Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Лемурий » 30 мар 2009, 15:36

Продолжение темы Припевки Бояна и Климент Смолятич

В этой теме изложу все доводы (а их накопилось МНОГО) в поддержку авторства "Слова о полку Игореве" митрополита - русича Климента Смолятича.

Спалакнязюу мьпохотииж алостьемуз намен (36)
іезаступиис куситиДону ВеликагоХо щубор (36)
ечекопіепри ломитиконе цьполяПоло вецка (36)

госъвамирус ицихощугла вусвоюприл ожитиа (37)
любоиспитиш еломомьДон уОБоянесол овіюст (37)
aарговремен иАбытысіап лъкыущекот алъ (34)
cкачаславію помысленуд ревулетаяу мом (34)
ъподъоблакы свиваяслав ыобаполысе говре (36)

менирищавът ропуТрояню чресъполян агоры (36)
пѣтибылопѣс ьИгоревито говнукуНеб урясо (36)
колызанесеч ресъполяши рокаягалиц истад...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

1. Словарный состав СПИ

Сообщение Лемурий » 30 мар 2009, 19:22

"Жизнь митрополита Климента Смолятича относится к половине XII века и в истории получила известность вследствие необычных обстоятельств, сопутствующих вступлению его на Киевскую митрополию. Родом Русин, т.е. русский, из Смоленской области..." (Н.К. Никольский О ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРУДАХ митрополита Климента Смолятича писателя XII века. Спб, 1892, с. II - далее ЛТКС)

В статье Козырева В. А. «Словарный состав «Слова о полку Игореве» и лексика современных русских народных говоров» // ТОДРЛ, т. XXXI, Л., 1976, с. 93 - 103 приведено сравнение лексики СПИ с говором, характерным для Брянской обл. Например:

"Ухи закладать" - закрывать, запирать засовом;
"Гнездо" - человеческая семья, род (!);
"Кметьё" - о способных, сметливых людях;
"Карна" - мука, скорбь;
"Смага" - жажда, сухость (неприятное вяжущее ощущение) во рту от жары;
"Смагу мыкать" - терпеть лишения.

Далее он пишет, что "Тот факт, что среди обнаруженных параллелей значительная часть относится к брянским говорам, объясняется прежде всего тем, что на этой территории нами предприняты специальные поиски..." (там же с. 103)

Я решил проверить совпадение по смоленским говорам.

Словарь смоленских говоров / Под ред. А. И. Ивановой. Вып. 1-6. Смоленск, 1974-1993. Вып. 1. (А-Б); Вып. 2. (В). Смоленск, 1980; Вып. 4. (Е-И). Смоленск, 1985; Вып. 6. (Лабазина-Надянькаться). Смоленск, 1993.

В Ленинской библиотеке, к сожалению, удалось обнаружить только первый выпуск словаря - но и он дал интересные результаты.

БыЛиНА - ы, ж. Небольшая часть чего-либо, немного.
Ня сып, ня сып мне многа. Ана прасила былину принесь. ЕЛЬН.

БОЛоНЬ - и, ж. 1. Низкое луговая равнина у реки, озера (!), заливаемая водой.
Снех станить ръстывать, и выда пайдеть пу балони. РОСЛ.

2. Низкое, болотистое место; болотце. Во на етым мести балонь была, тапина. ЕЛЬН, РОСЛ, СЫЧ, СМОЛ.

БуСЫЙ ая, ое. 1. Дымчатый.
Валька кошку бусыю завёс...ПОЧ

2. Пьяный (!)
Бусый што ль, на стину кидаисся! ГАГ.

--------------
В свете вышеизложенного:

1. Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню.
Что говорит об этом слове С-С СПИ:
"Что касается вопроса, почему в „Слове“ взято былина, а не другой его синоним (быль, былица и т. д.), то на него ответить пока не удается..." [Ср. Виноградова (О методе, с. 101)].

- Используя перевод - "Небольшая часть чего-либо, немного"- всё встаёт на свои места. Не "были, былицы" СЕГО времени, а лишь "былины", как мы сегодня говорим не "дела", а "делишки"...


2.и 3. Всю нощь съ вечера босуви врани възграяху
у Плѣсньска: "Hа болони бѣша дебрьки саню и не сошлю къ синему морю".

