Мусин-Пушкин, "Слово..." и дело.

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение sasha a » 11 сен 2008, 07:15

Сама удивляюсь смелости своей гипотезы, но чем больше над ней думаю, тем больше она мне нравится. Хочу подробнее остановиться на тех соображениях, которые лежат в ее основе, и постараться поподробнее описать логическую цепочку.

1) Я считаю, что Слово в том виде, в каком оно дошло до нас, представляет собой «обрезок», примерно, одну треть исходного текста, наскоро собранного из кусочков протографа. Первоначально Слово представляло собой героическую поэму, в которой нашли отражения событий как 1185, так и 1194 гг.

Эти события объединяет:

а) поездка князя Святослава в Корачев/Карачев/Кърчев/Керчь (так !) накануне обоих походов.

Согласно Ипатьевской летописи, зимой 1184/1185 г. Кончак совершил поход на русские земли. Половцы пожгли многие русские города, так как привели с собой «бесурменина, иже стреляше живым огньмъ». И далее: «Бяху же и у них луци тузи самострелнии, одва 50 мужь можашеть напрящи» (С. 634—635). Татищев уменьшает количество тягловой силы до 8 человек, и сообщает далее, что огневой снаряд был укреплен на возу великом, сим он мог бросать и камения в средину града в подъем человка, а для метания огня имел особый малый воз». Очевидно, малый воз представлял собой запас пороха.

Князь Святослав, собрав князей с ратью, вышел ему навстречу. Полк Рюрика Ростиславича скорым маршем пошел за Днепр. На пути он встретил «гостей» (купцов), которые шли «из Половец». Купцы указали место стоянки Кончака, на берегу реки Хороль (приток реки Псел в бассейне Днепра). Святослав переправился через реку, устроился на горе и оттуда ударил по половцам. Русские одержали победу и взяли богатую добычу, в том числе жену Кончака и бусурманина, который стрелял огнем со всем «устроением», то есть – с огненным снарядом (С. 636).

Ипатьевская летопись говорит, что одержав победу, князь Святослав и Рюрик отправились в «отние» церкви, молиться. Вдвоем они посетили церковь Бориса и Глеба в Вышгороде, а затем каждый пошел в свой храм Троицы: «Святослав же и великий князь Рюрик победу приемша молитвами святою мученикоу Бориса и Глеба и поидоша когождо во свояси славяще Бога во Троице Отца и Сына и Святого Духа”. Святослав поехал в Троице-Кирилловский монастырь в Киев, а Рюрик пошел в церковь Троицы в Белгороде. Рюрик являлся соправителем Святослава, он владел городами Белгородом, Овлучем, Вышгородом (Творогов О. В. Рюрик Ростиславич // Энциклопедия "Слова о полку Игореве": В 5 т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995.
Т. 4. П—Слово. — 1995. — С. 256—257. ).
Иными словами, Святослав и Рюрик сделали вклады в „отние” храмы из трофейных сокровищ.

Далее в Ипатьевской летописи говорится, что той же весной Святослав посылал Романа Нездиловича „на поганых половцев”. Поход был удачный, взяли много полона и коней. Видимо в этом походе артиллерия также принимала участие. В боях был израсходован почти весь запас пороха с „малого” воза.

В самый праздник Пасхи (выпал на 21 апреля) Святослав уехал в Корачево: «иде в вятиче Корачеву орудей деля своих», чтобы затем «ити на половци к Донови на все лето». Через два дня, 23 апреля, князь Игорь с ратью выехал из Новгорода Северского, направляясь к Северному Донцу. Игорь шел неспеша, «кони тучны вельми». С ними был тяжелый обоз. Игорь вез «тугие» орудия. Святослав, видимо, поехал в «Корачево» налегке, чтобы договориться с «купцами» о порохе для летней кампании.

На реке Каяле путь войску Игоря преградили половцы. Первый бой оказался удачным. Половцы рассеялись, оставив жилища, бросив жен и добро. Русские ратники взяли много трофеев, и по весенней распутице мосты для обоза мостили «узорочьем». Надо полагать, во время первого боя были истрачены остатки пороха, поэтому второе нападение половцев, собравшихся с силами, закончилось полным поражением князя Игоря.

Святослав узнал о гибели ратников уже по возвращении из «Корачева», находясь недалеко от Новгорода Северского (Ипат. Летопись. С.645). Возникает вопрос, как он мог миновать Северный Донец, добраться до Новгорода Северского, и только тут услышать о разгороме ратников Игоря?

