Святослав - Сфендослав

Модератор: Лемурий

Святослав - Сфендослав

Сообщение Nehbcn » 04 июл 2009, 15:35

Из темы "Русский тип лица"

Лемурий писал(а):
Nehbcn писал(а):Есть ли он?
Если есть -то какой?
Опять за старое... Ab ovo !!!

:arrow: НГ: Откуда пришли Росы

Ruotsi (гребцы = Швеция - на угро-финнском)

А вот типичный RUOTSI

Изображение


"Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них [57]. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми, бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос"

"Вот посмотрите, что писал о русском национальном типе профессор Н. Надеждин в 1837 году: "Физиогномия российского народа, в основании славянская, запечатлена естественным оттенком северной природы. Вообще, великорос-сияне не так высоки ростом, как западные их братья; но зато сложены крепко, здоровы и расположены к тучности. Особенно женщины отличаются дородностью, которая считается одним из условий красоты в низших сословиях. Черты лица у обоих полов правильны, но мало выразительны, лоб вообще узок, глаза и рот небольшие, нос кругловатый. Волосы русые, отчего в старину производили самое имя "Руси", но, по мере приближения к северу, светлеют более и более, так что сбиваются на желтые и рыжие. Впрочем, рыжий цвет в общем пренебрежении. Поэтому существенно нравятся у молодца черные кудри, у девицы — русая коса, как видно из народных песен; последняя, чем длиннее и гуще, тем сильнее знобит сердце молодецкое. Идеал красавицы: белое круглое лицо, щеки маков цвет, глаза черные с поволокою, бровь соколиная, поступь павлиная. Молодец тоже нравится чернобровый и черноглазый; но его главное достоинство состоит в свежести и здоровье, в том, что называется "кровь с молоком". "
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4505
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение Лемурий » 05 июл 2009, 16:59

Nehbcn писал(а):"Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них [57]. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми, бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос"...
Вы же лучше других знаете, т.к. с Вам то как раз и спорили на эту тему, что ROUTSI Cфендослав вместе с товарищами приехали с ТРИЗНЫ, в траурных (белых с красной вышивкой) одеждах, перепачканных в грязи ристалищ, кроме Сфендослава, которому по статусу равного не было. На тризну пили хмельной мед, женщины рвали на себе волосы, а мужчины остригали голову, оставляя клок волос и судя по вышеприведенному описанию и усы от бороды, без остриженной оной они и казались "чрезмерно длинными над верхней губой"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Nehbcn » 05 июл 2009, 17:10

Лемурий писал(а):
Nehbcn писал(а):"Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них [57]. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми, бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос"...
Вы же лучше других знаете, т.к. с Вам то как раз и спорили на эту тему, что ROUTSI Cфендослав вместе с товарищами приехали с ТРИЗНЫ, в траурных (белых с красной вышивкой) одеждах, перепачканных в грязи ристалищ, кроме Сфендослава, которому по статусу равного не было. На тризну пили хмельной мед, женщины рвали на себе волосы, а мужчины остригали голову, оставляя клок волос и судя по вышеприведенному описанию и усы от бороды, без остриженной оной они и казались "чрезмерно длинными над верхней губой"...


Тема была поднята отнюдь не желанием попрать нормандскую теорию.
Но раз Вы уж сами выступили.............будьте добры, приведите цитату ГДЕ скандинавы бреют себе бороды и головы???
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4505
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение Лемурий » 05 июл 2009, 20:22

Nehbcn писал(а):Но раз Вы уж сами выступили.............будьте добры, приведите цитату ГДЕ скандинавы бреют себе бороды и головы???
Отнюдь. ROUTSI приняли местные обряды. Их войско как раз сосотояло в основсном из славянских ратников и основные потери приходились именно на этот этнический состав войска Сфендослава, а по сему и обряд ТРИЗНЫ был славянский.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Nehbcn » 05 июл 2009, 20:54

Лемурий писал(а):
Nehbcn писал(а):Но раз Вы уж сами выступили.............будьте добры, приведите цитату ГДЕ скандинавы бреют себе бороды и головы???
Отнюдь. ROUTSI приняли местные обряды. Их войско как раз сосотояло в основсном из славянских ратников и основные потери приходились именно на этот этнический состав войска Сфендослава, а по сему и обряд ТРИЗНЫ был славянский.


