Модератор: Dedal
у участника Doderucca - явные проблемы с пониманием терминологии, да и текста в целом, судя по всему.
Термин придумала я, потому что другого не знаю, а Dedal колоться не хочет.Кто и на каком основании – письменных памятников, археологических находок или, может, каких-то современных источников, - применил термин «галерный» для античных судов вообще?
Doderucca писал(а):С терминологией, действительно, проблемы, но ведь я никакой не дока в теме. Вот все прошу дорогого Dedal сказать как назывался в античности корабль "галерного типа", или уж четко высказаться в том роде, что такового не было, но Dedal почему-то решил схемы рисовать. Любопытно, что из этого получится.Термин придумала я, потому что другого не знаю, а Dedal колоться не хочет.Кто и на каком основании – письменных памятников, археологических находок или, может, каких-то современных источников, - применил термин «галерный» для античных судов вообще?
Хар-ристикой корабля считалось кол-во весел; в «пятидесятивесельнике» с каждого борта сидело по 25 гребцов. Исходя из этого, было определено, что макс. технич. выгодная длина для открытых лодоч. конструкций равн. 45 м. Ок. 400 до н.э. в Сиракузах С. перешло от стр-ва высоких воен. кораблей, приводимых в движ. командой гребцов, сидевших один над другими, на стр-во широких судов, где на одной скамье каждым веслом управл. неск. человек. Благодаря этому греч. воен. суда стали быстроходнее и мощнее при таране, чем карфагенские. Флот состоял преим. из тетрер, пентеры были редки, поскольку их размеры создав. трудности при размещ. гребцов. Имевш. корабли-монстры с 10 — 15 гребцами на каждой скамье не обладали большой боевой силой, поскольку команда гребцов из 800 — 900 чел. при каждой передышке была вынужд. покидать судно.
Флот Дионисия состоял из 310 кораблей, в основном триер. Предполагают, что, подобно тому как сама триера была изобретена посредством добавления к двурядной финикийской диере еще одного яруса весел, так и изобретение триеры положило начало быстрому наращиванию «этажей». Если это так, то на морях должны были появиться 4-рядные тетреры, 5-рядные пентеры, 6-рядные гексеры, 7-рядные гептеры (иногда считают, что пентеры и гептеры — изобретение карфагенян). Действительно, такие типы судов упоминаются древними авторами, так же как и 8-рядные октеры, 9-рядные эннеры, 10-рядные декеры — вплоть до судов с числом ярусов весел до 40. Из них наибольшее применение получили только пентеры и отчасти гептеры: только они могли соперничать с триерами в скорости и маневренности. Очевидно, эти типы были оптимальными. Пентеры и гептеры Карфагена, по-видимому, имели одинаково заостренные штевни, так как могли, по словам Полибия, двигаться в любом направлении с величайшей легкостью.
Но триера изобретена во всяком случае до 704 г. до н. э., тетрера впервые упоминается Аристотелем, а все остальные типы — Полибием. Возникают по крайней мере три вопроса: почему греки медлили три века с изобретением многоярусных типов, если все дело здесь в простой арифметике? Почему все типы, начиная с тетреры, появились внезапно и почти одновременно? Каким образом и для чего нужно было спускать на воду 40-палубные корабли, заведомо неспособные ни к маневру, ни к ведению боя?
Ответ может быть лишь один: названия эти традиционны и не имеют ничего общего с многоярусностью весел. В пользу этого свидетельствуют как минимум два обстоятельства: мы не знаем ни одного изображения корабля с 4 и более ярусами весел, и нам неизвестны иные названия гребцов, кроме таламитов, зигитов и транитов. Значит, разгадку нужно искать в конструкции.
Она проста. Конструкторы Дионисия, поставленные перед фактом острой нехватки гребцов, объединили преимущества пентеконтеры и многорядного корабля, посадив за одно весло, более длинное и массивное, 4 гребцов (тетрера), 5 (пентера) и т. д. Но, как это иногда бывает, случайное открытие пережило самый случай. Именно эта конструкция в сочетании со стандартизацией позволила позднее римлянам и карфагенянам создать целый флот всего лишь за два месяца. Кроме того, как справедливо отмечает Л. Кэссон (111, с. 126), если на триере каждый гребец нуждался в длительном обучении, то на корабле, где одно весло ворочали несколько человек, достаточно было посадить за каждое из них одного искусного гребца, а остальные должны были выполнять его указания. Таким образом, замена высокомногорядного корабля на широкомногорядный устранила и дефицит рабочей силы, и проблему ее обучения, а на случай боя создала даже некоторый резерв воинов из числа гребцов: достаточно было снять хотя бы по одному человеку с каждого весла, чтобы получить внушительный отряд. Новые типы быстро получили [147] признание, и уже ко времени Аристотеля, в 330 г. до и. э., в опись имущества афинских верфей были внесены 392 триеры и 18 тетрер, а еще пять лет спустя афинский флот состоял из 360 триер, 50 тетрер и 7 пентер.
Появление широкомногорядных кораблей внесло изменения и в тактику морского боя. Прежде морские сражения ничем не отличались от сухопутных: во время сближения кораблей эпибаты осыпали друг друга стрелами, стремясь вывести из строя как можно больше врагов еще до начала боя, а когда корабли сцеплялись, ломая весла, битва завязывалась на их палубах, и ее исход зависел лишь от умения владеть мечом или копьем. Теперь, когда корабли сильно различались по высоте, такой прием не всегда можно было применить. Решающее значение приобретает таран, требовавший ловкости, маневренности и хорошей выучки команды, ибо промах чаще всего оборачивался поражением.
А вы что, кого-то из них знаете? Уважаю.Ситуация прояснилась. С такой редколлегией, в словаре, естественно, никаких косяков не должно быть.
Doderucca писал(а):Так-так-так! Ситуация проясняется. Значит, действительно, корабли "галерного типа" были известны еще в глубокой древности и вполне себе соседствовали с "многорядновесельными". Уже хорошо. Тогда, может, все проще, и триера - просто корабль с одним рядом весел по три гребца на весло?
Во всех приведённых цитатах имеются ввиду хорошо известные тетреры и пентеры пунических войн.
Странно. Даже очень странно. Сколько я знаю (я, конечно, могу ошибаться), "тетрера" с лингвистической точки зрения означает "четыре весла", на худой конец - "четыре ряда весел" или "четыре гребца на весло", но уж никак не "два яруса по два гребца на весло". Аналогично с пентерой. Не сходится что-то.Тетрера - два яруса по два гребца на весло.
Пентера - три яруса: два - по два гребца и нижний - один гребец на весло.
Вернуться в История мореплавания и кораблестроения
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1