Serg писал(а):Уважаемый mokhin, не могли бы Вы уточнить высказывание о влиянии Альтиплано на коренные земли инков/кечуа? Ведь это заявление влечёт за собой возможность для для самых разных интерпретаций.
Я специально это высказывание процитировал дословно, поскольку тем более удивительно, что это заявление кечуаговорящего кускенского археолога. Думаю, что для Вас не будет откровением то, что результаты исторических и археологических исследований в Перу и Боливии часто искажаются в угоду политике. Поэтому сказать "влияние альтиплано" - это почти прямым текстом сказать: в Ольянтайтамбо правили не кускенцы. За такое в Куско могут с работы выгнать.
Однако сейчас появляется много новых исследований, где утверждается, что именно аймара, а не кечуа, был основным языком в священной долине. Родольфо Серрон-Паломино написал монографию на эту тему, где анализируются названия мест вокруг Куско. Даже с учетом того, что языки переплетались и треть слов в них совпадает, очевидно, что названий не на кечуа осталось очень много.
Само название Ольянтайтамбо - это не кечуа. Ольянтайтамбо состоит из двух слов: ольянта(й) и тамбо или тампу. В популярных истолкованиях оба эти слова получают искаженный смысл. Обычно слово ольянта связывается с литературным героем кечуанской пьесы "Апу Ольянтай", а тамбо переводится как "инский постоялый двор". Таким образом и возникает перевод Ольянтайтамбо как "постоялый двор Ольянтая", переписываемый друг у друга авторами различных сочинений про инков.
Серрон-Паломино утверждает, что ольянтай идет из аймара и означает нечто вроде "сторожевая башня". В хрониках упоминаются племена тампу как одни из легендарных племен, бывших в священой долине до инков. В окрестностях Ольянтайтамбо сохранилось много названий не на кечуа - Маньяраки, Чокана и пр.
Но пока какие-то выводы из этого делать рано. Все упирается в отсутствие письменных источников и материальных свидетельств.
Serg писал(а):Уточню. Видели ли Вы сами какие-либо "тиауанакоидные" элементы на месте раскопок в Ольянтайтамбо (керамика, элементы архитектуры)?
Под инкскими постройками в Ольянтайтамбо Льянос нашел остатки ранней стены с идеально обработанными камнями из зеленого андезита (плоские грани, прямые углы, одинаковый размер блоков). Фотографии есть в книге Протцена. Насколько я знаю, после Льяноса в том месте раскопок не проводилось (это 50 метров позади стены из 6 монолитов, самое туристское место), и на мой вопрос, почему там не копают, Киспе просто пожал плечами. Другие элементы - это Т-образные выемки в камнях под стяжки (такие бронзовые стяжки нашли в Тиванаку), но пока сами скобы не нашли, эти выемки никого убедить не смогут.
Serg писал(а):Хорошо же известно, что эта область входила в состав государства Уари, где эти элементы и так присутствовали. Но собственно архитектурный стиль Тиауанако можно найти только в его предшественнице, культуре Чирипа (оформление притолоки).
Поясните, пожалуйста. Я видел разные карты границ Уари и Тиванаку, в том числе и такие, где Ольянтайтамбо принадлежит Тиванаку, но их обоснованность всегда вызывала большие сомнения. Насколько я знаю, ненарушенная последовательность слоев пока раскопана только в Чокепукьо, и по результатам этих раскопок некоторые исследователи делают выводы, что инки в долину Куско пришли именно из района Титикаки (могу поделиться ссылкой на англ.).
Serg писал(а):К какой доинковской культуре Вы бы отнесли первые постройки в Мачу-Пикчу и Ольянтайтамбо? И какие именно? Надеюсь, не самые монументальные, т. к. их иногда так и не успели завершить, да и сохранность великолепная. Если говорить о стиле, то тут вообще нет простора для построения таких предположений.
К какой культуре - не знаю. Первые постройки - это те, которые выполнялись непосредственно по материнской скале. В Ольянтайтамбо - это Инкамисана и то, что лежит под нынешними сохранившимися постройками на церемониальном холме (в том числе еще не раскопанная система водоканалов). Я лично не сомневаюсь, что стену 6 монолитов и другие большие блоки на их теперешние места поставили инки, но также и очевидно, что эти блоки стоят не на своих исходных местах. Поэтому Протцен пишет, до того как эти блоки поставили так, как они сейчас стоят, они, вероятно, составляли какие-то другие, более ранние постройки, но от дальнейших выводов воздерживается.
Serg писал(а):Ещё не могли бы Вы уточнить что-либо о языке пукина? Не является ли он лишним элементом, т. к. даже язык Уари предполагают как диалект аймара?
О пукина ничего не могу уточнить. В хрониках осталось название Тиванаку на пукина как "чукара", или "дом солнца", и на аймара как "тайпикала", или "центральный камень".