, гъте, тако и си. РЂша русь чюдь, словене и кривичи и вси: земля наша велика и обильна, а наряда в ней нетъ. Да поидЂте княжить и володЂть нами. И изъбрашася 3 братья с роды своими, пояша по собЂ всю русь и придоша; старЂйший Рюрикъ сЂде НовЂгородЂ, а другий Синеусъ на БЂлЂ-ОзерЂ, а третий ИзборстЂ, Труворъ. И от тЂхъ варягъ прозвася Русская земля. Ноугородьци, ти суть лудье ноугородьци от рода варяжьска, прежде бо бЂша словЂни. По двою же лЂту Синеусъ умре и братъ его Труворъ. И прия власть Рюрикъ и раздая мужемъ своимъ грады...
– РЂша русь – в Лаврентьевской, Ипатьевской, Троцкой;
– РЂша руси – в Московско-Академической и Радзивиловской.
В рамках гипотезы, что варязи русь – это те же, кто и свеи, урмане, анъгляне, гъте обычно принимается минимальное исправление, соответствующее Московско-Академической и Радзивиловской летописям. Для исправления всего фрагмента в соответствии с гипотезой, объединяющей изначально русь, чюдь, словене и кривичи и вси, нет текстологической базы. То есть нет списков в которых русь отсутствовала бы в следующих фразах: «И идоша за море к варягамъ, к руси. Сице бо звахуся тьи варязи русь, яко се друзии…». В поздних летописях в связи с общей деградацией представлений об этнической дифференциации западных соседей все интересующие нас категории: варязи, русь, свеи, урмане, анъгляне, гъте, превращаются в обобщённых немцев или испорченных Арман-армян и Аглян, как, например, в Воскресенской летописи.
«И сперва пришли к словенам и срубили город Ладогу. И сел старший в Ладоге Рюрик, а другой Синеус на Белоозере, а третий Трувор в Изборске. ...Через два года умер Синеус и брат его Трувор и принял Рюрик всю власть один, и пришел к Ильмерю и срубил город над Волховом и прозвали его Новгород. И стал тут княжить, и роздал…» - так в Ипатьевской летописи. В Лаврентьевской же после имени Рюрика оставлено незаполненное место. По версии А.А. Шахматова – сведения о Ладоге были внесены в третью (1118 году) редакцию ПВЛ и связаны с посещением в 1114 году сыном Мономаха Мстиславом Ладоги и бесед с Гюрятой Роговичем и ладожским посадником Павлом. Имя Гюряты Роговича есть и в списках посадников новгородских и на фискальных пломбах, найденных при раскопках Новгорода. Он может быть внуком Ульва Рогнвальдсона и правнуком Рёгнвальда, получившего от Ярослава Мудрого в «ярлство» Ладогу, как родич жены Ярослава – Ингигерд. По другой гипотезе (А.Г. Кузьмин), наоборот именно сведения о первоначальном княжении Рюрика в Ладоге являются первоосновой. В любом случае, после обнаружения экспедицией Е.Н. Носова в 2000 году фортификации на Рюриковом городище, датируемой серединой IX века прибытие Рюрика сначала в Ладоге, а затем постройка Новгорода (Рюрикова городища) не вызывает сомнений.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Откуда пришёл Рюрик в историю Руси