Лев Диакон пишет, что оселедец Святослав носил в знак знатности рода!
Видимо он знал о чём пишет! :wink:

Ну и на предложение своей матери креститься Святослав-внук Рюрика ответил:
«Как мне одному принять другой закон? Дружина станет над этим смеяться».

Получается что у воспитаника Свенельда "закон" был един с дружиной и видимо не менялся каждое поколение! 8)
А Свенельд как мы знаем был воеводой сына Рюрика!

К тому же Святослав на Доростол вёл и варяжские дружины, которые если принять их шведское происхождение бритую голову считали признаком рабов!

так что не сходится у Вас! :D
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4505
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение Лемурий » 05 июл 2009, 22:31

Nehbcn писал(а):Лев Диакон пишет, что оселедец Святослав носил в знак знатности рода!

Ну и на предложение своей матери креститься Святослав-внук Рюрика ответил:
«Как мне одному принять другой закон? Дружина станет над этим смеяться».

Получается что у воспитаника Свенельда "закон" был един с дружиной и видимо не менялся каждое поколение! 8)
А Свенельд как мы знаем был воеводой сына Рюрика!

К тому же Святослав на Доростол вёл и варяжские дружины, которые если принять их шведское происхождение бритую голову считали признаком рабов!
И именно поэтому он ничем от других НЕ ОТЛИЧАЛСЯ. Только рубище была более чистая.

"Закон" - это ЯЗЫЧЕСТВО. Обряд ТРИЗНА - тоже языческий. У войнов Свенельда был один "закон" с дружиной. Все побрились наголо, одели белые (траурные) рубища, побились в ристалищах, напились хмельного меда и поехали на встречу, что тут не сходится ???

А вот зачем потом такой вид малая часть "росов" в качестве национального костюма взяла, это уж не ко мне вопрос...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Nehbcn » 05 июл 2009, 22:55

Лемурий писал(а):
Nehbcn писал(а):Лев Диакон пишет, что оселедец Святослав носил в знак знатности рода!

Ну и на предложение своей матери креститься Святослав-внук Рюрика ответил:
«Как мне одному принять другой закон? Дружина станет над этим смеяться».

Получается что у воспитаника Свенельда "закон" был един с дружиной и видимо не менялся каждое поколение! 8)
А Свенельд как мы знаем был воеводой сына Рюрика!

К тому же Святослав на Доростол вёл и варяжские дружины, которые если принять их шведское происхождение бритую голову считали признаком рабов!
И именно поэтому он ничем от других НЕ ОТЛИЧАЛСЯ. Только рубище была более чистая.

"Закон" - это ЯЗЫЧЕСТВО. Обряд ТРИЗНА - тоже языческий. У войнов Свенельда был один "закон" с дружиной. Все побрились наголо, одели белые (траурные) рубища, побились в ристалищах, напились хмельного меда и поехали на встречу, что тут не сходится ???

А вот зачем потом такой вид малая часть "росов" в качестве национального костюма взяла, это уж не ко мне вопрос...