Слово "пьяный" - единственное слово русского языка, которое может объяснить и умышленную перестановку букв "босуви" вместо "бусови" и "бусово время". Как правильно заметил Новый, это словосочетание может приравниваться к "жирным временам", временам достатка, веселья.

Вернувшиеся с кровавого пира вороны грают у Плеснеска, обсуждают что были у "низкой луговой равнина у реки, озера", а именно там как свидетельствует летопись пали стяги Всеволода.

"Всеволодъ же толма бившесѧ . ӕко и ѡроужьӕ в роукоу єго не доста . и бьӕхоу бо сѧ идоуще в кроугъ . при єзерѣ" (Ипат. 1185)

Уверен, в других выпусках словаря смоленских говоров можно найти ответы и на другие "темные места" СПИ...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

2. Тюркизмы

Сообщение Лемурий » 01 апр 2009, 19:07

"В то же лѣто . постави Изѧславъ митрополитомъ Клима . Смолѧтича въıведъ изъ Зароуба . бѣ бо черноризечь скимникъ . и бъıс̑ книжникъ . и философь . такъ ӕкоже в Роускои земли не бѧшеть..." (ПСРЛ, II, с.340)

В приложении к Ипатьевской летописи "Разночтения изъ Ермолаевского списка" :
"21-23 Смолятичя виведъ изъ Заруба где теперъ монастырь Терехтемѣрскiй бѣ бо черноризецъ и скимникъ" (ПСРЛ, II, прил. c.27)

"пришедъ Бонѧкъ зимѣ на Зарубѣ . В Торкы. и Береньдѣѣ..." (ПСРЛ, II, с.257)

------
Зарубский брод, рядом с которым был расположен Трахтемировский монастырь был местом постоянных торговых контактов с тюркоязычными торками и берендеями, которые входили (вместе с печенегами и ковуями) в состав черных клобуков, преданно служивших князю Изяславу Мстиславичу, а позже его сыну Мстиславу.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

3. Троян

Сообщение Лемурий » 03 апр 2009, 16:01

:arrow: см. Б.А. Рыбаков "Язычество Древней Руси"

----------- Выписки из монографии --------

Между селами Трахтемировым и Зарубинцами расположено огромное Трахтемировское городище, во много раз превосходящее по своим размерам все крепости сколотской лесостепной зоны -- его площадь равняется 500 га при длине в 3,5 км! [Археологiя Української РСР, т. II, с. 80. План -- рис. 24.]
По своим размерам Трахтемировское городище равнялось Белому городу Москвы в пределах бульварного кольца. Жилая часть Трахтемировского городища была сравнительно небольшой -- поперечник около 350 -- 400 м (87). Со стороны Днепра участок внутри луки был защищен не только самой рекой, но и множеством стариц, рукавов и плавней. До сих пор не выяснена дата первоначальной насыпки "змеевых валов", окаймляющих как Поросье в целом, так и днепровскую луку в частности. Кроме вала, охраняющего подход к Трахтемирову со стороны Правобережья, целая система валов длиною около 40 км защищала подступы к Трахтемирову и расположенному рядом Зарубинскому броду на левом переяславском берегу Днепра. К сожалению, неясность датировки не позволяет привлекать эти валы к нашей теме.

Само огромное Трахтемировское городище, судя по довольно четким линиям оврагов внутри него, обладало сложной внутренней системой дополнительных сооружений.

В срединной части у берега Днепра расположен древний монастырь, из которого вышел второй русский (а не грек) митрополит Руси -- Климент Смолятич (1147 г.) [Городок Заруб, расположенный рядом с Трахтемировским городищем, имел своего двойника в Смоленской земле, но там неизвестен монастырь. Относительно же этого Заруба в приписке к летописному сообщению о Клименте под 1147 г. сказано, что здесь "теперь монастырь Терехтемьрский" (ПСРЛ, т. II, с. 29).]

...можно было бы предложить еще одну догадку: не является ли уникальное и неэтимологизируемое название "Трахтемирово" реминисценцией культа Таргитая (с учетом произношения гаммы в имени Targitaon. Возможность растягивания на два с половиной тысячелетия фольклорной памяти вполне подтверждается наличием в фольклоре образа древнего седого царя-богатыря Тарха Тараховича...

...По имени села Зарубинцы на месте древнего Заруба названа известная славянская археологическая зарубинецкая культура....