Сообщение Gosha » 03 авг 2013, 07:53

В «Житии святого Ансгария», составленном Римбертом, гамбург-бременский архиепископ (865–888) и ученик Ансгария записано, что в 852 году, какие-то датчане переплыли Балтийское море и захватили богатый город (аd urbem) в земле славян (in finibus Slavorum). Переплыв Балтийское море в 852 году, и попав в землю славян можно было встретить только два города в земле славян – Ладогу и Изборск. И именно Ладога имеет археологический горизонт Е2, датирующийся примерно 860 годом, со следами большого пожара. Эти следы пожара вполне можно связать с изгнанием датчан.
Что касается сюжета о призвании, то до недавних пор единственным подтверждением его был текстологический анализ, проведенный Е.А. Мельниковой и В.Я. Петрухиным. Этот анализ показал, что-то, что многие ученые склонны именовать как «легенда» или «сказание» о призвании варягов, то есть произведение изустного народного творчества, или, в лучшем случае, авторское произведение летописца, созданное по «законам эпического творчества» (Д.С. Лихачев), оказывается изложено языком юридического документа. Наряд - система централизованного государственного управления, а не просто прядок в смысле «порядка нет, все безобразничают». Правда - кодифицированный свод законов (ср. Русская Правда). Володеть - чисто юридический термин, вне контекста договоров в летописях не встречающийся. Как В.Я. Петрухин соединяет юридическую казуистику слога с его же эпическим происхождением остаётся загадкой.
В последнее время версия договора получила ещё одно – археологическое – подтверждение. Вот что пишет В.Л. Янин по результатам сезонов раскопок в Новгороде 1998 и 1999 года, когда на усадьбе «Е», имевшей ранее установленный административно-общественный характер, было обнаружено несколько десятков, так называемых деревянных цилиндров (ок. 7х5 см.) и, наконец, идентифицировано их назначение – фискальные пломбы. «Теперь очевидно, что, запечатлённая докончаниями второй половины XIII-XV веков схема ограничения князя в области фиска имеет весьма глубокие корни, коль скоро она фиксирована комплексом находок XI – первой четверти XII века.
В XI веке и позднее порядок взимания государственных податей, вир и продаж (то есть осуществление княжеского податного и судебного иммунитета) существенно отличается от хорошо известного по разным источникам княжеского полюдья в южных территориях Руси. Если там сам князь во главе дружины объезжал пункты концентрации дани, а затем, выражаясь современным языком, самолично формировал государственный бюджет, то в Новгороде это делали сами «новгородские мужи», передавая князю дар, то есть жалованье. Оставаясь в рамках гипотезы, представляется более вероятным восхождение рассматриваемой особенности новгородского государственного устройства ко времени призвания князя в середине IX века.
Тут можно предположить, что призвание варяжских, князей произошло на фоне неудачного похода Руси на Царьград в 860 году. Призвали Эрика в 862 году, а в 879 он умер, без последствий для отечественной истории. Норманисты утверждают договор с варягами был. Летописец получил о нем сведения устно, но не в рамках народного эпоса, а в рамках обычного (то есть основанного на обычаях, не кодифицированного) новгородского права, носителями которого, безусловно, были информаторы Нестора Вышата и Ян Вышатич. В рамках этого обычного права без искажений дошла юридическая терминология. Вот скандинавская формула Sim hus, thru waring – с домом и дружиной, не имевшая юридической силы, начала жить своей собственной народной эпической жизнью, дополнив Рюрика до канонических трёх братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора.
Обычно в доказательство не существования всех трёх братьев, Рюрика, Синеуса и Трувора, приводят параллель этого сообщения ПВЛ с рассказом о бриттах, пригласивших саксов для зашиты от пиктов и скоттов. Обычно указывают, что на это посольство откликнулись три брата княживших у саксов, которые и приплыли в Британию на трёх кораблях. Однако это параллель основана на ошибке. В «Деяних саксов» Видукинда Корвейского (X век) вообще не упоминаются ни князья, ни корабли.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Откуда пришёл Рюрик в историю Руси

Сообщение Gosha » 03 авг 2013, 07:55

ТУМАННЫЙ АЛЬБИОН
«В то время, как все это происходило в Саксонии, то есть в области, получившей [затем] такое наименование, Британия, некогда ещё императором Веспасианом введённая в число провинций, находившихся длительный период с пользой [для себя] под покровительством римлян, стала терпеть опустошения со стороны соседних народов, так как, по-видимому, была лишена помощи римлян. Ибо римский народ после того, как воины убили императора Марциала, был очень изнурён внешними воинами и не был в состоянии оказать друзьям обычную помощь. После того как на границе, от моря до моря, там, где предполагалось нападение врагов, воздвигли для защиты страны громадное укрепление, римляне оставили [эту] страну. Однако для врага, более жестокого и подготовленного к войне, поскольку ему противостоял народ мягкий и ленивый, не составляло никакого труда разрушить [это] укрепление. И вот, когда распространилась молва о победоносных деяниях саксов, [жители Британии] послали к ним смиренное посольство с просьбой о помощи. И послы [из Британии], прибывшие [к саксам], заявили: «Благородные саксы, несчастные бритты, изнурённые постоянными вторжениями врагов и поэтому очень стеснённые, прослышав о славных победах, которые одержаны вами, послали нас к вам с просьбой не оставить [бриттов] без помощи. Обширную, бескрайную свою страну, изобилующую разными благами, [бритты] готовы вручить вашей власти. До этого мы благополучно жили под покровительством и защитой римлян, после римлян мы не знаем никого, кто был бы лучше вас, поэтому мы ищем убежища под крылом вашей доблести. Если вы, носители этой доблести и столь победоносного оружия, сочтёте нас более достойными по сравнению с [нашими] врагами, то [знайте], какую бы повинность вы ни возложили на нас, мы будем охотно её нести», Отцы ответили на это кратко: «Знайте, что саксы — верные друзья бриттов и всегда будут [с ними], в равной мере и в их беде, и в их удачах». Обрадованные послы вернулись на родину [и], сообщив желанное известие, ещё более обрадовали своих соотечественников».
Затем в Британию было послано обещанное войско [саксов] и, принятое бриттами с ликованием, вскоре освободило страну от разбойников, возвратив жителям отечество. При осуществлении этого не было больших трудностей, ибо те, до которых уже дошел слух о славе саксов, страшились [их] и при одном их приближении далеко рассеивались. Враждебными бриттам были племена скоттов и пиктов, и саксы против них повели войну, получив от бриттов все необходимое для жизни. Так [саксы] пробыли некоторое время в этой стране, пользуясь взаимной дружбой бриттов.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Откуда пришёл Рюрик в историю Руси

