Евгений Беляков » 10 дек 2007, 12:19
С "Молотом ведьм" я столкнулся, когда изучал книгу Ивана Ефремова "Лезвие бритвы". (Этим я занимался с целью удовлетворить некоторые свои литературоведческие интересы). И вот тогда я написал небольшое эссе на эту тему, которое и предлагаю здесь в качестве аргумента многоуважаемой Сабине.
МОЛОТ ВЕДЬМ
Однажды Гирин повел Симу Металину в... Библиотеку Ленина, в Музей книги, где хранилась средневековая инкунабула (редчайшая книга) "Молот ведьм". Мне не очень понятно, зачем Гирину понадобилось плказывать Симе эту книжку. Понятно, что он очень интересовался Симой и книжкой, но почему потребовалось соединять в одно? Так или иначе, текст "Лезвия" я перепечатывать не буду, но выскажу некоторые комментарии по поводу самого "Молота ведьм".
В общем, действительно - книга страшная. Но все же эмоциональная реакция Гирина была чрезмерной, несколько наигранной... "Гирин медленно подошел к столу, глядя на книгу, и стоял перед ней так долго, как будто забыл обо всем в мире... Сузившиеся глаза, казалось, принадлежали безжалостной мыслящей машине".
Теперь "Молот ведьм" можно купить в любом книжном магазине, и никто не застывает перед книжной полкой в ступоре, правда и покупать не торопятся. Первое издание книги - 1486 год (по версии современного издания, у Ефремова - 1487). Авторы Яков Шпреген и Генрих Крамер (у Ефремова - Инститор: пример многочисленных неточностей). Итак, она написана не в "темные века", то есть не в период от 5 по 11 век, а гораздо позже. Это - конец пятнадцатого века, знаменитое кватроченто. Еще немного - и вот рассвет Высокого Возрождения, Леонардо родился в 1452 году. В 1487-м Леонардо было 35 лет! Так что вот о какой эпохе идет речь!Рождается личность. Со всеми ее ужасами. И это вовсе не Средневековье!
И в то же время - какое ужасающее НЕВЕЖЕСТВО!
Книжку эту, конечно, полезно прочитать любому, кто занимается самообразованием. В ней описан действительно ужасный, страшный, полусумасшедший мир. Ефремов противопоставляет этому темному образу свет античности - но что если античные скульпторы, философы, поэты и драматурги творили в такой же обстановке ПИРА ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ? Так это или не так, я не знаю - но сам вопрос представляется довольно-таки интересным.
Сейчас я буду цитировать "Молот ведьм", предупреждаю - чтение не для нервных. Книга описывает обстановку садизма и невежества, эпидемии истерии в европейских городах, отсутствие того, что мы называем "КЛИНИКА", то есть психиатрических лечебниц. Никакой психиатрии - ее роль выполняет инквизиция. Заподозренных в "колдовстве", а на самом деле - в истероидном синдроме - женщин (в меньшем числе и мужчин) просто сжигают заживо на кострах, преварительно подвергнув садистским пыткам.
Вот уровень суждений на тему о колдовстве.
"Есть люди, которые, желая убедиться, является ли болезнь следствием околдования или нет, льют над больным в миску с водой расплавленный свинец. Если при этом образуется из свинца какая-нибудь фигура, то болезнь считают следствием околдования. На вопрос о том, появляется ли эта фигура под влиянием демона или естественным путем, люди, пользующиеся этим средством, обыкновенно отвечают, что здесь проявляется действие планеты Сатурн на свинец, т. к. Сатурн обладает злыми свойствами и притягивает к себе колдовство".
"Одному из нас, инквизиторов, стал известен такой случай: один знатный из Шпейера имел жену с удивительно упрямым характером. Он охотно уступал ей во всем. Она же ни во что не ставила его желания и всячески поносила его. Однажды,
когда он только что прибыл домой, жена по обыкновению стала осыпать его упреками. Он хотел рассердиться и уйти из дому. Жена подбежала к двери, через которую ему надлежало выйти, чтобы не пропустить его, и, крича,
утверждала, что если он ее, жену свою, не ударит, то докажет, что у него нет прямодушия и чувства чести. В ответ на это, без всякого намерения причинить ей вред, он поднял руку и притронулся вытянутыми пальцами к ее плечу. Он тут
же упал на пол, потерял сознание и пролежал долгое время больным. Здесь не могло быть заболевания по естественным причинам. Здесь мы имеем дело с чародеяниями его жены. Бесчисленное множество подобных событий стало
известно повсюду".
