"Слово о полку Игореве" без "темных мест"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Побег Игоря

Сообщение Лемурий » 28 сен 2009, 17:54

Изображение
"Бегство Игоря из плена". Палех. "Слово о Полку Игореве", 1934 (автор Голиков И.И.)

184 Прысну море - полунощи идутъ сморци мьглами. Игореви князю Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую, къ отню злату столу.
185 Погасоша вечеру зари. Игорь спитъ, Игорь бдитъ, Игорь мыслію поля мѣритъ отъ Великаго Дону до Малаго Донца.
186 Комонь въ полуночи Овлуръ свисну за рѣкою – велить князю разумѣти: князю Игорю не быть <п>л<ѣн>ну!
187 Cтукну земля, въшумѣ трава, вежи ся половецкіи подвизашася.
188 А Игорь князь поскочи горнастаемъ къ тростію и бѣлымъ гоголемъ на воду,
189 въвръжеся на бръзъ комонь и скочи съ него босымъ влъкомъ,
190 и потече къ лугу Донца, и полетѣ соколомъ подъ мьглами, избивая гуси и лебеди завтроку, и обѣду, и ужинѣ.
191 Коли Игорь соколомъ полетѣ, тогда Влуръ влъкомъ потече, труся собою студеную росу: претръгоста бо своя бръзая комоня.
----------
184 Вспенилось море - к северу идут смерчи* мглами. Игорю князю Бог путь показывает из земли Половецкой на землю Русскую, к отчему злату престолу.
185 Погасла вечерняя заря. Игорь спит, Игорь бдит, Игорь мыслью поля мерит от великого Дона до малого Донца*.
186 Коня* в полночь Овлур* свистнул за рекою – велит князю разуметь: князю Игорю не быть в плену*!
187 Загремела земля, зашумела трава, вежи половецкие задвигались.
188 А Игорь князь помчался горностаем к тростнику и белым гоголем на воду,
189 вскочил на борзого коня и соскочил с него босым волком*,
190 и устремился к лесу* Донца, и полетел соколом под облаками, избивая гусей и лебедей к завтраку, и к обеду, и к ужину.
191 Коли Игорь соколом полетел, то Овлур волком побежал, стряхивая с себя студеную росу: загнали* они своих борзых коней.
----------

* Идутъ сморци мьглами
Cмерчи - вихревые движения сильно нагретого воздуха или воздуха и воды на море. Ночью смерчи не возникают. Поэтому слово "полунощи" указывает не время, а направление прохождения смерчей (к) "полунощи", т.е. к северу. <Это толкование предложил ещё Д. Н. Дубенский (СПИ, М., 1844, с. 224), а за ним А. А. Потебня (СПИ, Харьков, 1914) и В. Н. Перетц (СПИ, Киев, 1926)>.
----------
Н. В. Шарлемань. Заметки натуралиста к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1951. Т. 8. с.54—55)


* Прысну море - полунощи идутъ сморци мьглами. Игореви князю Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую -
К северу идут смерчи мглами. Игорю князю Бог путь показывает = " Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь..."(Исх.13:21)

* Игорь мыслію поля мѣритъ отъ Великаго Дону до Малаго Донца.
"Поля" - открытые участки (Срезн.)
хотя во всех манускриптах написано на реке Дону, но обстоятельства доказывают, что то Донец северский, который Доном на многих местах именован... сия же ошибка, что Донец Доном называли, есть древняя, гл.16, н.41 Древние писатели сию реку, видится, Геррус именуют, гл.12, н.12, но более в том месте кладут горы амадоков, гл.15, н.52, и сие недивно, ибо по берегам ея немалыя горы находятся...
----------
В.Н. Татищев История Российская, т.2, АН СССР, М-Л, 1963, с.259

"Великий Дон": участок от впадения р. Оскол в Северский Донец до впадение Дона в Азовское море, р. Торец впадает как раз ниже места впадения р. Оскол, т.е. это участок "Великого Дона".

"Малый Донец": правый приток Северского Донца - река Уды, на которой стоял пограничный городок Донец, куда и добежал с Овлуром Игорь.