:shock: По Вашему-что Тор-что Велес -разницы никакой? :shock:

Устал уже повторять-у викингов бритый человек-это раб!
Не будет Свенельд, если он сын викинга брить голову!!!!
И остальные варяги пошедшие в этот поход -тоже не будут! :?
Что до Святослава, то греки знали его ДО Доростола-и знали ПОЧЕМУ у него была выбрита голова!
Вслушайтесь: В знак знатности рода!
Это значит, что и у Игоря-и у Рюрика была такая же причёска!
Помимо этого резко отличаются женские костюмы скандинавов и славян!
Мужские рубахи-косоворотки!
И русами НИКОГДА не используются драккары-прославленные "пенители морей" викингов!
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4505
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение Лемурий » 05 июл 2009, 23:22

Вы и сами ответите на свой вопрос, если вспомните на каком языке они разговаривали. Взяли самый распространенный у местных народов и ств обряды ("закон") или продолжали изъясняться на своем, заставляя местные народы ставить идолы Тора, Одина, Фригг и т.д.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Nehbcn » 05 июл 2009, 23:46

Лемурий писал(а):Вы и сами ответите на свой вопрос, если вспомните на каком языке они разговаривали. Взяли самый распространенный у местных народов и ств обряды ("закон") или продолжали изъясняться на своем, заставляя местные народы ставить идолы Тора, Одина, Фригг и т.д.


Они и продолжали изъясняться на своём! :D
В самом деле-неужто украинцы стали носить оселедец-в знак вечного траура? 8)
Или может быть в честь знатности Харальда Прекрасноволосого? 8)

+ ещё нюанс:

"скифы к концу дня выехали из города верхом - они впервые появились тогда на конях. Они всегда прежде шли в бой в пешем строю, а ездить верхом и сражаться с врагами [на лошадях] не умели. Ромеи тотчас вооружились, вскочили на коней, схватили копья (они пользуются в битвах очень длинными копьями [4]) и стремительно, грозной лавиной понеслись на врагов. Ромейские копья поражали [скифов], не умевших управлять лошадьми при помощи поводьев. "

Увы и ах-викинги прекрасно ладили с лошадьми!
Одна из самых древнейших пород мира-скандинавская фьорд!
http://www.goldmustang.ru/print_20.html
В IX веке она была завезена в Исландию, где дала новую породу Исландскую!
Тот же Роланд, завоевавший Нормандию, имел прозвище Рольф Пешеход-поскольку в отличие от остальных викингов предпочитал пешее передвижение! 8)

"Поединок Тора с Грунгниром
Вернувшись из волшебного королевства Утгард, бог грома тотчас же снова
умчался на восток, сражаться с великанами.
В его отсутствие Одину как-то раз захотелось покататься верхом на Слейпнире и
взглянуть, что нового делается на белом свете. Сначала отец богов объехал
землю и, убедившись, что на ней все обстоит благополучно, направил своего
восьминогого скакуна на восток. Перепрыгивая с облака на облако, Слейпнир
быстро достиг Йотунхейма и поскакал над Каменными горами, владениями
свирепого и могущественного великана Грунгнира. В это время великан как раз
вышел из своего замка и, увидев высоко в воздухе всадника в крылатом золотом
шлеме, широко раскрыл глаза от удивления.
- Хороший у тебя конь, приятель! - крикнул он. - Пожалуй, немного найдется
скакунов, который могли бы его перегнать.
Один натянул поводья, и Слейпнир, став всеми своими восемью ногами на
небольшое облачко, застыл на месте."

Это на всякий случай-вдруг Вы будете утверждать, что скандинавы не знали поводьев! :D
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4505
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение Scaevola » 06 июл 2009, 01:12

Nehbcn писал(а):В самом деле-неужто украинцы стали носить оселедец-в знак вечного траура? 8)
Или может быть в честь знатности Харальда Прекрасноволосого? 8)

Может я не понял шутки юмора :roll: Насчёт казацкого оселедца? В самом деле от Харальда Прекрасноволосого?
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Лемурий » 06 июл 2009, 10:24

