Итак, подытожим:
Для начала напомню, что есть два совершенно разных литературных памятника "Слово Даниила Заточника" и "Моление Даниила Заточника".
Подробно см.
Д.С. Лихачев "Моление" Даниила Заточника // Великое наследие Избранные работы в трех томах. Том 2. Л., 1987и
Л. В. Соколова Κ характеристике «Слова Даниила Заточника»: // ТОДРЛ, т. 46, с. 229—255Моление Даниила Заточника есть ничто иное как пародия на Слово Даниила Заточника, написанное псевдо Даниилом, видимо не желавшим приближения автора СДЗ к новгородскому князю Ярославу Владимировичу.
Итак остановимся на
"Слово Даниила Заточника" (Акад. список)Для начала установим кем был Автор СДЗ по социальному положению?
Заточение его было на Лаче озере (Новгородское княжество), куда ссылали особо провинившихся
клириков.
Упоминание о Данииле Заточнике (Симеоновская летопись. 1378) по случаю ссылки (заточения) на то же место ПОПА, пришедшего от орды с мешком зелий лютых.
Сам текст СДЗ есть ничто иное как компиляция известных церковных текстов:
Въстани, слава моя, въстани въ псалтыри и в гуслех! / / Востану рано, исповѣмъ ти ся.(СДЗ)
Пс. 56: и (повтор) в Пс. 107 (3-4)
9 Востани слава моя, востани псалтирю и гусли, востану рано.
10 Исповемся Тебе в людех, Господи, воспою Тебе во языцех,
Да разверзу въ притчах гаданиа моя / / И провѣщаю въ языцѣх славу мою.(СДЗ)
Пс.77:2 Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва.
Пс.95:3 Возвестите во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его.
Бысть языкъ мой— трость книжника-скорописца (СДЗ)
Пс.77: 2 Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви: язык мой трость книжника скорописца.
и разбих злѣ, аки древняя — младенца о камень.(СДЗ)
Пс.136: 9 Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.
аки нощный вранъ на нырищи.(СДЗ)
Пс.101: 7 Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи.
Возверзи на Господа печаль свою, / / И той тя препитаеть въ вѣки.(СДЗ)
Пс.54: 23 Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает, не даст в век молвы праведнику.
Надѣяся на Господа яко гора Сионъ: не подвижится въ вѣки.(СДЗ)
Пс.124: 1 Надеющиися на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме.
Сладка суть словеса твоя, паче меда устомъ моимъ.(СДЗ)
Пс.118: 103 Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим.
и съвокупих, аки в мѣх воды морскиа.(СДЗ)
Пс.32: 7 Собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны.
Гусли бо страяются персты, а тѣло основается жилами(СДЗ)
Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири.
Хвалите Его на струнах и органе: органом называет Он наше тело, а струны суть телесные нервы...(Климент Александрийский. ПЕДАГОГ кн.2, гл.4)
Да накаплетъ ти слажше меду словеса устъ моих.(СДЗ)
Простьри сьрдчьныи съсудъ, да накаплють ти словеса слажьше меду (Изобрник 1076, с.5-5об)
Или пиеши сладкое питие — А мене помяни, теплу воду пиюща от мѣста незавѣтрена(СДЗ)
Насыштяяся многосластьнааго пития, помяни пиюштааго теплу воду, отъ слъньца въстопѣвъшу, и ту же пороха нападъшу отъ мѣста незавѣтръна.( Изб.1076)
и т.д.
--------
Адресат Даниила - новгородский князь Ярослав (в княжестве, которого находилось Лаче озеро) сын Владимира Мстиславича, которого в 1147 году оставлял в Киеве вместо себя (на "царском" престоле) Изяслав Мстиславич и тот оставался в Киеве вместе с Климентом Смолятичем. Назвать безземельного отца Ярослава "великим царем", т.е. тем кто сам назначает себе митрополита, мог только бывший митрополит.
Ярослав Владимирович был новгородским князем 1182-1184; 1187-1196; 1197-1199, что вплотную приближает нас к дате написания СПИ.
-------------
Не лгалъ бо ми Ростиславъ князь: «Лѣпше бы ми смерть, ниже Курское княжение» (СДЗ)
+ Паволока бо испестрена многими шолкы и красно лице являеть (СДЗ) =
Приде митрополитъ Иванъ в Русь и не хоте его Ростиславъ прияти занеже орядилъ бяше Ростиславъ Гюряту Семковича къ церкови хотя оправити Клима въ митрополью и възвратися опять Гюрята изъ Олешья с митрополитомъ и с царевомъ посломъ и присла царь даръı многы Ростиславу оксамотъı и паволокъı и вся узорочь разноличная посолъ же царевъ молвяше Ростиславу молвить ти царь аще примеши с любовью благословение от святыя Софья...[летопись обрывается] (Ипат. 1164)
Климент Смолятич после смерти Изяслава Мстиславича (1154) вместе с его детьми ушел в Владимир-Волынский.
Почему не замещалась кафедра Владимира [Волынского], отгадать нетрудно: она не входила в политического обладание Юрия и там до 1164 г. укрывался митрополит Климент.
------
М.Д. Присёлков "Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв" Спб (1913) 2003, с.214
Иными словами: Лучше смерть, нежели довольствоваться малым = Лучше риском добиваться поста митрополита, чем довольствоваться замещением кафедры во Владимире Волынском.
------------
Их же ризы свѣтлы (СДЗ) - иными словами риза Заточника черна. Он черноризец.
Судя по высокому положению (прямое общение с князьями), которое он занимал в обществе это мог быть высокий церковный сановник, принявший схиму и сменивший имя на Даниил. Например, при принятии схимы митрополит Иларион стал пресвитером (попом) Никоном.
Принятие им [Иларионом] великого ангельского образа - схимы снимало с него сан епископа и возвращало к презвитерству...
----
М.Д. Присёлков "ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв" Спб (1913) 2003, с.105
Остается только найти такого высокопоставленного "попа" с новым именем Даниил:
...только Поликарп мог с такой подробностью рассказать о своих беседах с князем Ростиславом, какая читается под 6676 годом, или передавать наставления Мстислава Изяславича себе и "попу Данилѣ" о погребении, в случае смерти, брата Мстислава Ярополка под 6678 годом ..."
-----
М.Д. Присёлков "ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв" Спб (1913) 2003, с.199
Дело происходило во Владимире-Волынском, а духовным отцом детей Изяслава Мстиславича был бывший митрополит Руси -
Климент Смолятич.