Но, учитывая некоторые подробности плавания Одиссея, связанные с Тринакрией, Сциллой и Харибдой, можно сделать вывод о плавании в Западном Средиземноморье. Об этом подробно говорит Грейвс (Мифы Древней Греции. 148. 3-9), излагающий версии, по которым Колхида располагалась на Апеннинском полуострове, а Фасис это река По. Правда, такое мнение сложилось довольно давно: «Кирка вышла замуж за царя сарматов, которых некоторые называют скифами, и перво-наперво погубила мужа зельями и, унаследовав царскую власть, учинила много жестокостей и насилия по отношению к подданным. Поэтому она и утратила власть и, согласно некоторым мифографам, бежала на просторы Океана, где завладела пустынным островом и обосновалась там вместе с сопровождавшими ее женщинами, а по словам некоторых историков покинула Понт и поселилась в Италии на мысу, который до сих пор называют Киркеем.»
(Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV, XLV, 5)
Такое дублирование топонимов специалисты объясняют тем, что легендарные названия стали повторяться при греческой колонизации Апеннинского полуострова: «Распространение перипла аргонавтов на западное Средиземноморье происходило следом за колонизацией Сицилии и Великой Греции. Ученая и поэтическая разработка этих сказаний производилась, в особенности в эллинистическую эпоху, по стопам Тимея из Тавромения. Именно к нему и восходят упоминания об аргонавтах близ Керавнских (ныне хребет Кимара в Албании) гор, близ Адрии (так называемые Апсиртидские острова – по имени брата Медеи Апсирта) и Посидонии (Пестума) и на острове Эльбе. См. об этом схолии к Аполлонию Родосскому» ( Л. А. Ельницкий. Примечания к «В. В. Латышев. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе» // ВДИ, 1947, № 4.)
И в античности против западного местонахождения Кирки уже были противники:
«Там на Китаидском* материке обильный водоворотами Фасис, вытекая с далеких Амарантских гор, по Киркейской равнине** несется в море широким потоком».
(Аполлоний Родосский, Аргонавтика. Кн.І, 399-402)
----------------------------------------------
“ Китаидский материк” от Киты или Китеи – города, откуда была родом волшебница Медея; Амарантские горы – та часть Кавказа, откуда берет начало Рион. У Аполлония и в схолиях упоминается также племя амарантии и местность Амарантида. «Etymologicon Magnum» связывает это наименование с греческим #maranto~ ‘неувядаемый’; может быть, следует его поставить в связь с современным грузинским наименованием Имеретия, распространяющимся на эту часть Грузии. (прим. – Л. А. Ельницкий)
** Киркейская равнина – современная Рионская низменность – от имени волшебницы Кирки, сестры царя Колхиды Эета. (прим. – Л. А. Ельницкий)
«Kjrkaion – местность в Колхиде, названная так от Кирки, сестры Эета, или равнина. Не может она называться так от другой Кирки; было ведь две Кирки, о которых скажем впоследствии. Тимей говорит, что Kjrkaion – равнина в Колхиде.»
(Схолии к Аргонавтике Аполлония. К Кн. II, 399)
«Киркейская равнина называется так по имени Кирки, сестры колхидского царя Эета, собиравшей там травы. Об этой равнине говорит и Географ, именно, что где-то у земли Албанской есть святилище Кирки, в котором показывается чаша Одиссея и изобилующая кореньями Киркейская гора, образующая собой как бы остров среди моря и болот. Нужно знать, что, по словам Ликофрона, есть какая-то Киркейская гора и у пределов Рима.»
(Евстафий Солунский (ок. 1125 – 1193/1198) Комментарии к “Описанию населенной земли” Дионисия Периегета, 692)
Подробно о двух вариантах островов Эя писал Страбон:
«Равным образом на основании реальных сведений о колхах, о походе Иасона в Эю и зная выдуманные или правдивые рассказы о Кирке и Медее (о волшебных зельях и о сходстве их характеров и образа жизни), Гомер придумал кровное родство между ними и, хотя они жили далеко друг от друга (одна — в самой отдаленной части Понта, другая — в Италии), поместил их обеих в областях, лежащих далеко в Океане; возможно, что Иасон странствовал вплоть до Италии. Ведь существуют некоторые указания на странствования аргонавтов в области Керавнийских гор, около Адриатического моря, в заливе Посидонии и на островах, лежащих перед Тирренией. Кианейские скалы (которые иногда называют Симплегадами) дали поэту добавочный материал для этого рассказа, так как они весьма затрудняют плавание через пролив у Византия. Поэтому если сравнить Ээю Кирки с Эей Медеи и Гомеровы Планкты с Симплегадами, то плавание Иасона через Планкты тоже представляется совершенно правдоподобным. По-видимому, вероятно и плавание Одиссея между скалами, если вспомнить Скиллу и Харибду. С другой стороны, в гомеровскую эпоху Понтийское море вообще представляли как бы вторым Океаном и думали, что плавающие в нем настолько же далеко вышли за пределы обитаемой земли, как и те, кто путешествует далеко за Геракловыми Столпами. Ведь Понтийское море считалось самым большим из всех морей в нашей части обитаемого мира, поэтому преимущественно ему давалось особое имя «Понт», подобно тому как Гомера называли просто «поэтом». Может быть, по этой причине Гомер перенес на Океан события, разыгравшиеся на Понте…»
(Страбон. География. Кн.I, II, 10)