Scaevola писал(а):Насчёт казацкого оселедца? В самом деле от Харальда Прекрасноволосого?
Вообще-то, его изначально величали Харальд Косматый и был он норвежским конунгом. Поэтому какое отношение КОСМАТЫЙ норвежский конунг (ум. 933) имеет к Сфендославу и его дружине, приехавшим в июле 971 года на встречу с Иоанном Цимисхием с ТРИЗНЫ - все как один наголо бритые за исключением клока волос...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Nehbcn » 06 июл 2009, 10:32

Лемурий писал(а):
Scaevola писал(а):Насчёт казацкого оселедца? В самом деле от Харальда Прекрасноволосого?
Вообще-то, его изначально величали Харальд Косматый и был он норвежским конунгом. Поэтому какое отношение КОСМАТЫЙ норвежский конунг (ум. 933) имеет к Сфендославу и его дружине, приехавшим в июле 971 года на встречу с Иоанном Цимисхием с ТРИЗНЫ - все как один наголо бритые за исключением клока волос...


Да абсолютно никакого! :D
Причём Ваше "все как один наголо бритые" противоречит тому же Диакону! 8)
Не могло же ВСЁ русское войско состоять из знатных родов? :wink:

И............. по поводу ТРИЗНЫ.........ссылочку не запостите ли.......о бритье голов энтих? :wink:
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4505
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение Лемурий » 06 июл 2009, 17:42

Упрямы, Nehbcn... впрочем, как и всегда!

Всю ночь провел Сфендослав в гневе и печали, сожалея о гибели своего войска. Но видя, что ничего уже нельзя предпринять против несокрушимого всеоружия [ромеев], он счел долгом разумного полководца не падать духом под тяжестью неблагоприятных обстоятельств и приложить все усилия для спасения своих воинов. Поэтому он отрядил на рассвете послов к императору Иоанну...
Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми, бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды, его приближенных только чистотой . Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев со скифами.


:arrow: Лев Диакон ИСТОРИЯ Книга 9

Только не говорите потом, что этот текст в первый раз видите...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Nehbcn » 06 июл 2009, 18:11

Лемурий писал(а):Упрямы, Nehbcn... впрочем, как и всегда!

Всю ночь провел Сфендослав в гневе и печали, сожалея о гибели своего войска. Но видя, что ничего уже нельзя предпринять против несокрушимого всеоружия [ромеев], он счел долгом разумного полководца не падать духом под тяжестью неблагоприятных обстоятельств и приложить все усилия для спасения своих воинов. Поэтому он отрядил на рассвете послов к императору Иоанну...
Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми, бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды, его приближенных только чистотой . Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев со скифами.


:arrow: Лев Диакон ИСТОРИЯ Книга 9

Только не говорите потом, что этот текст в первый раз видите...


он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными,ничем не отличаясь от них 8) :D


То есть КАК простой руотси!!! :D (тьфу!)

Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода


Вас не затруднит привести цитату бритья на тризне-особливо где там про оселедец говорится! 8)

Одеяние его было белым и отличалось от одежды, его приближенных только чистотой


У бедного Святослава не было другой одежды для переговоров? :wink:
Или он так хотел разжалобить Цимисхия? :D
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4505
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение Ivan Aleksandrovich » 07 июл 2009, 11:06

Исчерпывающие (почти) сведения о причёсках :


Не первый век идёт спор между учёными об этнической принадлежности племени русов ("русь" летописей, "россы" греческих источников, "ар-рус" арабских и т. д.), объединивших под своей властью славян и ряд неславянских племён Восточной Европы и создавших Русское государство.

В последнее время вопрос этот решается с чисто лингвистической, даже с чисто ономастической точки зрения(1). Основным доводом при определении происхождения русов служит этимология слова "русь", имён послов "рода Русского" в договорах с Византией Х в., "русские" названия порогов у Константина Багрянородного. В то же время упускается огромный пласт сведений о культуре и быте, обычаях русов, содержащийся в источниках. В частности, описания внешнего облика и "причёски" русов, самым ярким из которых является описание внешности вел. кн. Святослава Игоревича у Льва Диакона (кн.9, гл. 11):

"Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светлыми глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, на одной стороне её свисал клок волос - признак знатности"(2).

