Здравствуйте , Станислав !
Я готова общаться со всеми участниками форума .Для дальнейшего понятия композиции, я должна рассказать о «старых словесахъ». Потом к этой теме обязательно вернусь .
«Нелепо ли ны бяшеть братие начатии старыми словесы трудны повестей о плъку Игореве…».О каких старых словесах говорит «вещий Боян аще хотяше песнь творите». Текст «Слова…» выстроен по сказочно – мифологической модели . Одна из моделей сказки путешествие героя в тридевятое царство, загробный мир. Сюжет имеет трехчастную композицию:
1)Дорога в иной мир.
2) Приключение в мире мертвых.
3)Дорога назад , обратный путь.
Если собрать шаманские рассказы о своих камланиях, о том, как шаман отправился в поисках души в иной мир, кто ему при этом помогал, как он переправлялся и т. д., и сопоставить их со странствием сказочного героя, то получится соответствие с походом Игоря. Если разделить воображаемое сказочное пространство на «свой» и чужой» мир, мир земной и загробный, землю русскую и половецкую. Можно проследить целое совпадение:
1)Дорога Игоря в землю половецкую«наведе свои храбрыя плъкы на землю половецкую за землю русскую»
2) события в земле половецкой
3) путь Игоря « изъ земли половецкой на землю русскую».
В приведённых случаях имеются величины постоянные и переменные. Меняются названия действующих лиц. Не меняются их действия и функции.
«Старые словеса» - из них построена волшебная сказка и состоит из элементов, восходящих к явлениям и представлениям, имевшим место в доклассовом обществе. В сказке сохранились обряды и мифы так называемых первобытных народов Так объясняется единство композиции мифа, рассказа о загробном путешествии, рассказа шамана, сказки, а в дальнейшем «Слова…» -героической песни. С возникновением феодальной культуры элементы фольклора становятся достоянием господствующего класса, на базе этого фольклора создаются циклы героических сказаний.
Я поставила перед собой задачу выявления постоянных элементов (инвариантов), наличествующих в волшебной сказке и в «Слове…,и не исчезающих из поля зрения при переходе от сюжета к сюжету. Но об этом в следующий раз.