Оценка уровня грамотности в дореволюционной России

Модератор: Analogopotom

Сообщение thor » 21 дек 2006, 14:43

Негативную роль на развитие просвещения оказала и растущая замкнутость московского общества, стремление части, и достаточно влиятельной, русской политической и духовной элиты построить стену между Россией и внешним миром, отгородиться от «латинян» и «лютеров». В какой степени можно провести аналогию между Московским государством и Спартой – последняя в период архаики мало чем отличалась от других греческих полисов по развитию культуры и просвещения, но необходимость завершить процесс «внутренней» колонизации за счет завоевания Мессении и длительные войны на господство в Пелопоннесе привели к формированию своеобразного замкнутого милитаристского, эгалитарного общества, резко отличавшегося от большинства греческих полисов классического периода, и не в последнюю очередь низким уровнем развития культуры и просвещения (См., например: Печатнова Л.Г. История Спарты. Период архаики и классики. СПб., 2001. С. 56-125; Андреев Ю.В. Архаическая Спарта: культура и политика // Андреев Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период). СПб., 2003. С. 346-371).
Весьма интересным, хотя и небесспорным, выглядит в этом свете тезис Э.С. Кульпина и В.И. Пантина о социально-экономическом кризисе, поразившем северо-восточную Русь в конце XV в. Это кризис, по их мнению, ускорил формирование Российского государства и придал ему его характерные черты. Согласно гипотезе Э.С. Кульпина и В.И. Пантина, к концу XV столетия вследствие быстрого роста населения в северо-восточных русских княжествах дальнейшее сохранение подсечной системы земледелия стало невозможной. Попытки же продолжать обрабатывать расчищенные, но быстро утратившие питательный слой почвы, пусть даже и по технологии трехполья, не давали должного успеха, тем более что применение органических удобрений если и имело место, то лишь эпизодически. В условиях же постепенного ухудшения природно-климатических условий (поскольку приближался так называемый «малый ледниковый период») возможности для дальнейшего развития сельского хозяйства по экстенсивному пути были исчерпаны. Рост численности населения стал опережать рост эффективности хозяйства, уровень жизни основной массы населения страны, не исключая и служилых людей, начал резко снижаться. В итоге в обществе не могло не возникнуть опасное напряжение и социальная нестабильность. Государство было вынуждено перейти к политике внешней экспансии с целью захвата земель у соседей и разрешения возникшей аграрной проблемы. Осуществление же активной внешней политики требовало изменения политической организации общества, что и привело к созданию на месте множества удельных княжеств сильного централизованного государства и сильной армии как инструмента активной завоевательной внешней политики (Подробнее об этом см.: Кульпин Э.С., Пантин В.И. Решающий опыт. М., 1993. С. 63-64, 66-67, 71-73 и далее; Кульпин Э.С. Путь России. Кн. 1. М., 1995. С. 8-13, 40, 70-71 и далее).
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 21 дек 2006, 14:43

P.S. И в завершении хотелось бы отметить, что я далек от мысли отрицать определенный прогресс в области образования, достигнутый при Петре, но, очевидно, речь идет о разных системах просвещения, можно сказать, разных векторах его развития. Образно говоря, прежнее московское просвещение носило в меньшей степени практический, мирской характер и в большей – духовный, «небесный», тогда как при Петре произошел коренной поворот к мирскому, секулярному просвещению. В этих условиях старая система образования и старые знания оказались непригодными. В известной степени все нужно было начинать с начала, и, как следствие этого, страна и общество оказались в состоянии тотальной «неграмотности» (с точки зрения Петра, для которого практически знания, важные для освоения нового мира, который он пытался построить, имели первостепенное значение, а все остальное – бесполезно). Представим себе, что с 1 января 2007 г. в России кириллический алфавит будет заменен на латинский или, паче того, на арабский или иероглифику, а знание основ теософии, астрологии, алхимии с хиромантией и френологией – первостепенными и самыми важными, а прочие бесполезными и бессмысленными! Каков в таком случае будет уровень грамотности населения страны, включая и интеллектуальную элиту общества?
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 26 дек 2006, 11:18