См. карту: http://litera.ru/stixiya/themes/slovo/img/slovo_put.gif
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 11 сен 2008, 07:19

Вероятно, Святослав ездил не в Корачев, который находится в Вятской земле, а в Кърчев (Керчь). К такому выводу подводит сообщение Ипатьевской летописи о поездке князя в «Карачев» за Днепр в 1194 г.

В 1194 г., по сообщению Татищева, у Святослава была распря с Рязанскими князьями «о некоторых волостях Тмутараканских». В то время, когда в Рогове собиралась рать, Святослав поехал «за Днепр, в Карачев» (Ипат. Летопись. С. 679). Святослав вернулся из Крыма с травмой ноги, его везли летом в санях. Поход не состоялся.

б) события 1185 и 1194 гг. объединяет характер травмы как у Игоря, так и у Святослава. На пути домой из плена, конь споткнулся и повредил Игорю ногу так, что тот не мог ехать верхом (Татищев). Святослав повредил ногу, возвращаясь из Керчи.

в) Игорь в 1185 г. уговаривал князей пойти на половцев выручать полон, что требовало больших денежных затрат. Святослав – посещал перед смертью те церкви, в которых находились трофеи кампании 1185 г.: Вышгородский храм Бориса и Глеба, Кириллов монастырь в Киеве.

2) Я думаю, что первоначально в Слове говорилось о неудачном походе Игоря 1185 г. и о последующем выручении ратников из полона. Екатерининская копия представляла собой компиляцию отрывков из протографа. Так называемые «темные места» представляют собой отдельные предложения, вклинившиеся в текст во время спешного изготовления Мусиным-Пушкиным «ироической песни».

Предположительно, исходное содержание «Слова» было таково:
Тщеславное желание Игоря «поискать славы отцов» побуждает его идти войной на половцев. Он собирает 6 полков. Его войско идет медленно, у него обоз с тяжелым оружием – «шеришарами». Солнечное затмение предвещает дурной исход дела, так как в это время была передана весть по течению рек Ворксла, Хороль, Сулы, Суугли до самого Корсуня и до «Тмутараканского болвана» о походе русичей. Несмотря на плохой знак, Игорь решает идти вперед.

Первая победа оказалась легкой, но новые силы половцев идут «от Дона, от моря и от всех стран». На реке Каяле полки Игоря разгромлены. Пленные уведены в полон. По русской земле идет стон.

В это время Святослав в Киеве видит «мутен сон», как он лежит в своем тереме на Киевских горах на «тисовой кровати».(Явная отсылка к событиям 1194 г. по Ипатьевской летописи, последние дни Святослава, его разговор с княгиней Марией Васильковной). Князя облачают в куколь, дают «синее вино с трудом смешено» (причащают ?). Бояре уверены, что князь уже умер, и сообщают об этом наследнику киевского стола – Рюрику («И рекоша бояре Князю: уже».), но Святослав еще жив, его сознание не отпускает мысль («Княже туга ум полонила»), как по русской земле «прострашася Половцы», а «Готские девы» на берегу моря звенят русским золотом (думаю, что «готские девы» живут в Керчи, а «лелеют месть Шаруканю» означает, что «девы» пестуют чувство мести, которое испытывают потомки хана Шарукана за поражение его Мономахом и другими русскими князьями).

Тогда князь, приподнявшись, «изрони злато слово со слезами смешано». Он предупреждает князей о последвстиях междуусобицы и призывает встать плечом к плечу, «загородить Полю ворота своими щитами».

Загадочную фразу «И схоти ю на кровать, и рек: Дружину твою Княже», я бы истолковала как: обессилив от длинной речи, князь откинулся на кровать и говорит «Княже», обращаясь к братьям. (Что говорит – не известно, «птиц крилы приоде, а звери кровь полизаша» - вынуто из другой части.) Но слова князя падают в пустоту: «Не бы ту брата Брячеслава, ни другого Всеволода». Князь видит во сне, как он умирает в одиночестве: «Един же изрони жемчужну душу из храбра тела, чрез злато ожерелье».
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 11 сен 2008, 07:21

В это время Игорь бежит из плена с помощью Овлура, по дороге конь споткнулся и повредил ему ногу так, что он не мог добраться до Новгорода Северского. Князь остается в селе Михайлово. Весть об этом доходит до его княгини. Она идет к нему в село. Происходит радостная встреча. Однако судьба других пленных неизвестна, об этом плачет в Путивле Ярославна, жена Путивльского князя. В битве при Калке принимали участие «путивлици» со своим князем (Ипат. лет., стр. 236—237, 496, — прим. М. Н. Тихомирова.). Возможно, речь идет о сестре жены князя Игоря, также Ярославне.