"Ведь в присутствии убийцы кровь начинает течь из ран убитого. Тела могут, значит, и без посредства души производить
удивительные явления".
"...Новые и чистые зеркала становятся тусклыми при смотрении в них женщин во время месячных очищений".
"У мужчин центр этих излишеств лежит в чреслах, т. к. оттуда выделяется семя. У женщин же семя выделяется из пупа".
"...Если орган постоянно вял и муж поэтому никогда не может познать свою жену, то это признак естественной холодности. Если же орган приходит в движение и становится твердым, но муж не может довести акта до конца, то это признак колдовства".
"Может случиться также, что демон, направленный в виде мужчины к женщине, принимает перед тем семя от другого демона, посланного тоже под личиной мужчины к мужчине. Но при этом демонам придается особый помощник,
потому что действие настолько скверно, что, будучи один, дьявол может отпрянуть".
"Канон упоминает и о тех беспутных любовниках, которые дают своим возлюбленным известное питье для
предотвращения зачатия, безо всякой помощи демонов. Такие преступления причисляются к убийству, хотя бы преступники и принесли раскаяние. Ведьмы же, которые готовят подобные зелья, подлежат по законам самым суровым
наказаниям".
"...Любовные исступления не могут быть... без вмешательства дьявола в следующих случаях: 1) Когда жена искушаемого красива и уважаема, а его возлюбленная обладает противоположными качествами. 2) Когда несчастного нельзя отвратить от его греховной любви ни побоями, ни словами увещевания. 3) Когда, не обращая внимания на трудности пути и на
позднее время и не имея силы себя сдержать, влюбленный бежит к предмету своей гибельной страсти".
В особенности пункты два и три вызвали у меня удивление: ЭТО ЖЕ ОБЫЧНОЕ СИЛЬНОЕ ЧУВСТВО, НАЗЫВАЕМОЕ ЛЮБОВЬ! А ведь на основе ЭТИХ ПРАВИЛ определяется, кто должен гореть на костре, а кто не должен! Похоже, что вера в Бога в том виде, как это было в Средние века, сама по себе порождала массу сложных рассуждений-рационализаций, которые не имели никакого "внешнего" значения.... Авторам нужно было прежде всего доказать "религиозную справедливость", теорестическую законность своих действий как инквизиторов... Первая половина "Молота" вся состоит из рассуждений, родственных (по уровню и логике) следующему:
"Порождение людей было установлено богом перед грехопадением так, что он образовал в помощь мужу жену из ребра и сказал: "Плодитесь и размножайтесь" (Бытие 1), а Адам сказал в воодушевлении: "Двое будут в плоть едину" (Бытие 2). Ною тоже было сказано: "Плодитесь и размножайтесь". (Бытие 9). В Новом Завете такое соединение было подтверждено
Христом (Матв. 19): "Не читали ли вы, что сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?". Поэтому все иные виды порождения людей недопустимы. Если говорится, что демоны пользуются не естественным, а искусственным,
недопустимым способом оплодотворения, когда они рьяно участвуют при естественном оплодотворении людей, принимая семя и перенося его, то это надобно отвергнуть, потому что дьявол мог бы это производить у людей всякого положения - находящихся в браке или стоящих вне его. В первом случае это было бы невозможно, ибо тогда дьявол оказался бы сильнее творца, уничтожая то единство, которое между супругами установлено Всевышним. Во втором случае это было бы столь же невозможно, ибо ничего не говорится в Священном Писании о том, что звероподобное зарождение может происходить в одном положении (скажем - внебрачном), а не в другом".
Такая вот логика!!
В следующих частях книги много говорится о преступлениях, которые творили ведьмы. Когда говорится об убитых младенцах, то, мне кажется, речь идет об одном явлении, которое не понимают ни авторы "Молота", ни большинство современных читателей. Дело в том, что - как это ни покажется странным - античные общества характеризовались ПЕДОЦИДОМ, то есть если в нашем обществе мать, не желающая иметь ребенка, совершает аборт, то в Древнем Риме, например, не считалось предосудительным, а тем более преступным убийство родившегося ребенка. Это явление, вообще характерное для античного мира. Известно, что в Спарте, например, был обрыв, куда матери должны были бросать своих младенцев, если те не удовлетворяли критериям здоровья по повелению специального совета старейшин. Скорее всего, этот обычай дожил до пятнадцатого века, и вот это было объявлено проявлением ведьмачества. Скорее всего, размах явления не был никому известен, потому что детоубийства совершались тайно и на заднем дворе.