Продолжая данный разговор, хотелось бы сделать еще ряд замечаний относительно распространения грамотности в допетровской России. Вопрос о состоянии грамотности в Московской Руси меня заинтересовал не на шутку, и, поскольку мне неизвестно было сколько-нибудь серьезных работ по этой проблеме, я начал искать и нашел таки ряд интересных фактов и ссылку на специальную работу по данной проблеме. К удивлению своему я обнаружил, что в советское время к этой проблеме практически никто не обращался всерьез, и потому единственное исследование состояния грамотности в допетровской России вышло больше ста лет назад. Речь идет о работе А.И. Соболевского «Образованность Московской Руси XV – XVII вв.» (СПб., 1892). К сожалению, у нас в Белгороде столь древние книги напрочь отсутствуют, и на данный момент я не могу составить свое представление об этой книге. Однако если кто-то из уважаемой публики (обращаюсь прежде всего к Митрию Московскому) сможет ее разыскать и познакомиться с ней, а потом изложить свои впечатления и результаты анализа – это будет весьма и весьма неплохо. Интересна прежде всего сама методика, использованная Соболевским в работе, и та база , на которую он опирался при написании своего труда.
Забегая вперед, отмечу, что из того, что мне известно о А.И. Соболевском, его данные мне лично внушают доверие большее, чем изречения Shurik'а и приводимые относительно XVIII века данные Миронова. В переиздании учебника Соболевского «Славяно-русская палеография» (М., 2005) о нем сказано (это для тех, кто не знаком с его творчеством): «А.И. Соболевский – выдающийся русский филолог, славист, специалист по истории русского языка, диалектологии, сравнительной грамматики славянских языков и славяно-русской палеографии, действительный член Академии наук по ОРЯС (с 1900 года)…В общей сложности им опубликовано более 450 научных трудов…».
Последний раз редактировалось thor 26 дек 2006, 11:22, всего редактировалось 1 раз.
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 26 дек 2006, 11:18

Для начала отметим, формально в России книгопечатание в XVI и в XVII вв. по сравнению с Западом действительно было развито слабо. В среднем в сер. XVII в. в России издавалось в год около 11 изданий, тогда как в Голландии в XVI в. в среднем 80 изданий в год, в Англии 100, в Германии 450 (См.: Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003. С. 40-41). Внешне действительно, создается впечатление о слабом развитии книгопечатания в России того времени и, следовательно, об отсутствии спроса на литературу. Однако это только на первый взгляд. Во-первых, в России вплоть до самого конца XVII в. книгопечатание осуществлялось в одной лишь типографии и рассматривалось как дело государственной важности. Подготовка к изданию книги занимала немало времени, подходили к этому очень ответственно, и потому, как отмечал Соболевский, «рукописные книги в XVI и XVII веках были дешевле печатных и в московской Руси дешевле, чем в юго-западной (!. А ведь Украина всегда считалась более просвещенной и развитой, нежели Русь Московская, а тут такой парадокс – рукописная книга стоит дешевле, чем на Украине, а, значит, доступнее, чем печатная). Однако Книжный голод компенсировался продолжением рукописной традиции и ввозом книг из-за рубежа, прежде всего с Украины, причем книготорговый «бизнес» считался доходным и выгодным предприятием. Торговля книгами осуществлялась на ярмарках, а в Москве – в специальном «Книжном» ряду (и рукописи, и печатные издания) и в «Овощном» ряду вместе с другими «колониальными» товарами.
Что касается рукописной книги, то тот же Соболевский указывает, что, вне всякого сомнения, основная масса их была написана в Москве и других крупных городах, но есть немало книг, что были написаны и в провинции, причем самой глухой. Пергаменная Триодь Постная 1410 г. написана была в селе Петровском близ Вологды, Учительное Евангелие 1516 г. – в Ивангороде, Евангелие 1527 г. – в селе Новом близ Вязьмы, церковный Устав 1607 г. – в Верховажской волости под Архангельском, сборник статей 1646 г. против лютеран – в Якутском остроге (!).
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 26 дек 2006, 11:19