Сообщение Gosha » 03 авг 2013, 07:56

Но когда предводители войска увидели, что земля [эта] обширна и плодородна, а жители ленивы в деле ведения войны и что сами жители, [да] и большая часть саксов не имеют прочных мест для поселения, тогда они послали [гонцов], чтобы отозвать большую часть войска, заключили мир со скоттами и пиктами и сообща с последними выступив против бриттов, изгнали их из страны, а самую страну подчинили своей власти. И так как остров этот расположен в некоем углу моря, то и по сей день, они называются англосаксами. Если бы кто-либо захотел узнать обо всем этом подробнее, пусть почитает историю этого народа, там он найдет [описание того], каким образом и при каких князьях все это произошло и как они пришли к христианской вере благодаря одному из самых святых мужей своего времени, а именно пане Григорию. Мы же возвращаемся к начатой истории.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Откуда пришёл Рюрик в историю Руси

Сообщение Gosha » 03 авг 2013, 07:57

А у Беды Достопочтенного (около 673-735 гг.), на которого ссылается Виндукинд, по просьбе короля англичан (т.е. бриттов) Vortigern-а довольно быстро (немедленно) от англов или от саксов прибывают три больших корабля, а некоторое время спустя начинается переселение трёх храбрейших народов – англов, саксов и ютов. Первыми командирами у них были два (а не три) брата Hengist и Horsa, их отцом был Victgilsus, дедом Vecta, а прадедом Woden. Horsa в последствии погиб в сражении и похоронен в восточной части Кента, где памятник ему все ещё должен быть заметен.
То есть несмотря на некоторые общие черты в двух сюжетах, признать зависимость ПВЛ (XII в.) от Беды Достопочтенного (VIII в.) не представляется возможным, поскольку история про двух братьев Hengist и Horsa не более похожа на легенды Артуровского цикла, чем рассказ о призвании Рюрика на былины о трёх богатырях.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Откуда пришёл Рюрик в историю Руси