Сексуальная мораль, как видно, была закручена до последних пределов. Монашество и священство в католичестве предполагают безбрачие. Можно представить, что монахи, монашки и священники сходили с ума на сексуальной почве. Одним из таких проявлений сумасшествия, садизма и стал "Молот ведьм", где смакуется описание пыток.
Не будем ханжами: в каждом человеке глубоко или не очень зарыт потенциал садизма. Я приведу длинную цитату из "Молота ведьм", чтобы каждый из нас узнал лучше силы, живущие в человеческой психике. Силы, которые необходимы в определенных ситуациях, очень редко встречающихся (но все же встречающихся!) в жизни, тогда как в других приходится научился держать эти страшные эмоции под жестким контролем разума. Авторы "Молота ведьм", по-моему, слегка свихнулись (а может быть, и не слегка).
Ну вот - читайте.
"Десятый акт судьи. Когда судья решается прибегнуть к пытке обвиняемой, он составляет следующий приговор: "Мы, судья и заседатели, принимая во внимание результаты процесса, ведомого против тебя, такого-то, из такого-то города, такой-то епархии, пришли к заключению, после тщательного исследования всех пунктов, что ты в своих показаниях сбивчив, ибо ты говоришь, что произнес такую-то угрозу, но не имел намерения поступать согласно ей. Имеются к тому же различные улики. Их достаточно для того, чтобы подвергнуть тебя допросу под пытками. Поэтому мы объявляем и постановляем, что ты должен быть пытаем сегодня же, в такие-то часы. Приговор произнесен" и т. д. Но это не обозначает, что судья решил тотчас же прибегнуть к пыткам. Он лишь переводит обвиняемую с положения лица, содержащегося в предварительном заключении, на положение лица, находящегося в тюрьме для наказания. За сим судья призывает друзей обвиняемой и сообщает им, что она избегнет наказания и смерти, если признается в правде.
Частые размышления, тяжкие условия заключения и увещевания рассказать правду делают ее склонной к признаниям. Нам случалось видеть, что ведьмы вследствие разумных увещеваний, доходили до того, что плевали (против черта) на пол и восклицали: "Убирайся прочь, проклятый черт!Я сделаю то, что справедливо". И признавались в своих преступлениях.
Если судья безуспешно ждал некоторое время признаний обвиняемой, которая была неоднократно увещеваема, то, имея уверенность в том, что обвиняемая продолжает запираться в правде, он приступает к умеренным пыткам, не прибегая к кровопролитию. Ведь известно, что допросы под пыткою обманчивы и, на что уже раньше указывалось, зачастую остаются без результата.
Перед началом пытки обвиняемый раздевается. Если это женщина, то она раздевается надежными почтенными женщинами. Это делается для того, чтобы исследовать, не вшито ли в ее одеяние какого-либо орудия ведьм, как это ими часто совершается по наущению беса, когда они пользуются членами тела некрещеного мальчика. Покуда орудия пытки готовятся к действию, судья от своего имени и от имени других уважаемых мужей и ревнителей веры снова предлагает обвиняемой добровольно признаться. Если она упорствует, то она передается палачам, которые и начинают пытку. По просьбе кого-либо из присутствующих пытка на время прекращается, и обвиняемый снова увещевается сказать правду. При этом ему обещают, что он не будет предан смерти, если сознается. Спрашивается, может ли судья обещать жизнь человеку, о котором ходит дурная молва и который имеет против себя как показания свидетелей, так и улики, но который еще не сознался в своих злодеяниях7 Мнения ученых здесь различны. Одни думают, что подобная ведьма может быть оставлена в живых и приговорена к пожизненному заключению на хлебе и на воде, если только она выдаст других ведьм и снимет наведенную порчу. Но только не надо сообщать ей, что она будет содержаться в тюрьме. Ее надо лишь уверить, что жизнь будет ей сохранена и что на нее будет наложено некоторое наказание. Другие ученые полагают, что это обещание надо держать лишь некоторое время, а потом ведьму все же следует сжечь. Некоторые считают возможным, чтобы судья обещал такой ведьме жизнь, но смертный приговор обязан вынести уже другой судья, а не тот, который уверил ее в сохранении жизни...