"..посла Игорь к Лаврови конюшого своего река ему перееди на ону сторону Тора с конемь поводнымъ..."(Ипат. 1185)

"...пришедъ ко реце и перебредъ и вседе на конь и тако поидоста сквозе вежа, се же избавление створи Господь в пятокъ в вечере, и иде пешь 11 денъ до города Донца и оттоле иде во свои Новъгородъ [Северский]..." (Татищев, 1964, III, 138-139)

"..Реки здешние [Cлободско-Украинской губернии] с правой стороны имеют большею частью гористые берега, покрытые лесом, а с левой прилежат раздолья несколько песчаные..." (Зябловский Е.Ф. Землеописание Российской империи для всех состояний, СПб, 1810, ч. 5, с. 266)

После "форсирования" Тора и скачки на северо-запад, пока не надорвали лошадей, беглецы двигались вдоль "луга" - поёмного леса Донца, далее по тростнику и камышам вдоль русла Донца, так добрались до р. Уды (Малый Донец) и городка Донец. А далее на конях до села святого Михаила (20 верст от Новгород Северского), где Игорь упал с лошади и принужден был заночевать. Здесь его и встретила его верная Ярославна.

* Комонь - еще одно указание на авторство представителя "Мстиславова племени"
Наши древние авторы, как правило [искл. "из Угорь сребро и комони" (Ипат.969)], слово „комонь“ не употребляют... «Комонь» появляется в его летописи впервые при передаче прямой речи венгров, прибывших на помощь к Изяславу [1148]: «И рекоша ему угре мы гости есме твои, оже добрѣ надЬешися на кияны то ты сам вѣдаеши люди своя, а комони под нами. . . сеѣ ночи како ны бог дасть поѣдем» (стлб. 414).
------------
Франчук В.Ю. Мог ли Петр Бориславич создать «Слово о полку Игореве»? (Наблюдения над языком «Слова» и Ипатьевской летописи) // ТОДРЛ, 1976, т. 31, с. 86


* Овлуръ - "...мужь родомъ Половчинъ . именемь Лаворъ . и тотъ приимъ мысль благу . и рече поиду с тобою в Русь..." (Ипат.1185)

* <п>л<ѣн>ну - см. А. А. Зализняк «Слово о полку Игореве»: Взгляд лингвиста, М. 2008, с. 473.

* Босый волк - устойчивое словосочетание, означающее быстроту передвижения, в сравнении с волком после весенней линьки.
"... Нами установлено, что в современных брянских говорах словосочетание "бóсый волк" широко применяется..."Босый волк - када щэрсть тиряит... Ну, пабех, как босый волк, и ни дагогониш..." (см. В. А. Козырев. Словарный состав «Слова о полку Игореве» и лексика современных русских народных говоров // ТОДРЛ Л.: Наука, 1976. — Т. 31, с. 93-103)

* Къ лугу Донца - "Луг" - синоним леса, точнее поёмного леса - уремы... (см. Н. В. Шарлемань. Заметки натуралиста к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1951. Т. 8. с.57—58)

У Срезн.:
Изображение

* Претръгоста - см. Словарь-справочник "Слова о полку Игореве" (Сост. В. Л. Виноградова) Л., 1965—1984.: "Претръгнути"
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Разговор Игоря с рекой Донец

Сообщение Лемурий » 29 сен 2009, 15:35

Изображение
"Разговор Игоря с Донцом" Иллюстрация к "Слово о полку Игореве", 1954 (автор Фаворский В.А.)

