Вот немножко выудил, если захотите сможете потом и сами что нибудь найти, а нет то кто ж Вас убедит
Москва всячески поощряла эти торговые сношения, давая ряд льгот купцам с Украины-Руси. Сохранилось много исторических документов, доказывающих покровительство московского правительства украинцам,приезжавшим с товарами в пределы Московского государства: например, по прямому распоряжению правительства был создан ряд „заезжих дворов для купцов из Черкасс", (тогда в Москве украинцев часто называли ,черкасами") и „литовских людей", то есть из Украины.
Московский купец Кунаков, проехавший Украину зимой 1648-49 г. то-есть непосредственно после началавосстания, разбирая его причины, говорит: «жиды черкасов (то-есть украинцев) грабили и издевались над ними: как только который черкас выкурит водки или сварит пиво, не сказавши жиду и не снимет перед жидом шапку, жиды придирались к нему, грабили и уничтожали, а его имущество отбирали, жен идетей насильно забирали на работу».
В Московских архивах сохранился богатейший материал об этой массовой иммиграции населенияУкраины-Руси в Московское государство и отношение к иммигрантам Московского правительства.
В общей инструкции воеводам пограничных московских воеводств приказывается: «чтобы черкасам переселенцам не было ни от кого никаких кривд и убытков - чтобы их лошадей и всякого скота никто некрал и не отбирал, а сам воевода был к ним ласковый и приветливый». По отношению к тем, которые бы хотели вернуться - инструкция приказывает разрешать им «свободное возвращение со всем имуществом».
«Черкасов добрых, семейных, записывать па службу и наделять их пахотными землями, сеножатями и всякими выгодами» - говорит дальше инструкция воеводам.
Кроме того оказывалась и государственная помощь новоприбывшим, о размерах которой можно судить посохранившимся отчетам-донесениям воевод.
Так воевода Севский в 1639 году сообщает о помощи оказанной «черкасам и переселенцам из Литовской земли»: выдано «государевого жалованья за выход» по 5 рублей мужчинам; матерям и женам по полторарубля; детям от 15 лет и старше - по рублю, а младшим по полтине. Кроме того выдано натурой:семейным по 5 четвертей ржи и 2 пуда соли, а одиноким по 3 четверти ржи и по 1 пуду coли. Для поселения им отведены усадебные участки для построек их жилья и по три десятины в каждом из трехполей (то-есть по 10 гектаров пахотной земли). Ежегодное жалованье «за несение царской службы» было назначено: атаманам по 7 рублей, есаулам по 6 рублей, а рядовым по пяти рублей.
Приблизительно в таких же размерах оказывалась помощь переселенцам и в районах других воеводств, атакже на полупустых землях будущей Слободской Украины (Харьковщина), которая и название своеполучила от «слобод» - свободных поселений, которыми селились переселенцы. Давалась также - вразных местах различно - и помощь «на дворовое строение», то-есть на приобретение строительных материалов.
Точных статистических данных о числе переселенцев не имеется. Но что число это было не малое, видно из разных косвенных источников. Так, в г. Короче в 40-х годах 17-го века отдельной слободой жило 440 семейств «черкасов» (то-есть украинцев). Сходные цифры мы видим и во всех остальных московских пограничных городах: в Путивic, Севске, Валуйках, Белгороде, а кроме того густые поселения в районеЧугуева, где обосновался и бежавший с 3.000 своих сторонников гетман Острянин. «Черкасские слободы» встречаются не только в приграничных районах, но и значительно севернее: в Кромах, Ливнах, Орле и вдругих городах.
В связи с этим массовым бегством своих подданных, Речь Посполитная обратилась к Москве с требованием вернуть ее беглых людей (в требовании говорится о 20.000), но Москва ответилакатегорическим отказом.
Как сообщает Грушевский, казак Петро Данчура из Белгорода с товарищами, получивши жалованье иразные пособия на обзаведение хозяйством, деньги пропили и проиграли, Воевода Белгородский доноситв Москву, что «поелику Данчура с товарищи пропились и в зернь проигрались, пашни не завели и дворовне построили, то нет надежды на их службу впредь» и спрашивает, как ему поступить. Москва ответила:«Петру Данчуре с товарищи за их воровство учинити наказание: бити батогами нещадно и, учинянаказание, дати жалованье по нашему указу сполна и приказать впредь не бражничать и никакимворовством не воровать, на землях своих строиться и землю орати».
Подобными примерами Грушевский и его последователи пытаются доказать, что переселенцы в Московскоегосударство, попали «в тяжелое положение».
Московское правительство, повидимому, разбиралось в особенностях психологии переселенцев и заодинаковые проступки не одинаково карало людей своих и переселенцев. Характерный пример приводит всвоих трудах историк Миклашевский. Под страхом смертной казни или, в лучшем случае «нещадногобиения батогами» было запрещено уничтожение «заповедных лесов», служивших охране границ, что ипроводилось неукоснительно. Когда же в рубке этих лесов были пойманы «черкасы», то все дело кончилось тем, что те из них, которые еще не были российскими подданными, были приведены к присяге,а из вырубленного леса запрещено производить изделя на продажу.
В Центральном Государственном Архиве Древних Актов (ЦГАДА) сохранилось множестводокументов-донесений воевод пограничных городов о том, как население Украины реагировало навозвращение польской власти. Путивльский воевода сообщает, что когда поляки подошли к Конотопу, то„конотопцы, черкасы и мещане, все с Конотопа и с уезду вышли" и перешли Московскую границу.Население г. Ромны организовало сопротивление и уничтожило один польский отряд (Семашки). За это несколько сел было сожжено, а население поголовно вырезано.
А между тем бесчисленные исторические документы, хранящиеся в ЦГАДА, неопровержимо доказывают наличие, размеры и характер этих связей, особенно усилившихся и оживившихся в первой половине 16-го века, то-есть в годы освободительной борьбы и предшествовавшие.
В далеком Сольвычегодске украинские купцы, - главные покупатели пушнины. Сохранилось донесение(1640 г.), объясняющее неуспех одной из ярмарок пушнины тем, что в этом году „не приехали черкасы,которые обычно наибольше покупают"... В донесении из Касимова (около Рязани), спрашивается, какпоступать с черкасами, которые понавезли много водки и табаку и торгуют ими на соблазн местного населения.
Источник
"Неизвращенная история Руси-Украины" А.Дикий