Как только князь Игорь оправился немного от ран, он едет к Святославу, чтобы просить помощи для освобождения пленных. Известное место: «Тъй клюками подпръся о кони, и скочи к граду Кыеву и дотчеся стружием злата стола Киевскаго», следует понимать в прямом смысле: Игорь с трудом садится в седло и отправляется в Киев, чтобы увеличить («дочтеся») свое войско боевой силой («стружием») Киевского княжества.

Князь Святослав, помня свой «мутный сон», дает войско, призывает всех князей присоединиться к походу и обещает Игорю помощь от иконы Богородицы Пирогощи. Игорь идет по Боричеву взводу на молебен в церковь своего святого покровителя Георгия, к иконе Богородицы Пирогощи перед тем, как отправиться на выручку плененным ратникам, «страны ради».

Затем благополучно возвращается в Киев, выполнив свой обет. Все поют славу старым князьям и молодым князьям - Игорю, Всеволоду и Владимиру Игоревичу. «Князем слава, а дружине – аминь».

3) «Слово» было написано после смерти Святослава Всеволодовича, то есть после июля 1194 г. Его автором, скорее всего, являлась Мария Васильковна. Не имея возможности исполнить предсмертную волю князя («новидение», по Ипатьевской летописи) и отдать золото из Вышгородского храма на выкуп полона, она создала «духовное завещание» князя.

**********
Если есть какие-то непонятности, спрашивайте.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Лемурий » 11 сен 2008, 10:15

sasha a писал(а):Как только князь Игорь оправился немного от ран, он едет к Святославу, чтобы просить помощи для освобождения пленных. Известное место: «Тъй клюками подпръся о кони, и скочи к граду Кыеву и дотчеся стружием злата стола Киевскаго», следует понимать в прямом смысле: Игорь с трудом садится в седло и отправляется в Киев, чтобы увеличить («дочтеся») свое войско боевой силой («стружием») Киевского княжества.
**********
Если есть какие-то непонятности, спрашивайте.
Да уж... "Непонятностей" много.

"Тъй клюками подпръся о кони, и скочи к граду Кыеву и дотчеся стружием злата стола Киевскаго" - относится к сентябрю 1068 к приглашению Всеслава на великое княжение (подробно здесь).

Как икона Богородицы Пирогощи оказалась по пути Игоря в Новгород-Северский?

Зачем Мария Васильковна (по-Вашей версии) всей Руси оповестила, где золото зарыто ?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 11 сен 2008, 17:23

Лемурий писал(а): "Тъй клюками подпръся о кони, и скочи к граду Кыеву и дотчеся стружием злата стола Киевскаго" - относится к сентябрю 1068 к приглашению Всеслава на великое княжение (подробно здесь).


Да, широко извсестное толкование. Но я думаю, что все же эта фраза более соответсвует тому изложению истории побега кн.Игоря из половецкого плена, которое привел Татищев в своей "Истории":
уже недалеко от Новгорода Северского, в 20 верстах от него, конь Игоря споткнулся и так повредил ему ногу, что тот не мог сесть на коня.
Игорь остался в селе Михайлово. Крестьянин из села сообщил новость княгине. Она пришла в село и увезла больного Игоря в город. Едва оправившись от трудов и болезни, Игорь из Новгорода Северского отправился в Киев и в Чернигов, уговаривать князей выручать ратников из полона.
Вот из этой части протографа и взята фраза о костылях: здесь подчеркивается, что Игорь отправился к Святославу, не до конца выздоровев.

Лемурий писал(а):
Как икона Богородицы Пирогощи оказалась по пути Игоря в Новгород-Северский?



Икона БП оказалась на пути Игоря на пути из Киева в половецкие вежи: приехав из Новгорода СЕверского в Киев за помощью для выручки полона и получив благословение от Святослава (в княжеском дворце на Горе) он спускается по Боричеву к церкви Пирогощи, чтобы помолиться перед походом своему святому патрону - св. Георгию (я приводила данные из книги Малышевского о том, что по некоторым сведениям икона БПирогощей была принесена для князя Георгия (Юрия) Суздальского.) Очевидно в церкви БП был придел во имя св.Георгия.


