VVladi » 07 ноя 2010, 14:29
Хотелось бы немного поговорить о славянских древностях и балтийских славянах, а то незаметно дискуссия перешла к южным славянам о так называемом Баварском географе -или восточнофранкской таблице племён составленном на латинском языке «Descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubii», что означает «Описание городов и земель к северу от Дуная». Заглавие относится к 1-й части списка, где перечисляются славянские племена IX века на восточной границе Франкской империи; как правило, все эти названия надёжно идентифицируются. Во 2-й части списка перечисляются племена за пределами восточных соседей франков, и здесь отождествление большинства названий представляет серьёзные трудности.
По сообщению Баварского географа «ближе всего к пределам Дании находятся те, кого называют северными ободритами. Там — область, в которой имеются 53 града, поделенные между их князьями. У вильцев 95 градов и 4 области. Глиняне — народ, имеющий 7 градов. Неподалеку от них располагаются те, которые зовутся бетеничами,мильчанами и моричанами и которые имеют 11 градов. Рядом с ними —
гаволяне, имеющие 8 градов. Около них находится область сербов, где живут
многие [племена], и у них 50 градов. Рядом с ними — те, кого [называют]
гломачами, имеющие 14 градов. …»Т.е. огромное количество городов…
Имеется Сообщение о существовании племени ruzzi, в которых видят народ русь. Само упоминание руси в 1-й половине IX века позволяет понять откуда были призваны варяги в 862 году на княжение славянами.
А вот еще одно свидеьельство Итак, Склавания, обширнейшая область Германии, населена винулами, которые некогда назывались вандалами. Говорят, что она в десять раз больше нашей Саксонии, особенно если прибавить к Склавании Чехию и живущих за Одером поляков. Страна же эта, изобилующая оружием, людьми и плодами, замкнута к тому же со всех сторон надежными границами — лесистыми горами и реками... Народов славянских много. Из них первые с западной стороны —соседи трансальбинцев вагры. Град их — Альдинбург, на берегу моря. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а град их — Магнополь Оттуда по направлению к нам — полабы, их град — Рацисбург. За ними находятся глиняне и варны. Далее обитают хижане и чрезпеняне, которых от толензан и редарей отделяет река Пеене, их град — Димин. ...Есть и другие народы Склавании, живущие между Эльбой и Одером: гаволяне на реке Хафеле,
дошане, любушане, волиняне, стодоране и многие другие. Между ними, в самой середине, располагаются редари, могущественнейшие из всех. Град их —известная повсюду Ретра, седалище идолопоклонничества. Большой храм построен там демонам, главный из которых Редигаст ... 22. За страной лютичей, которые иначе называются вильцами,
протекает река Одер... В устье ее... славнейший город Юмне.... Это поистине
самый большой из всех городов, какие есть в Европе. Населяют его славяне и
другие народы, греки и варвары. И приезжие саксы также получают равное право проживать вместе со всеми, если, однако, оставаясь там, не будут проявлять свою принадлежность к христианству. Ибо ведь все они до сих пор блуждают неверными путями языческих обрядов. Впрочем, что касается нравов и гостеприимства, не найдется ни одного народа, более достойного уважения и радушного. Город этот, богатый товарами всех северных народов, имеет все, что есть приятного или редкого. ...Одер... течет посреди [земли] племен винулов, пока не достигает Юмне, где отделяет поморян от вильцев...
…Племя то [поморяне] умеет воевать и на суше, и на море,
привыкло жить грабежами и хищениями и в своей природной дикости всегда
неукротимо, а культуре и вере христианской совершенно чуждо…
….Честность же и товарищество среди них таковы, что, совершенно не зная ни
краж, ни обмана, они держат сундуки и ящики незапертыми
… Платье свое, деньги и все свои драгоценности они хранят в своих бочках и кадках, просто накрытых крышкой, и не боятся никакого обмана, ибо не испытывали его. И что удивительно, стол их никогда не стоит пустым, никогда не остается без яств, а каждый отец семейства имеет отдельный дом, опрятный и нарядный, предназначенный только для
подкрепления сил. Там никогда не пустует стол со всякой едой и питьем:
кончится одно — подносят другое...
