Сама удивляюсь смелости своей гипотезы, но чем больше над ней думаю, тем больше она мне нравится. Хочу подробнее остановиться на тех соображениях, которые лежат в ее основе, и постараться поподробнее описать логическую цепочку.
1) Я считаю, что Слово в том виде, в каком оно дошло до нас, представляет собой «обрезок», примерно, одну треть исходного текста, наскоро собранного из кусочков протографа. Первоначально Слово представляло собой героическую поэму, в которой нашли отражения событий как 1185, так и 1194 гг.
Эти события объединяет:
а) поездка князя Святослава в Корачев/Карачев/Кърчев/Керчь (так !) накануне обоих походов.
Согласно Ипатьевской летописи, зимой 1184/1185 г. Кончак совершил поход на русские земли. Половцы пожгли многие русские города, так как привели с собой «бесурменина, иже стреляше живым огньмъ». И далее: «Бяху же и у них луци тузи самострелнии, одва 50 мужь можашеть напрящи» (С. 634—635). Татищев уменьшает количество тягловой силы до 8 человек, и сообщает далее, что огневой снаряд был укреплен на возу великом, сим он мог бросать и камения в средину града в подъем человка, а для метания огня имел особый малый воз». Очевидно, малый воз представлял собой запас пороха.
Князь Святослав, собрав князей с ратью, вышел ему навстречу. Полк Рюрика Ростиславича скорым маршем пошел за Днепр. На пути он встретил «гостей» (купцов), которые шли «из Половец». Купцы указали место стоянки Кончака, на берегу реки Хороль (приток реки Псел в бассейне Днепра). Святослав переправился через реку, устроился на горе и оттуда ударил по половцам. Русские одержали победу и взяли богатую добычу, в том числе жену Кончака и бусурманина, который стрелял огнем со всем «устроением», то есть – с огненным снарядом (С. 636).
Ипатьевская летопись говорит, что одержав победу, князь Святослав и Рюрик отправились в «отние» церкви, молиться. Вдвоем они посетили церковь Бориса и Глеба в Вышгороде, а затем каждый пошел в свой храм Троицы: «Святослав же и великий князь Рюрик победу приемша молитвами святою мученикоу Бориса и Глеба и поидоша когождо во свояси славяще Бога во Троице Отца и Сына и Святого Духа”. Святослав поехал в Троице-Кирилловский монастырь в Киев, а Рюрик пошел в церковь Троицы в Белгороде. Рюрик являлся соправителем Святослава, он владел городами Белгородом, Овлучем, Вышгородом (Творогов О. В. Рюрик Ростиславич // Энциклопедия "Слова о полку Игореве": В 5 т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995.
Т. 4. П—Слово. — 1995. — С. 256—257. ). Иными словами, Святослав и Рюрик сделали вклады в „отние” храмы из трофейных сокровищ.
Далее в Ипатьевской летописи говорится, что той же весной Святослав посылал Романа Нездиловича „на поганых половцев”. Поход был удачный, взяли много полона и коней. Видимо в этом походе артиллерия также принимала участие. В боях был израсходован почти весь запас пороха с „малого” воза.
В самый праздник Пасхи (выпал на 21 апреля) Святослав уехал в Корачево: «иде в вятиче Корачеву орудей деля своих», чтобы затем «ити на половци к Донови на все лето». Через два дня, 23 апреля, князь Игорь с ратью выехал из Новгорода Северского, направляясь к Северному Донцу. Игорь шел неспеша, «кони тучны вельми». С ними был тяжелый обоз. Игорь вез «тугие» орудия. Святослав, видимо, поехал в «Корачево» налегке, чтобы договориться с «купцами» о порохе для летней кампании.
На реке Каяле путь войску Игоря преградили половцы. Первый бой оказался удачным. Половцы рассеялись, оставив жилища, бросив жен и добро. Русские ратники взяли много трофеев, и по весенней распутице мосты для обоза мостили «узорочьем». Надо полагать, во время первого боя были истрачены остатки пороха, поэтому второе нападение половцев, собравшихся с силами, закончилось полным поражением князя Игоря.
Святослав узнал о гибели ратников уже по возвращении из «Корачева», находясь недалеко от Новгорода Северского (Ипат. Летопись. С.645). Возникает вопрос, как он мог миновать Северный Донец, добраться до Новгорода Северского, и только тут услышать о разгороме ратников Игоря?
См. карту: http://litera.ru/stixiya/themes/slovo/img/slovo_put.gif