Ну а далее мне придется ссылаться на Соболевского, на его работу «Славяно-русская палеография» (М., 2005. Курс второй. С. 7-12), так как, к сожалению, как я уже писал выше, его основной работы по данной проблеме у меня под рукой нет. Итак, что писал академик о грамотности в допетровской России. Для начала он отмечал, что «…грамотность в северо-восточной Руси была явлением вполне обычным…» и далее продолжал, что прежде всего грамотность была широко распространена среди духовенства. Белое было грамотно фактически поголовно, равно как и дьяконы и дьячки: «Ни на одном из известных нам документов мы не находим ни указания на отказ священника подписаться по безграмотству, ни какого либо другого свидетельства о об его безграмотности… Мы не имеем никаких указаний на существование неграмотных дьяконов и дьячков…». Несколько хуже обстояло дело с черным духовенством, но и здесь грамотность, по мнению академика, также была широко распространена. Во всяком случае, житийная литература за редким исключением свидетельствует о грамотности святых угодников, а челобитная братии Кирилло-Белозерского монастыря 1582/1583 гг. подписана 34 монахами из 48, т.е. более чем 2/3. Отдельные свидетельства о худой грамотности клириков (например, новгородского архиепископа Геннадия в конце XV в.) свидетельствуют о том, что знавшие грамоту стремились идти не по церковной стезе, а стать дьяками – работа более выгодная и доходная. На это обращали внимание и кн. А. Курбский, и Авраамий Палицын, возмущавшиеся таким меркантильным подходом к делу.
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 26 дек 2006, 11:20

Широко была распространена грамотность в среде аристократии. Так, соборная грамота о выборе Бориса Годунова царем была подписана 18 боярами из 22, 13 окольничими из 15, 36 стольниками из 42, 64 дворянами из 98, 38 жильцами из 40.Дело о злоупотреблениях князя Пожарского во Пскове (1631 г.) было подписано 59 помещиками из 90, давших свои показания по нему. Немало грамотных было и среди жен и дочерей боярских, дворянских и детей боярских.
Среди купцов – грамота об избрании Бориса Годунова подписана 21 гостем из 28, челобитная 1646 г. московских торговых людей о притеснениях иностранцев подписана 163 челобитчиками из 168.
О посадских Соболевский приводит такие факты: в упоминавшемся выше деле по князю Пожарскому из 231 посадского человека подписались 38, а грамота на Бориса подписана 5 сотскими черных сотен из 16. Сохранилось немало книг, принадлежавших посадским людям или переписанных ими.
Кстати, Соболевский приводит и такой занимательный факт, что «простая» грамотность тогда ценилась невысоко: «К сочинениям просто грамотных людей, даже важным по содержанию, современники относятся с некоторым презрением; они, говорят, писаны «просторечием, якоже поселяне», «без украшения» и т.п. Ценилось лишь то, что написано «благохитростно»…» (вот оно, наследие того времени, когда произведения творчества делились на «хытростные» и «художьственные»).
Об азбуке: первое ее издание в России вышло, как известно, в 1634 г., и только за четыре года, с 1647 по 1651 гг. ее издали в количестве 9600 экз., причем известно и о существовании рукописных азбук.
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 26 дек 2006, 11:20

Подсчеты Соболевского говорят, что в XVI – XVII вв. число грамотных на Руси достигало среди духовенства около 70 %, около 75 % купечества, не менее 20 % посадского населения и не менее 15 % крестьянства (См.: Лобачев С.В. Патриарх Никон… С. 51). К сер. XVII в. круг читающей публики существенно расширяется, и в нее вливаются посадские люди и крестьяне, ориентирующиеся на издаваемую Печатным двором церковно-богослужебную и назидательную литературу. Сведения о продажах книжной лавки Печатного двора говорят, что в сер. XVII в. 27 % покупок делали духовные лица, торговые люди также покупали 27 % предлагаемых книг, еще 17 % - аристократия и служилые люди, ну а остальные, получается, расходились среди посадских людей и крестьян (Лобачев С.В. Патриарх Никон… С. 51). Вне всякого сомнения, распространение книги и грамотности способствовало и оживлению духовной жизни и стало предпосылкой Раскола.
Вот такая вот информация к размышлению! :D
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 28 дек 2006, 11:03

Чтой-то Шурик уже который день молчит и не отзывается, не поднимает брошенную перчатку? Ау, любезный, отзовитесь, где Ваше веское мнение, подкрепленное, как всегда, синими сканными многостраничными и убийственными по размерам и весу цитатами? :wink:
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение shuric » 29 дек 2006, 14:52

thor писал(а):Подсчеты Соболевского говорят, что в XVI – XVII вв. число грамотных на Руси достигало среди духовенства около 70 %, около 75 % купечества, не менее 20 % посадского населения и не менее 15 % крестьянства (См.: Лобачев С.В. Патриарх Никон… С. 51). К сер. XVII в. круг читающей публики существенно расширяется, и в нее вливаются посадские люди и крестьяне, ориентирующиеся на издаваемую Печатным двором церковно-богослужебную и назидательную литературу. Сведения о продажах книжной лавки Печатного двора говорят, что в сер. XVII в. 27 % покупок делали духовные лица, торговые люди также покупали 27 % предлагаемых книг, еще 17 % - аристократия и служилые люди, ну а остальные, получается, расходились среди посадских людей и крестьян (Лобачев С.В. Патриарх Никон… С. 51). Вне всякого сомнения, распространение книги и грамотности способствовало и оживлению духовной жизни и стало предпосылкой Раскола.
Вот такая вот информация к размышлению! :D