192 Донецъ рече:
193 «Княже Игорю! Не мало ти величія, а Кончаку нелюбія, а Руской земли веселіа!».
194 Игорь рече:
195 «О, Донче! Не мало ти величія, лелѣявшу князя на влънах, стлавшу ему зелѣну траву на своихъ сребреныхъ брезѣхъ, одѣвавшу его теплыми мъглами подъ сѣнію зелену древу,
196 стрежаше его гоголемъ на водѣ, чайцами на струяхъ, чрьнядьми на ветрѣхъ».
197 Не тако ли, рече, рѣка Стугна: худу струю имѣя, пожръши чужи ручьи и стругы <рострена к усту>, уношу князю Ростиславу затвори днѣ пр<и> темнѣ березѣ.
198 Плачется мати Ростиславля по уноши князи Ростиславѣ.
199 Уныша цвѣты жалобою, и древо с(я) тугою къ земли прѣклонило.
--------
192 Донец речет:
193 «Князь Игорь! Не мало тебе величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земле веселья»
194 Игорь отвечает:
195 «О, Донец! Не мало тебе величия, лелеявшему князя на волнах, стлавшему ему зеленую траву на своих серебряных берегах, одевавшему его теплой мглою под сенью зеленого древа,
196 Стерег ты его гоголем на воде, чайками* на струях, чернядями* в ветрах»
197 Не такова ли, говорит, река Стугна: худу струю имея, поглотив чужие ручьи и потоки, расширилась к устью, юношу князя Ростислава*, затворила на дне близ темного берега.
198 Плачется мать Ростиславова по юноше князе Ростиславе.
199 Уныли цветы от жалости, и древо тугою к земле преклонилось.
---------

* Чаица - речная чайка (Larus ridibundus L.)
"...слова "чайцами на струях" относящимися к русской чайке (Larus), а не к украинской и польской чайке (Vanellus vanellus L. -[чибис/пигалица])..." (см. Н. В. Шарлемань. Заметки натуралиста к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1951. Т. 8. с.57 )

* Чрьнядь - утка-нырок (Fuligulia cristana).

* Ростислав - кн. Ростислав Всеволодович (1069/70—26.V.1093) — сын вел. князя Всеволода Ярославича, брат Владимира Мономаха, князь переяславский. (см. Энциклопедия "Слова о полку Игореве": Г. М. Прохоров "Ростислав Всеволодович")

"...Случилось однажды в монастыре, что осквернился сосуд от падения в него какого-то животного; и по этому случаю преподобный Григорий пошел к Днепру за водой. В то же время проходил здесь князь Ростислав Всеволодович, шедший в Печерский монастырь для молитвы и благословения: он, с братом своим Владимиром, шел в поход против воевавших с Русью половцев. Увидали княжеские слуги старца и стали издеваться над ним, выкрикивая срамные слова. Инок же, провидя, что близок их смертный час, стал говорить им: «О чада! В то время как вам следовало бы быть благочестивыми и призывать всех молиться за вас, вы великое зло творите, — не угодно Богу это. Плачьте о своей погибели и кайтесь в своих согрешениях, чтобы хотя в страшный день принять отраду, ведь вас уже постиг суд: все вы и с князем вашим умрете в воде». Князь же, страха Божия не имея, не внял сердцем словам преподобного, а подумал, что лишь пустые речи — пророчества его, и сказал: «Мне ли предсказываешь смерть от воды, когда я плавать умею?» И, рассердившись, князь велел связать старцу руки и ноги, повесить камень на шею и бросить в воду. Так был он потоплен. Братия же два дня искала его и не находила; на третий же день пришли в келью его, чтобы взять оставшееся после него, и мертвый оказался в келье, связанный, с камнем на шее, одежды же его были еще мокры, лицо же светло и сам как живой. И не нашли того, кто принес его, а келья была заперта. Слава Господу Богу, творящему дивные чудеса ради угодников своих! Братья же, вынесши тело преподобного, честно положили его в пещере, и многие годы пребывает оно там цело и нетленно.
Ростислав же не счел за вину греха своего и не пошел в монастырь от ярости. Не захотел он благословения, и оно удалилось от него; возлюбил проклятие, и проклятие пало на него. Владимир же пришел в монастырь для молитвы. И были они у Треполя, и произошло сражение, и побежали князья наши от лица врагов. Владимир, по молитвам и благословению святых, переехал реку; Ростислав же, по слову святого Григория, утонул со всем своим войском. «Каким, — сказан, — судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою будут мерить и вам».
(см.Киево-Печерский Патерик. Слово 28)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Погоня

Сообщение Лемурий » 30 сен 2009, 15:35

Изображение
"Бегство Игоря из плена" Иллюстрация к «Слову о полку Игореве», 1980 (автор Белоусов Р.Л.)

