В целом, это иссследование о детстве, взятом как детство всего человечества – полная лажа, особенно, если отталкиваться не только от римлян и греков и привлекать социально-экономические теории, а не несколько психоаналитических исследований, некоторые из которых распространияются лишь на клинические случаи, а не на всё западное общество в общем и целом.
Переодизация типов отношений детей и родителей начинается здесь от древнегреческого: «Убийство законных детей даже состоятельными родителями было настолько привычным, что Полибий считает это причиной обезлюдения Греции: «В наше время во всей Греции - низкая рождаемость и общее снижение народонаселения, из-за этого города пришли в запустение, а земля перестала давать урожай, хотя не было ни длительных войн, ни эпидемий... ведь люди впали в такие причуды, скупость и праздность, что не хотят жениться, а если женились - растить детей, которых имеют обычно не больше одного-двух...» Как видите, цитата свидетельствует, что некогда дела в Греции обстояли иначе. Также и разврат, поразивший римлян, античные авторы связывали с влиянием греков, но что мы имеем в Греции к тому времени: тоже констатацию падения нравов, свидетельства профанации мистерий, например, Элевсинских, основанных на потреблении галюциногенов. Что было раньше? Автор упоминает нравы Вавилонии, но известно, что даже там родителей, торгующих детьми, считали неспособными заработать по-другому, а также известны случаи адаптации подкидышей. Начальными для характеристики отношений детей и родителей в Западной Европе нужно выбрать не культуры поздней античности, а попытаться реконструировать возможные отношения периода ранних охотников и собирателей, ранних земледельцев – на основе наблюдаемых отношений у «отсталых» народов или фольклора нынешних наследников самых архаичных индоевропейских культур, особенно балтов. Применяя психоаналитические теории, необходимо рассмотреть, как эволюция городского уклада жизни с момента появления первых технологических поселений, обслуживающих сельское хозяйство до появления гигантских античных городов - прообразов средневековых - формировала менталитет их жителей, мотивацию иметь или не иметь ребёнка, дальновидность мышления: хорошо известно, насколько практичнее мыслят крестьяне по сравнению с современными городскими жителями. Усиление роли грубой мужской силы в период экспансии, принижение роли женщин в обществе и одновременное проникновение половых извращений и аномалий в сексуальную культуру элиты (можно проследить даже по изображениям на изделиях, относящихся к различным перуанским культурам) - всё это не могло не отразиться на отношении к детям и деторождению, а автор подсовывает как изначальный конечный древнегреческий продукт античности.
НТП и влияние его на нормы морали и нравственности. Отхожие места Древнего Рима, оглашаемые криком брошенных детей, и современные мусорники и мусоропроводы... греческие рабыни, патологические по современным меркам учителя-педофилы, перекати-поле, затопившее римские города и (современную аналогию найдёте сами).
Поэтому «Эволюция детства» на «первое серьёзное исследование по истории детства» не тянет по множеству причин, начнём с психоаналитического фундамента: «ребенок прошлого был так перегружен проекциями...». Ребёнок настоящего – особенно т.н. «коттеджные дети» - не менее перегружены. Реакция сопереживания была не менее свойственна родителям прошлого, чем настоящего, об этом свидетельствуют принципы воспитания, основанные на ведических знаниях. В общем и целом они сводятся к тому, что ребёнку не нужно мешать.
Реакция сопереживания не всегда есть благо, если она замешана на невежестве: например, дают ребёнку столько конфет, сколько он только хочет. В роддоме моя соседка, чудеснейшая женщина, по телефону советовала своей подруге, которая тоже только родила, «лепить» носик младенца, если его форма не устраивает мамашу, пока носик мяконький – тоже от сопереживания, что будет с длинноносой. От сопереживания мать кормит ребёнка в положении лёжа и спит с ним, современные врачи рекомендуют это, особенно, если у ребёнка проблемы со здоровьем, хотя и предупреждают о риске «заспать» ребёнка. Так что не следует видеть в этом лишь скрытый педоцид.