Видел я эти цифры. Вот только в том, что касается крестьян - на чем они основаны? Там где цифры проверяемы (например по духовенству) - грамотность на Руси была гораздо более низкой сравнительно европейских стран, или России 18 века. Там где дело касается количества печатной продукции - та же история (между прочим в "Никоне" эти цифры приводятся в сравнении с Европой - чего же вы Тор их здесь не привели?). Но там где дело касается непроверямых (по причине отсутствия документов) крестьян вылезают фантастические 15%. Так что это обычная "лукавая цифра" и не более того.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение shuric » 29 дек 2006, 14:55

Вот Соболевский http://www.textology.ru/drevnost/srp1.shtml которого я уже здесь приводил. Вот что он пишет
"Даже между крестьянами, казаками, стрельцами и солдатами были грамотные, Из житий святых XV века мы узнаем, что крестьяне родом, преподобные Антоний Сийский, Александр Свирский, Александр Ошевенский, Зосима Соловецкий, Серапион архиепископ новгородский еще в детстве были обучены грамоте. Учительное Евангелие 1516 года написано в Иваньгороде пушечником. Неизвестный по имени житель "веси ростовских областей" времен Ивана Грозного составил так называемую Тверскую летопись. На Псалтыри XVI века (М. Общ. Ист. и Др. № 318) сделал в 1663 году приписку донской казак. Подписи крестьян, казаков и проч. на документах XVII в. не представляют большой редкости и грамотные между ними оказываются даже в Енисейске, Селенгинске, Якутске. Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. предполагает существование грамотных среди холопов."
Это свидетельствует о очень низкой грамотности крестьянства. Крестьяне составляли примерно 96% населения и если бы сколь ни будь значительная их часть была грамотной, все архивы были бы забиты написаными ими бумагами. Между тем Соболевский не приводит ни одного документа написаного крестьянином, а ссылается на единичные документы написаные казаками, пушечниками, неизвестными жителями. И это за два столетия.
Да и первое предложение говорит само за себя - "Даже между крестьянами, казаками, стрельцами и солдатами были грамотные".
Последний раз редактировалось shuric 29 дек 2006, 15:04, всего редактировалось 1 раз.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение thor » 29 дек 2006, 14:56

И все -таки я в очередной раз убедился, что Вы читаете только то, что Вам нравится и видите только что, что Вам хочется видеть - я же указал упоминаемые Вами цифры "В среднем в сер. XVII в. в России издавалось в год около 11 изданий, тогда как в Голландии в XVI в. в среднем 80 изданий в год, в Англии 100, в Германии 450 (См.: Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003. С. 40-41). "! Учите матчасть, уважеемый, и читайте внимательно то, что Вам прежде всего адресовано! :P
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение shuric » 29 дек 2006, 15:05

thor писал(а):И все -таки я в очередной раз убедился, что Вы читаете только то, что Вам нравится и видите только что, что Вам хочется видеть - я же указал упоминаемые Вами цифры "В среднем в сер. XVII в. в России издавалось в год около 11 изданий, тогда как в Голландии в XVI в. в среднем 80 изданий в год, в Англии 100, в Германии 450 (См.: Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003. С. 40-41). "! Учите матчасть, уважеемый, и читайте внимательно то, что Вам прежде всего адресовано! :P


Пардон просмотрел. Но цифры говорят сами за себя.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение thor » 29 дек 2006, 15:12

Чтой-то часто у Вас глаз-то замыливается! Это уже вошло в традицию. А нет ли здесь некоего тайного умысла? :lol:
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение shuric » 29 дек 2006, 15:21

thor писал(а):Чтой-то часто у Вас глаз-то замыливается! Это уже вошло в традицию. А нет ли здесь некоего тайного умысла? :lol:


Наверное это заговор. Пишите в ФСБ.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение thor » 29 дек 2006, 15:38

А зачем? :(
Ведь "...есть и божий суд...!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь..."! :wink: :P
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Пред.След.

Вернуться в Новые теории

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19