Новый » 16 сен 2008, 00:17
Продолжаю о Трояне. Уважаемая sasha a, я совершенно согласен с истолкованием: "лета Ярославля" - время централизации, "полци Олговы" - пора междоусобиц. Тогда с добавлением моей трактовки выражения "вечи Трояни" получается трехчлен "золотой век - ещё не распад - пагубные распри". Иными словами, "всё хуже и хуже"...
Что касается девы-обиды, я считаю, что здесь имеется ассоциация с древней Троей. Елена - символ обиды и раздора, и очень возможно, что, по иносказанию Автора, Обида, вступив (подразумевается - на земли, являющиеся местом действия поэмы) и "восплескав лебедиными крылы", принесла войну, подобно Елене ("деве"), вступившей (когда-то) на землю Троянскую. Елена "девой", конечно, в тот момент не была, но здесь, "дева", мне кажется, - просто метафора молодой и прекрасной женщины. Если так, то получается игра созвучных слов: Троян (Траян) - Троя. И очень возможно, что поэт, в народно-этимологическом ключе, всерьёз связывал имя императора с Троей - особенно если слышал о том, что римляне производили себя от троянцев.
Владимиру Медведеву: уважаемый Владимир, отождествление Трояна и Триглава не основано ни на чём, кроме созвучности их обоих числительному "три". Для первого из этих двух имён эта созвучность не имеет очевидной смысловой основы. Фольклорные данные о Трояне (южнославянские и румынские) его "троичности" не подтверждают. Кроме того, Триглав - божество поморских славян, у южных же и восточных свидетельств наличия его культа нет. И как же, если допустить, что он "божество", Автор поместил бы его (см. моё предыдущее сообщение) в один перечень с людьми, а также написал бы о нём в прошедшем времени ("БЫЛИ вечи...")? Время божества не могло бы уйти в прошлое, тем более если выражение "земля Трояня" (о деве-обиде) прилагается к настоящему.
Насчет того, что я не ответил Вам в теме "Святослав Златослов": я действительно забыл отреагировать на последнее сообщение, но, чтобы этот спор не стал совсем беспредметным, аргументируйте Ваши высказывания. Почему в конце именно сфрагида Святослава, а не, скажем, Ходыны (при всей сомнительности трактовки этого звукосочетания в качестве имени и при том, что я сам предлагал недавно иную версию)? Это далеко не решенный вопрос. Андрей Чернов в своей работе, выложенной в проекте "Слово о полку Игореве", даёт серьезные аргументы в пользу "Ходыны"; правда, он потом пришел к мысли, что автор поэмы - Владимир Черниговский, и открыл на "Геродоте" тему об этом... Мне, кстати, эта версия убедительной не кажется, но я просто иллюстрирую, упоминая её, дискуссионность вопроса и неправомерность постулирования той или иной идеи как доказанной истины. Далее, где Игорь и Всеволод говорят о себе в третьем лице? Наконец, эпитеты, производные от слова "золотой", действительно есть в прямой речи только самого Святослава, но его прямая речь неизмеримо длиннее речи любого иного из действующих лиц, поэтому статистически нельзя из этого делать далеко идущие выводы...
И почему Вы спрашиваете "или Вы сдаетесь?" Мы же не состязаемся; "сдаться" я мог бы, если бы мы с Вами играли в шахматы и Вы у меня съели ферзя... Я не имею решительно ничего против Вашей версии, но, если Вы хотите иметь возможность убедить меня или ещё кого-то из собеседников, приведите, пожалуйста (не постулируя) свои основные аргументы: почему Вы считаете, что Автор - именно Святослав. Тогда можно будет оценить Вашу гипотезу.