Эту так назыввемую "сфрагиду" я читаю вот так:
РЕК БОЯН ИСХОДЫ НА СВЯТОСЛАВЛЯ:
ХОТЬ И ТЯЖКО ГОЛОВЕ БЕЗ ПЛЕЧ,
ЗЛО И ТЕЛУ КРОМЕ ГОЛОВЫ" -
А РУССКОЙ ЗЕМЛЕ БЕЗ ИГОРЯ.
Перавая строка могла читаться в другом разбиении еще и так:
РЕК БОЯН И ХОДЫНА СВЯТОСЛАВЛЯ:
Поэтому переписчик сделал заметку, которую в дальнейшем вставили в текст:
"песнетворца (в двойственном числе, то есть Боян и Ходына Святославля - т.е. Мария) старого времени, Ярославля, Ольгова Коганя".
Особо - о букве "с" (которая то присутствует, то отсутствует). Если предположить, что в 16 веке могло происходить изменение текста СПИ (после чего он приобрел знакомый нам вид), то "с" согла быть "выносной", а точнее, "глазковой". То есть в "тайнописном" варианте "с" просто не нужно было читать.
Выносные буквы Русская скоропись XVI—XVII вв. выделяется применением выносных букв, т. е. таких букв, которые пишутся над строкой, хотя они и составляют часть слова, остающегося в строке. Например, в слове синим буква м вынесена наверх. Иногда в одном слове несколько букв ставятся над строкой. Например, в слове гордый буквы р и й порой выносились наверх.
Выносные буквы появились как следствие ускорения письма и необходимости сокращения места на бумаге, а также для большего удобства чтения; выносные буквы являлись как бы сигнальными знаками над строкой. Однако вверх выносились не все буквы, а по определенным признакам. Сначала буквы, выносимые наверх, обозначали пропуск ъ и ь, вследствие чего они писались под титлом, который указывал на сокращение слова. Обычно над строкой не ставилась первая буква слова, не выносились и гласные в корнях слов, но зато выносились буквы в конце слова или слога.
Для полуустава также характерно наличие выносных букв, но в полууставе они представляют разновидности сокращений под титлом; лишь иногда употребляются просто выносные буквы без титл. Только в скорописи XVI—XVII вв. создается своеобразное сочетание строчных и выносных букв. При чтении скорописи необходимо читать текст как бы в двух этажах, т. е. скользить взором не только по самой строке, но и по верху этой строки, где показаны выносные буквы. При достаточном навыке выносные буквы облегчают чтение. Поэтому можно научиться читать скоропись XVI—XVII вв. с выносными буквами скорее, чем современную скоропись без выносных, хотя чтение скорописи вызывает определенные трудности. Обучающийся чтению скорописи разбирает ее с трудом, особенно потому, что он привык читать только в строку. Научиться читать слова с выносными буквами, стоящими на верху строки, — значит научиться читать скоропись.
При изучении скорописи, осваивая характерные написания отдельных строчных букв, надо внимательно изучать и выносные буквы, что достигается главным образом практикой.
Уже в полууставе и ранней скорописи появляются некоторые выносные буквы, перешедшие затем в скоропись XVI—XVII вв. В основном это в, г, д, ж, з, и, к, л, м, р, с, т, х, ц, ч. Буквы эти писались над строкой, как правило, в том же начерке, как они писались в строке. Но постепенно появляются и характерные для выносных букв особенности. Это относится прежде всего к буквам з, м, с. Первые две буквы стали выноситься в виде волнистых линий, а буква с приобретает вид точечки под титлом, так называемое с «глазковое».
Тихомиров М.Н., А.В.Муравьев, Русская палеография
http://www.opentextnn.ru/history/paleog ... v/?id=1493
Я мыслю, я практически не существую...