Это описание чрезвычайно ценно для нас тем, что является единственным подробным описанием внешности знатного руса той эпохи, сделанным его современником под непосредственным впечатлением либо со слов очевидца.

Возникает ряд вопросов: во-первых, может ли причёска служить признаком этнической принадлежности, во-вторых, насколько это обличье было характерно для русов IX-XI вв., в-третьих, поскольку сейчас господствует теория скандинавского происхождения русов, как соотнести эти описания со скандинавскими обычаями, в-четвёртых, поскольку, как мы увидим ниже, эту причёску связывают с тюркским влиянием, насколько она соответствует тюркским традициям. Наконец, каковы были славянские обычаи в этой области быта и сильно ли они отличались от обычаев русов. Решив эти вопросы, мы сможем судить о внешнем облике вел. кн. Святослава Игоревича в частности и русов вообще, как этноопределяющем признаке, что поможет в решении проблемы этнической принадлежности русов средствами, как представляется, более надёжными, чем ономастические.

гл. 1 ПРИЧЁСКА КАК ПРИЗНАК ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.

В Средневековье, равно как и в древности и вообще в традиционном обществе вопрос внешности, в частности причёски, менее всего был делом моды и личного выбора. Как правило, внешность человека определялась его принадлежностью - этнической, конфессиональной, сословной (в языческий период эти факторы могли сливаться, точнее, ещё не разделились). Так, поздние римские авторы указывают, что алан от скифов отличала именно причёска - соответственно, остриженные в кружок волосы вместо длинных, до плеч(3). В библии содержится запрещение иудеям стричь бороды и брить головы, "ибо вы сыны у господа, бога вашего" (Втор.14:1-2. См. также Лев.19:27-28,21:1-6). В Спарте к обязанностям мужчины-спартиата, т.е. полноправного гражданина, в равной степени относилось "Посещать сиситии, брить усы и повиноваться законам"(4).

Наиболее любопытный пример - история причёски в Византии. В IV-VI вв. большинство подданных и сам император чисто брили лицо, бороды и усы были признаком "эллина", т. е. язычника(5). Напротив, иконография VII-IX вв. практически не знает безбородых императоров, с бородами и усами изображаются и их подданные (волосы, как правило, стригли не выше ушей. Впрочем, бывали и исключения - см. ниже). Дело в том, что упомянутые периоды разделяет эпоха иконоборчества. Изображения Христа с девственно чистым лицом ангела или евнуха (Христос Добрый Пастырь, Христос Диоген пр.)(6) были большей частью уничтожены, и сменились, по её окончанию, иконами ближневосточной, сирийской школы, где Христос был представлен с бородой и усами. И средневековые христиане, свято помнившие слова библии об "образе и подобии" (Быт 1:26), и ориентируясь на новые иконы, стали отпускать бороды и усы.

Итак, ориентиром в отношении внешнего вида причёски служило изображение Божества или представление о Нём, что вообще естественно для действий традиционного или религиозного человека: "религиозный человек… осознаёт себя истинным человеком лишь в той мере, в какой он походит на Богов, Героев-основателей цивилизаций, мифических Предков…

Воспроизведением своих мифов религиозный человек желает приблизиться к Богам и приобщиться к Бытию"(7).
Эта взаимосвязь немаловажна для нашей темы. Во-первых, мы установили, что в причёске традиционный человек стремился подражать Богам и Предкам. Поскольку на языческом уровне конфессиональное и этническое не различимы - см. договор 912 года: "русин али бо христианин"( - то причёска становится достаточно надёжным этноопределяющим признаком.
Во-вторых, изображения и описания языческих Богов, следовательно. являются надёжным источником в области обычаев почитающих их народов.

Гл.2 ОБЫЧАИ РУСОВ.