...С. Н. Ляшко считал, что стелы изображают Таргитая, как "первопредка всех скифов" (с. 226). Это допущение следует учитывать, но с одной существенной поправкой, что Таргитай был первопредком не всех скифов, а только лишь почитателей священного плуга, сколотов...


"Змиевы валы" имеют второе название "Трояновы".
Троян = отец трех сыновей.

Климент был из Зарубского (Трахтемировского) монастыря, построенном на Трахтемировом городище - центральном капище сколотов ("царских скифов") с их главным культом Таргитаем (Первоскифом) - отцом трех сыновей Липоксая, Арпоксая и Колоксая.

Изображение

Монумент в парке Клебан-Бык (Константиновского р-на Донецкой области) в устье речки Бычок. Б.А.Рыбаков настаивает на месте Сюурлия ("много быков") именно в этом районе.

Автор СПИ мог подобрать к языческим временам и другой эпитет, НО он применил имя, символизирующее цифру и вот почему (см. продолжение)...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

4. Клирик или мирянин

Сообщение Лемурий » 03 апр 2009, 16:59

СПИ обращается к братии, заканчивается словом "Аминь".

Как и писал ранее

Боянъ же, братіе, не 10 соколовь на стадо лебедѣй пущаше, нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху.

10-ти струнными гуслями были шлемовидные гусли - псалтирь для пения псалмов.
:arrow: см. В.И. Поветкин Загадка гуслей-псалтыря

И Студийские, и древние Иерусалимские уставы требовали пения, а не чтения кафизм.

:arrow: см. Михаил Скабалланович. Толковый Типикон. Прежнее пение кафизм

Псалтирь разделена на 20 кафизм. Каждая делится на три части, именуемые «статии» (греч. στασεις) или славы.

Читая Пслтирь, вы мысленно через Ветхозаветные времена попадете на "горы", которые упоминаются почти в каждой кафизме (можете проверить).

В Псалтири следованной кафизма делится на три части, обозначенные сло­вом «Слава»; это обозначение, в богослужебных книгах не объясненное, на практике считается равнозначащим тому славословию, которым разделяются псалмы шестопсалмия, которым оканчиваются псалмы часов и кото­рое состоит из Слава и ныне; аллилуиа 3, слава Тебе Боже, — 3; Господи по­милуй 3; Слава и ныне. Практикой же принято на кафизмах чтецу произно­сить начало этого славословия: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу...

:arrow: см. Михаил Скабалланович. Толковый Типикон. Чин кафизмы

9-я песнь канона или всякий тропарь посвящен Богородице (!).

" скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы!"

Тропарь – краткая песнь, прославляющая дела Бога или Его святых. Последний тропарь каждой песни посвящён прославлению Богородицы.

Канон оформляется Акростихом (краестрочием), именно такие акростихи с именем "Мария" обнаружил
(см. Г.Сумаруков. Затаенное имя: Тайнопись в "Слове..." ).

Собственно он правильно пишет: "8-я строка снизу, находим слово с корнем мысль: мыслену - Боян скакал по мыслену древу...", только далее не продолжает, а далее пояснение:

Боянъ же, братіе, не 10 соколовь на стадо лебедѣй пущаше, нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше...

не 10, нъ пръсты (5) , не "Богородица" (10), а "Мария" (5) :!:

но далее ещё интереснее...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

"Ключ" к акро-, мезо- и теле - стихам.

Сообщение Лемурий » 03 апр 2009, 20:07

Чтобы понять о чем будет идти речь далее (для тех кто сталкивается с темой акростихов и их разновидностей впервые) маленький пример.

Акростих - скрытый текст по первым буквам;
Мезостих - текст по средним буквам (ниже пример диагонального и вертикального);
Телестих - текст по последним буквам (на рисунке не представлен).