200 А не сорокы в(ъс)троскоташа – на слѣду Игоревѣ ѣздитъ Гзакъ съ Кончакомъ.
201 Тогда врани не граахуть, галици помлъкоша, сорокы не троскоташа.
202 По лозію ползоша - только дятлове тектомъ путь къ рѣцѣ кажутъ, соловіи веселыми пѣсьми свѣтъ повѣдаютъ.
203 Млъвитъ Гзакъ Кончакови:
204 «Аже соколъ къ гнѣзду летитъ, соколича рострѣляевѣ своими злачеными стрѣлами».
205 Рече Кончакъ ко Гзѣ:
206 «Аже соколъ къ гнѣзду летитъ, а вѣ соколца опутаевѣ красною дивицею».
207 И рече Гзакъ къ Кончакови:
208 «Аще его опутаевѣ красною дѣвицею, ни нама будетъ сокольца, ни нама красны дѣвице, то почнутъ наю птици бити въ полѣ Половецкомъ».
---------
200 То не сороки застрекотали – по следу Игоря едут Гзак* с Кончаком.
201 Тогда вороны не граяли, галки приумолкли, сороки не стрекотали.
202 По лозняку ползали - только дятлы стуком путь к реке кажут, соловьи веселыми песнями свет возвещают.
203 Молвит Гзак Кончаку:
204 «Если сокол к гнезду летит – соколенка* расстреляем своими злачеными* стрелами».
205 Говорит Кончак Гзе:
206 «Если сокол к гнезду летит, то мы соколенка опутаем красною дéвицею».
207 И сказал Гзак Кончаку:
208 «Если его опутаем красной дéвицей, не будет у нас ни соколенка, ни красной дéвицы и станут нас птицы бить в поле Половецком»
---------

* Гзак - Коза Бурнович - половецкий хан, чьи кочевья по предположению С.А. Плетневой (см. Половцы, М., 1990, с.166) располагались по близости от кочевий Кончака (возможно, на Осколе).

* По лозію ползоша - очередной раз Автор СПИ изображает своего "героя" в комическом виде, ползающим со своими спутниками в "лозие" (собир. лозник, лозняк... ветельник, тальник, растущий по берегам - Даль)
не ведающими ни направление - только дятлове тектомъ путь къ рѣцѣ кажутъ;
ни время - соловіи веселыми пѣсьми свѣтъ повѣдаютъ.

Вариант же, что имеется в виду крупная змея - полоз см.
Шарлемань Н. В. Из реального комментария к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1948. Т. 6. С. 121-122
во-первых, не подходит по контексту, т.к. "подчеркнуть тишину в степи во время бегства Игоря" он не может из-за следующей строки: дятлове тектомъ путь къ рѣцѣ кажутъ;
во-вторых, это привело бы к искажению текста: Полозі<е> вместо По лозію.
в-третьих, нет примеров употребления слова "полозъ" для наименования крупных змей в древнерусской литературе (см. Срезн.)

* Соколич - соколёнок. Сын Игоря молодой князь Владимир, оставшийся в плену, где его женили на дочери Кончака. Судя по летописи, брак был оговорен ДО похода Игоря.
Игоря же бяхуть яли Таргорове, мужь именемь Чилбукъ, а Всеволода брата его ялъ Романъ Кзичь, а Святослава Олговича Елдечюкъ въ Вобурцевичехъ, а Володимера Копти в Улашевичихъ. Тогда же на полъчищи Концакъ поручися по свата Игоря, зане бяшеть раненъ...(Ипат. 1185)

* Злачеными стрѣлами - те же стрелы Хиновы (Корелы), о которых речь шла выше:

Из той Корелы из проклятая
Да не бел кречетушко выпо́рхивал,
Не бел горносталюшко проскакивал,
Не ясен соколик тут пролетывал, —
Проезжал удалый добрый молодец,
Молодой боярский Дюк Степанович.
---
Нашел-то Дюк да ровно триста стрел,
Не мог найти он ровно трех-то стрел
Отошел-то Дюк, а сам дивуется:
«Всем тремстам стрелам да цену ведаю,
А й трем стрелам цены не ведаю,
Которые стрелки потерялися».
А точены стрелки на двенадцать гран,
Да точены стрелки позолочены...
(см. Былина "Дюк Степанович и Чурила Пленкович")
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Рекъ Боянъ

Сообщение Лемурий » 01 окт 2009, 16:31

Изображение
"Боян" Иллюстрация к «Слову о полку Игореве», 1980 (автор -Белоусов Р.Л.)

