Analogopotom писал(а):Предположительно, Моисей жил во время правления 19 династии (1305-1196 гг. до н.э.), а Исход, по идее произошел до 1213-1203 гг. («Израильская» стела Мернептаха).
Можно посчитать и с другого конца:
"В
четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу" (3Цар6.1)
Начало строительства Первого Храма Соломона ~966ВС (4-й год правления Соломона 970ВС)
Итого: 1446ВС
Analogopotom писал(а):У меня такой вопрос: мы будем различать «Израиль», упомянутый на стеле Мернептаха, и выходцев из Египта во главе с Моисеем?
"Разграблен Ханаан со всем его злом, Аскалон взят, Газер захвачен. Иеноам стал, как будто его и не было, Израиль[стоит детерминатив "народ"] опустошен, нет его семени" (2-я строка стелы Мернептаха)
Ну то что такого государства НЕ было в то время это понятно. Были этнические группы, жившие на территории Ханаана.
Почему, собственно, меня с самого начала заинтересовала осада Мегиддо. Здесь произошло сражение Тутмоса III с объединенной коалицией ханаанских племен, возглавляемых князем города Кадеш.
Из надписи из Джебель-Баркала:
Он (Амон) поручил мне иноземные страны Речену во время первого похода, когда они пришли, чтобы приблизиться к моему величеству с миллионами людей, с сотнями тысяч лучших во всех иноземных странах и стояли на своих колесницах в 330 вождей, каждый из которых был во главе своего войска.
-----
G. A. Reisner and M. В. Reisner. Inscribed monuments from Gebel-Barkal, II. — ÄZ, Bd. LXIX, l, S. 31-33.
После осады в заложники были взяты дети вождей, а сами они на ослах были отпущены к себе домой.
Много детей ханаанских вождей находятся в качестве заложников. Им дают образование. Воспитывают их. Они вовлечены в общественно-политическую жизнь Египта. Им дают знакомиться с древними текстами.
Были признаки и обратного взаимопроникновения культур в это время. Так, например, культ ханаанского бога Хорона появляется в Египте в период совместного правления Тутмоса III и Аменхотепа II (J. Gray. The Canaanite god Horon. — «Journal of the Near Eastern Studies», vol. VIII, No 1, 1949, p. 29).
Иными словами, идеальное сочетание исторических фактов, не противоречащих библейским текстам, хотя, конечно, стоит признать, что "семь бед насланных на Египет во время Исхода" - плод фантазии, хотя и основанный на записи событий 400-ней давности (стела бури).