Пример:
Изображение

Более детальную расшифровку "трудных повестей" предложил в своем монографическом исследовании «Тайны «Слова о полку Игореве» Анатолий Иванович Золотухин. 25 лет он работал в 45 архивах и создал этот удивительный по своим выводам труд. С его личного согласия хочу проанонсировать отрывки из этой работы:

Автор "Слова" писал: "чресъ поля на горы" здесь напрашивается предположение о процессе составления акромезотелестихов, в котором "полями" являются обычно расположенные горизонтально стихи канона, а горами - акро, - мезо и -телестихи, располагающиеся вертикально. Сам процесс составления акромезотелестихов путем свивания "Слав" канона сверху вниз от 1-й к 9-й песни и наоборот, снизу вверх, напоминает движение по горам. Каждая песнь канона заканчивается тропарями на "Слава", "И ныне". Поэтому каждый гимнограф, составляя канон, как бы скакал по мысленному древу от "Славы" 1-й песни к "Славе" 9-й песни канона и наоборот. Летать умом под облака можно только в поэзии, которая и составляет сущность, смысл и основу гимнографии. Изложение в каноне, ведется от прошлого к будущему, от первых ветхозаветных песен к новозаветным 8-й и 9-й песням, также и внутри каждой песни изложение темы начинается с библейских ветхозаветных песен в ирмосе и движется по тропарям к богородичному (новозаветному) тропарю на "Слава".


Если использовать "ключ" автора "не 10, а 5" то самый распространенный способ "свивания Слав" такой:
Для удобства А (акростих), М (мезостих), Т (телестих). (1-9) направление от "Славы" 1-й песни к "Славе" 9-й и наоборот.

А (1-9) +М на 5-е слова (9-1) + М на 10-е слова(1-9) + Т (9-1) (если слов в песни много то по той же схеме М на 15-е и 20-е слова)

Первым на Руси кто таким составлял тексты был Великий Никон, он же Боян. "Ключ" к текстам Бояна (Илариона Киевского) А. Золотухин нашел в СПИ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 03 апр 2009, 22:20

А СДЗ тоже, по его мнению, построен на основе церковных канонов?
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Лемурий » 04 апр 2009, 10:46

Евгений Беляков писал(а):А СДЗ тоже, по его мнению, построен на основе церковных канонов?
Конечно, НЕТ. Есть ряд признаков. Аминь в конце текста, в тексте есть строка "поле" от которой идет разбивка, последняя (как правило 9-я) песня (тропарь) посвящена Богородице, в тексте есть указания на разбивку по тропарям, например,
"153 На седьмомъ вѣцѣ Трояни" - седьмой тропарь.

Далее приведу наиболее удачные примеры.

А. Золотухин считает автором Кирилла Туровского, ибо в его работах такие скрытые тексты наиболее легко читаются. Если принять его версию возникает ряд необъяснимых противоречий, но об этом в другой теме.

Вполне согласен на возможное указание "ключа":

"скача, славію, по мыслену древу" - вот что получается по Сумарукову:

МЫСЛЕНУдревулетаяумомъподъобл (29)19 (-3,6)
акысвиваяславыобаполысеговремени (32) (-0,6)
рищавътропутроянючресъполянагорыпет (35) (+2,4)
ибылспесьигоревитогоолгавнукунебур (34) (+1,4)
ясоколызанесечрезъполяширокаягали (33) [32,6]

МЫСЛИЮсмыслитинидумоюсдуматиниочим (34) (+0,8.)
асъглядатиазлатаисребранималотогопот (36) (+2,8.)
репатиавъстонабобратиекиевътугоюачерн (37) (+3,4)
иговънапастьмитоскаразлис (26) (-7,2)
япорускойземлипечальжирнатечесред (33) [33,2] (-0,2)

МЫСЛИЮтипрелететииздалечаотнязлат (33) (+1,4)
астолапоблюститыбоможешиволгувеслы (34) (+2,4)
раскропитиадонъшеломывыльят (27) (-4,6)
иажебытыбылътобылабычагапоногате (32) (+0,4)
якощейпорезанетыбоможешипосухужи (32) [31,6] (+0,4)

МЫСЛЬноситъвасъумънаделовысокопл (32) (-2,4)
аваешинаделовъбуестиякосоколънавет (34) (-0,4)
рехъширяясяхотяптицювъбуйствеодолет (35) (+0,6)
исутьбоуваюжелезныипапорзиподъшеломыл (37) (+2,6)
атинскимитемитреснуземляимногистра (34) [34,4] (-0,4)

МЫСЛИЮполямеритъотъвеликагодонудом (34) (+1,4)
алагодонцакомоньвъполуночиовлу (30) (-2,6)
ръсвиснузарекоювелитькнязюразумет (33) (+0,4)
икнязюигорюнебытькликнустукнуземл (33) (+0,4)
явъшуметрававежисяполовецкииподви (33) [32,6] (+0,4)

