Здравствуйте , Лемурий и Евгений!
Текст «О , Бояне соловию старого времени…» продолжение повествования о победах Святослава Киевского (ум. 1194г) начатые во вступлении. Временные события происходят при «нынешнем Игоре». Текст «Тогда пущашеть 10 соколов на стадо лебедей» -это готовая типическая формула устной речи, где живописные черты соколиной охоты переносятся на действия людей : как соколы терзали стадо лебедей , так русские 10 князей , собравшись вместе с разных земель, разбили войска половцев. В Ипатьевской летописи в год6691 (1183)«побудил бог Святослава, князя киевского и великого князя Рюрика Ростиславича пойти войной на половцев. И собрались к ним:
1..Мстислав
2 Глеб
3. из Переяславля Владимир Глебович
4. из Луческа Всеволод Ярославич
5.с братом Мстиславом
6. Мстислав Романович
7.Городенские Изяслав Давыдович
8.и Мстислав
9. князь Пинский Ярослав
10. с братом Глебом и
помощь из Галича от Ярослава».
« И взяли тогда Кобяка Карлыевича с двумя сыновьями, Билюковича, Товлыя…. А прочих без счёта».
Каждую историческую вставку автор обрамлял в первой и последней строфе временем и пространством.
«Время О, Бояне соловию старого времени»
Пространство: « Комони ржут за Сулою звенит слава в Киеве.
«О, Бояне соловию старого времени» в данном тексте время действия событий отнесено к прошлому «старому времени», происходившие до похода Игоря. Бояна автор сравнивает с соловьём. « Соловей - серо – бурая птичка семейства дроздовых. Песня звучная и разнообразная. Петь соловьи начинают через 3—5 дней после прилета, когда покроются листвой деревья и кустарники. Поет соловей всю ночь от вечерней до утренней зари,. Пение соловья связывается в народе только с темным временем суток, это «ночной певец».
Отличительная черта людей - владеть словом. Выражение «разливаться соловьём» значит говорить красноречиво. В свадебном обряде соловей сообщает девице о приезде сватов.
«На том острове калина растёт,
На той калине соловей сидит,
А мимо едет Степан молодец,
Шелковой плёточкой помахивает»
Цель соловья разбудить невесту и предупредить её родню.
« Буди соловей,
Аксиньюшку во тереме,
Чтобы не крепко спала
Чтобы Николаевна не просыпала» ( Русская народная поэзия, Ленинград, 1984г. стр. 239)
Б.А. Ларин пишет: «Не только в поэтической литературе, но и в деловом языке Московской Руси находим образную идиоматику, проникшую туда из живого языка:
«А пойдёт на тебя крымская рать
Хоти нам птичьим языком весть подай…»
Разведчики пользовались маскировочными звукоподражательными сигналами наподобие птичьего свиста, птичьего пения, иначе говоря « Птичьем языком»… . В приведённом источнике выделенный нами оборот содержит фразеологическую метафоричность, так как в целом означает: любыми средствами и как можно скорее извести, предупреди нас». ( Б.А. Ларин,История русского языка и общее языкознание, Москва, 1977г. стр. 140)
Боян послан к Игорю от своего князя «Велесова внуче» с приказом : «Абы ты сиа плъкы ущекотал»»т.е. любыми средствами и как можно быстрее предупредил его.
Боян передаёт сообщение Игорю: «Не буря соколы занесе, чрезъ поля широкая широкая – галицы стада бежать к Дону великому». В свадебных песнях с подобным текстом сообщают о приближении сватов:
« Не было ветру, не было ветру
Вдруг навеяло.
Не было гостей, не было гостей-
Вдруг наехали». ( Русская народная поэзия, стр. 287)
Задача Бояна не только дать знать о приближении врагов, но и подвигнуть князя Игоря на благие дела выйти в поход. Каждый князь сам решал выступить ему в поход или нет. Например: «А князь Ярослав Черниговский не пошёл с братом, говоря так: «Я послал к половцам мужа своего Ольстина Олексича и не могу пойти войной на своего мужа»(Из Ипатьевской летописи В год 6693(1185).
Боян своим красноречием убедил выйти в поход Игоря . А в тексте « плъкы ущекотал» ярко отразились представления о чудесной силе его песни. Исполнение перед воинами песнотворцем Бояном героической песни о боевых деяниях предков (соловию старого времени) имело целью воодушевить воинов на ратные подвиги. И Боян постарался « скача славию по мысленну древу, летая умом под облакы».. « Игорь же отвечал Святославову мужу (Бояну): «Не дай бог отказаться от похода на поганых, поганые всем нам общий враг»( Ипатьевская летопись В год 6693(1185). «Потом стал совещаться Игорь с дружиной, каким путём поехать, чтобы соединиться с полками Святослава («Велесовь внуче»). Если ехать по «тропе» - дороге, то Игорь не успевал догнать Святослава Киевского с его войском. « Отвечала ему дружина: «Князь наш, не сможешь ты перелететь как птица: вот приехал к тебе муж («Боян») от Святослава («Велесовь внуче») в четверг. А сам он идёт из Киева в воскресенье, то как же ты сможешь, князь, догнать его?»(летопись).Мы уже знаем , что в поле человеку трудно ориентироваться, трудно держаться верного направления, проложить путь. Иное дело «тропа» тут есть направление. Игорь решает ехать по «полю» «хотел он ехать по степи прямиком, по берегу Сулы («Комони ржуть за Сулою»). Но была распутица, так что войско за целый день не смогло бы преодолеть и поля от края и до края, поэтому Игорь и не мог выступить Со Святославом».( летопись) Текст послания Бояна « звенить слава в Киеве» адресованный «Велесову Внуче» созвучен с летописью «Святослав же и великий князь Рюрик одержали победу… и пошли каждый восвояси, славя бога в троице…»Данный поход состоялся в 1184 -5г , Боян же участвовал в нем. как посол к Игорю от «Велесова внуче»- Святослава Киевского..