209 Рекъ Боянъ и ходына святъ, славлю пѣснотворца стараго времени Ярославля - Ольгова: «Коганя хоти,
210 Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы». Руской земли безъ Игоря.
211 Солнце свѣтится на небесѣ – Игорь князь въ Руской земли.
-----
209 Рек* Боян и ходына* святой, славлю* песнотворца старого времени Ярославова-Олегова: «Жена кагана,
210 Тяжко же голове без плеч, зло и телу без головы»*. <Так и> Русской земле без Игоря.
211 Солнце светится на небесах - Игорь князь в Русской земле.
------
* Рекъ - прич. единственного числа, мужского рода (cм. Речи //Словарь-справочник "Слова о полку Игореве" Вып.5).

* Ходына - речь идет о много ходившем пешком человеке, каким и был Никон Великий, минимум два раза проделывавший путь от Киева до Тмуторокани и обратно.
«ходыня» - это человек с легкой походкой в карпатских горах; так называла старая хозяйка меня на курорте Моршин...
--------
Поздеев В.В. Новгородские (северорусские) корни в «Слове о полку Игореве»

* Славлю - предполагаемое "Святослава" писалось так: "Ст҃ослава", в изначальном же тексте было сокращение Стъслав[л], окончание которого добавляется по контексту:
Надо также иметь в виду, что в одном слове могут быть отмечены и два сокращения; такой прием применен в следующих словах поэмы:
1) ,,пѣ[с]творь[ц]", которое в первом издании раскрыто неполностью как „пѣстворца" вместо „пѣснотворца", и 2) „Стъслав[л]", раскрытое как „Святъславля". Падежное окончание слова устанавливается здесь в зависимости от контекста. Первое слово можно понять и как „пѣсно-творец" и как „пѣснотворца", второе — как „Святославль" и как „Свято-славля", „Святославлю" и т. д. Следовательно, здесь неверное раскрытие сокращения могло повлечь за собой ошибочное понимание текста....
---------
М. В. Щепкина. Замечания о палеографических особенностях рукописи «Слова о полку Игореве». (К вопросу об исправлении текста памятника)// ТОДРЛ, М.-Л., 1953, т. 9, с. 12

т.е. нераскрытое "Стъслав[л]" можно раскрыть по разному: можно "Святославлю", а можно и "[ходына] святъ, славлю". При такой расшифровки сохраняется правильное применение род. пад. в притяж. прилаг.: "песнотворца старого времени Ярославова-Олегова", не говоря уже о том, что Иларион (Никон) писал свои богослужебные гимны (песни канонов) как раз во времена Ярослава Мудрого и в годины Олега Гориславича.

* Коганъ - каган: титул владык хазарских. В применении к русским князьям употреблялся, только в Слово о Законе и Благодати, где автор Иларион (Боян) употребляет это значение по контексту, в применении к Владимиру Святославичу и его сыну Ярославу, желая образно показать более высокое положение христианской Благодати над иудейским Законом.

"Прежде [был дан] закон, а потом благодать, прежде - тень, а потом - истина. Прообраз закона и благодати - Агарь и Сарра, рабыня Агарь и свободна Сарра: прежде-рабыня, а потом-свободная,- да разумеет читающий!
...Ибо вера благодатная распростерлась по всей земле и достигла нашего народа русского. И езеро закона пресохло. Евангельский же источник, исполнившись воды и покрыв всю землю, разлился до наших пределов. И вот уже со всеми христианами и мы славим Святую Троицу, а Иудея молчит; Христос прославляется, а иудеи проклинаются; язычники приведены, а иудеи отринуты..."
(СЗБ)

*Хоть - любимая жена (ср. и своя милыя хоти, красныя Глѣбовны (СПИ)

"...взгляни на благоверную сноху твою Ирину... (CЗБ) так автор "Слова о Законе и Благодати" Иларион (Боян) упоминает жену "кагана" Ярослава Владимировича - Ингигерду (Ирину).