Это так называемые "поля", от которых автор СПИ рекомендует "свивая славы оба полы["Cлава" Троицы (в конце каждой песни) и "Слава" Богородицы (9-я песнь)] сего времени [тропарь начинается ветхозаветными вставками, а "Слава" поется в конце песни (новозаветная часть)], рища въ тропу Трояню [тройная "тропа" "свивания" текстов] чресъ поля на горы [указание на направление "свивания"]!".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 04 апр 2009, 23:53

Ну я не понимаю, почему "конечно", да и вообще пока мало что понимаю, из того, что Вы пишете.
Мне кажется, что существование краестрочий в религиозных "служебных" текстах - что давно известно, кстати! - в особенности в Византии - это важный аргумент, что аналог таких вещей в СПИ существует.
Но это НЕ КРАЕСТРОЧИЯ! Не какие-то там странные акромезо и т.д. стихи, а ЛАБИРИНТЫ, буквенные лабиринты, известные в византийской поэзии. Я приводил примеры в своей книжке, которую вы, безусловно, читали.
Одно дело тексты литургии, другое - светская поэзия, которая тогда была уже хорошо развита, прошла огромную историю в Греции и в Риме. Когда Ваш этот автор говорит, что у Автора СПИ не было других как бы прототипов, откуда эти поэтические формы можно было получить, кроме текстов для служб, то он ГЛУБОКО ОШИБАЕТСЯ. Все это было, но я, к сожалению, не имею латинских текстов, чтобы привести реальный пример. Но об этом пишут другие, тот же Мережковский.
Дальше.
Лабиринтов (которые сумаруков принял за краестрочия) в СПИ не столько, сколько их открыл Сумаркуков, а в 10 раз больше! Его ключ "мысль", о которой он повествует - это простая случайность, потому что имя "Мария" ПРИВЯЗАНО К КАЖДОЙ СТРАНИЦЕ СПИ.
Кроме того, все СПИ покрыто УЗОРАМИ из ЛАБИРИНТОВ. Те же самые лабиринты располагаются вертикально и горизонтально, то есть повернуты на 90 градусов.
Кроме того некоторые лабиринты представляют зеркальные отражения друг друга, при этом они располагаются на смежных страницах, что позволяет предположить, что страницы смотрели на просвет (т.е. была филигрань, водяные знаки).
При этом я убежден, что мне удалось только ПРИОТКРЫТЬ всю вязь лабиринтов, что там были самые разные слова, не только "Мария". Эти лабиринты изображали птиц, лук и стрелы, кресты, солярные символы, цветы и т.д.
И это уже ДАЛЕКО ВЫХОДИТ за любые "оформления тропарей".
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Лемурий » 06 апр 2009, 15:21

Евгений Беляков писал(а):Ну я не понимаю, почему "конечно", да и вообще пока мало что понимаю, из того, что Вы пишете.
Когда Ваш этот автор говорит, что у Автора СПИ не было других как бы прототипов, откуда эти поэтические формы можно было получить, кроме текстов для служб, то он ГЛУБОКО ОШИБАЕТСЯ...
Боюсь, Евгений, Вы действительно не поняли самой идеи о передаче в СПИ "ключа" к текстам "Бояна - Илариона Киевского". Что ж тем интереснее будет читать книгу. В личных сообщениях её шифр в Ленинке и где найти.

Традиция такого оформления начинается с древнегреческих текстах, с которыми он сейчас и работает. Он и пишет, что "древнеболгарская и древнерусская литература и поэзия в начале своего пути пользовались метрической системой стихосложения, заимствованной из Византии."

см. М.Л.Гаспаров "Очерк истории русского стиха" М. 1984, с. 117
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 06 апр 2009, 20:31

Вот что он пишет (я прошел по вашей ссылке).

И если теперь представить себя на месте Автора «Слова» в XII в., желающего написать светское произведение, то, спрашивается, чем бы он мог воспользоваться для создания произведения светского содержания? Конечно же, хорошо разработанной формой богослужебной драматургии. Подчеркиваем, формой и только формой, которую можно заполнить светским содержанием. Ничего другого у автора не было под рукой, ибо изустное народное творчество не могло его вооружить более совершенной формой, чем тысячелетнее письменное церковное наследие.