Лемурий писал(а):Зачем Мария Васильковна (по-Вашей версии) всей Руси оповестила, где золото зарыто ?


Не поняла вопроса.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Лемурий » 11 сен 2008, 18:11

sasha a писал(а):
Лемурий писал(а):Зачем Мария Васильковна (по-Вашей версии) всей Руси оповестила, где золото зарыто ?

Не поняла вопроса.


Интересует вот это место "Однако «видение» князя Святослава Мария Васильковна воплотила в «Слово о полку Игореве». Ее авторство выдает эпизод с хождением Игоря к церкви Пирогощи. Только она могла знать, куда князь распорядился свозить золото из фамильной усыпальницы."
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 11 сен 2008, 21:44

Попытаюсь объяснить, что хотела сказать.

Возвращаю вас к сообщению Ипатьевской летописи о том, что Святослав и Рюрик (соправители Киевского княжества) после удачного похода на половцев ранней весной 1185 г. посетили три храма, где они возносили благодарственные молитвы и, соответственно, делали вклады трофейным драгоценностями:
- церковь Бориса и Глеба в Вышгороде они посетили вместе.
- церковь Троицы в Белгороде посетил Рюрик.
- церковь 15 Мучеников в Троице-Кирилловском монастыре в Киеве посетил Святослав.

22 июля 1194 г. Святослав, превозмогая болезнь, посетил ц. Бориса и Глеба в Вышгороде. Как сообщает летопись, он помолился гробам Бориса и Глеба, м хотел войти в гробницу отца "по обычаю", но не дождался попа с ключом и вернулся в Киев. То есть во время своих посещений вышгородского храма князь имел свободный вход в семейную усыпальницу.
Поп "пропал" с ключом именно в день прибытия Киевского князя. Вышгород принадлежал Рюрику, то есть он мог отдать распоряжение попу и не пустить под благовидным предлогом Святослава в склеп. Это не могло не насторожить князя.

За день до смерти Святослав спрашивал Марию, когда Маккавеев день - день смерти его отца. В этот день усыпальница Всеволода не могла быть заперта ни под каким предлогом. Князь сожалел, что не может посетить Вышгородский храм 1 августа, так как чувствует приближение смерти, то есть он поручил жене посетить могилу Всеволода вместо него.

23 июля Святослав посетил Кирилловский монастырь и беспрепятственно посетил усыпальницу матери.

24 июля Святослав, согласно Ипатьевской летописи, хотел посетить какую-то церковь, но не смог. Если он уже посетил обе "отние" церкви, то в какой храм он хотел еще попасть?
Учитывая его состояние, должен был быть какой-то очень веский аргумент, чтобы у него появилась нужда посетить еще одну церковь, не являвшейся ктиторской.

Если Святослав достал из ризницы церкви 15 Мучеников половецкие трофеи, то ему следовало их куда-то положить так, чтобы князь Игорь мог их беспрепятсвенно забрать после его смерти, чтобы на эти деньги никто больше не претендовал. Опять-таки самое безопасное место - это храм. Но храм должен был находиться недалеко от "нового дома" князя, т.е. на Подоле.
Более всего подходит Пирогощая.

Пирогощая церковь, во первых, стояла на Подоле, во-вторых, в ней находилась парная икона с Богородицей Владимирской, которая была привезена в Вышгородский храм из Константинополя. В-третьих, в свете скорого прибытия послов-сватов из Константинополя хождение Святослава к Константинопольской иконе выглядело для киевлян естественно. Его вкляд большой суммы иконе Богородицы Пирогощей все восприняли бы как моление за удачный исход сватовства.

Однако Святослав не смог посетить церковь, так как был очень плох. Могла ли это сделать его жена? Думаю, что - да. Ее моление и вклад к иконе Богородицы за удачное сватовство внучки - дело естественное.

Перед смертью князь говорил с Марией Васильковной.
Их диалог, которому столько внимания уделил уважаемый Евгений Беляков, действительно выглядит так, будто двоим ясно о чем идет речь, но при их разговоре присутствуют посторонние люди. Летопись сообщает, что Святослав жене "новидение" свое не открыл.

Будучи на смертном одре, князь сожалел, что не может посетить могилу отца в Вышгородском храме Бориса и Глеба. Князь знал, что будет похоронен в Троице-Кирилловском монастыре, и прилюдно завещал жене выполнить его последнюю волю и поклониться могиле отца в Вышгороде. После обмена фразами о дате праздника Маккавеев, Святослав отдал распоряжение причастить его и послал за Рюриком.
Если князь решил принял причастие, то это значит, что совесть его была чиста: слово, данное Игорю в 1185 г., выручить полон, он выполнил, назначив княгиню Марию своей душеприказчицей.