* Зло ти тѣлу кромѣ головы «Послушь, жены, слова Павла апостола, глаголюща: «Крестъ есть глава церкви, а мужь — женѣ своей» (СДЗ)
    "Еф.5:23. потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
    Представляет основание, что жены должны повиноваться, и основание и причину любви полагает в том, что муж занимает место управителя и попечителя (ибо он есть глава, по его словам, и спаситель), а жена – место подчиненного (ибо она есть тело). Как Христос, будучи главой Церкви, печется о ней и охраняет, так и муж есть охранитель своего тела, то есть своей жены.
    " (Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский. Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла)
Боян обращается к жене кагана Ярослава Ингигерде "Тяжко мужу (=голове) без жены (=плечам), зло и жене (=телу) без мужа (=голове)". Так и "Русской земле" (= земле Рюрика) без Игоря.
    Рюрикъ же.. размысливъ с мужи своими угадавъ бе бо Святославъ стареи леты и урядився с нимь съступисть ему старешиньства и Киева а собе возя всю Рускую землю (Ипат. 1180)
Казалось бы, какая связь между Бояном XI в., обращающегося к Ингигерде, и Игорем XII в., приехавшим в землю Рюрика. Оказывается всё дело в дате произнесения СПИ, если оно было написано к 25.09.1188, то именно в это время:

    "Тое же неделе [= вс 25.09.1188] отда Рюрикъ дчерь свою Ярославу за Игоревича Святослава в Новъгород Северьскии..." (Ипат.6695)"

Солнце светится в небесах - Игорь князь в земле Рюрика (Киевской волости).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Эпилог

Сообщение Лемурий » 02 окт 2009, 16:39

Изображение
"Игорь едет по Боричеву" Иллюстрация к «Слову о полку Игореве», 1980 (автор -Белоусов Р.Л.)

212 Дѣвици поютъ на Дунаи - вьются голоси чрезъ море до Кіева.
213 Игорь ѣдетъ по Боричеву къ святѣй Богородици Пирогощей
214 страны ради, гради весели!
215 Пѣвше пѣснь старымъ княземъ, а по томъ молодымъ пѣти:
216 Слава Игорю Святъславличю, буй туру Всеволоду, Владиміру Игоревичу!
217 Здрави, князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя плъки!
218 Княземъ - Слава, а дружинѣ - Аминь!
---------
212 Дéвицы поют на Дунаи*, вьются голоса через море до Киева.
213 Игорь едет по Боричеву* к святой Богородице Пирогощей*
214 страны ради, грады веселы!
215 Спевши песнь старым князьям, настал черед молодым петь:
216 Слава Игорю Святославичу, буй-тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу!
217 Здравье, князья и дружина, борющаяся за христиан с погаными полками!
218 Князьям - Слава, а дружине - Аминь!
--------

*Дѣвици поютъ на Дунаи - продолжение строки. Начало: "Копіа поютъ на Дунаи".
"...Покоренная еще во времена Василия II Болгаробойцы Болгария, после нескольких неудачных попыток возвратить себе независимость, свергла византийское иго и в 1186 году образовала так называемое Второе Болгарское царство..."
(А.А. Васильев "История Византийской империи")

*Едет по Боричеву - "...Успенская Пирогощая церковь находилась внизу, на Подоле, на пути к переезду через Днепр на Черниговскую сторону. Человек, едущий по Боричеву взвозу к Пирогощей, покидал Киев, ехал по направлению к Чернигову. "Слава" Игорю провожала князя, приехавшего в Киев просить помощи и возвращающегося к себе домой..."
(Б.А. Рыбаков "Русские летописцы и автор "Слова о полку Игореве", М., 1972, с. 407)

Надо заметить, что после бегства Игоря условия содержания пленных у половцев ухудшились. Половцы выдвинули непомерные условия выкупа и Игорь обратился за помощью к названному "отцу" Святославу, но, видимо, помощь не получил, потому что выкупали пленников Ярослав Черниговский и "княгиня Всеволодова".