А вот как описывается один из эпизодов похода на восток «И случилось так, что по дороге мы прибыли в рощу, которая — единственная в той земле — вся лежит на равнине. Там среди очень старых деревьев мы увидели священные дубы, посвященные богу той земли — Прове. Их окружало свободное пространство, обнесенное деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. ...Сюда во второй день каждой недели весь народ страны с царьком и жрецом имел обыкновение собираться на суд. Входить в огражденное место запрещалось всем, кроме жреца и желающих принести жертву, или же тех, кому угрожала смертельная опасность, ибо таким никогда не отказывали в убежище. Ведь славяне питают к своим святыням такое благоговение, что место, где расположен храм, не позволяют осквернять кровью даже во время войны...
Когда мы прибыли в эту рощу, в это место кощунства, епископ воодушевил
нас, чтобы мы решительно приступили к уничтожению рощи. Сам же он, сойдя
с коня, сбил шестом разукрашенную переднюю часть ворот. И, войдя в ограду,
мы разрушили всю изгородь вокруг тех священных деревьев и, свалив в кучу,
разожгли костер, однако не без страха, как бы на нас не обрушилось
возмущение местных жителей. Но бог уберег нас...
Итак, возрастало дело божье в земле вагров, и помогали граф и епископ
друг другу взаимно. Около этого времени граф вновь отстроил крепость Плен
и основал там город и Плен в Гольнштейне, рынок. И ушли славяне, жившие
в окрестных селениях, и пришли саксы и стали жить там. И убывали постепенно славяне в той земле..
Вообщем сотни городов, центров торговли по сравнению с десятками в соседней Скандинавии.
Интересно местоположение Менцлина- политического центра вильцев. С VII века на южном берегу р.Пене возникает городище -политический центр Гёрке, где были в большом количестве найдены вооружение и воинское снаряжение – этот центр был занят воинами. Напротив на северном берегу реки с конца VIII века располагалось поселение ремесленников и торговцев. В находках- наряду с скандинавскими и германскими образцами вооружения были найдены боевые топоры и что самое интересное глиняное яйцо ( символ плодородия ) из Киева. Менцлин был пунктом, через который шел торговый путь, начинающийся в Магдебурге и через Хавель достигавший Балтийского моря. Этот путь уже в VII в. связывал Балтийское море через Тюрингию с алеманской областью и Рейном. По этому пути скапливались ранние арабские монетные клады и находки из финно-угорских и балтийских областей. Древнейшей находкой является балтийская перекладчатая фибула из славянского погребения с керамикой пражского типа из Прютцке у Браненбурга. В Трительвиц и у Вердер, находящихся на этом пути, найдены браслеты куршского и ливского происхождения . Бронзовые и железные кованые фибулы балтийско-финского происхождения из славянских городищ и поселений в Ральсвеке , Дренсе и Вардер в Холынтейне так же, как и остатки бронзовых колокольчиков Военное укрепление обеспечивало северному экономическому региону надежную защиту со стороны суши. Торговый центр занимал площадь 8 га. А находки самые разные – в большом количестве различные по форме и содержанию скандинавские фибулы, молоточки Тора , шейные скандинавские амулеты в виде " молоточков Тора", фризские шаровидные горшки, бусы из стекла, горного хрусталя и сердолика. А остатки весов и гирек также указывают на торговыую деятельность, кроме того в Менцлине активно занимались переработкой серебра, выплавляли железо и пр.
Наряду со славянскими местами погребений встречаются скандинавские могильники ( урны или остатки ладьи выложенные из камня с различными предметами скандинавские и балтские фибулы плетенный ираландский узор и др. Вообщем местоположение этого центра чем то напоминает Новгород.
