Интересен вопрос о "египетском следе" в истории иудейского бальзама. Я имею ввиду прежде всего эпоху крестовых походов да и Средневековья вообще.
Уже после создания данной темы мне попалась изданная недавно книга:
Горелов Н. Царствие небесное. Легенды крестоносцев XII-XIV веков. СПб., 2006.
Книга представляет собой свод сведений из христианских средневековых письменных источников о Святой Земле и сопредельных странах. Но это свод не всех подобных сведений, а только тех, что касались сюжетов достаточно популярных в средневековой историографии. Как оказалось, одним из таких популярных сюжетов и были рассказы о роще бальзамовых деревьев в Нижнем Египте (первое для себя упоминание об этом я встретил в книге Ж.Ришара).
Бальзамовая роща была одной из диковинок Востока и целый ряд западноевропейских авторов - пилигримов, воинов и купцов - старались поведать о ней своим будущим читателям.
Надо сказать, что автор и составитель "Легенд крестоносцев..." не стал снабжать отрывки из источников своими примечаниями и тем более комментариями. Он ограничился отдельными сведениями об авторах, общими соображениями о темах сюжетов и сносками на публикации первоисточников в Европе.
Преобладающая часть авторов рассказывала об интересующем нас феномене в сущности одно и то же. Причем часто подчеркивалась связь между бальзамом, что рос некогда у Мертвого моря и теми бальзамовыми деревьями, которые выращиваются в одной-единственной роще в долине Нила вблизи Каира. Для иллюстрации приведу несколько из подобных отрывков:
Яков де Витри в "Иерусалимской, или Восточной, истории":
Прежде во всем мире нигде не рос бальзам, кроме как в Святой Земле, в месте Иерихон. С течением времени он был перенесен египтянами в долину египетского города под названием Вавилон и выращивался христианами, находящимися под властью сарацин. Египтяне утверждают, и это было подтверждено на деле, что если за ним ухаживают сарацины, то в этот год он остается бесплодным, ибо недостоин плодоносить. на вышеупомянутой равнине расположены шесть источников, в одном из которых - как говорят - Святая Дева Мария купала Младенца Иисуса. И посему определено и доказано, что немного бальзама, жидкость которого физики называют опобальзамом, - перенесенного в другое место, ни лозы, ни побега там дать не сможет.
Филипп Брузерий (1261-1340) в "Описании Святой Земли, или Книге паломничества":
В шести милях оттуда расположен Эн-Гадди, некое великое иудейское поселение в колене Иудином, рядом с Мертвым морем - там, где когда-то рос бальзам, - поэтому-то оно и называется виноградники Эн-Гадди, - который позднее был перенесен Клеопатрой, царицей Египта, в Вавилон.
Напомню, что "Вавилоном" крестоносцы называли Каир. Об этих деревьях в те времена знали и на востоке исламского мира. Отрывок из "Канона врачебной науки" Авиценны (взято из Сети):
Сущность.
[Это] египетское дерево, растущее только в месте, называемом Айн. Шамс. Листьями и запахом оно напоминает руту, но белее; высота его такая же, как высота дерева худад. Масло бальзамного дерева лучше, чем его зерна, а зерна во всех отношениях сильнее его древесины.
[Бальзамовое] масло добывают, надрезывая [дерево] железкой после появления [на небе] (266) Сириуса, и куском хлопка собирают выступившие [капли; сбор] не превышает нескольких ритлов в год.
Выбор.
[Лучшие] зерна бальзама черные и твердые, [лучшее] бальзамовое масло — свежее, а [лучшая] древесина — красная.
Ирландский монах Симеон, сын Симеона (паломничество 1322 г.) в неполном описании своего путешествия, сохранившемся в единственной рукописи середины XIV в. :
К северу от этого города находится некое место, называемое Материя, и там растут знаменитые кусты, которые, говорят, прежде росли в Эн-Гадди, и из этих кустов выцеживают бальзам. Их тщательно охраняют тридцать человек, ибо кусты, ничем не похожие на другие виды виноградной лозы, составляют большую часть сокровищ султана. Так вот, это деревца небольшие и пахучие, низкие и приземленные, своей высотой и корой напоминающие орешник, а листвой некую траву, называемую водная настурция. К ним примыкает неиссякающий источник, несущий пресную воду, который Господь Иисус ногой сотворил для матери своей, ибо Она страдала от сильной жажды, когда, находясь какое то время в этих местах, скрывалась вместе со своим Сыном от преследований Ирода.
Об этом же писали:
Аноним 1130 г. в "О расположении Иерусалима и о святых местах как в самом городе, так и в округе";
Фретеллий (первая половина XII в.) в "Книге святых мест земли Иерусалимской";
Магистр Оливер в "Дамиетской истории" и другие.
Признаться, они меня убедили. Убедили в том, что кто-то в раннем средневековье додумался и сумел перевезти саженцы из Иудеи в Нижний Египет и там смог взрастить их. Оставалось приблизительно определить, когда это произошло и - главное - выяснить, что произошло дальше с упоминаемой бальзамовой рощей?
Но эта убежденность была поколеблена, когда я прочитал отрывок из "Путешествия сэра Джона Мандэвиля".