"... Половцы, возгордяся сею небывалою победою, прислали к Святославу купцов русских с объявлением, чтобы князи русские шли к ним выручать братьев своих или они по остальных придут. При том прислали роспись, колико за кого окупа прислать, положа цену несносную. И хотя Святослав Игоря хотел выкупить, но половцы его не отдавали прежде, как все молодшие князи и воеводы заплачены будут. Токмо Ярослав, имея много приателей в половцах, собирая половецких пленников, оными своих черниговских, також и княгиня Всеволодова, многих выменяли..."
(В.Н. Татищев История Российская: в 7 т. М. - Л., 1964, т.3, с. 137)

*К святой Богородице Пирогощей страны ради - Игорь едет к церкви Мстислава Великого (см. О выборе Игорем церкви Пирогощей).

Изображение
Радзивиловская летопись. М.382 [1131] (л.164 об.) «В лето 6639. Князь великий Мстиславъ ходи на литву и вземъ полонъ многъ велми, и вратися за ся. В то же лето заложилъ Мстиславъ церковь Святые Богородици Пирогощу»... (Радз. 1131)

Данная сцена - кульминация СПИ. Автор направляет "Ольговича" Игоря к церкви Мстислава Великого, желая прекращения 40-летней усобицы Ольговичей с "Мстиславовым племенем" cтраны ради.

Изображение
Богоматерь (Заступница) Оранта Стена Нерушимая.
Мозаика в конхе центральной апсиды Софийского собора. Киев. 1040-е гг.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Автор "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 09 апр 2011, 10:02

ИзображениеИзображение
Памятник Автору "Слова о полку Игореве" (Переяслав -Хмельницкий, бывший Переяславль)

Завершив перевод, осталось назвать Автора "Слова о полку Игореве".

В ходе перевода мы не раз сталкивались с именем великого книжника и философа Климента Смолятича:
- Духовный отец "Мстиславова племени";
- Выходец "изъ Заруба где теперъ монастырь Терехтемѣрскiй" (ПСРЛ, II, прил. c.27), построенного на месте масштабного капища Тарха Тараховича (Трояна = отца трёх сыновей). Заруб находится близ Переяславля, о потери "среброносных струй" (Солоного и Залозного путей) к которому сокрушается Автор СПИ;
- Представитель Русской Церкви, призывающей петь песни Богу по-новому, "не вливая по словам Господним, вина нового, учения благодатного, «в мехи ветхие», обветшавшие в иудействе", как призывал Иларион (Боян), первый митрополит из Русичей, Климент был вторым...

Аргументов в пользу Авторства Климента Смолятича много см. тему: Автор "Слова о полку Игореве" - Климент Смолятич.

Остановимся на вопросе, а жил ли этот безусловно одарённый и талантливый человек в августе-сентябре 1187 (см. здесь), когда и было написано "Слово о полку Игореве"?

Последние сведения о Клименте есть в 1164 году:
В лето [6672] Приде митрополит Иван в Русь и не хоте его Ростислав прияти, занеже отрядил бяше Ростислав Гюряту Семковича к церкви, хотя оправити Клима [Смолятича] в митрополью. И възвратися опять Гюрята из Олешья с митрополитом и с царевом послом и присла царь дары многы Ростиславу: оксамотъı и паволокы и вся узорочь разноличная. Посол же царев молвяше Ростиславу: "Молвить ти царь аще примеши с любовью благословение от святыя Софья... [далее запись обрывается]" (Ипат. 1164)

После "красного лица" Ростислава, что за "оксамотъı и паволокы и вся узорочь разноличная" поменял свое решение и принял митрополита-грека, Климент остается духовным отцом сыновей Изяслава Мстиславича во Владимире-Волынском. После 1164 года у сыновей Изяслава появляется новое духовное лицо "поп Данила":
...только Поликарп мог с такой подробностью рассказать о своих беседах с князем Ростиславом, какая читается под 6676 годом, или передавать наставления Мстислава Изяславича себе и "попу Данилѣ" о погребении, в случае смерти, брата Мстислава Ярополка под 6678 годом ..."
-----
М.Д. Присёлков "ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв" Спб (1913) 2003, с.199

и посла Мьстиславъ [Изяславич] къ игуменү Поликарпови и къ Данилови, попови своему , веля има ѣхати къ брату Ярополку река има тако: "аще ва Богъ поиметь брата моего, да спрятавше тѣло его, везите же къ святому Феодору".
Прѣстави же ся Ярополкъ сынъ Изяславль мѣсяца марта въ седмыи день, въ день четвертокъ середохрестьноѣ недели, и положиша тѣло его у святаго Феодора, идеже ему отець лежить. (Ипат. 1170)


С другой стороны, мы видим, что на месте заключения ссыльных попов (оз. Лаче, Новгородское княжество) появляется новый "заточник" Даниил.