О приходе славян в Новгородскую землю с запада свидетельсвуют находки из длинных курганов района Пскова и Приильменья, которые позволяют на основе анализа керамики, сопоставить найденные керамические изделия с пражско-корчаковскими глиняными сосудами, найденными на территории Польши. Основы домостроения и др. данные также говорят в пользу этой версии .«Происхождение и ранняя история славян» В.В.Седов Издательство «Наука» Москва 1979 г А если попроще то ранние дома были очень простые- землянки или хижина . Где-то в конце 9 в появляются капитальные дома на сваях, такого же типа как и у балтийских славян. строивших свои жилища именно таким способом из-за частых наводнений и подтоплений…
Что касается памятников письменности. Вообще следует сказать спасибо за то что теперь я узнал, что была Вендельская культура. От нее осталось артефактов довольно много. Именно этой культуре приписывается создание Беовульфа и замечательных артефактов которые представлены на форуме. Однако, не слишком ли много о ней говорится. Культура которая развивалась в тепличных условиях, лишь небольшие междоусобные войны, которые не сравнить с походом на Восток против еретиков и должна была оставить после себя большое количество артефактов. Ареал ее распространения захватывает Британию-т.е. остатки римских поселений, а следовательно высокий уровень культуры и ремесла. Кстати, характер вендельских шлемов ясно говорит о том с кого они были скопированы. Захватнические походы требовали модернизации вооружения. Кстати пришлись и запасы железа, которые помогли разведать и освоить выпуск железных изделий выходцы из Британии. Торговля железом, рабами, оружием, лошадьми способствовало процветанию правящих кланов и вызывало недовольство остальных дружинников. Упландские ингумации в ладье вендельского типа на этом фоне выступают как погребальный обряд немногочисленной, но господствующей социальной группы. Замкнутые, состоящие только из погребений вендельского типа кладбища – это династические могильники местных вождей. Социальные функции вендельских династов, новым по характеру обрядом противопоставленных основной массе общинников, обрисовываются с достаточной полнотой.. Хватило нескольких поколений, чтобы все изменилось. Искусство значительно упростилось (исчезло поколение ремесленников из Британии, а местные ремесленники делали предметы попроще), да и характер захоронений стал более демократичен.
Да, у балтийских славян не обнаружено значительных письменных источников, однако, это не означает что их не было…Однако стоит поговорить о новгородских раскопках, где были найдены странные цилиндры из березы, наряду с берестяными грамотами, связанными с налоговыми поступлениями. Привлекает внимание сам материал на котором велась документация – дерево, а точнее- береза, которая сохраняется довольно долго. так и балтийские славяне могли иметь довольно распространенные письменные источники, связанные, хотя бы с оборотом перевозимых грузов, но записанных не на березе, а на дощечках из других пород дерева, в частности на дощечках из липы. Которые в первую очередь пошли в костер.
А, что касается времени, когда славяне поселились на берегах Балтики. Стоит вспомнить о моем сообщении, которое свидетельствует о том, что германцев на Лабе было мало в 6 веке. И на славянские топонимы в Германии В междуречье Эльбы и Одера наложены в более поздние времена немецкие названия. Жили там славяне и в глубокой древности. Стоит вспомнить тех же венедов, венетов, представителей зарубинецкой и пшеворской культуры.
Литература:
Herbordi vita Ottonis episcopi Babenbergensis // Pomniki dziejowe Polski.Warszawa, 1961 T. 2., пер. В. К. Ронина.
Helmoldi Cronica Slavorum. Hannoverae; Lipsiae, 1909. пер. В. К.Ронина.
Adami Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. Hannoverae, 1917., пер. В. К. Ронина
В.В.Седов.«Происхождение и ранняя история славян» Издательство «Наука» Москва 1979 г
«Историко-археологическая характеристика вендельского периода» Мальцева Т.Ю.Кафедра истории средних веков, ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет Научный руководитель – к.и.н., доцент Васютин С.
Лебедев Глеб Сергеевич. "Эпоха викингов в северной Европе"
«У истоков новгородской государственности» В. Л. Янин - академик, член Президиума РАН