Видимо, следует сразу заметить, что Святослав не был исключением среди русов. Лев Диакон прямо говорит, что обликом князь "ничем не отличался" от своих приближённых. Как намёк на отличие можно вспомнить лишь одинокий "клок волос - знак знатности рода". Следовательно, прочие русы были безбороды и наголо обриты.

Арабские авторы, описывая русов, редко говорят об их причёске. Этому есть два объяснения: во-первых, снимать головной убор вне дома противоречило обычаям русов. Выражение "опростоволоситься" по сей день сохранило неодобрительный смысл. Русские князья XI в. даже в церкви (!) стояли с покрытыми головами(9). Во-вторых, бритоголовым мусульманам бритые головы русов могли показаться чем-то обыденным, само собой разумеющимся и недостойным упоминания. Впрочем. Ибн-Хаукаль положительно сообщает о бритье голов у русов(10). У него же, Идриси и Димешки узнаём, что часть русов бреет бороды, другие же отпускают их, завивая "наподобие гривы", или красят шафраном(11). Следует обратить внимание, что бородачи в сообщениях арабских авторов неизменно следуют после бреющихся: возможно, потому, что последние составляли большинство среди русов.
Франкский хронист Адемар Шабанский пишет о русах рубежа X-XI вв.: "… пришёл в Россию некоторый греческий епископ… и заставил их принять обычай греческий относительно рощения бороды и всего прочего"(12). Из этого ясно видно, что "ращение бороды" для русов Х в. было "обычай греческий", пришедший вместе с христианством. До того русы, очевидно, брились.
Сохранились прижизненные изображения русских князей X-XI в.- на монетах Владимира I - сына Святослава - и его внука. Святополка I(13). В Новгороде найдена печать Ярослава Мудрого с портретным изображением князя(14). Сохранился барельеф, где, по предположениям учёных, изображён в виде своего небесного патрона, св. Дмитрия Солунского, Изяслав Ярославич(15). Его брат Святослав запечатлён на миниатюре носящего его имя изборника(16).

На монетах невозможно разглядеть причёску, очевидно одно - это не длинные волосы (что изобразить их было в силах чеканщиков, становится ясно, стоит перевернуть златник Владимира, на реверсе которого изображён Христос с длинными волосами и бородой). Волосы не выбиваются из-под короны или шапки. Бороды также нет, видно лишь длинные усы, обрамляющие голый круглый подбородок.

Впечатляет внешность Ярослава Владимировича. На печати мы видим облик, сильно отличающийся от реконструкции Герасимова - перед нами типичный европейский рыцарь X-XI вв., в коническом шлеме с наносьем, из-под которого торчат в стороны длинные усы. Бороды нет, волосы не видны из-под шлема.

На киевском барельефе мы видим причёску византийского образца - расчёсанные на пробор волосы с локонами на уровне ушей. Принадлежит ли эта причёска реальному князю или иконописному канону св. Димитрия, совершенно неясно. Одно можно смело признать портретной чертой Изяслава - выбритый подбородок и загнутые книзу усы. Византийцы той эпохи бород не брили!
Наконец, в Изборнике Святослава видим: волосы ни у князя, ни у его пяти сыновей не видны из-под шапок, открывающих уши. Лица княжичей голые. Подбородок князя покрыт щетиной (но не бородой!). Под носом - небольшие, густые, загибающиеся книзу усы.

К изображениям стоит добавить описание. В "Сказании о Борисе и Глебе", составленном, как предполагают, в XI веке, можно прочесть описание старшего из братьев-мучеников: "Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, возрастом мал и ус молодой еще был"(17). В этом описании, вероятнее всего, восходящем к воспоминаниям очевидца, описаны усы князя, но ни слова про бороду, ни про волосы, в отличие от позднейших икон, написанных уже под влиянием византийских мод и иконописных канонов.