Так вот это просто неверно, что у Автора ничего не было под рукой.
Я имею в виду. что "под рукой" была византийская поэзия В КОТОРОЙ АКРОСТИХИ превратились в ЛАБИРИНТЫ, которые мы и находим в СПИ.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Акростихи Кирилла Туровского

Сообщение Лемурий » 07 апр 2009, 09:19

Тем более, Евгений, что пишем с Вами одно и то же (о построении произведения по греческим канонам), но разными словами.

Короче, перехожу к примерам, а то так запутаем читателей.

Начну с легко читаемого примера. Публикается по материалам книги А.Золотухина «Тайны «Слова о полку Игореве», Николаев, 2005, с. 89-90.

Откроем «Слово на антипасху (Фомину неделю)» Кирилла Туровского

Слово построено по канону. Имеет 9 песен (Последняя песня - Богородичная). Каждая песня делится на 4 краткие песни [тропарь /или стихира].

Первый тропарь называется "ирмосом", последний (в данном случае 4-й) "славой".

I. Акростих на "Ирмосы" (первые тропари песен):
Слева цифры означают: № песни и тропаря в песни

1.1 Велика учителя и мудра сказателя
2.1 Вѣнчаим, братие, царицю днем
3.1 Того ради и артусный хлеб от пасхы и до
4.1 Нъiне зима греховнаа покаянием престала
5.1 Бѣхом бо преже акы древа дубравнаа
6.1 Ныне мнишьскаго образа трудолюбиваа пчела
7.1 И всю печаль телесную и страх сердечный
8.1 К нему же под сень с двема ангелома
9.1 О Нем же писана пророци дозряще духом

Акростих "свивается" и на "Славы" (последние тропари песен), но в обратном порядке 9.4-8.4-7.4....- 2.4-1.4 - "с полей на горы"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 08 апр 2009, 01:23

БЪ - имперфект от "быти", то есть получается, что тут дано указание на Никона? Красиво.
--------
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

"Ключ" к припевкам Бояна

Сообщение Лемурий » 08 апр 2009, 12:58

Евгений, целиком цитировать не берусь. А. Золотухин проделал огромную работу, но работал автономно, поэтому далеко не всё объективно. Но в ходе его рассуждений встречаются остроумные, если не сказать гениальные идеи, которые просто надо довести до ЛОГИЧЕСКОГО конца.

Вот, например, он предложил отдельно рассмотреть припевки Бояна и отдельно Бояна и Ходыны. В отобранный материал попала последняя фраза: "Слава Игорю Святъславличю, буй туру Всеволоду, Владиміру Игоревичу", якобы имеющая отношение к Бояну.

Азъ грешный, решил подхватить его идею и довести до логического конца.

Итак. Зная, что никакого Ходыны не было, а был только ОДИН Боян, который "рекъ", а не Боян и Ходына, которые бы "ркли", развиваем идею выделения припевок Бояна.

Причем используем "ключ" самого АВТОРА СПИ:

1. "Тому вѣщей Боянъ и пръвое припѣвку, смысленый, рече:" - Эта припевка 3-я из тех, которые АВТОР относит к Бояну, но он указывает на неё как на первую.

2. "О Бояне, соловію стараго времени! ...свивая славы оба полы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы!"- направление с выделенной припевки вверх - по часовой стрелке, в ТРИ "тропы".

Итак вот все припевки, которые АВТОР произносит от лица БОЯНА в том порядке, которые они появляются в СПИ:
--------------------------------------------


«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому».

 «Комони ржуть за Сулою – звенить слава въ Кыевѣ! Трубы трубять въ Новѣградѣ, стоять стязи въ Путивлѣ».

 «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути!».

«Тiaжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головъi»
---------------------

Читаем по часовой стрелке

:arrow: Ни-Ко-Не Великому в лѣ-ти ...

А вот с цифрами (датой) попрошу помочь разобраться !!!
Последний раз редактировалось Лемурий 20 авг 2009, 16:59, всего редактировалось 2 раз(а).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 08 апр 2009, 19:28

По одному случаю трудно судить.
Нужно что-то еще в том же духе, по тому же принципу устроенное.
Пока это еще может быть делом случая: всегда ведь можно найти какое-то значимое сочетание слогов и слов... Слишком много варьируется...
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 29