Пусть умный и ревностный судья видоизменяет форму допроса в соответствии с ответами и уверениями свидетелей, с личным опытом или с личным разумением. При этом он должен принимать во внимание различные признаки, по которым возможно определять ведьм. Так, если судья хочет узнать, дано ли ведьме колдовское упорство в сокрытии правды, пусть исследует, может ли она плакать, когда находится на допросе или на пытке. По мнению сведущих людей и на основании личного опыта, это отсутствие слез указывает самым определенным образом а вышеназванный колдовской дар. Ведьма, несмотря ни на какие увещевания, не может проливать слез. Она будет издавать плаксивые звуки и постарается обмазать щеки и глаза слюной, чтобы представиться плачущей. Окружающие должны внимательно наблюдать за ней. Но, чтобы добиться ее действительных слез, если она невиновна, судья или пресвитер должен возложить на нее руку и произнести: "Я заклинаю тебя горчайшими слезами, пролитыми нашим Спасителем и Господом Иисусом Христом на кресте для спасения мира. Я заклинаю тебя самыми горячими слезами преславной девы, его матери, пролитыми ею над его ранами в вечерний час, а также и всеми слезами, пролитыми здесь, на земле, всеми святыми и избранниками божьими, глаза которых бог отер теперь от каждой слезы для того, чтобы ты,
поскольку ты невиновна, пролила бы слезы. Если же ты виновна, то слез не лей. Во имя отца и сына и святого духа. Аминь". Опыт показал, что чем больше их заклинали, тем меньше они могли плакать, хотя они старательно побуждали себя к плачу и увлажняли щеки слюной. Однако возможно, что они после, в отсутствие судьи и находясь вне застенка, плачут в присутствии стражи.
Что им мешает плакаться? Так как благодать проливания слез у кающихся принадлежит к важным дарам бога (как это утверждается Бернардом, говорящим, что смиренная слеза возносится к небу и побеждает непобедимого), то не может
быть сомнения в том, что она весьма противна врагу спасения. Поэтому-то никто не может сомневаться в том, что нечистый ревностно хочет помешать пролитию слез, чтобы в конце концов готовность к раскаянию не имела места.
Свойство женщин - это плакать, ткать и обманывать.
...Сбривание, и именно в половой области, считается в немецких странах неподобающим. Поэтому мы, инквизиторы, к этому средству и не прибегаем ...В других странах инквизиторы предписывают сбривание волос по всему телу. Так, инквизитор из Комо сообщил нам в прошлом году (1485), что он сжег сорок одну ведьму, предварительно сбрив все волосы на их теле.
...Если обвиняемая продолжает упорствовать, то пусть судья допросит ее подруг, но так, чтобы она об этом не знала, а затем, узнав от них что-либо отягчающее, пусть сообщит об этом ей. Следует показать ей также те мази и банки, которые были найдены при обыске в ее доме, и спросить ее, для чего она всем этим пользовалась.
При продолжающемся запирательстве судья подсылает ей в камеру достойного уважения мужчину, к которому она питает доверие. Этот мужчина заводит разговор о том, что может обличить ведьму. А в это время особые свидетели слушают за дверями и запоминают сказанное в камере.
...Если никакие меры побудить ведьму к признанию не помогают, то можно прибегнуть к следующему: обвиняемую переводят в цитадель. Через несколько дней кастелян делает вид, что уезжает. В это время к обвиняемой впускаются доверенные от инквизиции мужчины и женщины, близко стоящие к ведьме. Эти посетители обещают добиться ее полного освобождения, если только она обучит их тому или иному колдовству. Многие обвиняемые, согласившись на это, были тут же обличены и принуждены были признаться в своих чародеяниях".
Каждый человек хранит в себе историю своих предков, в том числе - каждый из нас.
Ужасные преступления, порожденные жестокими традициями и репрессивной моралью, невежеством и психическими сдвигами, - через все это мы прошли... Только вот - прошли ли? Ведь еще каких-нибудь 60 лет назад, когда уже ходили трамваи и автомобили, когда уже было радио - в Европе, в центре цивилизации дымили человеческими трупами крематории, и умирали от непосильной работы люди в сталинских лагерях. (А если приглядеться, что происходит вокруг...) Так что - все преодолено?!
А знаете, что мне все это напоминает? Будто в сумасшедшем доме сексуальные маньяки прорвались в отделение к истеричкам и начали их пытать. Больные, больные люди! По нынешним меркам - все европейское общество эпохи Возрождения было психически больным. Так. А наше общество - здорово? С какой точки зрения? Вопрос этот был исследован Э.Фроммом в работе, которая так и называлась - "Здоровое общество" (русский перевод в кн. "Психоанализ и культура", М., 95)..
----------------
Можно подумать, что такова природа человека. На самом деле - это только ее "оболочка", находящаяся в патологическом состоянии. Но если взглянуть еще глубже в человеческую душу, там, на самом дне мы найдем прекрасную настоящую сущность человека, исковерканную снаружи примитивными нервно-больными цивилизациями переходного периода, к коим относится пока и любое общество наших дней