Итак, по обозрению имеющегося у нас материала можно уверенно сказать: облик князя Святослава Игоревича отнюдь не был его личной причудой. Русы IX-XI вв. брили бороды, а до XI в. - и головы. Впоследствии, возможно, волосы коротко подстригали.
Поскольку норманнисты утверждали и утверждают, что русы - это скандинавы, следующим этапом нашего исследования должно стать изучение скандинавских обычаев в области причёски, а так же того, что скандинавская традиция говорит о бритье головы и бороды.
Кто может делать дело, тот делает его сам.
Кто не может сам делать дело, но хочет в глазах окружающих выглядеть знатоком и умельцем этого дела, тот учит других тому, как надо делать дело.


У русского читателя в массе сложился образ древнего славянина с волосами едва ли не до плеч, перехваченными выше бровей тесёмкой, с бородой лопатой и т. д. В ряде исторических романов - Б. Васильев "Вещий Олег", Ю. Никитин "Ингвар и Ольха" - бородатые славяне противопоставлены безбородым бритоголовым русам. Те же стереотипы подвигли Герасимова на придание реконструированному облику Ярослава Мудрого бородки "а ля Иван Грозный". Как мы помним, это оказалось ошибкой. Здесь видно, как стереотипы вненаучного происхождения влияют на вполне солидных учёных.

И снова начнём с облика Богов. Славянская языческая иконография (или правильнее будет сказать - идолография?) практически не знает длиннобородых Богов и совсем не знает длинноволосых. Чрезвычайно распространены идолы с усами, но без бород. Собственно русы IX-X вв. поклонялись не Седобородому Одину или Рыжебородому Тору, а Перуну, у которого "ус злат"(56) На миниатюрах Радзивилловской летописи усов не видно, как, впрочем, и бороды. Зато отчётливо виден чуб-оселедец, совсем по-запорожски спускающийся к левому уху(57). Любопытную аналогию летописному Перуну составляет снабжённый серебряными усами Черноглав с Рюгена(5. Основной кумир этого острова, Святовит, имел "волосы и бороду, острижены кратко" (в других переводах - "обриты"(59)) в соответствии "с обыкновением руян"(60).

Фигурки антских времён из знаменитого Мартыновского клада изображают мужчин с коротко остриженными волосами, усатых и безбородых(61). Что до Руси, то "представление о том, что все мужчины в допетровское время носили бороды, кажется преувеличенным. До XVI в. ношение бороды… не было обязательным даже для духовенства. На древних книжных иллюстрациях часты изображения безбородых мужчин (в частности, новгородский бирич - лицо должностное - также без бороды)"(62). На барельефах белокаменного георгиевского собора в Юрьеве-Польском изображены княжеские дружинники с подстриженными или обритыми волосами и безбородые(63).

В русских былинах есть любопытный эпизод, как бы зеркальное отражение истории Аудуна из Западных Фиордов. Добрыня Никитич после долгих скитаний возвращается в материнский дом, где его уже считают мертвым. Когда он называет себя, то слышит в ответ:

У молодого Добрыни Никитича были кудри желтые:
В три-ряд вились вкруг верховища (макушки? - Л. П.)
А у тебя, голь кабацкая, до плеч висят!(64)

Т. о., именно длинные волосы были у русов признаком маргинала, бродяги. Воинская знать носила волосы, остриженные "под горшок" ("в три ряда" вокруг макушки). Запустившего себя, позволившего волосам отрасти Добрыню в буквальном смысле родная мать не узнала!

Неизвестно ни одного русского эпического или исторического персонажа, в прозвище которого отразились бы борода и её свойства (ср. прозвища викингов), зато: Василий Ус, Усыня-богатырь из сказок, Белоус, Сивоус(65) и т. д. Собственно к русам относится имя-прозвище Синеус(66), не выводимое из скандинавского именослова, а нелепая попытка "перевести" его, как "Син хауз" (свой дом) встретила отпор со стороны самих норманистов(67). Зато если просто, не мудрствуя, прочесть его как славянское прозвище, получится достойный "ответ" Торвальду Синей Бороде исландских саг.

