Zinchenko_tanya » 02 дек 2009, 11:09
Здравствуйте , Лемурий!
. В «Слове …» Три мировых древа, по одному на каждый мир:
Небесный – «растекашется мыслию по древу»
Земной – «скача славию по мыслену древу»,
Подземный – «его пасетьъ птицъ по дубию».
Три разных пространства , а значит и разных по счислению времени.
Зная , что «Слово …» написано по свадебному чину, то и метафоры будем разбирать использую свадебную причеть.
Образ соловья связан со свадебными народными обрядами. Влюблённых будит птица, которых тревожит приход нового дня. "О Бояне, соловию старого времени..."
Соловей мой, соловей, соловушко молодой!
Не летай ты, соловей, во зелёный сад гулять,
Не садись ты, соловей, в зелёном моём саду,
В зелёном моём саду, на ракитовом кусту,
Не пой рано на заре, не трави ты сердце мне!
И так тошно молодцу, сам не знаю почему;
Коли знать, так всё по ней, по сударушке моей!
Ах, кого бы мне нанять, за сударушкой послать?
Коли старого нанять — грех на душу принять:
До неё стар не дойдёт — по дорожке пропадёт;
Коли малого нанять — мал не знает, что сказать;
Коли ровнюшку нанять — ровня любит сам гулять
Уж как, знать-то, молодцу подниматься самому,
Подниматься самому по сударушку свою!
В это время, когда жених собирается идти за невестой :
« На том острове калина растёт,
А на той калине соловей сидит.
А мимо –то едит Степан –молодец
Шёлковой плёточкой помахивая.»
Соловей даёт знать невесте о приближении жениха:
« Лети , лети соловей, ты лети не сиди
Буди Аксиньюшку во тереме,
Чтобы Аксинья не крепко спала…»
(Обрядовая поэзия . Москва . Современник1989 стр. 239)
«Свивая славы оба полы сего времени»
В Свадебном фольклоре « свивание» - сближение , соединение.
« Не свивайся трава со былинкую
Не ластися голубь со голубкою
Не свыкайся молодец с девицею»
( Русская фольклористика. Москва. Высшая школа. 1971 стр 161)
«Не буря соколы занесе, чресь поля широкая галици стада бегут к Дону великому…» в свадьбе «не бывать ветрам ,да повеяли , не бывать боярам (сватам) да понаехали». ».
Новое содержание этой готовой формулы таково: появление не сватов , а вражеских войск с вызовом на бой. Надо сказать , что князья часто обращались за помощью к соседу. Тогда союз племён имел рыхлое образование, и князья могли подойти на помощь, а могли и отказаться. Поэтому Бояну был дан наказ от "Велесову внуче" сообщить Игорю о незваных гостях «Не буря соколы занесе, чресь поля широкая галици стада бегут к Дону великому…» . и «ущекотать плъки», уговорить выступить в совместный поход ,соединяя ратников и дружину одного князя с другим. («свивая славы оба пола сего времени»). Из участников будущего похода нам известен Игорь. Ему сообщает Боян о внезапном приезде «сватов» - врагов. Кто же тот второй князь «Велесов внук» с кем Игорь должен выступить в совместный поход, текст «звенит слава в Киеве» указывает мне на Святослава Киевского». Открываем летопись, нам надо найти историческое событие , где бы посол от князя Святослава киевского пришел просить помощи у Игоря, учитывая пространственные ориентиры « комони ржут за Сулою , звенит слава в Киеве».
Из Ипатьевской летописи: В год1184- 1185( март) т.к. « Двинулся окаянный и безбожный и трижды проклятый Кончак с бесчисленными полками половецкими на Русь. «Вот приехал к тебе муж от Святослава в четверг, а сам он идёт из Киева в воскресенье…»., Боян т.е. Святослав муж, хочет сплотить («свить славы оба пола сего времени» в одно время) полки Игоря и Святослава. Игоря Бояну не пришлось даже уговаривать « плъки ущекотать»« Игорь же отвечал Святославову мужу(Бояну): Не дай бог отказаться от похода на поганых». И чтобы успеть соединить войско со Святославом Игорь поехал «по степи прямиком, по берегу Сулы». В «Слове…» «комони ржутъ за Сулою». Но была распутица и ,пока Игорь с войском топтал грязь на берегу Сулы, «Святослав же и великий Рюрик одержали победу». Святослав загордился своими победами , ему поют славу «Звенит слава в Киеве»,забывая прославлять за победы Бога. Он отпадает от Христианского Бога, и автор причисляет его к язычникам , называет, «Велесовым внуче».
В настоящем времени Боян описывает только поход Игоря, данное событие в прошлом, до похода Игоря в апреле 1185г, поэтому здесь Боян «соловию старого времени».
Татьяна