Еще любопытная информация к размышлению из той же "Энциклопедии ислама", вышедшей в период между мировыми войнами (с.515). Начинается с полуслова, так как предыдущая страница недоступна:
...паломничества и священный город в Харране и у их родственников, которые живут там, есть более старые и чистые формы молитв и псалмов, написанных на халдейском или ассирийском (скорее всего, восточно-арамейском); но это, как и весь рассказ Пелли, весьма сомнительно, так как согласно свидетельствам других источников (St. Ellie, Curtiss, Littmann) у них нет собственного особого языка и они говорят на бедуинском арабском. Согласно Пелли, они все еще придерживаются старого арабского поклонения звездам. Они почитают Полярную Звезду и звезду в созвездии Овна. Как иудеи, они молятся три раза в день, на рассвете, в полдень и когда наступает закат. У них есть жрецы и жрицы. Doughty, p.281 упоминает патриарха всех Сулаба. Жрицы почитаются особо и согласно Curtiss, p.63, 286 они также называются fakira (женщины-отшельники?). Они исцеляют больных, возлагая на них длани. Являются ли Сулаба крипто-христианами? Это все еще под вопросом. Старые семитские идеи также явны в их концепции жертвоприношений (Curtiss, p.37, 107). Pieper, p. 39-56 в своем описании Сулаба описывает их фестивали и танцы, мораль их женщин, свадьбу, развод, похоронные обычаи и т.д., что не может быть обсуждено здесь из-за недостатка места. Однако нужно упомянуть, что они допускают полигамию, но это редкое явление из-за их нищеты.
Альфа и омега исследований этого народа, одного из самых удивительных и интересных из отверженных среди народов восточной Азии [так в тексте - Ilik], были и будут, как уже было упомянуто, вопросом их этнологии. Pieper, p.67, 70, 74 sq. думает, что до окончательного решения этого вопроса, Сулаба должны считаться семитами. Несколько важных причин очень затрудняют в наше время принятие этой точки зрения. Жесткость, изолирующая их от остальных арабов полуострова, которые никогда не женятся на женщине из Сулаба и которые считают себя настолько выше этих парий, как выше их[т.е. арабов - Ilik] небо, по моему мнению является доказательством неарабского происхождения. Случайные исключения, то есть смешанные браки, встречаются, но весьма редко (Doughty, ii. 461; Curtiss, p. 34, 46). Согласно St. Elie (в письме ко мне) они несомненно чистые арабы. Пипер может быть прав лишь частично, что они, если даже и не были первоначально семитами, "арабизировали" свой стиль жизни смешанными браками, однако только до определенного уровня, в течение сотен и, возможно, даже тысяч лет. Взгляд, которого придерживаются Блант и фон Оппенхейм, что Сулаба – цыгане, справедливо отклоняется Пипером (p.69-73). Из того, что было сказано выше можно увидеть, что гораздо более вероятна гипотеза, что они первоначально могли быть частью какого-то, возможно хамитского, народа, которая нашла путь в Аравию; так как мы находим хамитскую память в их изготовленных из кожи одеяниях с капюшонами, в их щитах и в их занятии охотой. Так как St. Elie утверждает, что обнаружила кланы Сулаба в Палестине и даже на Синайском полуострове, и на рубежах Палестины и Египта, то есть Тарабин, al-Khanadjira и Ma’aza, то почему мы не можем предположить, что хамитские племена, изменив направление арабской миграции в северную Африку, вошли в Аравию и Палестину древним путем через Синайский полуостров? Последнее звено в этой цепочке аргументов, то есть историческая традиция, однако, отсутствует. Внимательное исследование их соматических и других характеристик этнологическими методами может предоставить некоторую компенсацию этому историческому материалу, который вряд-ли будет когда-нибудь доступен. В этом контексте можно сослаться на эссе Мюллера (Moller, Die Agypter und ihre lybischen Nachbarn, Z.D.M.G., 1924, lxxvii. p. 45-59), в частности на упомянутых там Thuimah, которые, согласно Мюллеру, во многих областях удивительно похожи на Сулаба. Нынешнее положение Сулейб, их обычаи и т.д. по моему мнению наводят на мысль, что они давние жертвы какой-то крупномасштабной и катастрофичной межнациональной войны.