Сообщение Gosha » 03 авг 2013, 07:58

ДАНЫ И СВЕИ
Тем не менее у Рюрика Фрисланского, как претендента на роль основателя киевской династии Рюриковичей, есть одно слабое место. Он датчанин, а на рюриковом городище сидел конунг со шведской дружиной.
Теперь необходимо обратится к ещё одному персонажу русских летописей весьма близко стоящему к Рюрику. Этот персонаж первоначально появляется в летописях, будучи никак не связан с Рюриком. В Новгородской четвертой, Софийских, Хронографе, Эрмитажном списке, Ермолинской, Львовской, Никоновской летописях в рассказ о поселении словен у озера Ильменя делается добавление …и посадиша старейшину Гостомысла. Однако, в почти современной Никоновской летописи, летописи Воскресенской оба эти персонажа соединяются в одном сюжете:
О крещении земля Бол гарьскиа. Въ лето 6366. Михаилъ царь изыде съ вой своими брегомъ и моремъ на Блъгары; Блъгаре же видевше, и не могоша стати противу ему, и просиша креститися, и покоришася Грекомъ. Царь же Михаилъ крести князя ихъ и боляры вся, и миръ сотвори съ Болгары въ седмое лето царства своего.
Въ лето 6367 (859). Имаху дань Варязи изъ замориа на Чюди, на Словенехъ, на Мери и на всехъ Кривичехъ, отъ мужа по беле векше. А Козарии имаху дань на Полянехъ, и на Северянехъ и на Вятичехъ, по беле векшице отъ дыма. А ей о Русскихъ князехъ и начало княжениа ихъ скажемъ. Пръвый князь въ Руси Рюрикъ, отъ рода суща Августа, кесаря Римьскаго; а се о немь писание положимъ. Обладающу Августу всею вселенною, и нача ряды покладати на все¬ленную, постави брата своего Патрекия Египту, Агустолия брата своего Алек¬сандрии властодръжца, Акириниа Сирии положи властодръжца, Ирода Антинатра царя постави Евреомъ во Иерусалиме, а Асию всю поручи Евлегер-ду сроднику своему, Илирика брата своего въ повръшия Истра постави, Ипиона постави въ Затоцехъ Златыхъ, иже ныне наричются Угрове, а брат» своего Пруса въ березехъ Вислы рекы во градъ Мадборокъ, и Торунъ, и Хвоиница, и преславы Гданескъ и иныхъ многыхъ градовъ, по реку глаголемую Немонъ, впадшую въ море, и до сего часа по имени его зовется ПрусскаА земля. А оть Пруса четвертое на десять колено Рюрикъ. И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваеть житие, и созва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: «советь даю вамъ, да послете въ Прускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущихъ родовъ». И въ то же время восташа Кривичи, и Словене, и Чюдь и Меря на Варягы, и изгнаша я за море и не даша имъ дани, начата сами себе владети и грады ставити; и не бе въ нихъ правды, и воста родъ на родь, и бысть межу има брань велика и усобици, и воевати начаша сами на ся. И реша сами къ себе: «поищемъ себе князя, иже бы владелъ нами, и рядилъ ны и судилъ бы во правд»; и послаша къ Немцемъ. И послы же Новоградские шедше во Прусскую землю, обретоша князя Рюрика, оть рода Римьска царя Августа, и молиша его, дабы шелъ княжити къ нимъ. Князь же Рюрикъ взя съ собою два брата Синеуса и Трувора и племянника своего Олга, и нача мыслити хотя ити на Русь. При сего же Михаила царстве, посылаше за море къ Варягомъ къ Руси; сице бо звахуся Варягы Русью, яко се друзи зовутся Армане, Агляне; тако и си. Реша Чюдь, Словене, Кривичи Варягомъ: «вся земля наша добра есть, и велика, и изобилна всемъ, а нарядникъ въ ней несть; пойдете къ намъ княжити и владети нами».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Откуда пришёл Рюрик в историю Руси

Сообщение Gosha » 03 авг 2013, 08:00

О Рюрике и о братие его, како приидоша въ Русь и начаша владети всею землею. Въ лето 6370 (862). И приидоша отъ Немець (не из-за моря) три браты съ роды своими, и пояша съ собою дружину многу; и пришедъ старейший Рюрикъ седе въ Новеграде, и оть того наречеся времени Великий Новгородъ, а Синеусъ, брать Рюриковъ, на Белеозере, а Труворъ во Изборсце; и начаша воевати всюду. И отъ техъ Варягъ находницехъ прозвашяся Русь, и отъ техъ временъ словеть Русская земля, и суть Новгородстии людие и до нынешняго дне, бе бо Рюрикъ отъ рода Варяжьека, а преже бо беша Словене до Рюрика нарекошася. По двою же лету Синеусъ и брать его Труворъ умроста, и прия всю власть въ Руси Рюрикъ обою брату, и нача владети единъ; и раздая грады своимъ мужемъ: овому далъ Полтескъ, иному Ростовъ, иному Белоозеро и прочимъ. По темь градомъ суть прьвии населници: въ Киеве Варязи, въ Новегороде Словены, и въ Полътьсте Кривичи, въ Ростове Меря, а на Белеозере Весь, въ Муроме Мурома Тоже всеми теми обладаша Рюрикъ.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Откуда пришёл Рюрик в историю Руси

Сообщение Gosha » 03 авг 2013, 08:01

Как легко увидеть текст Воскресенской летописи – это компиляция из двух текстов. Во-первых, это переложение рассказа ПВЛ, испорченное непониманием поздним летописцем кто же такие варяги. И, во-вторых, это некий авторский текст с генеалогией Рюрика. То, что это именно авторский текст, а не народное эпическое сказание, видно по его привязанности к книжной генеалогической традиции и по возведению основателя текущей династии (Рюрика) к фигуре римского цезаря Августа, совершенно неизвестной по народным легендам и былинам. Этот текст тоже достаточно поздний, так как рассматривает Пруссию как немецкую землю. Обращает на себя внимание так же и то, что если в несторовой версии мы имеем призвание Рюрика, то в версии Воскресенской летописи Рюрик наследует право на княжение.
Большинство авторов игнорирует это сообщение Воскресенской летописи, как очевидную выдумку. Однако есть и другой источник, однозначно связывающий двух персонажей, носящих имена, весьма схожие с именами Рюрик и Гостимысл. Это Ксантенские анналы.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Откуда пришёл Рюрик в историю Руси