В Слове Игорь "едет по Боричеву" к церкви Богородицы Пирогощей.
Из всех возможных Авторов Слова, только княгиня могла знать, в какую церковь собирался поехать князь после посещения "отних" гробов, и куда помещены средства для выкупа полона.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 12 сен 2008, 02:11

Хочу еще добавить следующее.
Нет никаких сомнений, что новый Киевский князь Рюрик наложил руку на все сокровища в Вышгородском храме Бориса и Глеба и не позволил Марии Васильковне пустить их на богоугодное дело. Да и те сокровища, что были перемещены из Кирилловского монастыря в церковь Пирогощи не попали в руки Игоря. С точки зрения Рюрика Игорь не имел на них никакого права, так как в сражении зимы-ранней весны 1185 г. не принимал участия, опоздав на 8 дней.

С приходом к власти Рюрика изменилась внешняя политикаКиевского княжества: из проконстантинопольской она стала пролитовской. Он заключил союзнический договор с Давидом Смоленским, отпустил Черных Клобуков, богато наградив их, рассорился со Всеволодом Суздальским, а сватовство константинопольского царевича за Ефимию Глебовну не состоялось.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Владимир Медведев » 12 сен 2008, 08:52

Дорогая SASHA A!
Разве Вы не знаете, что "Слово" создал Святослав Златослов?
http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?t=4 ... 6bf00d4f3e .
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Сообщение Лемурий » 12 сен 2008, 16:29

sasha a писал(а):В Слове Игорь "едет по Боричеву" к церкви Богородицы Пирогощей.
Из всех возможных Авторов Слова, только княгиня могла знать, в какую церковь собирался поехать князь после посещения "отних" гробов, и куда помещены средства для выкупа полона.
В принципе, Боричев взвоз, по которому волокли в своё время идола Перуна, был спуском с киевской горы к Подолу. Успенская Пирогощая церковь находилась внизу, на Подоле, на пути к переезду через Днепр на Черниговскую сторону. Т.е. Игорь, едущий по Боричеву взвозу к Пирогощей, покидал Киев, направляясь в Чернигов.
Поэтому за спрятанным выкупом ЛИ, или просто по дороге домой, Игорь в любом случае проезжал Успенскую Пирогощую церковь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 12 сен 2008, 23:55

Почему Игорь не зашел в Святую Софию возле княжеского дворца, почему не посетил Кирилловский монастырь на Подоле, а отправился к какой-то второстепенной церкви?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 13 сен 2008, 00:00

Владимир Медведев писал(а):Дорогая SASHA A!
Разве Вы не знаете, что "Слово" создал Святослав Златослов?
http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?t=4 ... 6bf00d4f3e .


Знаете, Владимир, вы в чем-то действительно правы.
"Слово" - это то "новидение" Святослава, которое княгиня Мария "усмотревши", находясь возле его смертного одра.
Так что на полном основании можно считать, что идея произведения принадлежит князю Святославу.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Лемурий » 13 сен 2008, 09:46

sasha a писал(а):Почему Игорь не зашел в Святую Софию возле княжеского дворца, почему не посетил Кирилловский монастырь на Подоле, а отправился к какой-то второстепенной церкви?
Потому что был по черниговской дороге...
В Киев ли он въезжает со стороны Чернигова, в Чернигов ли возвращается, всё равно едет через переезд через Днепр, а следовательно через Подол и Успенскую Пирогощую церковь !!!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 13 сен 2008, 16:23

Ну, так и Кириллов монастырь с княжеской усыпальницей стоял на Подоле.
А Пирогощая церковь была для простолюдинов, для купцов, тороговавших на торгу на Подоле. См. статью Малышевского
http://74.125.95.104/search?q=cache:GOvgGO-FtXcJ:litopys.org.ua/rizne/chionl02.htm+%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C+%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%89%D0%B0&hl=en&ct=clnk&cd=1&gl=us

Не княжеское это дело - ходить по купеческим церквям!
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Лемурий » 13 сен 2008, 22:26

sasha a писал(а):Не княжеское это дело - ходить по купеческим церквям!
Так "ехать К церкви" - это просто направление...

Иначе бы написали "ехал В церковь"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20

cron