Изображение
Изображение
Симеоновская летопись. 1378

"...Не лгалъ бо ми Ростиславъ князь: «Лѣпше бы ми смерть, ниже Курское княжение»...Паволока бо испестрена многими шолкы и красно лице являеть..." (Слово Даниила Заточника)

Там же:

"Молеве, княже, ризы ѣдять, а печаль — человѣка" - т.е. его одежды ризы;

"Их же ризы свѣтлы, тѣх рѣчь честна." - т.е. его ризы черны, т.к. он черноризец или схимник, поменявший своё имя.

"Богат возглаголеть — вси молчат и вознесут слово его до облакъ, а убогий возглаголеть — вси на нь кликнуть..." = "Заговорил богатый, — и все замолчали и превознесли речь его до облаков; заговорил бедный, и говорят: «это кто такой?» И если он споткнется, то совсем низвергнут его..." (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл 13, 27-28) - редкая книга в XII веке, токмо великим книжникам церковным доступная.

Подробно в теме: Даниил Заточник

"Слово Даниила Заточника" было адресовано "своему князю" Ярославу Владимировичу, а оный был новгородским князем в года: 1187-1196 и 1197-1199 (1182 по 1184 он был только представителем Всеволода Большое Гнездо в Новгороде).

т.е. в 1187 году, когда писалось "Слово о полку Игореве" Климент Смолятич был ЖИВ.

После 1164 года Климент, понимая что обречен на "Курское княжение" - принимает схиму. Можно даже вычислить в какой год.
По проф. Шлякову: "... пострижения того времени происходили в воскресенье, причем постригаемый получал имя святого, память которого падала на этот день..." (Присёлков 2003:105)

День пророка Даниила (17 декабря) попадал на "неделю" (воскресенье) - 17 декабря 1167 года

Принимая схиму, имея сан "епископа", Климент получал новое имя и сан "пресвитера" - попа, иными словами повторял подвиг своего предшественника Илариона (Бояна).
"...Принятие им [Иларионом] великого ангельского образа - схимы - снимало с него сан епископа и возвращало к презвитерству..." (Присёлков 2003:105)

В 1170 году "своим попом" Мстислава Изяславича мы уже видим ""попа Данилу". Он вместе с Поликарпом, игуменом Киево-Печерского монастыря, который умер в 1182 году и был автором Печерского летописца 1182 года.

Если до 1170 года никакой опалы на Клименты не было, то единственное, за что он мог попасть в ссылку на Лаче озеро, куда потом будут ссылать провинившихся попов, так это за вольное произведение - "Слово о полку Игореве" (1187).
---------------

Дополнительные материалы по Клименту Смолятичу:

:arrow: Иссерлин Е. М. «Моление» Даниила Заточника и «Слово о полку Игореве»: (Лексико-семантич. параллели) //Филол. науки, 1973, № 4, с. 95—103;

:arrow: Зарубин Н. Н. «Слово Даниила Заточника» по редакциям XII—XIII вв. и их переделкам. Л.,1932

:arrow: Никольский Н.К. «О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в.» СПб., 1892.

:arrow: Никольский Н.К. «Материалы для истории древнерусской духовной письменности. К вопросу о неизданном поучении митрополита Климента Смолятича» // ИОРЯС, т. II, Cпб., 1897, кн. 2, с.65-73.

:arrow: Голубинский Е. Е. «Вопросъ о заимствованiи домонгольскими Pусскими отъ Грековъ такъ называемой схедографiи, представлявшей собою у послѣднихъ высшiй курсъ грамотности.» // ИОРЯС, т. IX, Cпб., 1904, кн. 2, с.49-59.

:arrow: Гранстрем Е. Э. Почему митрополита Климента Смолятича называли «философом» // ТОДРЛ, т.25, М. - Л., 1970, с. 20-28
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 43