Сообщение Gosha » 03 авг 2013, 08:03

КСАНТЕНСКИЕ АНАЛЫ
844. Папа Григорий покинул земную жизнь и его наследником стал папа Сергий. И граф Бернард был убит Карлом. И Пипин, король Аквитании, сын Пипина, вместе с сыном Бернарда разбил войско Карла. И там же был убит аббат Гуго. В том же году король Людовик выступил с войском против вендов. И там погиб один из их королей по имени Гостимусл (Gestimus), остальные же [короли] пришли к нему и принесли клятву верности. Когда он ушел, они тотчас нарушили ее. После этого Лотарь, Людовик и Карл собрались в Диденхофене и, после совещания, расстались в мире.
845. В округе Вормсфельд дважды произошло землетрясение: первый раз в ночь на вербное Воскресение, второй раз в святую ночь воскрешения Христова. В том же году во многих местах язычники наступали на христиан, но из них было сражено фризами более 12 тысяч. Другая часть их устремились в Галлию, и там погибло из них более 600 человек. Однако Карл, по причине своей [военной] праздности, отдал им многие тысячи фунтов золота и серебра, чтобы они ушли из Галлии; что они и сделали. Несмотря на это, были разрушены очень многие святые монастыри, и они увели в плен многих христиан. В то время, когда это произошло, король Людовик, собрав большое войско, отправился в поход против вендов. Когда язычники узнали об этом, они, со своей стороны, отправили в Саксонию послов, и преподнесли ему дары и передали ему заложников и просили о мире. И тот предоставил мир и вернулся в Саксонию. После же этого на разбойников нашла чудовищная смерть, при этом также и вожак нечестивцев, по имени Регинхери (Reginheri), который грабил христиан и святые места, умер, пораженный Господом. Тогда, посоветовавшись, они бросили жребии, которыми их боги должны были указать им средство к спасению, но жребии упали без пользы. Когда же некий пленный христианин посоветовал им бросить жребий перед христианским богом, они это сделали и их жребий упал удачно. Тогда их король по имени Рорик (Rorik) вместе со всем народом язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка, и смерть отступила, и они отпустили в родные края всех пленных христиан, которых имели.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Откуда пришёл Рюрик в историю Руси

Сообщение Gosha » 03 авг 2013, 08:04

Поскольку Ксантенские анналы и современны описываемым событиям (под 864 годом упоминается об опустошении Ксантен норманнами, которое автор видел собственными глазами), и географически место их создания близко к области западных славян, их сообщение следует рассматривать с существенно более высоким приоритетом доверия, чем любые сообщения о Рюрике и Гостомысле, имеющиеся в русских летописях.
Вероятность простого совпадения пар Gestimus-Rorik и Гостомысл-Рюрик нельзя было бы сбрасывать со счетов, если бы не дополнительное обстоятельство. В обеих парах Gestimus-Гостомысл славянин, а Rorik-Рюрик – варяг-норманн. В приведенном фрагменте Ксантенских анналов между Гостомыслом и Рюриком есть ещё один предводитель вендов – Регинхери (Reginheri) это скандинавское имя. Так же звали предводителя отряда викингов, осаждавших Париж в 845 г. (лат. Reginheri). Известны и другие имена, с аналогичной первой частью: Регинхильда-Рогнеда дочь Регнвальда-Рогволода, Регинлейв (Сага о Ньяле; Старшая Эдда, Младшая Эдда), Регин (Сага о Волсунгах; Старшая Эдда, Младшая Эдда), Регинмод (Сага о Хальвдане Эйстейнссоне), Хельрегин (Младшая Эдда). Для второй части имени прямых аналогов в древнескандинавском именослове не обнаружено. Однако независимое упоминание в двух латинских источниках формы имени Reginheri делает эту форму вполне легитимной. Либо это нормальное искажение в латинском от некоей исходной скандинавской формы, например от Рагнхильд, либо, например, связано с эйнхериями – воинами, живущими у Одина (Младшая Эдда).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

След.

Вернуться в Новые теории

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Лемурий и гости: 2