TNT писал(а):Добрый день!
>"внутреннего" жизненного цикла этноса
На мой взгляд, рациональное зерно в теории этногенеза по Гумилёву - понятия "цикла" и "активности" этноса. Собственно, подобные циклы, правда не по отношению к самому этносу, а к производным понятиям, вроде "царства" или "цивилизации" описывались до Гумилёва, например, Константином Леонтьевым. Поскольку "молодость-старость" и "рождение-гибель" народов, если исходить из уровня их активности, можно наблюдать.
Мне представляется, что категории "пассионарность" неплохо соотносится с понятием "доминантности" в этологии. (
http://www.ethology.ru ).
Высоко количество доминантов ("пассионариев") в популяции ("этносе") - высока и общая активность популяции, выражающаяся в экспансии. Постепенно количество доминантов снижается, "культура" переходит к "цивилизации" (вполне по Шпенглеру), более удобной для существования особей с более низким уровнем конфликтности и более рациональным поведением и постепенно оказывается уже объектом активности иных подобных сообществ.
При всем моем уважении к Гумилеву, я все-таки склонясь к варианту, где необходимое (но не обязательно достаточное) условие "всплеска" - генетическое смешение двух или более различных этносов. Примеры на каждом шагу:
- Мидия + персы = расцвет
персы + эллины = новый подъем
персы + парфяне = новый подъем...
- римляне на всем протяжении своей истории подпитывались все новыми провинциями и соседями
- Египет многократно выходил из кризисов после иноземных вторжений
- Франция расцветала по мере поглощения южных соседей
- Испания стала державой после длительной метисации с маврами
- Византия выходила из кризисов втягивая то европейский, то азиатский генофонд
- Русь генетически обновлялась всевозможными соседями и пришельцами
В то же время длительное время обособленные этносы останавливались в развитии. Во всяком случае, я не знаю противоположных примеров.
Достаточных условий "подъема" я не знаю - здесь налицо классическая неустойчивость при переходе из одного состояния в другое. Главное - "не надорваться" при бурном подъеме и "выстоять" даже ценой потерь территории, населения и т.д. при кризисе.
Хорошо просматривается устойчивость цивилизаций, у которых были какие-то "тылы", спасавшие от полного разрушения и поглощения .У Греков это удаленные друг от друга берега, у Византии попеременно то север, то юг, у Руси - сначала север, затем восток, Персия меняла свои центры почти с каждой новой династией, Китай откатывался на юг.
TNT писал(а):С чем связать начала этих "циклов" - это другой вопрос. Гумилёв предложил космическое излучение неизвестной природы, это всего лишь предположение.
"Начало" - это почти всегда прохождение через "горлышко бутылки", т.е. выживание малой части этноса в борьбе с соседями, природными катаклизмами и т.п. на пределе возможного... - выживают сами понимаете кто и тут же начинается метисация!
По-моему, космос здесь не при чем.
TNT писал(а):Недостаток работ Гумилёва в этом направлении - морализаторство, "пассионарий" у него обычно положительный герой. Там, где это проявляется, начинается романистика, а не научная гипотеза.
Ну это не мешает критическому восприятию.
TNT писал(а):Что же до "евразийства" Гумилёва и основанной на нём версии истории России - это уже совершенно другой вопрос, в большей степени политический, чем научный.
Гитлер искал обоснование своих расистских теорий в Индии, в Тибете...
Если политикам что-то надо, то они обязательно найдут нужное у кого-то из историков.
Если интересы Гумилева - кочевники, а романиста - римляне, то чем первый хуже второго. Гумилев "ради справедливого баланса" сделал упор на положительных сторонах кочевников, поскольку отрицательные описывались до него неоднократно. Да и вообще я бы поостерегся давать оценки - что такое хорошо, а что такое плохо... Станьте, например, на позицию стороннего наблюдателя - дикая природа хороша? О да! Красиво, первозданно. И что с этим сделали цивилизации Европы, а что - кочевники... А чьими золотыми украшениями мы восторгаемся в музеях - скифскими, е не римскими! Неоднозначно, правда?
/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\ Все проходит... /\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/