«Ребенок прошлого был так перегружен проекциями, что ему-то даже много плакать или просить было опасно. Существует большая литература о детях, оставленных эльфами взамен похищенных...»
Как раз на днях я разжилась новым опусом Хэнкока «Сверхъестественное». Я пока его только просмотрела, в целом он посвящён отстаиванию идеи о стимулировании эволюции (духовной в том числе) при помощи галюциногенов. Затронуты также Альбигойские войны, об этом возможно позже, когда мы когда-нибудь доберёмся до рассмотрения ещё одной соответствующей линии интеллигентской мысли... Так вот, Хэнкока тоже заинтересовали подменыши от эльфов – он трактует эти случаи буквально и приводит множество подробных описаний «подменышей». Честное слово, если бы аюрведа была признана официальной наукой, я могла бы застолбить научное открытие! У меня есть более резонная трактовка, чем даже эта неуклюже встроенная в теорию о детстве человечества Демоза, согласно которой люди по отношению к детям всегда вели себя так, как будто лучше бы их вообще не было. Короче, эти подменыши от эльфов – просто дети с доминирующим до патологии качеством «вата». Серая грубоватая на ощупь кожа, конечности большие, некрасивые, нескладные, как у богомола... едят, едят и никак не могут наесться и т.д. Если даже вполне симпатичные люди с синдромом, приписываемым фараону Эхнатону, испытывают недоверие и отторжение от окружающих из-за своей необычной внешности, то уж эти «подменыши» тем более. Естетсвенно, чтобы избежать гнева мужей за «недоделанное» потомство, матери врали тем как могли...
О детстве дофина... и прочих случаях, окрашенных патологической сексуальностью... оно показательно не как эталон отношения к детям той эпохи, а как свидетельство о нравах при развращённом дворе эпохи абсолютизма, о желании выслужиться, не упреждая проблемы, а создавая их, чтобы было что разрешать. Они более свидетельствует не о норме, а об отклонении от нормы.
Письма, картины и семейные портреты не являются надёжным свидетельством о проявлении родительской любви или отсутствия её: сравните хотя бы с современными семейными фото.
То же и с трактовкой поверий. Не все поверья древние, они создаются постоянно и трактуются каждым исследователем по-своему. Особенно сырые места теории проявляются, когда автор затрагивает «традиции» Восточной Европы – его «понимание» мотивации пеленания детей, «торговли детьми в России» и одновременного недопонимания странностей няньки-заказной убийцы. Этология человека очень молодая наука, но всёравно, даже не подозревая о её существовании, несложно оттолкнуться от мотивации множества случаев педоцида в животном мире, когда мать бросает или убивает потомство из-за проявления человеческого любопытства: лучше я сама убью, чем этот ужасное и могущественное существо.
Создаётся впечатление, что автор сначала набросал костяк своей теории, а уж после отобрал самые маргинальные доводы а многие намеренно маргинализировал (незаконнорожденные в Средневековье якобы в большинстве подвергались педоциду – нельзя утверждать, что в большинстве: их старались спровадить в монастырь замаливать родительские грехи, Бейджент утверждает, что люди с фамилией Робинсон (сын Робина) ведут происхождение от незаконорожденных, зачатых в дни чувственного весеннего праздника кельтов и англосаксов). Или взять хотя бы маргинальное наименование младенца в старофранцузском временного значения и сопоставить с тем, как обстоит дело в других языках... Можно продолжать и продолжать.
«Как только происходит достаточно масштабное изменение стиля воспитания, книги и другое наследие предков отметаются как несоответствующие устремлениям нового поколения, а общество начинает двигаться в непредсказуемом направлении. Нам еще предстоит разобраться, каким образом изменения в стиле воспитания детей влекут за собой исторические изменения.»
И, если полностью передрать методологию, разбираться до бесконечности.