Ещё Гедеонов, не ссылаясь на Адемара Шабаннскаго, утверждал, что ношение бороды и длинных волос приобрело сколь-нибудь массовый характер у восточных славян лишь после крещения(6, да и то, как мы видели, далеко не сразу. Московские бояре брили головы(69), а иногда и бороды, что можно заметить на западных гравюрах, изображавших московских послов. Стоглавый собор, запрещая бритьё бород и голов, как признак "ереси", тем самым свидетельствует о распространённости этого обычая(70). Но и после этого многие русские брили бороды, как, например, Борис Годунов - современные изображения снова рисуют нам далёкий от хрестоматийного шаляпинского бородача образ. Особый интерес представляет грамота царя Алексея Михайловича, где бритьё бороды ставится в один ряд с такими действиями, как кликание Коляды, Усеня и Плуга, распевание "бесовских" песен, скоморошество, печение обрядовых хлебцев в виде птиц и зверей и т. п. пережитками языческого прошлого(71).

Иловайский со ссылкой на перечень болгарских князей и Лиутпранда отмечает обычай брить головы у болгар(72). Тюркским влиянием это, как мы видели, объясняться не может. На миниатюре Ватиканского менология изображён болгарин с обритой бородой и головою(73).

Брила головы и бороды польская шляхта. Польско-украинское "кацап" - "как козёл" - отразило отрицательное отношение этой части славянства к бородам поздних московитов и постпетровских великороссов. У Саксона Грамматика именно по обритой голове опознают славянина в некоем Свено(74). Моравы брили головы и бороды(75). Козьма Пражский, описывая знатного чеха времён Болеслава Грозного, отмечает двойной чуб на его бритой голове(76). "Великая хроника", описывая последнего представителя родовой знати на польском престоле - Котышко - сменённого выходцами из простонародья, Пястами, говорит, что вся его голова была голой, за исключением одного клочка волос на макушке - полная аналогия со Святославом(77). Схожая причёска у князя Вацлава на миниатюрах Вольфенбюттельской рукописи(7. Западные авторы отмечают, что" верховный жрец руян носил длинные волосы и бороду вопреки народному обыкновению(79). В летописных статьях IX-XI вв. борода упомянута лишь единожды и тоже в приложении к волхвам: "потергаше браде ю"(80). Не были ли бородатые русы арабских источников жрецами? Титмар Мезербургский приписывает ношение чубов воинственному племени лютичей(81).

Любопытно, что если скандинавы рассматривали, как позорную черту, обритые бороды и волосы, то славяне, в свой черед, рассматривали, как позорный, "бабий", обычай скандинавов носить длинные волосы и заплетать их в косы. Предание, сообщаемое польским хронистом Кадлубеком, говорит, что, по мнению поляков, скандинавов принудили носить "женские" прически покорившие их славяне, в знак подчинения и позора(82).

Родственные славянам балты тоже не были склонны отпускать волосы и бороды. В литовских легендах рыцари-крестоносцы скандогерманского происхождения носят устойчивый эпитет "бородачи", "бородатые злодеи"(83), что подразумевает безбородость подчёркивавших эту черту сказителей и их слушателей. На средневековых изображениях пруссов видим обритые бороды, длинные усы и коротко остриженные волосы (иногда угадываются чубы)(84). В иконографической традиции Литвы изображение Ягелло (Ягайло) очень походит на князя Святослава. Таков же был и общий облик литовской шляхты того времени(85).

Итак, мы видим, что полярно противоположный скандинавским обычаям и не имеющий аналогий в тюркских, облик Святослава вполне укладывался в балто-славянские традиции.
Ivan Aleksandrovich
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 313
Зарегистрирован: 07 янв 2009, 13:46

След.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18